Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыГрупповые формы работы на уроках математики

Групповые формы работы на уроках математики

Скачать материал

Кузьменко Е.П.

                  Групповые формы

организации обучения на уроках математики

 

При организации групповой работу возможен такой вариант, который приучает детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища. Это умение является результатом организованной учителем деятельности ребенка.

                 Работа с задачами

Класс разбит на группы по 4 человека. Называем  эти группы - квадратами.

Каждому квадрату предложена своя краткая запись задачи. На доске записано шесть кратких  записей. Они размещены так, чтобы под каждой из них можно было записать решение.

1.      1 – 24                                                        4. 1 – 36

11 - ? в 3 раза больше           ?                       11- ? на 4 меньше

 


2.      1 – 24                                       ?                 5.  3 по 15

11 - ? в 3 раза меньше                                  4 по 12

 

3.      1 – 36                                    ?                     6.  5 - 15

11 - ? на 4 больше                                         7 -  ?

 

-Мы сегодня на уроке будем работать сообща по группам. Ваша работа – решить задачу. Но прежде чем решить, ее надо составить по краткой записи, затем проанализировать, сформулировать вопросы, найти ответ. При этом вы будете учиться работать быстро, не отвлекаясь. Помогать друг другу. Обращайте внимание на то, как работает ваш товарищ. Если кто-то из вас будет отвечать недостаточно четко, оценка работы группы в целом будет ниже. В каждом квадрате есть свой командир, который  познакомит с порядком работы и распределит работу между товарищами.

Порядок работы:

-рассмотреть краткую запись задачи, выделить в ней основное;

-придумать условие задачи;

-анализировать задачу;

-поставить вопрос и выбрать действие;

-доказать правильность решения;

-назвать ответ задачи.

Квадраты начинают работать. Время, отводимое для работы, доводиться до сведения учащихся.

Групповой отчет происходит таким образом:

1 ученик – рассказывает условие,

2 ученик – анализирует задачу,

3 ученик – выбирает действия и доказывает целесообразность своего выбора,

4 ученик – дает полный ответ.

Высказываются квадраты поочередно. Ученики внимательно следят за ходом решения задачи. А затем к доске выходит представитель другого квадрата и по заданию учителя под краткой записью задачи, решенной другой группой, записывает выражение.

Сначала групповой работы ученики не очень внимательно слушают сотоварища. Но когда поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любой ученик может быть вызван к доске для ответа по задаче другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их.

 

 

 

                                    Разноцветные задачи.

 

Каждому квадрату предлагается своя задача, напечатанная на цветном картоне.

Порядок работы над задачей:

-прочитать задачу;

-составить краткую запись;

-проанализировать и наметить план решения;

-выбрать действия и доказать правильность выбора;

-назвать ответ задачи.

Работают коллективно, записывая решение задачи, комментируют свои действия по очереди. Как только справились с красной задачей, показывают, что уже готовы. Для этого командир поднимает свою карточку. Это знак для других квадратов. Командиры обмениваются задачами. И теперь решают новую желтую  задачу. Решив желтую задачу, квадраты встречаются. Сверяют свои ответы. Если не совпадают ответы, то выслушивают анализ решения, выбор действия. Находят ошибку и оказывают  помощь. А если совпадают ответы, то могут  попросить доказать то или иное действие при решении задачи. Квадраты готовы к решению новых задач. Обмен задачами продолжается.

Группой отчет проходит в форме лотереи, какой цвет вытащил командир, такую задачу и будет у доски объяснять его  команда.

Для работы отобраны следующие задачи из сборника О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой «2500 задач по математике»:

№1-красная

Купили 95 груш. В 4 больших пакетах лежало по 20 груш. В каждом маленьком пакете лежало по 5 груш. Сколько было маленьких пакетов?

 

№2 – синяя

На 6 страницах альбома помещено по 15 почтовых марок, а на 5 страницах –по 18 марок. Сколько всего марок в этом альбоме?

 

№3 – зеленая

На клумбе 16 красных роз, а белых на 12 меньше. Во сколько раз меньше белых роз, чем красных?

 

№4 – желтая

В двух наборах 12 листов цветного картона. Сколько листов цветного картона в 7 наборах?

 

№5 – оранжевая

7 ящиков со сливами весят 35 кг, а 4 ящика с виноградом – 48 кг. На сколько кг легче ящик со сливами?

 

№6 – коричневая

В озере плавало 12 лебедей, а уток в 3 раза больше, чем лебедей. Сколько всего птиц плавало в озере?

Решение задач в такой форме, помогает повторить и закрепить материал более осознанно, в высоком темпе; формировать отношения деловой зависимости в классе в обстановке дружелюбия, поддержки друг друга. Элементы групповой работы вызывают интерес, активизируют познавательную деятельность и имеют большое воспитательное значение.

 

 

 

 

           Математический диктант (парный)

Сейчас проведем математический диктант, в ходе которого повторим нумерацию чисел в пределах 100. Вы будете работать в паре со своим соседом. Задания предлагаю в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого. Работая в паре можно и нужно помогать своему соседе.

Содержание диктанта:

№1 1в. Запиши число 100

       2в. Запиши число, предыдущее этому числу.

 

№2  1в. Запиши число на 1 меньше, чем 60.

        2в. Запиши, сколько в полученном числе десятков.

 

№3  1в. Запиши число на 1 больше, чем 78.

        2в. Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.

 

№4   1в.  Запиши число, состоящее из3 дес. и 6 ед.

         2в. Запиши число, следующее за этим числом.

 

№5   1в. Запиши наибольшее двузначное число.

        2 в. Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых.

 

                                               «Первые шаги групповой формы работы на уроках математики»

                                                                                                                     Н.Ф.Роганова Н.Ш.№2 1990т.

 

Обобщение способов решения выражений помогает карточка – схема:

                 Расскажи о способах решения:

76-4              30-6        

65-40            38+8                      63+25

                                                  97-63

56+2             9+8                        72-28

63+20         16-8                         45-37

 

 49+16

Одной чертой подчеркнуты единицы. Выделенное число не заменяется разрядными слагаемыми

 

При повторении различных способов решения выражений, организуется работу в парах сменного состава. Получив свою карточку, ребенок должен не только решить примеры, но и объяснить  их способ решения.

 

            Литература:

·         1.Л.П.Дашевская «Организация групповой работы при повторении материала по математике» журнал «Начальная школа» №2 1990г.

·         2.Н.Ф.Роганова «Первые шаги групповой работы на уроках математики» Журнал «Начальная школа» №2, 1990 г.                                                                                                             

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Групповые формы работы на уроках математики"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Кузьменко Е.П.

                  Групповые формы

организации обучения на уроках математики

 

При организации групповой работу возможен такой вариант, который приучает детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища. Это умение является результатом организованной учителем деятельности ребенка.

                 Работа с задачами

Класс разбит на группы по 4 человека. Называем  эти группы - квадратами.

Каждому квадрату предложена своя краткая запись задачи. На доске записано шесть кратких  записей. Они размещены так, чтобы под каждой из них можно было записать решение.

1.      1 – 24                                                        4. 1 – 36

11 - ? в 3 раза больше           ?                       11- ? на 4 меньше

 

 

2.      1 – 24                                       ?                 5.  3 по 15

11 - ? в 3 раза меньше                                  4 по 12

 

3.      1 – 36                                    ?                     6.  5 - 15

11 - ? на 4 больше                                         7 -  ?

 

-Мы сегодня на уроке будем работать сообща по группам. Ваша работа – решить задачу. Но прежде чем решить, ее надо составить по краткой записи, затем проанализировать, сформулировать вопросы, найти ответ. При этом вы будете учиться работать быстро, не отвлекаясь. Помогать друг другу. Обращайте внимание на то, как работает ваш товарищ. Если кто-то из вас будет отвечать недостаточно четко, оценка работы группы в целом будет ниже. В каждом квадрате есть свой командир, который  познакомит с порядком работы и распределит работу между товарищами.

Порядок работы:

-рассмотреть краткую запись задачи, выделить в ней основное;

-придумать условие задачи;

-анализировать задачу;

-поставить вопрос и выбрать действие;

-доказать правильность решения;

-назвать ответ задачи.

Квадраты начинают работать. Время, отводимое для работы, доводиться до сведения учащихся.

Групповой отчет происходит таким образом:

1 ученик – рассказывает условие,

2 ученик – анализирует задачу,

3 ученик – выбирает действия и доказывает целесообразность своего выбора,

4 ученик – дает полный ответ.

Высказываются квадраты поочередно. Ученики внимательно следят за ходом решения задачи. А затем к доске выходит представитель другого квадрата и по заданию учителя под краткой записью задачи, решенной другой группой, записывает выражение.

Сначала групповой работы ученики не очень внимательно слушают сотоварища. Но когда поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любой ученик может быть вызван к доске для ответа по задаче другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их.

 

 

 

                                    Разноцветные задачи.

 

Каждому квадрату предлагается своя задача, напечатанная на цветном картоне.

Порядок работы над задачей:

-прочитать задачу;

-составить краткую запись;

-проанализировать и наметить план решения;

-выбрать действия и доказать правильность выбора;

-назвать ответ задачи.

Работают коллективно, записывая решение задачи, комментируют свои действия по очереди. Как только справились с красной задачей, показывают, что уже готовы. Для этого командир поднимает свою карточку. Это знак для других квадратов. Командиры обмениваются задачами. И теперь решают новую желтую  задачу. Решив желтую задачу, квадраты встречаются. Сверяют свои ответы. Если не совпадают ответы, то выслушивают анализ решения, выбор действия. Находят ошибку и оказывают  помощь. А если совпадают ответы, то могут  попросить доказать то или иное действие при решении задачи. Квадраты готовы к решению новых задач. Обмен задачами продолжается.

Группой отчет проходит в форме лотереи, какой цвет вытащил командир, такую задачу и будет у доски объяснять его  команда.

Для работы отобраны следующие задачи из сборника О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой «2500 задач по математике»:

№1-красная

Купили 95 груш. В 4 больших пакетах лежало по 20 груш. В каждом маленьком пакете лежало по 5 груш. Сколько было маленьких пакетов?

 

№2 – синяя

На 6 страницах альбома помещено по 15 почтовых марок, а на 5 страницах –по 18 марок. Сколько всего марок в этом альбоме?

 

№3 – зеленая

На клумбе 16 красных роз, а белых на 12 меньше. Во сколько раз меньше белых роз, чем красных?

 

№4 – желтая

В двух наборах 12 листов цветного картона. Сколько листов цветного картона в 7 наборах?

 

№5 – оранжевая

7 ящиков со сливами весят 35 кг, а 4 ящика с виноградом – 48 кг. На сколько кг легче ящик со сливами?

 

№6 – коричневая

В озере плавало 12 лебедей, а уток в 3 раза больше, чем лебедей. Сколько всего птиц плавало в озере?

Решение задач в такой форме, помогает повторить и закрепить материал более осознанно, в высоком темпе; формировать отношения деловой зависимости в классе в обстановке дружелюбия, поддержки друг друга. Элементы групповой работы вызывают интерес, активизируют познавательную деятельность и имеют большое воспитательное значение.

 

 

 

 

           Математический диктант (парный)

Сейчас проведем математический диктант, в ходе которого повторим нумерацию чисел в пределах 100. Вы будете работать в паре со своим соседом. Задания предлагаю в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого. Работая в паре можно и нужно помогать своему соседе.

Содержание диктанта:

№1 1в. Запиши число 100

       2в. Запиши число, предыдущее этому числу.

 

№2  1в. Запиши число на 1 меньше, чем 60.

        2в. Запиши, сколько в полученном числе десятков.

 

№3  1в. Запиши число на 1 больше, чем 78.

        2в. Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.

 

№4   1в.  Запиши число, состоящее из3 дес. и 6 ед.

         2в. Запиши число, следующее за этим числом.

 

№5   1в. Запиши наибольшее двузначное число.

        2 в. Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых.

 

                                               «Первые шаги групповой формы работы на уроках математики»

                                                                                                                     Н.Ф.Роганова Н.Ш.№2 1990т.

 

Обобщение способов решения выражений помогает карточка – схема:

                 Расскажи о способах решения:

76-4              30-6        

65-40            38+8                      63+25

                                                  97-63

56+2             9+8                        72-28

63+20         16-8                         45-37

 

 49+16

Одной чертой подчеркнуты единицы. Выделенное число не заменяется разрядными слагаемыми

 

При повторении различных способов решения выражений, организуется работу в парах сменного состава. Получив свою карточку, ребенок должен не только решить примеры, но и объяснить  их способ решения.

 

            Литература:

·         1.Л.П.Дашевская «Организация групповой работы при повторении материала по математике» журнал «Начальная школа» №2 1990г.

·         2.Н.Ф.Роганова «Первые шаги групповой работы на уроках математики» Журнал «Начальная школа» №2, 1990 г.                                                                                                             

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 694
    • DOCX 20 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузьменко Елена Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузьменко Елена Павловна
    Кузьменко Елена Павловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 48432
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 206 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 444 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек