Инфоурок Другое Другие методич. материалыГротеск как основной сатирический прием в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина

Гротеск как основной сатирический прием в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина

Скачать материал

РАБОТА С ПОНЯТИЕМ «ГРОТЕСК» В  7 КЛАССЕ

(ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА)

I. Актуализация знаний

1. Учитель говорит ученикам о том, что им известно такое средство художественной выразительности, как гипербола, и просит напомнить её функцию. Здесь можно вспомнить об употреблении гиперболы в произведениях устного народного творчества. Ученики выделяют гиперболу и объясняют функции использования в тексте (повторение за 3–5-й классы).

2. Практическая работа: в указанном учителем отрывке из сказки Салтыкова-Щедрина  ученики находят примеры использования гиперболы. Примеры записываются в тетрадь в одну колонку.

II. Формирование понятия о гротеске

1. Во вторую колонку учитель вместе с учениками записывает примеры гротеска, не комментируя записи. Пример записи:

Гипербола

Гротеск

1.Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

1. Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить.

2. Встал мужчина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стрекоча, но они так и закоченели, вцепившись в него.

2. Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил.

3.Пришёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит. "Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую" - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.

3. Генералы были уверены, что «булки в том  самом виде родятся, как их утром к кофею подают»

Ученики сами сравнивают примеры гиперболы и гротеска и определяют их сходства и отличия.

2. Запись и осмысление опорного конспекта.

Задание. Ученики самостоятельно ищут в тексте примеры использования гиперболы и гротеска, обосновывают и дополняют записи в таблице. Затем они знакомятся с определением понятия.

Гротеск — тип художественной образности, основанной на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

Роль гротеска: средство сатирического изображения явления, характеров; помогает раскрыть противоречия в реальном мире; создает особый гротескный мир — мир отклонения от нормы, неестественный, абсурдный.

III. Применение полученных знаний в новых ситуациях, выполнение творческих заданий

1. Введение в текст гиперболы и гротеска: учитель раздаёт карточки с напечатанным отрывком из сказки , где пропущены гипербола и гротеск. Нужно ввести в текст гиперболические или гротескные детали, создающие картину в стиле Салтыкова-Щедрина  Примечание для учителя: можно использовать любой текст; в этом случае задание остаётся прежним, но задача — передать стиль автора — приобретает иную степень сложности.

2. Сочинение-миниатюра (возможно в качестве домашнего задания) «Случай из жизни» с введением гиперболы и гротеска. Цель: создать через детали, ситуацию особый (гротескный) авторский мир.

3. Найдите в сказке эпизод, соответствующий иллюстрациям М.Черемных и Н.Муратова. Сопоставьте графическое и словесное изображения:

а) в чём проявляется близость гротесково-комического мироощущения художников и писателя?

б) какими художественными приёмами и средствами художник и писатель создают гротескный мир?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Гротеск как основной сатирический прием в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 189 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.02.2020 303
    • DOCX 16.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фроленков Владимир Владимирович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73849
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек