РАБОТА С ПОНЯТИЕМ «ГРОТЕСК» В 7 КЛАССЕ
(ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА)
I.
Актуализация знаний
1.
Учитель говорит ученикам о том, что им известно такое средство художественной
выразительности, как гипербола, и просит напомнить её функцию. Здесь можно
вспомнить об употреблении гиперболы в произведениях устного народного
творчества. Ученики выделяют гиперболу и объясняют функции использования в
тексте (повторение за 3–5-й классы).
2.
Практическая работа: в указанном учителем отрывке из сказки
Салтыкова-Щедрина ученики находят примеры использования гиперболы. Примеры
записываются в тетрадь в одну колонку.
II.
Формирование понятия о гротеске
1.
Во вторую колонку учитель вместе с учениками записывает примеры гротеска, не
комментируя записи. Пример записи:
Гипербола
|
Гротеск
|
1.Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде,
поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.
|
1. Мужичина до того изловчился, что стал даже в
пригоршне суп варить.
|
2. Встал мужчина:
видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стрекоча, но они так и закоченели, вцепившись в него.
|
2.
Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и
немедленно проглотил.
|
3.Пришёл
генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит. "Вот кабы этакой-то рыбки да
на Подьяческую" - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.
|
3.
Генералы были уверены, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к
кофею подают»
|
Ученики сами сравнивают примеры гиперболы и гротеска и определяют
их сходства и отличия.
2.
Запись и осмысление опорного конспекта.
Задание.
Ученики самостоятельно ищут в тексте примеры использования гиперболы и
гротеска, обосновывают и дополняют записи в таблице. Затем они знакомятся с
определением понятия.
Гротеск — тип художественной образности, основанной на
фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического
и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического,
правдоподобия и карикатуры.
Роль гротеска: средство сатирического изображения
явления, характеров; помогает раскрыть противоречия в реальном мире; создает
особый гротескный мир — мир отклонения от нормы, неестественный, абсурдный.
III.
Применение полученных знаний в новых ситуациях, выполнение творческих заданий
1.
Введение в текст гиперболы и гротеска: учитель раздаёт карточки с напечатанным
отрывком из сказки , где пропущены гипербола и гротеск. Нужно ввести в текст
гиперболические или гротескные детали, создающие картину в стиле
Салтыкова-Щедрина Примечание для учителя: можно использовать любой текст; в
этом случае задание остаётся прежним, но задача — передать стиль автора —
приобретает иную степень сложности.
2.
Сочинение-миниатюра (возможно в качестве домашнего задания) «Случай из жизни» с
введением гиперболы и гротеска. Цель: создать через детали, ситуацию особый
(гротескный) авторский мир.
3.
Найдите в сказке эпизод, соответствующий иллюстрациям
М.Черемных и Н.Муратова. Сопоставьте графическое и словесное
изображения:
а)
в чём проявляется близость гротесково-комического мироощущения художников и
писателя?
б)
какими художественными приёмами и средствами художник и писатель создают
гротескный мир?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.