Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЕДИНЫЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЕДИНЫЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.

Скачать материал

Г.А. Кнашина

Политехнический колледж корпорации «Казахмыс»


ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДУАЛЬНОЕ

ОБУЧЕНИЕ – ЕДИНЫЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.

 

Мақалада дуалдық білім беру барысында студенттің азаматтық  позициясын және жеке бас тұлғасын қалыптастыру үшін  еңбек ұжымының  тәрбие беру потенциалын қолдану туралы мәселе қарастырылған. Автор дуалды жүйемен оқытудың болашақ маманның жеке тұлға болып қалыптасуындағы тиімділігін  көрсетеді.

 

В статье рассматривается вопрос  об использовании воспитательного потенциала трудового коллектива для формирования личности и гражданской позиции студента при системе дуального обучения. Автор указывает на преимущества дуальной системы обучения с точки зрения воспитания личности будущих специалистов.

 

В процессе формирования личности конкурентоспособного, компетентного специалиста - профессионала важнейшую роль играет профессиональное воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессиональной деятельности и связанными с нею социальными функциями. Профессиональное воспитание студентов выступает в колледже как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанный с овладением квалификации и воспитанием профессиональной этики, выработкой умения общаться и взаимодействовать с людьми самого разного статуса в многообразных обстоятельствах.

     В результате профессионального воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности как трудолюбие, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, творческие способности и другие качества, необходимые гражданину и специалисту в соответствии с его специализацией.

Тема взаимодействия предприятия и образования стала активно обсуждаться в последние годы. В настоящий момент вопрос консолидации усилий по подготовке высококвалифицированной рабочей силы приобрел приоритетное значение. Работодателям в рыночной ситуации нужны работники, которые характеризуются адаптивностью, умением и желанием учиться, способные решать проблемы, работать с информацией, быстро осваивать новые технологии, работники, "мотивированные" на карьеру, готовые брать на себя ответственность и самостоятельно принимать решения.

На сегодняшний день техническое и профессиональное образование (ТиПО) занимает значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества.  В условиях, когда наблюдается повышенная мотивация к получению образования, увеличивается число колледжей: только в Карагандинской области насчитывается около 70 колледжей. По статистике  – 65 % молодежи имеют или получают образование в учебных заведениях ТиПО.

Техническое и  профессиональное образование более практикоориентированное по сравнению с высшим образованием, что делает выпускников средних профессиональных образовательных учреждений  конкурентоспособными на рынке труда. Востребованность рабочих специальностей на предприятиях будет возрастать в связи с реализацией государственных и отраслевых программ.

Однако наряду с высокой профессиональной квалификацией молодые специалисты должны обладать целым рядом социально значимых качеств и навыков. Динамика социальных процессов требует от современных молодых работников умения адаптироваться в новых ситуациях, творчески и ответственно подходя к решению социальных, психологических, нравственных, правовых и бытовых проблем. Не секрет, что именно поэтому работодатели (особенно в частном секторе) предпочитают брать на рабочие вакансии молодых людей, имеющих высшее образование, поскольку современные рабочие должны иметь развитую трудовую мотивацию, обладать высоким уровнем правосознания и правовой культуры, уметь конструктивно разрешать возникающие в быту и на производстве конфликты, быть толерантными к социальным и национальным различиям, вести здоровый образ жизни (в частности, не употреблять психоактивные вещества). Все эти качества и навыки являются результатом воспитания, успешной социализации, приобретения позитивного социального опыта.

Вместе с тем функционирование и развитие ТиПО сопряжено с наличием серьезных проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современного этапа деятельности образовательной системы. Одной из проблем развития среднего профессионального образования выступает проблема воспитания в системе ТиПО.

Низкий статус, непрестижность учреждений ТиПО в совокупности со спецификой контингента студентов (дети из неблагополучных семей, социальные сироты, неуспеваюшие ученики и др.) предопределяют возникновение крайне негативного явления, обусловленного так называемым «жизненным сценарием неудачника». Для большинства студентов этих учебных заведений поступление в колледж не является результатом осознанного выбора профессии, личного желания – напротив, оно зачастую вынужденное.  В такой ситуации факт обучения в колледже воспринимается личностью как еще одно подтверждение его жизненного неуспеха, и, соответственно, учебная деятельность не подкрепляется внутренним мотивом. Эту проблему – нежелание учиться и осваивать профессию – отмечают как одну из наиболее существенных педагоги, организаторы воспитательной работы в учреждениях  ТиПО.  Для ее решения недостаточно только обеспечить учебный процесс необходимыми материалами и оборудованием, квалифицированными кадрами мастеров производственного обучения. Проблема глубже – и решать ее надо целенаправленной воспитательной работой по формированию у студентов жизненных целей и смыслов, для реализации которых именно освоение профессии, повышение профессионального мастерства является необходимым средством и условием. Нормальное желание каждого человека – быть материально обеспеченным, пользоваться уважением окружающих людей – должно быть увязано в сознании студентов с получением профессии и последующей реализацией себя в ней. В решении данной задачи очень положительный эффект дает дуальная система обучения. Включение студента в трудовой процесс, в жизнь производственного коллектива не только меняет его положение в обществе, но становится одной из важнейших жизненных вех. Высоко проявленная активная жизненная позиция является гражданским отношением к жизни, которое воплощается в чувства собственной социальной значимости, ответственности, идейной убежденности, общественной активности. Практика показывает, что многие студенты, которые имели низкие показатели по теоретическому обучению, на производственной практике показывают отличные результаты, быстро вливаются в трудовой коллектив. При дуальной системе обучения у нас появляется возможность приобщения студентов к трудовой практике с 1 курса, что положительно отражается в процессе социализации личности. Дуальная система обучения создает благоприятные условия для успешной адаптации выпускников к среде производственной, поскольку расширяет пространство профессиональ­ной адаптации за счет свободного доступа студентов к производственным тех­нологичным ресурсам, лабораторно-производственной базе, активизирует про­цесс формирования инструментальных и профессиональных компетенций, сти­мулирует творческую самореализацию будущих специалистов за счет ясной перспективы дальнейшего трудоустройства и карьерного роста. Если к этому добавить воспитательный компоненты как активное погружение воспитанников в лучшие традиции трудового коллектива через различные совместные мероприятия, по­вышение влияния трудового коллектива на формирование лично­сти будущего специалиста через систему наставничества, применение принци­па преемственности в организации передачи трудового опыта, развитии и за­креплении навыков профессиональной деятельности, то мы получим коллосальный результат. На протяжении 3 лет в нашем колледже сложи­лась гибкая система мероприятий, направленных на поддержание и улучшение качества подготовки специалистов: «День наставника», «Чествование трудовых династий металлургов»; конкурсы и соревнования с участием наставников с производства, конкурс «Лучший по профессии»; активное участие студентов в организации и проведении профессиональных праздников «День энергетика», «День металлургов» и др. Такая актуализация воспитательных возможностей трудовых коллективов, как значимого фактора формирования и развития граж­данской позиции студентов, направлена на обеспечение взаимосвязи с социальными партнерами для повышения эффективности профессионального образо­вания, удовлетворения спроса на новые компетенции специалистов, реализа­цию социально-экономической и трудовой политики, основанной на интересах всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЕДИНЫЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Мақалада дуалдық білім беру барысында студенттің азаматтық  позициясын және жеке бас тұлғасын қалыптастыру үшін  еңбек ұжымының  тәрбие беру потенциалын қолдану туралы мәселе қарастырылған. Автор дуалды жүйемен оқытудың болашақ маманның жеке тұлға болып қалыптасуындағы тиімділігін  көрсетеді.

 В статье рассматривается вопрос  об использовании воспитательного потенциала трудового коллектива для формирования личности и гражданской позиции студента при системе дуального обучения. Автор указывает на преимущества дуальной системы обучения с точки зрения воспитания личности будущих специалистов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 507 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 356
    • DOCX 28.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кнашина Гульсим Амантаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кнашина Гульсим Амантаевна
    Кнашина Гульсим Амантаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5656
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Великие музыканты и композиторы: произведения, биография, стиль

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист по проверке и обслуживанию автотранспортных средств

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию

Руководитель центра дистанционного информационно-справочного обслуживания

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе