I.
Оргмомент
II.
Переход к изучению
нового материала
«...
война шла к концу. Кольцо войск Севера смыкалось вокруг столицы Конфедерации
Ричмонда. В ночь на 3 апреля 1865 г. этот последний оплот плантаторов Юга был
объят паникой. Правительство бежало еще днем. Всю ночь на улицах не смолкал
грохот повозок. Брошенные чемоданы и сундуки валялись прямо на мостовой... А
утром по улице медленной рысью ехал цветной кавалерийский полк. Перед ними в
искрящихся облаках дыма вставало разоренное гнездо мятежа, к которому армия
северян стремилась 4 года. ... солдаты шли к центру города. Ричмонд пал. ...
Солдаты спустили флаг Конфедерации и подняли вверх американский флаг... На
улицах негры, крича, сжигали помосты, на которых продавали в рабство, плети
надсмотрщиков, ... кольца, которыми цветных приковывали к столбу, чтобы
разжечь под ними костёр. 9 апреля было подписано перемирие. Так фактически
закончилась самая страшная национальная трагедия в истории США – Гражданская
война, унесшая жизни около 650 тыс. американцев.»
Отрывок
из повести «Черный ураган», Л. Рубинштейн.
III.Цели и мотивация
Перед
началом изучения новой темы ответьте: Что, на ваш взгляд, мы должны узнать,
выяснить?
Да,
сегодня на уроке мы узнаем - почему началась Гражданская война в США.
Определим, что послужило поводом к войне. Попытаемся выяснить, что способствовало
победе Севера над Югом. Каковы были итоги войны.
IV.
План изучения нового
материала
На
слайде вы видите план нашего урока. Запишите его себе в тетрадь.
V.
Изучение нового
материала
Обратите
внимание на картину. Что изображено на ней? Что подразумевается под
«американской мечтой»?
Действительно,
в основе «американской мечты» лежат всевозможные права и свободы. Север
Америки жил и развивался основываясь на этой доктрине. Ситуация на Юге
складывалась по другому.
В
то время как промышленный Север становился богаче (там появились крупные
предприятия, строились ж/д, каналы, жило большинство населения), Юг оставался
аграрным, использовал непроизводительный труд рабов и всё более отставал,
задерживал развитие капитализма в стране.
Обратите
внимание на таблицу. Ответьте на вопрос: Какие преимущества для Севера
вытекают из каждого пункта таблицы?
Однако
управление страной по-прежнему находилось в руках плантаторов. Это вызывало
недовольство на Севере, прежде всего у буржуазии. Имея больше средств,
рабовладельцы покупали большие и лучшие участки, затрудняя покупку земли
простым фермерам. Фермеры стали требовать запрещения рабства на новых
территориях. Между сторонниками и противниками рабства начались вооружённые
стычки.
Итак,
делаем вывод, что в основе причин, которые привели США к Гражданской войне,
лежало сохранение рабства.
Ряды
противников рабства множились. В 1854 году они объединились в республиканскую
партию. Объясните почему?
В
1860 году события стали развиваться с нарастающей быстротой. 6 ноября
состоялись президентские выборы, на которых победила республиканская партия,
и Авраам Линкольн был избран президентом. Обратите внимание на слайд, где
он изображен.
Эта
победа на выборах послужила для рабовладельцев сигналом к действию. Еще до
выборов общественность Юга, предвидя подобный исход, широко обсуждала
возможность отделения южных штатов. Южная Каролина первой осуществила
отделение – 20 декабря 1860 г. она заявила о своем выходе из США, затем – еще
10 штатов. 4 февраля 1861г. отделившиеся штаты образовали рабовладельческое
государство – Конфедерацию Американских Штатов со столицей в Ричмонде (штат
Виргиния). Ее президентом стал Джефферсон Дэвис. Его портрет на слайде.
Раскол
страны стал фактом, это и был повод к войне.
Авраам
Линкольн, вступая на пост президента 4 марта, заявил, что его правительство
не собирается отбирать рабов у южан и не будет нападать на Конфедерацию, если
только она не атакует первой. Но именно так и произошло. 12 – 14 апреля 1861
г. войска Южной Каролины обстреляли и захватили находившийся на территории
штата форт Самтер, оставшийся верным Союзу. Линкольн тут же объявил о призыве
в армию Севера 75 тыс. добровольцев. А в Конфедерации еще 6 марта был начат
набор 100 тыс. добровольцев. Так началась Гражданская Война.
Обратите
внимание на слайд, где в виде таблицы указаны воюющие стороны, их столицы,
лидеры и главнокомандующие. Запишите эту информацию себе в тетрадь.
Страна
фактически разделилась на две неравные части. На следующем слайде это
наглядно изображено.
Используя
карту ответьте: сколько штатов отделилось?
И
Север и Юг были уверены в своей быстрой победе, но война длилась 4 года.
Казалось, что шансов на скорую победу у северян больше: в северных штатах
проживало 23 млн. человек, на Юге – только 9 млн., из них 3.5 млн. – рабы.
Промышленность на Юге была развита слабее. Главные надежды южане возлагали на
помощь Англии и Франции, заинтересованных в американском хлопке. Каждая
сторона рассчитывала на молниеносный ход войны. Но жизнь распорядилась иначе.
С обеих сторон армиями руководили талантливые военачальники: Улисс Грант у
северян и Роберт Ли у южан. Их портреты и исторические справки вы видите на
слайдах.
Помощь
северянам оказала Россия, заинтересованная в существовании единых сильных
США, противостоящих Англии и Франции, которые были ее соперниками. Осенью
1863 г. 2 русские эскадры прибыли в Нью-Йорк и Сан-Франциско. Поскольку война
приняла затяжной характер, правительство Линкольна перешло к решительным
мерам, к войне «по-революционному», т.е. более решительной и
бескомпромиссной. Чтобы обеспечить перелом в ходе войны в пользу Севера, А.
Линкольн проводит ряд мер. Обратите внимание на слайд.
Какие
цели преследовал Линкольн издавая этот закон?
Следующим
на очереди был закон об отмене рабства. Его основные положения представлены
на слайде.
Как
повлиял на исход войны этот закон?
Действительно,
этот закон стал завершающим штрихом в победе Севера.
Победа
далась северянам ценой тяжелых потерь. За всю историю США не гибло такое
количество её граждан. На слайде представлена таблица потерь южан и северян.
Как
видно из таблицы, число жертв шло на сотни тысяч.
Самостоятельно
заполнить таблицу «Гражданская война в США 1861 – 1865 гг.» используя текст
учебника стр. 133 – 135.
Гражданская
война сыграла роль буржуазной революции. Открылись большие возможности для
дальнейшего развития процесса модернизации.
VI Домашнее задание:
• Параграф 13 читать, самостоятельно «США в конце XIX - начале XX вв.» в
учебнике С.138-141
• Рабочая тетрадь С. 58, задание 10-12 (даты, термины
и понятия).
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.