Волкова Мария, студентка 501 гр.
В.В. Левашкина, преподаватель иностранного языка
ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М.
Горького
Грамматика как средство формирования правильного
речевого общения
Обучать
грамматике иностранного языка – значит формировать специфичные для данного
языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно
складывались определенные грамматические знания и умения. Для реализации этой
грамматической цели необходимо рассматривать обучение грамматике не как
самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения,
словообразования, словорасположения, т.е. как средство овладения способами
структурного оформления речи.
Изучение
грамматики иностранного языка в школе имеет огромное практическое и
образовательно- воспитательное значение. Практическая задача обучения
грамматике состоит в том, чтобы обеспечить ученикам овладение грамматическим
строем языка, то есть грамматическим материалом, необходимым для выражения
мыслей в устной и письменной формах и понимании их при чтении и аудировании.
В изучении
каждого языка грамматика играет очень важную роль как средство, с помощью
которого язык приобретает четкий, осмысленный характер. Поэтому грамматика
иностранного языка составляет одну из основных частей курса обучения этому
языку во всех классах средней школы.
Практическое
значение грамматики особенно отчетливо выступает на средней ступени обучения,
где учащимся приходится чаще самостоятельно сталкиваться с новыми для них
немецкими текстами. В этих случаях грамматические явления служат основными
опорными пунктами, позволяющими учащимся начать расшифровку текста и, установив
связи между отдельными членами предложения, добиться понимания общего
содержания текста, даже если не все слова ему знакомы.
Общеобразовательное
значение грамматики велико и состоит в том, что она расширяет лингвистический
кругозор учащихся. Выявление всех особенностей, отличающих грамматику одного
языка от грамматики другого, дает возможность учащемуся сопоставить факты
родного языка с фактами иностранного языка, выделить сходные и различные черты
обоих языков. Грамматика иностранного языка, таким образом, позволяет учащемуся
значительно глубже вникать в грамматику своего родного языка, тем самым,
способствуя лучшему его осознанию. Работа над грамматикой развивает логическое
мышление школьников, их наблюдательность, способность анализа и синтеза,
увеличивает объем памяти.
Обучение
грамматике немецкого языка имеет свои трудности и проблемы. С одной стороны,
родственность грамматического строя немецкого и русского языков обнаруживается
в наличии ряда сходных грамматических категорий, как падеж, число, лицо, время.
С другой стороны, в немецком языке существуют явления, которых нет в русском
языке. Так, например, на род существительных в немецком языке указывает
употребляемый перед ними определенный артикль. Чтобы преодолеть эти трудности,
на уроке необходимо четко соблюдать методику работы над грамматикой. При
предъявлении грамматического материала необходимо соблюдать следующие этапы:
1.
ознакомительно
– подготовительный – он связан с ознакомлением учащихся с новым грамматическим
материалом;
2.
этап
автоматизации – выработка грамматического навыка;
3.
выработка
речевых грамматических умений при выполнении завершающих упражнений; (языковые
и речевые грамматические навыки и умения начинают функционировать в составе
сложных систем речевых умений)
К грамматике
должно быть постоянное внимание, т.е. на каждом уроке, а сформированные на
уроке грамматические навыки и умения должны поддерживаться на всех занятиях в
ходе выполнения разнообразных упражнений, а также при организации
самостоятельной работы.
1.
http:/ www.edu.ru – Федеральный сайт
Российского образования
2.
http:/ www.edu.km.ru – Образовательные
проекты
3.
http:/ www.festival.1.September.ru – Сайт
педагогических идей «Открытый урок».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.