Инфоурок Математика Другие методич. материалыГрафическое решение квадратных уравнений

Графическое решение квадратных уравнений

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Усть – Вельская средняя общеобразовательная школа №23»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графическое решение квадратных уравнений

 

Конспект урока по предмету «алгебра»

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Автор Сопова Нина Васильевна,

                                                         учитель математики

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний путем творческого поиска и решения проблемных вопросов и ситуаций.

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с графическим методом решения квадратных уравнений;

научиться применять его на практике.

Развивающие:

развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение.

Воспитательные:

формирование умений работать в микро группах,

способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от

интеллектуального труда.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Используемые технологии: системно - деятельностный подход, проблемное обучение, развивающее обучение.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная,

фронтальная, коллективная.

Структура урока:

       I.            Организационный момент.

    II.            Актуализация знаний.

 III.            Постановка проблемы.

 IV.            Открытие новых знаний.

    V.            Физкультминутка.

 VI.            Формирование умений и навыков.

VII.            Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.               Организационный момент.

                  Эпиграф к уроку:

                                                                              «Наиболее глубокий след оставляет то,

                                                                                        что тебе удалось открыть самому»

                                                                                                                    Дж. Пойа

Итак, приступим к открытиям!

На магнитной доске составлена схема

 

ax2 + bx + c,
a ≠ 0
,у = ax2 + bx +c,             а≠0
,ax2 + bx + c = 0
,ax2 + bх + c = p      

,ax2 + bx + c ≤ 0
 

 

 

 

 

 

 

 

 


                               

         ( Центральный  лепесток перевернут обратной стороной. Он переворачивается после ответов  учащихся).

Работа со всем классом:

ü  Что объединяет все эти четыре лепестка? – квадратный трехчлен

ü  Что такое квадратный трехчлен?

ü  Итак, центральное место мы сегодня отводим квадратному трехчлену и его новому использованию в различных заданиях.

ü  В заданиях, какого вида встречается квадратный трехчлен?

ü  Какой вид заданий мы умеем уже выполнять? (строить график квадратичной функции)

 II.     Актуализация знаний.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

Работа у доски:

1ученик:  Построить график функции . Найти нули функции, дать определение нулей функции, (с доски график после ответа не стирать).

2ученик:  Квадратичная функция задана формулой .  Найдите:

а)  значение коэффициента b, если известно, что прямая х = 3 является осью симметрии параболы; б) найдите наибольшее значение функции; в) постройте график этой функции (график не стирать с доски после ответа).

Индивидуальная работа: выполнить тест на листочках (несколько человек)

1.   Найдите координаты вершины параболы

А. (2; - 7)    Б. (- 2; 24)   В. (2; 25)

      2.  Чему равно наибольшее значение функции, заданной формулой ?

            А.  5           Б.  7              В.  – 7

      3.   Функция задана формулой . На каком из рисунков изображен ее      график?

           А.            у                                     Б.             у                                 В.                         у

 

                              

                                          1                           х                    -1   0                  х                                      1

                                                                                                                                   -3     0          х          

                         -3                                                           -3                                                            

      4.   Выделите квадрат двучлена из квадратного трехчлена

             А.      Б.          В. 

      5.   Квадратичная функция задана графически. Что можно сказать о коэффициентах соответствующего квадратного трехчлена?

                 у                                       А. 

                                                         Б.  

                                                        В.  

               0                       х

 

 

      6.    График функции  проходит через точку  А(- 4; 51). Найдите значение параметра b.

             А. – 8           Б.  8             В.  – 12                                                                                                      

 

Работа с классом:

Ø  Дайте определение квадратичной функции;

Ø  От чего зависит направление ветвей параболы?

Ø  Как найти координаты вершины параболы?

Ø  Работа устно с отпечатанными листами (у каждого на парте)

 

1.   Найдите абсциссу вершины параболы

2.   Укажите график функции .

 


   у                                            у                                                       у                               у

                                               

 

          1                                                                                                           1                                         1

           0            2                  х            0          2                    х                    - 2        0            х                     - 2      0           х

                                                          -1               

                                   

а)                                   б)                                         в)                                          г)                                    

Почему не выбрали графики под буквами а) и г)?

3.      Задайте формулой функции, графики которых изображены на рисунке, если они получены из графика функции у = 2х2? (ответы: 1. ;

2.  ;     3.   ;   4.  )

                         у                       I

                         4

       IV

                             1

                 - 1                                     х

                        0                        3

               II                               III

                 - 3                               

 

 

Проверка отвечающих у доски.

                        III.            Постановка проблемы. 

Решите уравнения:  ,    

Сможем ли решить последнее уравнение? В чем затруднения?

Возникает проблема:  как решить полное квадратное уравнение?

Чем является левая часть этого уравнения? (квадратным трехчленом).

Какая изученная тема может помочь нам в этом вопросе?

Как предлагаете назвать тему урока?

Запишем в тетрадях тему урока: Графическое решение квадратных уравнений.

Наша задача? (научиться решать квадратные уравнения графическим способом)

 

IV.            Открытие новых знаний.

Рассмотрим уравнение . Его можно решить графически несколькими способами.

Используя наши знания о некоторых функциях и их графиках поработайте в группах (по 4 человека) и предложите  способы решения этого уравнения.

1.  

   y                                                     2. 

                                                                  3.                                                                     

                                                     4.  

               - 1      0            3                 х                      

                                  

 

 

Каждая группа показывает свое решение (на доске записывают преобразованное уравнение). Сверяются ответы, и показывается презентация. На магнитной доске дальше составляется схема

Какой из способов вам понравился больше всего?

А теперь в парах решите одно уравнение (на карточке записаны 7 уравнений, все пары решают разные уравнения – каждой паре отмечено галочкой уравнение, которое надо решить.  Для более подготовленных ребят – уравнения под № 5; 6).

1.  

2.  

3.  

4.  

5.  

6.  

7.  

Проверка корней уравнений на слайде (если уравнение решено, верно, то рядом с ответом ставим «+», и знак « - » если решено неверно).

1)  

2)  

3)  

4)  

5)  

6)  

7)  

Вопросы по решению уравнений:

·         Какой наиболее рациональный графический способ можно предложить для решения уравнения ?

·         Используя график квадратичной функции, скажите, сколько корней может иметь квадратное уравнение № 4, № 1, № 3?(из устной работы на отпечатанных листах под цифрой 3). 

·         Как вы думаете, любое ли квадратное уравнение можно решить графическим способом? Почему?  - не всегда пересекаются графики в хороших точках; большие коэффициенты (иллюстрируют графики, которые были построены на доске в начале урока).

    V.            Физкультминутка.

 VI.            Формирование умений и навыков.

Графические способы решения квадратных уравнений красивы и приятны, но не дают 100% гарантии решения любого квадратного уравнения и занимают достаточно много времени. Поэтому существуют еще несколько способов решения таких уравнений, которые мы будем изучать позже. И все- таки один из способов мы можем использовать уже сейчас. Вернемся к уравнениям, которые вы решали самостоятельно в парах (карточки на столах у каждой пары). Я могу решить любое из этих уравнений устно. Называйте номер уравнения, а я буду называть корни этого уравнения.

·         Какое условие подметили в этих уравнениях?

·         Чему равна сумма коэффициентов в каждом уравнении?

·         Какое число является корнем каждого из них?

·         Как получается второй корень уравнения?

·         Сделайте вывод о решении такого вида уравнений.

Если в уравнении

,  то      

Это одно из свойств  квадратного уравнения.

·         Решите устно уравнения:

 (последнее уравнение не подходит)

Во многих так называемых задачах повышенной трудности «торчат уши квадратного трехчлена». И в этих случаях как никогда лучше использовать графический метод решения уравнений.

·         Может кто-то из вас попробует выполнить задание из вступительных экзаменов в учебные заведения?

Задание:

При каких значениях параметра р  уравнение      не имеет решений?

С остальными выполняется №522 – один учащийся работает у доски.

При каких значениях р уравнение :

а) не имеет корней;

б) имеет один корень;

в) имеет два корня?

Кто из отважных поступил в учебное заведение, я скажу на следующем уроке.

VII.            Итог урока.

ü  Что нового сегодня узнали на уроке?

ü  Перечислите способы графического решения квадратного уравнения (по карточкам на магнитной доске)

ü  Сколько корней может иметь квадратное уравнение?

ü  С каким свойством квадратного уравнения вы познакомились?

ü  Так как квадратный трехчлен таит в себе еще много загадок, то и д/з вам зашифровано.

Домашнее задание:

1)   Решив уравнение  найдите сумму корней этого уравнения – это будет первая цифра домашнего номера;

2)   Решив второе  уравнение  положительный корень уравнения покажет вторую цифру домашнего номера;

3)      Сложите полученные две первые цифры – это будет третья цифра домашнего номера.(№516)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Графическое решение квадратных уравнений"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок является уроком изучения нового материала, на котором рассматриваются различные способы решения квадратного уравнения графическим способом. Обучающиеся повторяют алгоритм построения графика квадратичной функции, формулируют тему и цель урока, и в ходе групповой работы самостоятельно предлагают свои способы решения полного квадратного уравнения графическим способом. С помощью системы вопросов учащиеся выдвигают гипотезу о свойстве квадратного уравнения(сумма коэффициентов квадратного уравнения), позволяющему решать устно некоторые квадратные уравнения. Домашнее задание предлагается в зашифрованном виде.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 499 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 664
    • DOCX 262.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сопова Нина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сопова Нина Васильевна
    Сопова Нина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 9
    • Всего просмотров: 5910
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 330 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 535 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека