Махонько Е.А.
Учитель музыки
1 класс
1 четверть
4 урок
Тема урока
«Краски осени».
Цели:
Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний
учащихся на основе восприятия родной природы; углубить и расширить понятие
«прекрасное в поэзии и музыке».
Задачи:
-
Воспитательная – формирование любви к красоте родного края через
творчество русских и зарубежных композиторов, поэтов.
-
Образовательная – знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди,
русского композитора П.И.Чайковского, ; с русским народным творчеством.
-
Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма; развитие
умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
-
Формировать у детей способность к репродуктивному воспроизведению.
Тип
урока: углубление и расширение темы, обобщение.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и
зрительной наглядности.
Форма
работы: групповая, индивидуальная.
Технология:
интегрирование музыки, живописи, литературы.
Оборудование:
-Портреты
композиторов П.И.Чайковского, А.Вивальди.
-ПК
-Проектор.
-Оборудование
для качественного воспроизведения звука (колонки).
-Фортепиано.
Музыкальный
материал:«Осенняя песнь. Октябрь» П.И.Чайковского; А.Вивальди, «Осень»;
ХОД УРОКА
Вход
под музыкальное произведение « Сентябрь» П.И.Чайковского.
Приветствие:
« Здравствуйте, ученики!»
« Здравствуйте, учитель» ( дети стоят)
Учитель:
Ребята, чтобы мы проснулись, проснулись наши мышцы лица, чтоб у нас было
хорошее настроение, поприветствуем друг друга игрой « Ты да я»
Игра « Ты да я».
После
игры учащиеся под музыку садятся.
Учитель:
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Учитель:
Ребята, я вам говорила, что урок музыки это необычный урок. И к вам в гости
пришла мудрейшая сова. Давайте его послушаем.
Слайд 1.
Сова:
Здравствуйте ребята! Вы сегодня отправляетесь в музыкальное путешествие, где
узнаете много интересного. Будьте внимательны, и отгадайте загадку.
Вот
художник так художник, все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот?
Дети:
Осень.
Учитель:
Молодцы! А тема нашего урока « Краски осени».
Слайд 2.
И
сегодня на уроке мы узнаем, какими музыкальными красками пользуются
композиторы, чтобы передать осеннее настроение. Ребята! Обратите внимание! Вот
ваши рисунки. Какое время года вы изображали. Какими красками? У всех ли осень
одинаковая?
А
ответе мне на вопрос: осень – это хорошо или плохо? Можно считать, что осени
две.
Слайд 3.
Сначала
приходит осень веселая, яркая, красочная – с желтыми листьями, спелыми
фруктами. А потом ей на смену приходит осень серая, пасмурная, дождливая, когда
листьев на деревьях совсем не остается, в воздухе сыро, холодно.
Слайд 4.
У
вас на партах лежат листочки изображающую веселую осень и грустную.
Слайд 5
Фоном звучит
музыкальное произведение « Осень» Вивальди.
Чудесное
время – осень! Не правда ли? Наверное, трудно найти на нашей планете такое местечко,
куда осень совсем не заглядывает. И сегодня мы совершим с вами небольшое
путешествие. Страна, в которой мы сейчас с вами побываем, называется Италия,
там тоже есть море, горы… Итак, давайте посмотрим, как хозяйничает осень
в Италии…
Слайд 6.
Самый
известный итальянский композитор Антонио Вивальди. Он очень любил свою
страну, наслаждался красотами природы. Самый его любимый инструмент был
скрипка.
(
показ картинки – скрипка). И однажды Антонио Вивальди решил написать
музыкальные произведения, в котором рассказал о красоте природы и назвал
произведение «Времена года». Какие времена года вы знаете? Давайте послушаем
музыкальное произведение из цикла
«
Времена года» Антонио Вивальди, и ответим на вопрос: Что нам рисует музыка?
Слайд 7.
Слушание «Осень»
Вивальди (клип).
Что
нам нарисовала музыка? Правильно. Произведение называется Осень.
Кто
композитор данного произведения?
Какой
инструмент играет главную мелодию?
Дети:
Скрипка.
Учитель:
Да ребята! Скрипка была любимым инструментом А. Вивальди. Голос скрипки похож
на человеческий, и поэтому именно этим инструментом можно передать свое настроение
и свои впечатления. Мы еще раз прослушаем данное произведение, а вы подумайте какую
осень рисует музыка Вивальди. Радостную, яркую, солнечную, или печальную,
грустную, хмурую. Что можно представить, слушая это произведение?
Слайд 8.
Повторное слушание
«Осень» Вивальди (клип).
Учитель:
Какую осень нарисовала музыка? Давайте поднимем листочек соответствующего
настроения.
Слайд 9.
И
проверим, правильно ли вы определили настроение.
Что
вы представили слушая музыкальное произведение?.
Дети:
Музыка Вивальди рисует нам веселую, солнечную осень.
Учитель:
Но осень у нас бывает и другая. Вы прослушаете произведение и скажите : какое настроение
вызывает эта музыка?.
Слайд 10.
П.И.Чайковский « Осень».
На фоне музыке учитель
читает стихотворение.
Учитель:
…
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Учитель:
Какое настроение?
Дети:
Наступила поздняя осень. На деревьях почти нет листьев. Опавшие листья устилают
ковром весь сад. Плачущее небо, капли дождя, ветер, качающий черные мокрые
ветки деревьев…
Учитель:
Да, это уже совсем другая осень!!! Муз. произведение, которое вы услышали,
написал П.И. Чайковский.
Слайд 11.
В
каждом времени года П. И находил свою прелесть, в осенние дни П. И. любил
бродить по лесу, по шуршавшему ковру, из опавших желтых листьев. Листья опадают
как будто осень плачет, листья ворчат зато, что мы их топчем. Ветерок еле
шелестит листвой, играя с ней в кошки – мышки.
Слайды 12-17
П.И. Чайковскому нравилась холодная осенняя пора, когда по долгу моросит
долгий частый мелкий дождик, а в печной трубе сердито воет ветер. Настроение и
чувства, навеянные картинами природы, он выражал в своей музыке, у композитора,
есть цикл «Времена года», где каждому месяцу посвящено отдельное музыкальное
произведение. Сейчас мы будем слушать музыкальное произведение, а вы
подумайте:
-
Какую осень рисует музыка?
-
Как бы вы назвали это муз. Произведение.
Слайд 18.
Слушание. «Осенняя
песня»
Учитель:
Как можно назвать это произведение? Почему? Ребята, подумайте и поднимите
листочек, который соответствует настроению данного произведения.
Проверим.
Слайд19.
Учитель:
Это произведение называется « Осенняя песня» и посвящена она октябрю месяцу. П. Чайковский
изобразил печаль, грусть. Как называется музыкальное произведение, которое мы
сейчас прослушали?
Дети:
« Осенняя песня»
Учитель:
Кто написал музыкальное произведение « Осенняя песня»?
Дети:
П.И. Чайковский.
Физкультминутка.
Учитель:
Я вам предлагаю превратиться в листочки и встать и закрыть глаки.
«Мы
листочки мы листочки, мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели, ветер дунул, улетели».
Учитель:
На уроке мы увидели такую разную осень. Ребята, смотрите. Сова нам желает
что-то сказать.
Сова:
Итак ребята, мы сегодня посмотрели, что бывает Две осени – веселая, яркая и
печальная, плачущая… это как два лада в музыке: мажор и минор. Повторим все
вместе: мажор- это веселая, яркая, светлое звучание.
Минор-
это грустное, печальное, плачущее звучание.
Я
предлагаю вам поиграть в игру – у каждого из вас комплект из двух листочков,
грустного и веселого. Учитель вам будет играть мелодию, а вы определять какое
настроение выражает музыка».
Учитель: Я исполняю небольшую музыкальную фразу, а вы определяете, мажор
это или минор, демонстрируя свой ответ подходящей карточкой.
Игра « Узнай
настроение»
Учитель:
Какими музыкальными красками пользуются композиторы, чтобы передать осеннее
настроение в музыке?
Дети:
композиторы пользуются светлыми и темными музыкальными красками. Светлые краски
- мажор, темные краски- минор.
Учитель:
Музыку каких композиторов мы сегодня слушали? Какими красками пользовался А.
Вивальди, а П.И. Чайковский?
Учитель:
Ребята к нам кто- то в гости пришел?
(Звучит
вступление к игре).
Кто
это?
Дети:
Бабушка.
Учитель:
А какое у неё настроение?
Дети:
Радостное, веселое.
Учитель:
Какой используется лад в этой игре?
Дети:
Мажор.
Учитель:
Кто написал данную игру?
Дети:
Народ.
Учитель:
Правильно! Это русская народная игра, и написал ё народ. Вот и мы сейчас в
веселом настролении исполним нашу любимую игру.
Игра « Купим мы с
бабушкой».
Учитель:
Наш урок подходит к концу. Сегодня мы хорошо поработали. Наш урок окончен. “До
свидания”
Выход:
под музыкальное произведение « Сентябрь» П.И.Чайковского.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.