Рыжкова Л.И.
г. Балашов, МОУ СОШ №9,
учитель начальных классов,
Отличник народного просвещения
Особенности готовности к школе и обучения
мальчиков и девочек.
В течение нескольких лет наша школа в системе обучения
использует методику В.Ф.Базарного, которая предусматривает раздельное обучение,
поэтому проблема подготовки детей к школе вошла в число наиболее актуальных
проблем.
Традиционно, когда речь заходит о готовности к школе,
всплывает образ некого «усредненного» ребенка, лишенного не только
индивидуальности, но и половой принадлежности и в силу этого наделенного всеми
требуемыми и одинаково хорошо сформированными качествами будущего школьника.
Обычно выделяют три аспекта готовности ребенка к
школе: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.
Под интеллектуальной готовностью понимают
дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона,
концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения
основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умения
воспроизводить образец.
Эмоциональная готовность в основном трактуется
как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять
не очень привлекательное, с точки зрения ребенка, задание.
К социальной готовности относится потребность ребенка
в общении и умении подчинять свое поведение законам детских групп, а также
способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Немаловажная составляющая психологической готовности к
обучению в школе – мотивационная готовность, сознательное желание ребенка
принять на себя новую социальную роль ученика.
Мальчики и девочки обнаруживают готовность к школе
весьма неодинаково, поэтому и проблемы обучения в начальных классах у них тоже
разные.
Результаты сравнения готовности к школе мальчиков и
девочек 6-7 лет убедительно свидетельствуют о лучшей психологической готовности
к школе девочек. В частности, девочки имеют лучше развитый вербальный (речевой)
компонент интеллекта, большие объем и устойчивость долговременной зрительно-
пространственной памяти, более совершенную зрительно – моторную координацию и
хорошо сформированную произвольность общения и поведения. Помимо этого девочки,
будучи весьма ориентированными на усвоение социально желательных форм
поведения, воспринимают учебную деятельность как нечто само собой разумеющиеся
и осознанно противопоставляют ее игровой деятельности, тогда как мальчики два
этих вида деятельности не разделяют. У девочек лучше развит социальный
интеллект, они менее тревожны и агрессивны, а значит, у учителя с ними будет гораздо
меньше проблем, чем с мальчиками.
На основе вышеизложенных наблюдений, мы приходим к
выводу о необходимости создания дифференцированных программ для подготовки к
обучению в школе мальчиков и девочек с учетом их интеллектуальных и
эмоциональных особенностей.
Проводя подготовку детей в школе будущего
первоклассника «АБВГДейка», мы разделяем мальчиков и девочек, проводя занятия с
учетом половых психофизических различий детей.
Раздельное обучение мальчиков и девочек в школе,
учитывающее их природные психофизические особенности и различия, способствует
полноценному интеллектуальному и психологическому развитию детей, обеспечивает
комфортную, природосообразную среду воздействий в процессе обучения. Мальчики
лучше и быстрее выполняют нестандартные задания, а девочки – однотипные,
мальчики обладают ярко выраженной способностью к поисковому поведению, тогда
как девочкам необходима упорядоченная информация, размеренный темп подачи
материала. Существенные различия есть в организации внимания – у мальчиков оно более
неустойчивое в продолжение периода врабатываемости, у девочек этот период более
короткий, период продуктивной работы у мальчиков наступает позже, чем у
девочек.
Вот некоторые особенности работы в раздельных классах.
|
В классе девочек
|
В классе мальчиков
|
|
1.
Акцент на эмоциональное
переживание.
2.
Формулирование проблемы
возможно учителем
|
Акцент на сознание противоречия и самостоятельное формулирование
проблемы.
|
Приемы
|
Прием «яркое пятно»
1.Предъявить противоречивые факты, теории.
2. Обнажить житейское представление вопросом, практическим заданием
на «ошибку», предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.
|
Прием «актуальность»
1.Дать практическое задание:
·
Невыполнимые вообще;
·
Несходное с предыдущим.
2.Показать неприме-нимость старых знаний.
3.Поставить проблемный вопрос.
|
Раздельное обучение более целесообразно,
притягательно, полезно. Обучение должно быть природосообразным, согласовываться
с законами развития психики детей, соответствовать их возрасту и полу. Пусть
ребенок будет равным среди равных.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.