Готовимся
к переходу на ФГОС ООО
(выступление
заместителя директора Негановой О.В.
на
педагогическом совете 31.10.2014 )
Введение
и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования является сегодня одним из приоритетных направлений модернизации
образования как в стране, так и в отдельно взятом образовательном учреждении.
наша школа в целях обеспечения современного качества образования стремится к
организации комплексного подхода в создании условий для осмысления нового
понимания образовательных стандартов, подходов к их оцениванию, проектированию,
реализации основной образовательной программы, функционирования
образовательного процесса на основе системно деятельностного подхода.
Стандарт
выдвигает три группы требований:
·
Требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования;
·
Требования к структуре основной
образовательной программы основного общего образования;
·
Требования к условиям реализации основной
образовательной программы основного общего образования.
Нормативной
базой введения ФГОС ОО является приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
Что
же является отличительной особенностью нового Стандарта?
В
образовании осуществляется переход на компетентностную модель образования.
«Компетенция
– совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен
быть осведомлен и иметь практический опыт работы» Отличительной особенностью
нового стандарта является его системно – деятельностный подход, ставящий
главной целью развитие и воспитание личности гражданина России. Система
образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в
виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды
деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу основного обучения.
Самообразование – очень важный момент в современном обществе. В случаях, когда
объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания
человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это
принципиальное изменение. На уроке сейчас основное внимание должно быть уделено
развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных,
исследовательских работ.
В
соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов –
личностных, матапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы
учебно- познавательных и учебно – практических задач, которые осваивают
учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на
итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников.
Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных
действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета:
личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным
материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для
последующего обучения.
Как
видится результат реализации ФГОС?
-
Воспитание успешного поколения, владеющих адекватными времени знаниями,
навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в
соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками
Таким
образом, можно выделить следующие особенности ФГОС ООО:
ü Направленность
на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и
конструирования;
ü Раскрытие
возможностей подростка, подготовка к жизни в современных условиях на основе
системно – деятельностного подхода;
ü Преемственность
ООП начального и основного общего образования;
ü Индивидуализация
обучения;
ü Нелинейный
формат реализации ООП ООО;
ü Новые
методологические основы построения системы оценки достижений результатов
образования.
Говоря
о преемственности ООП начального и основного общего образования, вместе с тем
необходимо отметить, что существует главное различие ВГОС НОО и ФГОС ООО,
которое заключается в содержании и ведущем виде деятельности:
в
начальной школе – средства и способы решения задачи
(игровая деятельность, учебная самостоятельность),
в
основной школе – выбор самой задачи, выбор
направления действий (систем проб, проектная деятельность).
Для
того чтобы говорить о переходе на ФГОС ООО необходимо знать критерии
готовности образовательного учреждения к введению стандарта и выяснить
насколько деятельность школы отвечает данным критериям.
Итак,
основными критериями готовности образовательного учреждения к переходу на ФГОС
являются:
·
Разработана и утверждена основная
образовательная программа основного общего образования (школе создана рабочая
группа по разработке основной программы, готов черновой вариант программы,
который требует доработки);
·
Нормативная база образовательного
учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (в школе ведется работа
по созданию локальных актов и внесению изменений в действующие локальные акты);
·
Приведены в соответствие с требованиями
ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции
работников (изменения подготовлены);
·
Определен список учебников и учебных
пособий (такая работа в школе проводится, на заседаниях предметных кафедр
рассматриваются различные УМК, сменены линии учебников по математики в 5-6
классах, по алгебре в 7-8 классах, геометрии в 7-8 классах);
·
Определена модель образовательного
процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности учащихся (это
наиболее трудно решаемый на сегодняшний день вопрос в виду отсутствия
необходимого финансирования внеурочной деятельности);
·
Разработан план методической работы,
обеспечивающей сопровождение введения ФГОС (работа в школе ведется в
соответствии с общим планом методической работы, организована проблемная
группа, руководитель Раевская Н.В., в 5-7 классах, сотрудничающих с НОУ НЦНО
ведется апробация ресурсных тетрадей, задания которых направлены на
формирование УУД учащихся);
·
Осуществлено повышение квалификации
педагогов основной школы (практически все педагоги школы, за исключением вновь
принятых, прошли курсовую подготовку в. Вместе с тем возникли определенные
проблемы: до 2013 года на многих кафедрах ГБОУ ДПО НИРО в удостоверениях
слушателей не указывалось, что рассмотрены вопросы прподавания предмета в
рамках внедрения ФГОС);
·
Обеспечены кадровые, финансовые,
материально-технические и иные условия реализации ООП ООО в соответствии с
требованиями ФГОС.
Переход
на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей
перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое
значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к
успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе.
Поэтому
целями стратегии развития образования на современном этапе модернизации
образования являются:
1.Обновление
содержания образования в школе на ступени основного общего образования и, в
частности в 5-х классах, в условиях перехода на новые образовательные
стандарты.
2.Создание
условий и механизмов для повышения качества образования на основе перехода от
репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным,
поисково-исследовательским видам работы, преемственности образовательных
программ и технологий на всех ступенях общего образования.
Процесс
внедрения стандарта основной школы с очевидностью выявляет ряд проблем и
противоречий. Данные противоречия проявляются на целевом, организационном,
содержательном и технологическом уровнях.
1.Целевой
уровень:
-
избегание новых форм взаимодействия с учащимися, отдельными педагогами,
связанных со страхом потери авторитета;
-
неподготовленность ряда педагогов к внедрению ФГОС ООО, объясняемая
недостаточным уровнем владения содержанием Стандарта.
2.
Организационный уровень:
-
нерешительность отдельных педагогов при введении новых курсов. Следует
отметить, что большинство педагогов не готовы к написанию авторских программ
курсов, которые вводятся как школьный компонент и направлены на решение задач,
которые выдвигают современные условия нашей жизни.
-
недостаточное материально – техническое оснащение (например, отсутствие
цифровых лабораторий, расходных материалов и т.д.), особенно предметной области
«Естествознание»;
-
не определены нормативы финансирования реализации ФГОС ООО на уровне субъекта
Федерации.
3.
Содержательный уровень:
Трудности
внедрения ФГОС ООО частично провоцируются недостаточностью методического
обеспечения и отсутствием УМК на данный период времени. Учитель не может
познакомиться с теми учебниками, по которым ему придётся работать. В настоящее
время не определено каким образом будет формироваться насыщение предметов
учебного плана УМК. От неопределенности не спасают и вебинары, которые проводятся
различными издательствами. На мой взгляд, трудности реализации Стандарта могут
возникнуть и по причине неготовности отдельных учителей самостоятельно
конструировать содержание обучения по предмету.
4.
Технологический уровень:
Очевидно,
что цели и содержание обучения должны найти отражение в методике и технологии
обучения, а, значит, и в средствах обучения.
Не
в полной мере решена первостепенная задача разработчиков средств обучения – их
совершенствование с учетом планируемых результатов образования:
-
уменьшение числа репродуктивных заданий, которые пока в значительной части
учебников превалируют;
-
увеличение числа учебных задач, требующих ответа на вопрос «как делать» (пока
средства обучения строятся на практических задачах и отвечают на вопрос «что
делать»);
-
раскрытие в учебниках алгоритмов пошаговых действий ученика (пока преобладает
структура «правило – упражнение»);
-
усиление внимания к метапредметной составляющей средства обучения (пока учебник
отражает в основном предметную составляющую учебного курса).
Необходимым
условием успешного введения ФГОС является проблемно – ориентированный анализ
учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.
В
качестве схемы такого анализа можно предложить каждому учителю вдумчиво поискать
ответы на следующие вопросы:
·
Что именно должно измениться в содержании
и организации образования в связи с переходом на ФГОС?
·
Как эти изменения должны отразиться на
характере личной профессиональной деятельности педагога?
·
В чем состоят критерии практической
готовности учителя к эффективной реализации ФГОС? (что он должен знать,
понимать, чем должен владеть)
·
Какие проблемные моменты (профессиональные
дефициты) в своей профессиональной подготовке видит педагог в связи с
изменениями решаемых задач и условий образовательной деятельности? Какие из них
являются наиболее насущными и требуют восполнения в первую очередь?
·
На какие уже имеющиеся элементы
собственного практического опыта и опыта коллег, на какие методические
наработки можно опереться в процессе подготовки к решению задач ФГОС?
Работая с интернет -
ресурсами и изучая различные материалы по данному вопросу, я отметила для себя
предложенный метод анализа и необходимые изменения в соответствии в
требованиями Стандарта. Блок – схема для проведения анализа изменений
образовательной системы школы представлена на слайдах.
Всем
нам предстоит четко усвоить, что основным изменением в содержании образования
является постепенный переход от учебно – предметной, основанной на усвоении
основ наук, знаний, умений и навыков, парадигмы к ориентации овладения каждым
учеником с учетом особенностей личности совокупностью универсальных умений.
Изменения
должны произойти и в организации учебно – воспитательного процесса, методики
проведения учебных занятий, отслеживании результатов обучения.
Меняются
требования к школьной подготовке учащихся, а, значит, меняется и сама модель
школьника, то есть меняется конечный продукт образовательного процесса.
Главным
критерием успешности ученика в освоении учебных предметов становятся не
«знания» в чистом виде, а способность к решению учебно – практических и учебно
– исследовательских задач на основе системы знаний и представлений обобщенных
способов деятельности, умений в учебно – познавательной и практической
деятельности; коммуникативных и информационных умений.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.