Урок разработала учитель начальных классов Перевощикова О.Н.
ГБОУ школы №469 Выборгского района СПб
Урок
русского языка в 3 классе
Дата
проведения: 17 апреля 2014 года.
Место
проведения: ГБОУ школа № 469.
Учитель:
Перевощикова О. Н.
Класс:
3
УМК
«Школа России»
Тема
урока: «Главные и второстепенные члены предложения»
Цель: систематизировать знания по
теме, закрепить умения различать члены предложения
Задачи:
Образовательные:
1.
Закрепить знания о предложении, главных членах предложения;
2.
В ходе творческой, индивидуальной и групповой работы с
дидактическими материалами закрепить знания учащихся по теме.
Развивающие:
1.
Развивать умение работать в коллективе и принимать совместное
решение;
2.
Развивать положительные личностные качества (ответственность,
доброта, чувство взаимопомощи);
3.
Развивать и тренировать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
1.
Воспитывать интерес к языку;
2.
Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.
Оборудование
к уроку:
1.
Компьютер;
2.
Мультимедийный проектор;
3.
Презентация по теме урока;
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний учащихся.
Отгадай
загадку:
Слуги
его Величества
Светлейшего Электричества.
В поклонах стоят вдоль дороги
И светят прохожим под ноги.
(Ответ: фонарь)
3.
Словарная работа
А) Проговорите данное слово с безударной гласной непроверяемой
ударением, закрыв глаза. Запишите его в словарик. Прокомментируйте его. Подберите
однокоренные слова разных частей речи. Запишите в правом столбике. Выделите
орфограммы в новых словах.
Фонарь, фонарик, фонарный (столб), фонарщик
Б) Что можете сказать об этом слове? «Корзина идей».
Учащиеся предлагают свои «идеи» о слове фонарь (часть
речи, слоговой состав, фонетический образ, орфограммы и т.д.)
В) Этимология слова фонарь – исконно
русских слов на букву «ф» в русском языке нет, это слово заимствованное -
(греч. fanarion, уменьшит. от o fanoV - светоч, факел)
Г) Лексическое значение слова фонарь
(учащиеся работают с толковым словарём С. Ожегова)
ФОНА́РЬ, -я, м.
1.
Осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в к-рой
помещается источник света. Зажечь ф. Уличные фонари. Проекционный ф.
(прежнее название проектора). Красный ф. (условная вывеска публичного
дома).
2.
Стеклянный просвет на крыше, а также остеклённый выступ в здании, в кабине. Ф.
самолёта.
3.Остекленный
или имеющий ряд окон выступ в стене здания на высоту 1-2 или более этажей, то
же, что эркер
Вывод:
это слово - многозначное.
Д) Краткое
сообщение подготовленного ученика об истории появления уличных фонарей в Петербурге
Рассказ фонарщика.
Уличное освещение появилось в Петербурге при Петре I. Он очень любил свет. В
праздники по случаю побед устраивались фейерверки. Зажигались уличные фонари.
По улицам ходили фонарщики с лестницами и зажигали каждый фонарь. Сначала
фонари были масляными, потом керосиновыми, а затем газовыми. Только в конце XIX века петербуржцы впервые
увидели яркий свет электрического фонаря. В нашем городе на Одесской улице
находится музей городских уличных фонарей.
4. Сообщение темы и цели урока.
А) Подберите
подходящий по смыслу глагол к существительному фонарь:
Фонарь (что делает?) - светит, горит, освещает, мерцает,
качается, стоит, украшает
Б) Упражнение
«Найди лишнее слово»
существительное приставка
прилагательное корень
сказуемое суффикс
глагол
подлежащее
местоимение основа
На
доске выделены слова:
сказуемое подлежащее
Что
означают эти слова? (Это грамматическая основа предложения)
Г) Моделирование
(Распространение предложения по составленной учащимися схеме)
.
Учащиеся дают характеристику предложения, выделяют главные и
второстепенные члены предложения, обозначают, какими частями речи они выражены
- Формулирование
учащимися темы урока
5. Стадия «Осмысление»
А)
Ребята, давайте попробуем составить распространённое предложение из шести
слов.
Б) Работа
с деформированными предложениями
Учащиеся составляют и записывают предложения, дают им
характеристику, производят разбор предложений по членам и частям речи
В) Упражнение
«Зоркий глаз».
Г) Анализ
составленного текста и подбор заголовка к тексту
Прочитайте, что мы с вами написали. Что можете об этом сказать?
(Это текст, его можно озаглавить). Подбор заголовков к тексту.
Д) Физминутка «Фонарики»
Е) Игра «Веришь – не веришь»
«Погадаем на ромашке». Верите ли вы, что…
*Второстепенные члены не входят в основу предложения?
*Предложение может быть без второстепенных членов?
*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов
предложения?
*Подлежащее всегда выражено существительным?
*Сказуемое всегда выражено глаголом?
*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?
*В предложении всегда есть подлежащее?
Ж) Работа в группах. Логическая игра «Составь предложение из букв
слова фонарь»
Из букв слова фонарь надо составить предложение
таким образом, чтобы каждое следующее слово начиналось со следующей буквы этого
слова(кроме буквы ь)
6. Стадия «Рефлексия»
А) Составление
кластера по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»
Б) «Лесенка
знаний» - оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке
В) Подведение
итогов урока
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.