Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыГлагольная лексика в рассказе А.П.Чехова

Глагольная лексика в рассказе А.П.Чехова

Скачать материал

Глагольная лексика в рассказе А.П.Чехова «Хирургия»

«Чехов – это Пушкин в прозе»

Л. Н. Толстой

В январе 2015 года исполнилось 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. В воспоминаниях он писал, что его произведения будут читать 6 - 7 лет. Прошли десятилетия, а Чехов и сегодня - один из любимейших писателей. В своих рассказах автор высмеивает глупость, лень, лицемерие, невежество. Эти человеческие качества присутствуют в людях до сих пор, поэтому рассказы А.П.Чехова остаются актуальными. При этом «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно», - писал М.Горький.

Свои рассказы Чехов под многочисленными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и другие) начал печатать разных юмористических журналах еще во время учебы в Медицинском университете. Для журналов надо было писать не только интересно, но и кратко, поэтому в ранний период творчества Чехов писал небольшие произведения. Все литературоведы отмечают лаконизм чеховских рассказов как одну из главных черт стиля автора. Что такое лаконизм? В «Школьном словаре литературоведческих терминов» дается толкование слова «лаконизм» (от греч. lakolismos – краткость выражения) – предельная краткость выражения, сжатость и точность языка, доходящая до афористичности.

За счет чего автор добивался своей талантливой краткости? Обратимся к рассказу «Хирургия». В нем нет подробных описаний места действия, в самом начале рассказа при помощи четырех односоставных назывных предложений автор дает описание внешности своих героев.

Вместо пространных характеристик Чехов дает своим героям «говорящие» фамилии. Фамилия «Курятин» напоминает нам известное выражение «курица лапой», что значит «небрежно, спустя рукава, как попало».

А также в рассказе для того, чтобы дать оценку действиям героев и обозначить их характер, А.П.Чехов использует «говорящие» детали: зловонная сигара, которую держит в руках Курятин, не совсем связывается в нашем понимании с образом настоящего врача. В рассказе «Хирургия» много глаголов: «Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит... На багровом лице его выступает пот, на глазах слезы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет... Проходят мучительнейшие полминуты - и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте»).

Рассказ короткий, всего 847 слов, но очень динамичный, события развиваются быстро, одна картинка сменяет другую. Герои постоянно совершают какие-то действия, разговаривают, ругаются. Все это автор передает нам при помощи глаголов, их в рассказе насчитывается 165, существительных немногим больше, 235 слов. А вот прилагательных в тексте всего 40. Наглядно это можно представить так:

Диаграмма 1

 

Глагол является одной из важных и интересных частей речи, это одно из главных средств выражения движения. С помощью существительных мы называем все, что нас окружает, при помощи прилагательных мы уточняем то, что названо именем существительным. А глаголы «оживляют» окружающий нас мир.

По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после существительного. Такая же картина предстает перед нами и в «Хирургии».

Любому художественному произведению глаголы придают особую выразительность, яркость, текст становится живым, мы ясно представляем, что делают герои и что они чувствуют.

События в рассказе следуют в хронологическом порядке. В земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. Фельдшер решает зуб удалить. Сделать это с первой попытки не удается. Тогда дьячок и Курятин начинают браниться. После второй попытки во рту дьячка остаются торчать осколки. Фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси».

В первом абзаце с помощью прилагательных и существительных дается описание одного из главных действующих лиц: «Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности». Во втором абзаце действие начинает динамично развиваться, появляется второй герой, он « входит», «ищет», «крестится». Все глаголы в настоящем времени, то есть действие происходит на глазах читателя. С помощью глаголов Чехов также дает краткую характеристику второму герою: тот ищет икону, чтоб перекреститься, не найдя, крестится на бутыль с карболкой. Это пример кощунственного поведения.

О боли в зубе дьячок говорит, используя следующие глаголы: «ложись да помирай», «рта раскрыть нельзя». Повторяя дважды «стреляет» и «ломит», герой демонстрирует степень своих мук. А фельдшер несколько раз повторяет, что ему зуб вырвать – это «раз плюнуть», затем «берет» (козью ножку), «смотрит», «кладет», «берет» (щипцы). Мы видим, что фельдшер сомневается в выборе инструмента. С помощью глаголов в повелит. наклонении («постойте», «не дергайтесь», «сидите», «не хватайте (руками), «пустите руки») он призывает больного подчиняться, а сам во время процедуры «выступает», «сопит», «топчется».

Как видим, вся сюжетная ткань рассказа держится именно на глаголах. Даже комизм развязки рассказа представлен глаголами: Курятин сначала «зевает», затем «хмурится», «сердится», в конце «бормочет», Вонмигласов «входит», « вынимает просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером», а в конце рассказа «берет со стола свою просфору <…> и уходит восвояси», то есть с чем пришел, с тем и ушел. И основную мысль рассказа дьячок передал глаголами: «Коли не умеешь… так не берись».

Проанализировав все глаголы в рассказе, можно выяснить, что глаголов 3 лица в нем большинство, то есть перед нами - взгляд со стороны. Глаголы 2 лица единств. числа в изъяв. и повелит. наклонениях используются в диалогах, они более эмоциональны (не околеешь, поругайся, не дергайся и др.)

В тексте много глаголов несов. вида, действие будто происходит в реальном времени. Глаголы сов. вида даны в репликах героев. Например, «поругайся мне еще тут... - бормочет фельдшер<…..> Ништо тебе, не околеешь!». Глагол сов. вида «не околеешь» указывает на то, что фельдшер и не думает извиняться перед больным, считает, что ничего страшного не произошло. Глагол сов. вида в повелит. наклонении «поругайся» в данном контексте выражает не приказ или просьбу, а предостережение со стороны Курятина, пожелание, чтобы действие «ругаться» на самом деле не совершалось.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно глагольная лексика способствует яркости, выразительности и лаконичности произведения, что и является определяющими чертами стиля А.П. Чехова.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Глагольная лексика в рассказе А.П.Чехова"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материал содержит анализ рассказа А.П."Чехова "Хирургия" с точки зрения функционирования в нем глагольной лексики. Данный материал можно использовать как во время изучения рассказа "Хирургия" А.П.Чехова на уроках литературы в 5 классе, так и на уроках русского языка во время изучения темы "Использование глаголов в речи". А также во время подготовки учащихся 9-х классов к написанию сочинения на лингвистическую тему во время ОГЭ. Текст содержит  не только анализ рассказа и особенностей глагольной лексики, но и некоторые факты из биографии писателя. Знакомство с особенностями глагольной лексики в рассказе каждому читателю дает возможность убедится в неисчерпаемых возможностях русского языка, знакомит с выразительными возможностями глаголов. Рассказ «Хирургия» короткий, но очень динамичный, глаголы в нем занимают второе место после существительных, они делают текст живым, помогают ясно представить, что делают герои и что чувствуют. Вся сюжетная ткань рассказа держится именно на глаголах, даже основную мысль рассказа тоже можно передать глаголами: «Коли не умеешь… так не берись». Активное использование глагольной лексики в данном рассказе помогает автору сделать повествование емким, кратким, содержательным и динамичным.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 033 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.04.2015 1365
    • DOCX 122 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Радостева Светлана Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 10 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18471
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе