Инфоурок Музыка Другие методич. материалыГигиена голоса для дирижёров на уроках специальности.

Гигиена голоса для дирижёров на уроках специальности.

Скачать материал

Гигиена голоса  для дирижёров на уроках специальностим.

В настоящее время распространенность заболеваний голосового аппарата весьма значительна, особенно у лиц речевых профессий (педагогов, психологов, артистов, экскурсоводов и представителей других специальностей). Причины расстройства голоса многообразны. К ним относятся заболевания гортани, носоглотки, легких, перенапряжение голоса, снижение слуха, заболевания нервной системы, несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса.

В механизме голосообразования принимают активное участие: диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. Органом голосообразования является гортань. Когда мы говорим, расположенные в гортани голосовые складки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на них, заставляя колебаться мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движения голосовых складок. В результате возникает колебание частиц воздуха, находящегося под складками. Эти колебания передаются в окружающую среду, воспринимаются как звуки голоса. Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полость носа и его придаточных пазух.

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания голосовых складок. Он характеризуется следующими признаками:

1.     Высотой, которая зависит от частоты колебаний голосовых складок и служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи.

2.     Громкостью или силой, которая зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок.

3.     Тембром, который определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов-добавочных тонов, присоединяемых к основному тону. Определенное сочетание обертонов создает индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека.

4.     Диапазоном, т.е. количеством тонов. Диапазон голоса взрослого человека может изменяться в пределах 4-5 тонов, у детей в пределах 2-3 тонов.

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существуют 2 основных термина для обозначения патологии голоса: афония – полное отсутствие голоса и дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра. Помимо основных дефектов голоса – утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли.

Большое значение для предупреждения расстройств речевого голоса имеет укрепление нервной системы. Педагогу всегда надо помнить, что важнейшим условием его бодрости, профессиональной уверенности является сон. Частой причиной неврозов является недосыпание, а невроз отрицательно влияет на голосовой аппарат.

Борьба с простудными заболеваниями путем закаливания должна занять в быту хормейстера одно из первых мест. Для закаливания голосового аппарата рекомендуется следующее:

·        Полоскание горла, сначала комнатной, а потом холодной подсоленной водой по нескольку раз в день- это закаливает носоглотку; полезно обмывании шеи холодной водой (сначала также комнатной)

·        Умывание лица холодной водой с последующим растиранием по типу косметического массажа кожи.

 

Для дирижера должна быть обязательной утренняя гимнастика. Подбирать упражнения следует с учетом работы мышц брюшного пресса, спинных мышц. Проведение упражнений утренней гимнастики следует сочетать с упражнениями,  рекомендуемыми для тренировки дыхательного и голосового аппарата. После утренней гимнастики обязательно провести носовую дыхательную гимнастику:  10-15 вдохов и выдохов через каждую ноздрю с закрытым ртом.

Большую роль играет личная профилактика нарушений голоса: не читать и не петь в больном состоянии, ограничить голосовую нагрузку для женщин в менструальный период.

Очень частыми спутниками нарушений речевого голоса являются алкоголь и курение. Алкоголь, действуя на центральную нервную систему, поражает слизистую оболочку верхних дыхательных путей и снижает сопротивляемость организма. Речевой  голос человека, злоупотребляющего алкоголем и курением, всегда надтреснут, дрожащий оттенок придает ему неприятный тембр. Курение, в первую очередь, действует на слизистую оболочку гортани, дыхательного горла и бронхов, в результате чего курильщики часто болеют бронхитами, ларингитами, приступами кашля. При постоянном раздражении табачным дымом голосовые связки воспаляются, утолщаются, понижается их эластичность, появляются частые несмыкания голосовых связок. Голос такого хоровика всегда сиповат на низких тонах и визглив на высоких, а также ограничен его диапазон, он слабый, часто срывается. Если вы хотите, чтобы ваш голос как можно дольше сохранил свою звучность, молодость, чистоту – пересмотрите свои привычки. Голос – это ценность, которая дается человеку природой, а теряется порой из-за небрежного отношения к нему.

Необходимо избегать резких перепадов температуры воздуха. Так, не рекомендуется выходить на холод сразу после выступления или после горячего чая. Обязательно надо дать остыть своему речевому аппарату.

Для голоса необходимы постоянная «настройка», тренировка. Для тренировки дикции прекрасным материалом являются скороговорки.

Скороговорки необходимо оттачивать, добиваясь постепенного ускорения темпа. Работать над скороговорками следует в несколько этапов:

1. добиваться четкости в артикуляции.

2. убыстряя темп, постоянно возвращаться к первоначальному темпу для проверки артикуляционной четкости.

Можно использовать известные скороговорки:

Около кола колокола.

Пошел Игнат лопаты покупать.

Купил Игнат пяток лопат.

Шел через пруд – уцепился за прут.

Упал Игнат – пропали пять лопат.

От топота копыт пыль по полю летит.

Во время рабочего дня в перерыве между занятиями или уроками можно использовать те упражнения, которые снимают зажимы мышц, участвующих в голосообразовании.

Например, гигиенический самомассаж, который поможет говорящему уменьшить нагрузку на мышцы лица, согнать выражение усталости и озабоченности, которые так портят впечатление физическими и физиологическими свойствами. Проводить массаж нужно легкими скользящими движениями пальцев по  лицу.

В процессе гигиенического самомассажа можно использовать следующую схему:

1.         Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4-6 раз.

2.         Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам. Повторить 4-6 раз.

3.         Массаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхней губы к ушам. Повторить 4-6 раз.

4.         Массаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев  от середины губы к углам рта. Повторить 4-6 раз.

5.         Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. Повторить 4-6 раз.

6.         Массаж слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкнуты. Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева направо верхние и нижние десны с наружной стороны. Повторить 4-6 раз.

7.         Массаж твердого неба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому небу от передних зубов по направлению к глотке и обратно. Повторить  4-6 раз.

8.         Массаж шеи. а) поглаживать переднюю часть шеи то правой, то левой рукой сверху вниз. Б) поглаживать обеими руками затылочную область шеи от середины до подмышечных впадин. Повторить 4-6 раз.

9.         Массаж межреберных мышц. Поглаживать живот круговыми движениями обеих рук, начиная с нижней части, затем вверх по часовой стрелке. Повторить 4-6 раз.

10.    Массаж межреберных мышц. Поглаживать обеими руками грудную клетку движениями от поясницы вперед, затем вверх и кругом. Повторить 4-6 раз.

11.    Массаж спины. Поглаживать обеими руками или по очереди область спины: по пояснице вверх и обратно.

Гигиенический самомассаж – прекрасная разминка для выступающего. Она придает телу чувство легкости и раскованности, а лицу выражение спокойной уверенности. Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование негромкой музыки, которая создаст дополнительное чувство эмоционального комфорта.

Голосовой аппарат человека – очень сложный по своей конструкции орган и чрезвычайно своеобразен.

Соблюдение личной гигиены-залог профессионализма, обеспечивающий здоровье голосового аппарата и тем самым голоса дирижера и хористов.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Гигиена голоса для дирижёров на уроках специальности."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  В настоящее время распространенность заболеваний голосового аппарата весьма значительна, особенно у лиц речевых профессий (педагогов, психологов, артистов, экскурсоводов и представителей других специальностей). Причины расстройства голоса многообразны. К ним относятся заболевания гортани, носоглотки, легких, перенапряжение голоса, снижение слуха, заболевания нервной системы, несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса.

В механизме голосообразования принимают активное участие: диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. Органом голосообразования является гортань. Когда мы говорим, расположенные в гортани голосовые складки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на них, заставляя колебаться мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движения голосовых складок. В результате возникает колебание частиц воздуха, находящегося под складками. Эти колебания передаются в окружающую среду, воспринимаются как звуки голоса. Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полость носа и его придаточных пазух.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 445 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.04.2015 286
    • DOCX 46.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Команок Юлия Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Команок Юлия Васильевна
    Команок Юлия Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 43849
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкально-эстетическое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания по классу фортепиано: начальный уровень подготовки (практический курс)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в детской музыкальной школе

Преподаватель детской музыкальной школы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе