Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием
человеческого общества. Самой древней формой организации учебного процесса было
индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ
обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не
отвечали потребностям общества. Стали возникать первые зачатки группового
обучения.
В современной педагогической практике активно внедряются так называемые
методы интерактивного обучения. Среди них - круглый стол, метод мозгового
штурма, деловые и ролевые игры, мастер-класс. Интерактивное обучение можно
назвать диалоговым обучением, поскольку в ходе него осуществляется
взаимодействие не только между студентом и преподавателем, но и между самими
студентами. Его целью является создание благоприятных условий для обучения, в
процессе которого студент может проявить свою интеллектуальную состоятельность,
что делает продуктивным сам процесс обучения. Занятия, построенные по
интерактивному принципу, позволяют дать знания и навыки, а также создать базу
для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Суть
интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким
образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они
имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и
думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного
материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет
обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Рассмотрим детально один из методов интерактивного обучения - метод
мозгового штурма.
Изобретателем метода мозгового штурма является Алекс Осборн, автор
нескольких книг, посвящённых рекламе и мышлению. В 1953 году он выпустил книгу
«Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления», где
впервые описал принцип мозгового штурма.
Мозговой штурм - один из наиболее популярных методов стимулирования
творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска
нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Он формирует способности
концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи.
Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску
нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет
решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь
теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной
деятельности обучаемых; формирование у обучающихся мнения и отношения;
формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на
решении актуальной задачи; формирование жизненных и профессиональных навыков;
установление воздействия между студентами, обучение работе в команде,
проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу
слова, уважению его достоинства.
При использовании метода «мозговой штурм» в студенческой группе
преподаватель вначале сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему,
которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Учащиеся должны
знать, что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки. Они должны
чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить.
Затем преподаватель знакомит учащихся с условиями коллективной работы и
выдает им правила мозгового штурма.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна
иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес
учащихся. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы
для мозгового штурма, - возможность многих неоднозначных вариантов решения
проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы:
генераторы и аналитики идей. Формировать рабочие группы целесообразно в
соответствии с личными пожеланиями учеников, но группы должны быть примерно
равными по числу участников.
Генераторы идей - это творческие люди, студенты, обладающие подвижным,
активным умом, умеющие и любящие фантазировать, выдвигать нестандартные идеи,
мысли. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно
больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом соблюдая важные
правила, такие как: исключается доминирование какого-либо участника; называя
идеи, нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше, т. к. чем больше
выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;
подходить к решению проблемы нужно с разных сторон; запрет на критику и любую
оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и
сбивает творческий настрой; необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Как
бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников,
она должна быть встречена с одобрением; не стоит думать, что поставленная
проблема может быть решена только известными способами.
Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть
анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие.
Вторая группа - аналитики, получают от первой группы списки вариантов
и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая
наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за
наилучшие, по его мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим
образом: первая идея получила три голоса, вторая - два, третья - один. Идея,
набравшая наибольшее количество голосов, и есть решение.
На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и
по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления
участникам игры. Если есть возможность, аналитикам на время работы можно
перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время
работы для экспертов - примерно 15-20 минут.
На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение
о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в
ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей
обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное
решение о внедрении тех или иных предложений в практику.
Для облегчения работы групп возможно использование доски, мела, листов
бумаги на планшетах, фломастеров, разноцветных стикеров, ноутбука в связке с
проектором.
Мозговой штурм - это интенсивный, быстро протекающий творческий
процесс, для участников, как правило, время пролетает незаметно. Поэтому
ведущий должен следить за регламентом и напоминать, сколько остаётся времени.
Участники должны знать, сколько времени им выделено. Знание того, что время
ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки,
заставит участников как можно быстрее активизироваться.
Как и любой другой метод обучения, метод мозгового штурма имеет свои
недостатки. Среди них, во-первых, то, что при разделении участников на группы
может возникнуть доминирование лидеров в одной из них. Во-вторых,
«зацикливание» участников на однотипных идеях. Для того чтобы этого избежать,
преподавателю нужно своевременно скоординировать направление поиска.
Рекомендуется также при разделении участников учитывать личностные
характеристики учащихся и объединять студентов разного уровня подготовленности.
Отдельно стоит оговорить роль преподавателя в ходе мозгового штурма.
Она резко меняется, перестаёт быть центральной, преподаватель лишь регулирует
процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые
задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт
консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Можно
сказать, что во время мозгового штурма преподаватель выступает в роли
«заказчика». Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения
мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии.
Со стороны преподавателя запрещается критика любых мнений и предложений.
Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае,
когда группа нарушает правила работы, например, начинает обсуждать или
критически оценивать идею, преподаватель в тактичной и доброжелательной форме
возвращает группу в рабочее состояние. Ведущий поочередно даёт слово
генераторам идей, чтобы они не выкрикивали все одновременно. Следит, чтобы все
участники штурма имели равную возможность высказаться.
Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов
группы. Но он не должен слишком хвалить даже явно удачные гипотезы, чтобы не
нарушить равенство участников штурма.
Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить
мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.
Если позволяет время, то рекомендуется вначале мозгового штурма
провести разминку. Она проводится фронтально со всей группой. Цель этапа -
помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров.
Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы.
Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза,
преподаватель сам должен выдвинуть 1-2 варианта ответа. Как только участники
начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к
следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую
атмосферу, учитель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые
прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы. Таким образом,
разминка помогает участникам оживиться, подготовиться перед началом мозговой
атаки. Время разминки может составлять 15-20 минут.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения,
организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы.
Совместная деятельность подразумевает, что каждый вносит свой особый
индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями. Интерактивные
методы основаны на принципах взаимодействия, активности участников.
Использование метода мозгового штурма необходимо при обучении будущих
менеджеров, специалистов социально-культурной сферы.
Список использованной литературы
учебный стимулирование мозговой штурм
1. Кафидов В. В. Исследование систем управления : учеб. пособие для
вузов. - 2-е изд.- М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга,
2005.
2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ ;
Акад. народн. хоз-ва при Правительстве РФ. - М. : Дело, 2000. - 701 с.
3. Панфилова А. П. мозговые штурмы в коллективном принятии решений. -
СПб., 2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.