Этапы
|
Деятельность учителя
|
Комментарии, время
|
1. Вызов
|
Учитель: Наше
путешествие по группе ГАЛОГЕНОВ продолжается! Предлагаю вам осуществить исследовательский
проект. Называется этот проект «ХЛОР».
Слайд 6
|
1 минута
|
|
Исследовательская лаборатория
Слайд 7
|
1 минута
|
|
На столах у 4-х групп учащихся вопросы с заданиями для
самостоятельных исследований.
I
Группа
1.
Положение
хлора в периодической системе
2.
Строение
атома хлора, число протонов, электронов, протонов.
3.
Электронная
и электронно-графическая формула хлора.
Выступает
представитель I группы:
1. Хлор
расположен
в III периоде, VIIа подгруппе.
2. Строение
атома хлора:
Изотоп содержит 17p 18n 17ē
3. Электронная
формула:
1s2 2s2 2p6
3s2 3p5
4. Электронно-графическая
формула хлора (записывается схема)
|
10 минут
|
|
II
группа
4.
Валентные
возможности хлора.
5.
Степень
окисления хлора
6.
Высший
оксид хлора
7.
Водородное
соединение хлора
Выступает представитель II группы:
4.
Валентные
возможности
хлора:
(записывается
схема распаривания электронов)
5.
Определяются
степени окисления хлора по числовой прямой:
Начертим
числовую прямую
Степень окисления лежит в промежутке от
–1 до +7.
6. Высший
оксид хлора
(+7): Cl2O7
7. Водородное
соединение хлора: HCl
|
|
|
III
Группа
8.
Тип
химической связи в молекуле хлора. Тип кристаллической решетки.
9.
Изобразить
электронную и графическую формулу молекулы хлора.
10.
Физические
свойства хлора.
Выступает
представитель III группы:
8.
Тип
химической связи – ковалентная неполярная, тип кристаллической
решетки – молекулярная
9.
Электронная
и графическая формула молекулы хлора:
и
10.
Предполагаемые
физические свойства хлора. Сообщение учащихся.
|
|
|
Слайд 7а
Заполняем
таблицу:
Знаем
|
Хотим узнать
|
Узнали
|
1.
2.
3.
|
|
|
|
|
|
IV Группа
11.Возможные
окислительно-восстановительные свойства хлора.
12.Записать
уравнения, опираясь на знания из домашнего задания.
Выступает
представитель IV группы:
11. Возможные
окислительно-восстановительные свойства
хлора. Мы предполагаем,
что проявляя промежуточную степень окисления хлор может быть как
окислителем, так и восстановителем. Так, у металлов хлор будет забирать
электроны, а более сильным неметаллам отдавать.
12.
Запишем уравнения, опираясь на знания об ОВР
2Na + Cl2 = 2NaCl
|
|
2. Осмысление (реализация знаний)
|
Начинаем
приобретать знания. Работая на уроке, мы будем исследовать свойства хлора
экспериментально, заполнять в таблице результаты.
|
20 минут
Прием – продолжение заполнения
таблицы
«Знаем
– хотим узнать – узнали»
|
|
История открытия хлора
(объяснение нового материала)
Учитель: Хлор –
желто-зеленый открыл в 1774 году шведский химик и
фармацевт Карл Шееле
Слайд 8
Сообщение
учащихся.
|
|
|
Нахождение хлора в природе
Учитель: Будучи
очень активным хлор встречается только в виде соединений – хлоридов. Наиболее
распространен хлорид натрия, который содержится в воде морей, океанов и
многих озер.
В организме
человека
ионы галогенов содержатся в эмали зубов – F, гипофизе – Br, в
щитовидной железе – I, в межклеточной жидкости – Cl.
Слайд 9
|
|
|
Учитель: Хлор
входит в состав многих минералов, например, сильвинита KCl . NaCl, карналлита
KCl . MgCl2 .
6H2O или галита NaCl.
Слайд 10
Слайд 11
Содержание
хлора в земной коре 0,017 %. Природный хлор состоит из двух изотопов 35Cl 37Cl.
|
|
|
Получение хлора в лаборатории
(Мультимедийный
показ демонстрационного опыта)
Слайд 12
4HCl + MnO2= MnCl2
+ Cl2 + 2H2O
|
|
|
Получение хлора в
промышленности
Слайд 13
Осуществляется действием
электрического тока на расплав или раствор поваренной соли. Этот процесс
называется электролизом.
Запишем
уравнения:
2NaCl= 2Na + Cl2
2NaCl+ 2H2O= 2Na + Cl2 + 2NaOH
|
|
|
Физические свойства хлора
(Мультимедийный
показ демонстрационного опыта)
Слайд 14
Ядовит для
всего живого, резкий удушливый запах, разрушает легкие.
Работают
с хлором под тягой. В одном объеме воды растворяется 2,5 объема хлор
Раствор хлора в
воде называют хлорной водой, она имеет запах хлора.
Хлор легко
сжижается под давлением, его перевозят в стальных цистернах.
|
|
|
Химические свойства хлора
(Мультимедийный
показ демонстрационных опытов)
Слайд 15
Запись уравнений
на доске на оценку (6 учащихся):
2Na
+ Cl2 = 2NaCl
2Fe
+3 Cl2 = 2FeCl3
2Cu
+ Cl2 = 2CuCl2
2P
+ 5Cl2 = 2PCl5
H2 + Cl2 = 2HCl
Хлор реагирует
со сложными веществами – водой и щелочью:
Cl2 + H2O= HCl+ HClO
Cl2 + Ca(OH)2= CaOCl2+ H2O
CaOCl2 –
белильная известь, применяют для отбеливания тканей, бумаги и для
дезинфекции, ею засыпают выгребные ямы.
Слайд 16
|
|
|
Применение хлора и его соединений
Слайд 14
|
5 минут
|
|
Учитель: Проверим,
как вы заполнили таблицу, которую мы начертили в начале урока.
Знаем
|
Хотим узнать
|
Исследовали и узнали
|
1. Хлор
расположен в III периоде, VIIа подгруппе.
2.
Строение атома хлора:
Изотоп
содержит 17p 18n 17ē
3. Электронная
формула:
1s2
2s2 2p6 3s2 3p5
Электронно-графическая формула хлора
(записывается схема)
|
Какие физические свойства у хлора?
|
1.
Ядовит
для всего живого, резкий удушливый запах, разрушает легкие.
Работают с хлором под
тягой. В одном объеме воды растворяется 2,5
объема хлор
Раствор хлора в воде называют
хлорной водой, она имеет запах хлора.
Хлор
легко сжижается под давлением, его перевозят в стальных цистернах.. Фтор –
разрушающий, бром – зловонный, хлор – желто-зеленый.
|
4.
Валентные возможности
хлора:
(записывается схема распаривания
электронов)
5. Определяются
степени окисления хлора по числовой прямой:
Начертим числовую
прямую
Степень
окисления лежит в промежутке от –1 до +7.
6.
Высший оксид хлора
(+7): Cl2O7
7.
Водородное соединение хлора:
HCl
|
Как получают хлор?
|
2.В
лаборатории
2NaCl= 2Na + Cl2
2NaCl+ 2H2O= 2Na + Cl2 + 2NaOH
В
промышленности
4HCl + MnO2= MnCl2
+ Cl2 + 2H2O
|
8. 3 Тип химической связи
– ковалентная неполярная, тип кристаллической решетки – молекулярная
9. Электронная
и графическая формула молекулы хлора:
и
|
Что общего у хлора с другими галогенами?
|
Очень высокая химическая активность
|
10.
Возможные окислительно-восстановительные свойства
хлора. Мы
предполагаем, что проявляя промежуточную степень окисления хлор может
быть как окислителем, так и восстановителем. Так, у металлов хлор будет
забирать электроны, а более сильным неметаллам отдавать.
11. Запишем уравнения, опираясь
на знания об ОВР
2Na
+ Cl2
= 2NaCl
.
|
Как влияют дополнительные валентностои хлора на его свойства
по сравнению с фтором7
|
4. Образует
несколько оксидов ): Cl2O7
; Cl2O5
Cl2O3
; Cl2O
|
5. В высшей степени окисления галогены проявляют
окислительные, низшей –восстановительные свойства, и в промежуточной окислительно-восстановительную
двойственность.
|
Какое значение имеет хлор для техники, для жизни человека?
|
В организме человека
ионы галогенов содержатся в эмали зубов – F, гипофизе – Br, в
щитовидной железе – I, в межклеточной жидкости – Cl.
CaOCl2
– белильная известь, применяют для отбеливания тканей, бумаги и для
дезинфекции, ею засыпают выгребные ямы.
|
|
Какие химические свойства у хлора?
|
Хлор
реагирует с простыми веществами 2Na
+ Cl2
= 2NaCl
2Fe
+3 Cl2 = 2FeCl3
2Cu
+ Cl2 = 2CuCl2
2P
+ 5Cl2 = 2PCl5
H2
+ Cl2 = 2HCl
Хлор реагирует со сложными
веществами – водой и щелочью:
Cl2 + H2O= HCl+ HClO
Cl2 + Ca(OH)2= CaOCl2+ H2O
|
|
|
|
- Что
понравилось вам на уроке?
- Из каких
двух частей наш урок состоял?
- Какая
часть урока принесла вам больше знаний о хлоре?
СОСРЕДОТОЧИМСЯ!
Что же
определяет сходство и что определяет различие свойств хлора и фтора ?
Совместный
вывод:
Сходство –
определяет внешний уровень
Различие –
разный радиус атома
|
|
3. Рефлексия
|
А завершить наш
урок предлагаю сочинить СИНКВЕЙН.
Синквейн – это
стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких
выражениях. Слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять».
Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк,
написанное по определенным правилам:
В первой строчке тема
называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это
описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это
описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это
фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это
синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 22
Предположительный
ответ:
Хлор
Желто-зеленый,
Разрушает, убивает, окисляет
Соединения в костях, зубах, минералах
Неметалл
|
5 минут
Прием
СИНКВЕЙН
|
|
Оценивание
ответов, успешности мыслительной деятельности.
Учитель: Наше
путешествие не закончилось. Следующий урок – «Хлороводород и
соляная кислота».
Д/задание: §14, задания 1 – 5.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.