Этапы
|
Деятельность учителя
|
Комментарии, время
|
1. Вызов
|
Учитель: Прежде чем
приступить к новой теме, я хочу вам напомнить, что в этом учебном году мы
изучали Периодическую систему Д.И.Менделеева и научились давать
характеристику химическому элементу. А с сегодняшнего урока мы будем
характеризовать целые группы химических элементов. Уверена, что вы это
сделаете самостоятельно!
Вопрос: Кто вспомнит,
как называются подгруппы-А в Периодической системе?
Ответы: IА-
щелочные металлы, IIА –
щелочноземельные металлы, IIIА – подгруппа
бора, IVА –
подгруппа углерода, VА – подгруппа
азота, VIА – халькогены,
VIIА –
галогены, VIIIА –
инертные
элементы.
Мы начнем изучение групп элементов с VII-А группы,
которые называются «Галогены».
Слайд 6
Учитель: Что же
это за удивительные, необыкновенные, проявляющие особый характер элементы –
Галогены? Посмотрите, как они выглядят.
|
15 минут
|
|
Демонстрационный опыт № 1
Образцы галогенов
(Учитель
открывает на демонстрационном столе образцы простых веществ – галогенов)
Слайд 7
Арабская пословица гласит:
«Кто путешествует, тот познает».
Предлагаю вам путешествие по удивительной стране
«Галогены». Но путешествуя, мы будем не созерцателями, но исследователями.
|
|
|
Исследование – теоретическое
Отвечаем
на вопросы (в скобках приводится предполагаемый ответ):
-
Перечислите, какие химические элементы относят к галогенам?
(фтор, хлор, бром, йод).
-
Среди каких элементов по классификации они находятся? (галогены
располагаются в правом верхнем углу Периодической системы, среди неметаллов).
-
Что обозначает номер группы для этих элементов? (число валентных
электронов на внешнем энергетическом уровне – 7).
-
Какую роль играют электроны внешнего энергетического уровня?
(они являются валентными и принимают участие в химической связи).
|
|
|
Слайд 8
-
Вспомните, какую степень окисления проявляют неметаллы, а значит
и галогены? (как неметаллы галогены проявляют высшую +7, низшую –1, промежуточные степени окисления).
-
Какие свойства проявляют элементы, следовательно и галогены в
низшей степени окисления, высшей и промежуточной? (в высшей степени окисления
галогены проявляют окислительные, низшей – восстановительные свойства, и в
промежуточной окислительно-восстановительную двойственность).
-
В каких периодах находятся галогены, и как это влияет на строение
атомов их? (расположены галогены во II, III, IV, V периодах, и в этом же порядке возрастает радиус их
атомов)
Слайд 9
-
Радиусы
атомов увеличиваются, связи с этим электроны последнего энергетического
уровня все слабее притягиваются к ядру, значит, сильнее всего электроны
удерживает фтор.
-
Как правильно написать формулы молекул галогенов? (молекулы
галогенов двухатомны F2, Cl2 , Br2, I2 .)
-
Какие типы химической связи вы можете вспомнить, какой тип
связи в молекулах галогенов простых веществ? (типы химической связи: ионная,
ковалентная полярная, ковалентная неполярная; в молекулах галогенов связь
ковалентная неполярная)
|
|
|
Слайд 10
Заполняем
таблицу:
Знаем
|
Хотим узнать
|
Узнали
|
1.
2.
3.
|
|
|
|
Прием
Таблица
«Знаем
– хотим узнать»
|
|
Слайд 11
|
|
|
-
По просмотренному видеосюжету скажите, к веществам какого
строения относят галогены? (молекулярного строения)
-
Какой
общей формуле подчиняются оксиды этих элементов? (R2O7)
-
Может быть, вы вспомните исключение, связанное с оксидом фтора,
(кислородное соединение фтора F2O)
-
К каким по свойствам относятся оксиды галогенов? (Оксиды
галогенов – оксиды неметаллов, значит они кислотные.)
|
|
|
Слайд 12
|
|
|
-
Какой
общей формуле подчиняются водородные соединения этих элементов? (RH)
|
|
|
Слайд 13
Радиус атома
растет, связь водорода с ядром атома ослабевает, сила диссоциации возрастает.
Сила кислот растет, прочность соединения падает
|
|
|
-
Попробуйте рассказать, как человек, использует свойства
галогенов? (Йод используется в медицине. Хлор – в быту для уничтожения
инфекции. Таблетки брома – как успокоительное лекарство)
|
|
|
Учитель:
Кажется, что мы много знаем о галогенах, но это не совсем так. Сегодня мы
познакомимся с незнакомцами – галогенами. Удивились? Хотите, докажу, что
они действительно для вас незнакомцы?
Запишем тему
урока: «Общая характеристика галогенов. Различие и сходство свойств
галогенов».
|
|
2. Осмысление (реализация знаний)
|
Начинаем
приобретать знания. Работая на уроке, мы будем исследовать свойства
галогенов экспериментально, заполнять в таблице результаты.
Исследование практическое
Демонстрационный опыт 2
Исследование физических свойств галогенов
Рассмотрим
галогены – простые вещества. В этом цилиндре находится хлор. В этой ампуле –
бром, этой пробирке – йод. Фтор я показать не могу, так как он очень токсичен
(учитель показывает образцы заранее полученного хлора, ампулу с бромом и
кристаллы йода).
Слайд 14
Ответы детей.
Описывают и записывают свои наблюдения об агрегатном состоянии галогенов
Учитель: Я не
показала вам фтор. Предположите, в каком агрегатном состоянии он может быть?
|
20 минут
Прием – продолжение заполнения
таблицы
«Знаем
– хотим узнать – узнали»
|
|
Учитель:
Обратимся к учебнику на стр. 59 в таблице 2 помещены данные для галогенов в
обычном состоянии.
Слайд 15
Учитель:
Сделайте вывод: как у галогенов изменяются физические свойства? Запишите
таблицу и свои выводы. (Ответы: температуры кипения и
плавления, а также плотность увеличиваются; цвет сгущается от хлора к йоду).
Учитель: Какой
предположительно цвет у фтора? (Ответы: у фтора цвет
предположительно светлее, чем у хлора)
Учитель:
Действительно, фтор зеленоватый (флюор), хлор – желтый (хлорос), бром –
бурая жидкость (бромос), йод – темно-фиолетовые блестящие кристаллы.
Учитель: Названия
галогенов произошли от их уникальных свойств. Исследуем их.
|
|
|
Демонстрационный опыт 3
Возгонка йода
Учитель: Показываю
вам особое свойство йода. В пробирку помещаю несколько кристалликов йода.
Закрываю пробирку пробкой и нагреваю. Переворачиваю пробирку.
Слайд 16
Какой результат
нашего исследования? (Ответ: йод из кристаллического
темно-серого вещества минуя жидкое превращается в пар фиолетово цвета, при
остывании вновь осаждается на стенках пробирки в виде кристаллов).
Это явление
называется «возгонкой». Иодес – фиолетовый – это йод. Отсюда и название. У
других галогенов названия тоже от их свойств. Фтор – разрушающий, бром –
зловонный, хлор – желто-зеленый.
|
|
|
Демонстрационный опыт № 4
Растворимость галогенов
Учитель: На столе
в пробирках растворы галогенов в воде. Они носят названия: бромная и йодная
вода. Присмотритесь! Бром и йод находятся на дне растворов. В воде они мало
растворимы. Добавляю в обе пробирки органический растворитель спирт.
Что наблюдаете?
(Ответ: бром и йод переходят из осадков в раствор). Фтор
воспламеняет воду. Хлор также реагирует с ней.
Какой
результат исследования? (Ответ: в
воде галогены мало растворимы, растворимость падает от фтора к йоду, в
органических растворителях галогены растворяются хорошо)
|
|
|
Лабораторный опыт № 4
Вытеснение одних галогенов другими из солей
Техника безопасности
О
серьезном с улыбкой
При
работе с
веществами?
Не берите их руками?
И не пробуйте на вкус.
Реактивы – не
арбуз:
Слезет кожа с языка? И
отвалится рука
|
Если
хочешь сунуть нос во флакон с
раствором
Знай!
Что потеряешь нюх с метода такого,
Чтобы
запах распознать приготовь ладошку
Двигай руку от
пробирки к носу
понемножку
|
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
|
|
|
Выполнение
лабораторного опыта, стр. 63 учебника. Уравнения
записываются детьми на доске.
Cl2 + 2 KI =2 KCl + I2 – желтое
окрашивание
Cl2 + 2NaBr = 2NaCl + Br2 – бурое
окрашивание
Br2 + NaСl =
нет реакции
Br2 + 2KI =
2K Br + I2 – желтое
окрашивание
|
|
|
Учитель: Какой результат исследования? (Ответ: хлор
более активный галоген, чем бром и йод, бром более активны, чем йод.
Активность галогенов падает от фтора к йоду).
Слайд 20
На слайде показ
результата опыта.
Обсуждение
вопроса
о вытеснение менее активных галогенов из их соединений более активными.
Теоретическое обоснование проведенных практических исследований
|
|
|
Физминутка
|
|
|
Работаем в
парах.
Задача:
Сравнить строение атомов фтора и хлора и связать с активностью и степенью
окисления.
Ответы:
1.
Атом
фтора не имеет дополнительных d-орбиталей. Его один
единственный электрон позволяет иметь только одну единицу валентности и
степени окисления –1. У хлора и других галогенов есть d-орбитали,
поэтому у него валентные возможности: –1, 0, +3, +5, +7. Этим и объясняется,
что фтор не имеет оксида, F2O – кислородное
соединение.
2.
Уменьшение
активности галогенов от фтора к йоду объясняется увеличением радиуса атомов и
уменьшением связи электронов внешнего энергетического уровня с ядром атома.
Это приводит к увеличению металлических свойств. Вот почему йод внешне похож
на металл.
3.
Фтор самый электроотрицательный элемент и даже кислород
проигрывает ему в этом. Поэтому в кислородном соединении фтора кислород имеет
степень окисления +2.
|
|
|
Учитель: Могут ли, такие
элементы и такие простые вещества находится в природе в свободном
состоянии?
Слайд 21
Экскурсия
в мир минералов (рождающие соли)
Учитель: Все
Галогены (кроме искусственно полученного астата) находятся в природе, и все в
силу своей высокой активности только в соединениях:
-
флюорит
CaF2 ,
-
каменная
соль NaCl,
-
бурые
водоросли cодержат
соли брома,
-
миерсит
AgI.
|
|
|
Учитель: Проверим,
как вы заполнили таблицу, которую мы начертили в начале урока.
Знаем
|
Хотим узнать
|
Исследовали и узнали
|
1.Элементы VIIа
подгруппы: фтор, хлор, бром, йод, астат.
|
Почему у этих элементов такие необычные названия?
|
Иодес
– фиолетовый – это йод. Отсюда и название. У других галогенов названия тоже
от их свойств. Фтор – разрушающий, бром –
зловонный, хлор – желто-зеленый.
|
2. Галогены располагаются в правом верхнем углу Периодической
системы, среди неметаллов.
|
Какую промежуточную степень окисления могут проявлять
галогены?
|
Плотность галогенов увеличивается с увеличением порядкового
номера, значит фтор – газ.
|
3. Галогены содержат на внешнем энергетическом уровне 7
валентных электронов. Они принимают участие в образовании химической связи.
|
Какие физические свойства у галогенов?
|
Цвет галогенов сгущается с увеличением порядкового номера. Фтор –
зеленоватый (флюор), хлор – желтый (хлорос), бром – бурая жидкость
(бром), йод – серые блестящие кристаллы.
|
4. Как неметаллы галогены проявляют высшую +7, низшую –1, промежуточные степени окисления.
|
Как связать строение атомов со свойствами галогенов?
|
В воде галогены малорастворимы. Растворимость падает от хлора
к йоду. В органических растворителях галогены растворяются хорошо.
Фтор воcпламеняет воду.
|
5. В высшей степени окисления галогены проявляют
окислительные, низшей –восстановительные свойства, и в промежуточной
окислительно-восстановительную двойственность.
|
В чем исключительность фтора и его кислородного соединения?
|
«Возгонка»
– это явление перехода вещества из твердого стояния в газообразное минуя
жидкое.
|
6. Расположены галогены во II ,
III, IV,
V периодах, и в этом же порядке
возрастает радиус их атомов.
|
|
Активность
галогенов падает от фтора к йоду.
|
7. Молекулы галогенов двухатомны F2 , Cl2 , Br2 , I2 .
|
|
Атом
фтора не имеет дополнительных d-орбиталей.
Его один единственный электрон позволяет иметь только одну единицу
валентности и степени окисления –1. У хлора есть d-орбитали,
поэтому у него валентные возможнос ти: –1, 0, +3, +5,+7. Этим и
объясняется, что фтор не имеет оксида F2O.
|
8. Типы химической связи: ионная, ковалентная полярная,
ковалентная неполярная. В молекулах галогенов связь ковалентная неполярная.
Запишем молекулярную, электронную и структурную формулу одного
из галогенов.
|
|
Фтор самый электроотрицательный элемент и даже кислород
проигрывает ему в этом. Поэтому в кислородном фтора кислород и соединении меет
степень окисления +2.
|
9.
Общая формула оксидов галогенов – R2 O7.
|
|
Все
Галогены (кроме искусственно полученного астата) находятся в природе, и все
в силу своей высокой активности только в соединениях:
флюорит CaF2 ,
каменная соль NaCl,
бурые водоросли cодержат
соли брома,
миерсит AgI.
|
10.
Общая формула водородных соединений – RH
|
|
|
11. Оксиды галогенов –
оксиды неметаллов, значит они кислотные. Гидроксидами являются кислоты.
|
|
|
|
|
|
Учитель: Мы с
вами увидели, что галогены обладают особыми свойствами, они опасны, ядовиты,
токсичны. Ответьте на вопросы:
- Что
понравилось вам на уроке?
- Из каких
двух частей наш урок состоял?
- Какая
часть урока принесла вам больше знаний о галогенах?
-
Какое второе название имеют галогены?
СОСРЕДОТОЧИМСЯ!
Что же
определяет сходство и что определяет различие галогенов?
Совместный
вывод:
Сходство –
определяет внешний уровень
Различие –
разный радиус атома
|
|
3. Рефлексия
|
А завершить наш
урок предлагаю сочинить СИНКВЕЙН.
Синквейн – это
стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких
выражениях. Слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять».
Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк,
написанное по определенным правилам:
В первой строчке тема
называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это
описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это
описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это
фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это
синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 22
Предположительный
ответ:
Галогены
Желто-зеленый, бурый, фиолетовый,
Разрушают, убивают, окисляют
Соединения в костях, зубах,
водорослях, минералах
Неметаллы
|
10 минут
Прием
СИНКВЕЙН
|
|
Оценивание
ответов, успешности мыслительной деятельности.
Учитель: Наше
путешествие только началось. Следующий урок – «Хлор». В чем его
уникальность, полезность и опасность? (компактный дополнительный или
презентационный материал).
Д/задание:
§13,
Упр. 1,2,3
стр. 61, письменно
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.