Фронтальное
логопедическое занятие
по теме «Образование родственных слов»
Цели: - закрепить понятие «родственные слова»,
упражняться в образовании новых родственных слов;
- развитие грамматического строя речи;
- обогащение и активизация словаря;
- развитие зрительного и слухового внимания.
!.Орг.момент.
–
Послушайте слова, которые я назову, и скажите, что
в них общего.
–
РЫБА - РЫБКА - РЫБАК.
–
(В словах одинаковый корень РЫБ .)
–
Представьте РЫБУ и РЫБКУ. Они одинаковые или
разные?
–
(Рыбка маленькая, а рыба — крупная).
–
Правильно.Как вы догадались, что РЫБКА маленькая?
–
(Суффикс К — уменьшительно-ласкательное значение
придает).
–
Кто такой РЫБАК ?
–
(Рыбак- любит ловить рыбу,знает,как и где ее
поймать).
–
Молодцы. Сегодня на занятии мы потренируемся
образовывать родственные слова.
–
Логопед : Принесет рыбак домой рыбу. Сварит уху.
Дети, что такое уха?
–
(Уха- это рыбный суп, суп с рыбой).
–
Накрутит из рыбы фарш и сделает котлеты. Очень
вкусные котлеты из щуки
–
Какие это будут котлеты?
–
( Рыбные).
–
В выходные опять пойдет рыбак ловить рыбу. Замените
одним словом сочетание слов «ловить рыбу» и назовите, что будет делать рыбак.
–
«Ловить рыбу» - значит РЫБАЧИТЬ.
–
Молодцы. Так куда пойдет в выходные рыбак?
–
(Рыбак пойдет на РЫБАЛКУ.)
–
Что он будет делать ?
–
(Будет ловить рыбу, РЫБАЧИТЬ).
–
Итак, от слова РЫБА мы образовали родственные слова
:РЫБАК,РЫБАЛКА,РЫБНЫЕ.РЫБАЧИТЬ.
–
Назовите существительные.
–
(РЫБА.РЫБАЛКА.РЫБАК).
–
Назовите прилагательные .
–
(РЫБНЫЙ. РЫБНЫЕ).
–
Назовите глагол.
–
(РЫБАЧИТЬ)
–
Итак, мы образовали от слова РЫБА родственные
слова: РЫБАК. РЫБАЛКА.
РЫБНЫЙ.
РЫБАЧИТЬ.
–
Запишите их в тетрадь и выделите корень.
–
Дети, скажите, какое сейчас время года? Какая
стоит погода?
–
(Морозная).
–
Что стало с рекой, озером ?
–
(Они покрылись льдом).
–
Да, реки и озера покрылись льдом, но подо льдом
живут рыбы.
–
!!. будем работать по карточкам.
–
(Логопед раздает карточки).
–
Прочитайте . Подумайте, какие пропущенные слова вы
вставите вместо точек.
Наступила
зима. На реке …........ Очень опасен первый тонкий ….......
Рыбак сделал прорубь,
в ней плавают.............. А подо льдом настоящее
…....................царство. Ловись …............большая и маленькая! Дома
…..........
сварит уху
-............... суп. Интересно зимой …......................!
=============================================================
( Для слабых учеников
на мониторе- слова)
ЛЕД РЫБАК
ЛЕДОК РЫБКА
ЛЕДЫШКИ
РЫБНЫЙ
ПОДЛЕДНОЕ РЫБАЧИТЬ
–
Прочитайте предложения. Обоснуйте слов, которые вы
вставили.
–
Запишите предложения в тетрадь. Выделите корни в
родственных словах.
-Итак, чем мы
занимались на занятии ?
(Подбирали
родственные слова, выделяли в них корень).
-
Молодцы, дети. Вы хорошо поработали.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.