Фрагмент
урока по теме:
«Правописание
предупредительных мягкого и твердого знаков».
Проверочный тест по теме
«Предупредительные
(разделительные) Ъ и Ь»
Методический
комментарий: предлагаю фрагмент урока русского языка
по УМК «Гармония» по учебнику « Русский язык» М.С. Соловейчик.
В данном фрагменте показано как на
основе технологии проблемно – диалогического обучения вводится правописание
предупредительных Ъ и Ь знаков. В ходе открытия нового знания у учащихся
формируются предметные и метапредметные умения ( умение определять способы
написания предупредительных Ъ и Ь знаков, формирование познавательных,
регулятивных, коммуникативных УУД. С целью определения уровня усвоения
учащимися данной темы, разработан проверочный тест. Тест разработан на основе
уровневой дифференциации.
- Создание проблемной ситуации. Предлагаю учащимся завершить звукобуквенный разбор слов.
В результате выполнения задания возникли разногласия:
Ученик. Я слышу
звук [ й’] после согласного перед гласным и обозначил предупредительным мягким
знаком, так как знаю, что предупредительный мягкий знак пишется в начале слов
Ученица. Я тоже
слышу звук [й’] после согласного перед гласным, но обозначила его
предупредительным твердым знаком.
2 Постановка учебной задачи урока и определение способов ее
решения.
Учитель. Раз наши
мнения разделились, и мы не знаем, какой буквой обозначить звук [й’]
предупредительным твердым знаком или мягким знаком, поэтому нам предстоит
решить орфографическую задачу. Кто сможет сформулировать вопрос к
орфографической задаче, которую нам необходимо решить на уроке?
Ученица. Когда
звук [й’] после согласного перед гласным нужно обозначать предупредительным Ъ,
а когда предупредительным Ь?
Учитель. Кто
по-другому может сформулировать вопрос?
Ученица В каких
случаях в словах нужно писать предупредительный Ъ , а в каких предупредительный
Ь?
Учитель: Молодцы!
Задачу поставили. Как же ее нам решить? Что нужно для этого сделать.
Ученик: Нужно
подобрать слова и провести с ними исследование.
Учитель. У кого
другое мнение? (других мнений нет).
Учитель. Тогда я
предлагаю взять слова для исследования в учебнике на странице 183 в упражнении
№ 563.
Дети читают задание. Запиши слова в 2 столбика. Наблюдай за строением слова. Ищи различия.
Вьюга, въехал, съеду, пьеса, объявление,
вьют, подъезд, воробьи. ( Дети в парах выполняют задания и обсуждают).
Проверка работы в парах.
Учитель. Для того,
чтобы определить различия., какие действия вы выполнили?
Ученик. Мы
разбирали слова по составу.
Учитель. Что
заметили?
Ученики (1 пара).
Мы заметили, что предупредительный Ь знак пишется в начале слова и в конце слов
там, где нет приставок.
Ученики (2 пара).
Мы заметили, что предупредительный твердый знак пишется там, где есть
приставка.
Учитель. Есть другие
мнения, кто хочет еще что-то добавить?
Ученица. Я хотела
обратить внимание на то что, если звук [ й’] слышим после согласного перед
гласным, то только в этом случае мы его обозначим предупредительным Ъ или Ь.
Учитель. Есть ли
другие мнения, все ли согласны с данными выводами?
Учитель. Проверим,
истинность наших предположений на странице 184 в упр. 564. (дети
читают правило и убеждаются в том,что они верно вывели правило. ).
Учитель. Дети,
Антон со страницы учебника обращается к каждому из вас с вопросом.
Прочитайте.
Дети читают. Ты
теперь будешь пользоваться этим правилом? А как?
Учитель. Как ответить
на вопрос Антона. Что вы можете сказать по этому поводу?
Ученики. Да, мы
будем пользоваться этим правилом, но для этого нам нужен алгоритм.
Учитель. Давайте
его составим. С чего начнем его составление?
Ученик 1. Надо
послушать, есть ли звук [й’] после согласного перед гласным.
Ученик 2. Нужно
определить есть ли приставка перед звуком [й’].
Ученик 3. Ели есть
приставка, то надо писать Ъ, ели нет приставки – Ь.
Учитель. Давайте
дополним алгоритм с помощью символических знаков.
Учитель. Проверим,
такой ли алгоритм предлагают нам авторы учебника. ( Дети открывают учебник
на странице 184 и убеждаются в правильности выполнения задания).
Учитель. Молодцы!
(Дети аплодируют).
Предлагаю детям вернуться к словам, звукобуквенный
разбор которых, провели в начале урока. На основе применения составленного
алгоритма, предлагаю им решить задачу, не решенную в начале урока.
Учитель. Почему в
начале урока мы не смогли решить данную орфографическую задачу, правильно
обозначить звук [й’] с помощью предупредительных Ъ и Ь знаков.
Ученик. Мы не знали
правила написания данных знаков и алгоритма действий.
Учитель. Почему в
начале года мы не могли определить написание твердого знака.
Ученик. Мы не знали
состава слова. Ведь для того чтобы правильно написать слово с
предупредительным Ъ ,нужно уметь определить приставку.
В оставшуюся часть урока дети выполняют
задания на применение нового знания, пользуясь алгоритмом.
Проверочный тест по теме
«Предупредительные
(разделительные) Ъ и Ь»
1. Выбери верное утверждение:
а)
предупредительные (разделительные) Ъ и Ь служат для обозначения звука [й’]
после согласного перед гласным.
б) предупредительные
(разделительные) Ь и Ъ показывают, что согласный звук не сливается с гласным.
2. Определи верное утверждение:
а)предупредительный
(разделительный) Ь и Ъ обозначают звук [й’] вместе с гласными буквами а, о, у,
ы, э.
б) предупредительный
(разделительный) Ь и Ъ обозначают звук [й’] вместе с гласными буквами е, ё, ю,
я, (и).
3. Укажи верное утверждение:
а) предупредительный
(разделительный) Ъ пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного
звука, если есть приставка.
б) предупредительный
(разделительный) Ъ пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного
звука, если нет приставки.
4. Выберите верное утверждение:
а) предупредительный
(разделительный) Ь пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного,
если нет приставки.
б) предупредительный
(разделительный) Ь пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного,
если есть приставка.
5. Определи, в каких словах пишется
предупредительный (разделительный) Ъ :
а) обез?яна;
б) об?яснение;
в) солов?и;
г) под?ход.
6 Укажи слова с предупредительным
(разделительным) Ь:
а) мурав?и;
б) кон?ки;
в) в?юга;
г) в?езд
д) л?ёт
7. Укажи слова, где звук [й’] обозначим
предупредительным Ъ вместе с гласными:
а) [ви’ун];
б) [падй’ом];
в) [п’й’у];
г) [сй’эм].
8. Установи соответствие между
предупредительными знаками и приставками:
1. Предупредительный Ъ приставки
а)- у
2.Предупредительный Ь
б) - от;
в)
- по;
г)
- с;
д)
- на;
е)
- под
9.Установи соответствие между словами и
буквами:
- Ъ а)
ш?ю;
- Ь б)
сем?я;
в) об?елся;
г) с?ехал;
д) под?ём;
г) в?ют.
10. Установите соответствие между записями
в столбиках :
1. [й’] -
обозначим Ъ а) [п’эр’й’а];
2. [й’] –
обозначим Ь б) [вар’эн’й’э];
в)
[сй’омка];
г)
[вй’эхал].
д ) [ л’эй’ка]
II уровень.
1Дополни высказывания нужными словами.
а) Звук [й’] после согласного перед гласным
обозначается _______ или __________
+ е, ё, ю, я (и);
б) Услышу звук [й’] после ______ перед ______
буду писать предупредительный
( разделительный) Ъ или Ь;
в) Ъ пишется _____________ перед корнем, а Ь –
не _________ в других частях слова;
- Воспроизведи алгоритм написания
разделительных Ъ и Ь.
3. Обозначить
орфограммы Ъ в словах:
Ь
Въехал, объявление, вьюга, варенье.
4. Реши орфографическую задачу:
Под ел?ю, под сирен?ю, бул?он,
раз?яснил, с?ежился.
5.Сделай звуко-буквенный разбор слов: [п’й’от] [сй’эл ]
6.С помощью приставок образуй и напиши
слова:
за у-
явить
ехать
пред под-
.
7.Запиши слова в два столбика.
Об?ём, бел?ё, об?едки, вз?ерошить, крыл?я.
8.Вставь в каждое из слов
предупредительный Ъ или Ь.
подели- --------- Сёмка-
-----------
полет- ----------- Коля-
---------
9.Раздели слова для переноса:
Демьян, объятие, подъём.
10.Допиши по два однокоренных слова с
разными приставками.
Соединить- ----------------------
Съезд-
---------------------------
11.Спиши предложения, вставь пропущенные
буквы.
К стройке под?ехал под?ёмный кран.
Кто на ветке шишки грыз и бросал об?едки вниз
?
12.Вспомни и запиши по два слова с
предупредительными Ъ и Ь
Ответы:
1 уровень:
1.-а; 2-б;
3.-а; 4-а; 5-б; 6-а,в,е; 7-б, г; 8.-
1(б, г, е ); 9- 1(в, г, д); 10-1 (в, г,) 2(а,б)
Сумма верно выполненных операций 22.
II уровень
1.а) Звук [й’]
после согласного перед гласным обозначается Ъ или Ь + е, ё, ю, я (и):
б) Услышу звук [й’] после согласного перед
гласным буду писать предупредительный Ъ или Ъ
в) Ъ пишется после приставки перед
корнем, а Ь – не после приставки в других частях слова;
2.
1).
Послушать: [й’] ?
2).
Определить: [й’]?
Если , то Ъ
3). написать
Если ,
то Ь
3. Въехал, объявление,
вьюга, варенье.
4. Под елью,
под сиренью, бульон, разъяснил, съежился.
5. [ c] - с [п’ ] =
п
[й’]
= ъе [ й’] = ъё
[э] о [ о ] о
[
л] - л [т] - т
6.Заявить,предъявить.уехать,подъехать.
7.Объём,бельё.объедки,взъерошить.крылья.
8.Подъели,польёт,съёмка,колья.
9.Демь-ян,объ-ятие,подъ-ём.
10. Соединить,
объединить, разъединить.
Съезд, разъезд,.подъезд.
11.Подъехал,подъёмный,объедки.
Сума верных выполненных операций -61
6.С помощью приставок образуй и напиши
слова:
за
у-
явить
ехать
пред
под-
.
7.Запиши слова в два столбика.
Об?ём, бел?ё, об?едки, вз?ерошить, крыл?я.
8.Вставь в каждое из слов
предупредительный Ъ или Ь.
подели- --------- Сёмка-
-----------
полет- ----------- Коля-
---------
9.Раздели слова для переноса:
Демьян, объятие, подъём.
10.Допиши по два однокоренных слова с
разными приставками.
Соединить- ----------------------
Съезд-
---------------------------
11.Спиши предложения, вставь пропущенные
буквы.
К стройке под?ехал под?ёмный кран.
Кто на ветке шишки грыз и бросал об?едки
вниз ?
12.Вспомни и запиши по два слова с
предупредительными Ъ и Ь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.