Инфоурок Начальные классы КонспектыФрагмент урока по теме: «Правописание предупредительных мягкого и твердого знаков». Проверочный тест по теме «Предупредительные (разделит

Фрагмент урока по теме: «Правописание предупредительных мягкого и твердого знаков». Проверочный тест по теме «Предупредительные (разделит

Скачать материал

Фрагмент урока по теме:

 «Правописание предупредительных мягкого и твердого знаков».

                                                Проверочный тест по теме                                        

                            «Предупредительные (разделительные) Ъ и  Ь»

Методический комментарий:  предлагаю фрагмент урока русского языка по УМК «Гармония» по  учебнику « Русский  язык» М.С. Соловейчик. 

            В данном фрагменте показано как на основе технологии проблемно – диалогического обучения  вводится правописание предупредительных  Ъ и Ь знаков.  В ходе открытия нового знания  у учащихся формируются предметные и метапредметные умения  ( умение определять способы написания предупредительных Ъ и Ь знаков, формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД. С целью определения уровня усвоения учащимися данной темы, разработан проверочный тест. Тест разработан на основе уровневой дифференциации. 

  1. Создание проблемной ситуации. Предлагаю учащимся завершить звукобуквенный разбор слов.

 

                                             

В результате выполнения задания возникли разногласия:

Ученик. Я слышу звук [ й’] после согласного перед гласным и обозначил предупредительным мягким знаком, так как  знаю, что предупредительный мягкий знак пишется в начале слов

Ученица. Я тоже слышу звук [й’] после согласного перед гласным, но  обозначила его предупредительным твердым знаком.

                  2 Постановка учебной задачи урока и определение способов ее решения.

Учитель. Раз наши мнения разделились, и мы не знаем, какой буквой обозначить звук [й’] предупредительным твердым знаком или мягким знаком, поэтому нам предстоит решить  орфографическую задачу. Кто сможет сформулировать вопрос к орфографической задаче, которую нам необходимо решить на уроке?

Ученица. Когда звук [й’] после согласного перед гласным нужно обозначать предупредительным Ъ, а когда предупредительным Ь?

Учитель. Кто по-другому может сформулировать вопрос?

Ученица В каких случаях в словах нужно писать предупредительный Ъ , а в каких предупредительный Ь?

Учитель: Молодцы! Задачу поставили. Как же ее нам решить? Что нужно для этого сделать.

Ученик: Нужно подобрать слова и провести с ними исследование.

Учитель. У кого другое мнение? (других мнений нет).

Учитель. Тогда я предлагаю взять слова для исследования в учебнике на странице 183 в  упражнении № 563.

 

Дети читают задание. Запиши слова в 2 столбика. Наблюдай за строением слова. Ищи различия.

 Вьюга, въехал, съеду, пьеса, объявление, вьют, подъезд, воробьи. ( Дети в парах выполняют задания и обсуждают).

Проверка работы в парах.

Учитель. Для того, чтобы определить различия., какие действия вы выполнили?

Ученик. Мы разбирали слова по составу.

Учитель. Что заметили?

Ученики (1 пара). Мы заметили, что предупредительный Ь знак пишется в начале слова и в конце слов там, где нет приставок.

Ученики (2 пара). Мы заметили, что предупредительный твердый знак пишется там, где есть приставка.

Учитель. Есть другие мнения, кто хочет еще что-то добавить?

Ученица. Я хотела обратить внимание на то что, если звук  [ й’] слышим после согласного перед гласным, то только в этом случае мы его обозначим предупредительным Ъ или Ь.

Учитель. Есть ли другие мнения, все ли согласны с данными выводами?

Учитель. Проверим, истинность наших предположений на странице 184 в упр. 564. (дети читают правило и убеждаются в том,что они верно вывели правило. ).

Учитель. Дети, Антон со страницы учебника обращается к каждому из вас с вопросом.

Прочитайте.

Дети читают. Ты теперь будешь пользоваться этим правилом? А как?

Учитель. Как ответить на вопрос Антона. Что вы можете сказать по этому поводу?

Ученики. Да, мы будем пользоваться этим правилом, но для этого нам нужен алгоритм.

Учитель. Давайте его составим. С чего начнем его составление?

Ученик 1. Надо послушать, есть ли звук [й’] после согласного перед гласным.

Ученик 2. Нужно определить есть ли приставка перед звуком [й’].

Ученик 3. Ели есть приставка, то надо писать Ъ, ели нет приставки – Ь.

Учитель. Давайте дополним алгоритм с помощью символических знаков.  

Учитель. Проверим, такой ли алгоритм предлагают нам авторы учебника. (  Дети открывают учебник на странице 184 и убеждаются в правильности выполнения задания).

 

 

 

 

        

 

Учитель. Молодцы! (Дети    аплодируют).

Предлагаю детям вернуться к словам, звукобуквенный  разбор которых, провели в начале урока. На основе применения составленного алгоритма, предлагаю им решить задачу, не решенную в начале урока.

Учитель. Почему в начале урока мы не смогли решить данную орфографическую задачу, правильно обозначить звук [й’]  с помощью предупредительных Ъ и Ь знаков.

Ученик. Мы не знали правила написания данных знаков и алгоритма действий.

Учитель. Почему в начале года мы не могли определить написание твердого знака.

Ученик. Мы не знали состава слова. Ведь  для того чтобы правильно написать слово с предупредительным Ъ ,нужно уметь определить приставку.

В оставшуюся часть урока дети выполняют задания на применение нового знания, пользуясь алгоритмом.

 

 

 

                                                Проверочный тест по теме                                         

                            «Предупредительные (разделительные) Ъ и  Ь»

 

1. Выбери верное утверждение:

 а) предупредительные (разделительные) Ъ и Ь  служат для обозначения звука       [й’] после согласного перед гласным.

б) предупредительные (разделительные)  Ь и Ъ  показывают, что согласный звук не сливается с гласным.

 

2. Определи  верное утверждение:

            а)предупредительный (разделительный) Ь и Ъ  обозначают звук [й’] вместе с гласными буквами а, о, у, ы, э.

            б) предупредительный (разделительный) Ь и Ъ обозначают звук [й’] вместе с гласными буквами е, ё, ю, я, (и).

 

3. Укажи верное утверждение:

            а) предупредительный (разделительный) Ъ  пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного звука, если есть приставка.

            б) предупредительный (разделительный) Ъ пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного звука, если нет приставки.

 

4. Выберите верное утверждение:

            а) предупредительный (разделительный) Ь  пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного, если нет приставки.

            б) предупредительный (разделительный) Ь пишется после буквы согласного звука перед буквой гласного, если есть приставка.

 

5. Определи, в каких словах  пишется предупредительный (разделительный) Ъ :

            а) обез?яна;

            б) об?яснение;

            в) солов?и;

            г) под?ход.

6 Укажи слова с предупредительным (разделительным) Ь:

            а) мурав?и;

            б) кон?ки;

            в) в?юга;

            г) в?езд

            д) л?ёт

7. Укажи слова, где звук [й’] обозначим предупредительным Ъ вместе с гласными:

            а) [ви’ун];

            б) [падй’ом];

            в) [п’й’у];

            г) [сй’эм].

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Установи соответствие между предупредительными знаками и приставками:

 

 1. Предупредительный Ъ                                                   приставки

                                                                                               а)- у

 2.Предупредительный Ь                                                    б) - от;

                                                                                               в) - по;

                                                                                               г)  - с;

                                                                                               д)   - на;

                                                                                               е)   - под

 

                                                                      

 

 

 

9.Установи соответствие между словами и буквами:

 

  1. Ъ                                                                    а) ш?ю;
  2. Ь                                                                    б) сем?я;

в) об?елся;

г) с?ехал;

д) под?ём;

г) в?ют.

 

10. Установите соответствие между записями в столбиках :

 

1. [й’]  - обозначим Ъ                    а) [п’эр’й’а];

2. [й’] – обозначим  Ь                    б) [вар’эн’й’э];

                                                        в) [сй’омка];

                                                        г) [вй’эхал].

                                                        д ) [ л’эй’ка]

 

II уровень.

 

1Дополни высказывания нужными словами.

 

а) Звук [й’] после согласного перед гласным обозначается _______ или __________

+ е, ё, ю, я (и);

 

б) Услышу звук [й’] после ______ перед ______ буду писать предупредительный

( разделительный) Ъ или Ь;

 

в) Ъ пишется _____________ перед корнем, а Ь – не _________ в других частях слова;

 

  1. Воспроизведи алгоритм написания разделительных Ъ и Ь.

 

 

 

 3.      Обозначить орфограммы  Ъ    в  словах:

                                                          Ь

        Въехал, объявление, вьюга, варенье.           

    

 4.  Реши орфографическую задачу:

 

                Под ел?ю, под сирен?ю, бул?он, раз?яснил, с?ежился.

 

5.Сделай  звуко-буквенный разбор слов: [п’й’от] [сй’эл ]

      

 

 

6.С помощью приставок образуй и напиши слова:

 

за                                                 у-

          явить                                        ехать                                                                                                                                         

пред                                            под-                        

 

.

7.Запиши слова в два столбика.

 

Об?ём, бел?ё, об?едки, вз?ерошить, крыл?я.

 

8.Вставь в каждое  из слов предупредительный Ъ или Ь.

 

подели- ---------           Сёмка-  -----------

                                          

полет-  -----------           Коля-    ---------

 

9.Раздели слова для переноса:

 

Демьян, объятие, подъём.

 

10.Допиши по два однокоренных слова с разными приставками.

 

        Соединить-   ----------------------

         Съезд-  ---------------------------

 

11.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

 

К стройке под?ехал под?ёмный кран.

Кто на ветке шишки грыз и бросал об?едки вниз ?

 

12.Вспомни и запиши по два слова  с предупредительными Ъ и  Ь                    

                                                   

 

 

                                                     Ответы:

                                                 1 уровень:

1.-а;   2-б;  3.-а;   4;  5-б;  6-а,в,е;  7-б, г;  8.- 1(б, г, е ); 9- 1(в, г, д); 10-1 (в, г,) 2(а,б)

 

Сумма верно выполненных операций 22.         

                                                 

                                                   

 

 

                                                   II уровень

 

 

 

1.а)  Звук [й’] после согласного перед гласным обозначается Ъ или Ь + е, ё, ю, я (и):

 

б) Услышу звук [й’] после согласного перед гласным буду писать предупредительный Ъ или Ъ

 

в) Ъ пишется  после приставки перед корнем, а Ь – не после приставки  в других частях слова;

2.

 

1). Послушать:     [й’]     ?

                                                

2). Определить:                                [й’]?

 


    Если          , то                                                               Ъ

3).                                                написать

   Если           , то                                                               Ь

   

3. Въехал, объявление, вьюга, варенье.

 

4. Под елью, под сиренью, бульон, разъяснил, съежился.

 

5.  [ c] -         с                   [п’ ]   =    п                                                                                                          

     [й’] =      ъе                  [ й’]   =     ъё

     [э]   о                             [ о ]   о                                                                                                                                                                                                                            

      [ л] -      л                     [т]     -       т                                                                                                  

 

 

6.Заявить,предъявить.уехать,подъехать.

7.Объём,бельё.объедки,взъерошить.крылья.

8.Подъели,польёт,съёмка,колья.

9.Демь-ян,объ-ятие,подъ-ём.

10. Соединить, объединить, разъединить.

      Съезд, разъезд,.подъезд.

11.Подъехал,подъёмный,объедки.

Сума верных выполненных операций -61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.С помощью приставок образуй и напиши слова:

 

за                                                 у-

          явить                                        ехать                                                                                                                                         

пред                                            под-                        

 

.

7.Запиши слова в два столбика.

 

Об?ём, бел?ё, об?едки, вз?ерошить, крыл?я.

 

8.Вставь в каждое  из слов предупредительный Ъ или Ь.

 

подели- ---------           Сёмка-  -----------

                                         

полет-  -----------           Коля-    ---------

 

9.Раздели слова для переноса:

 

Демьян, объятие, подъём.

 

10.Допиши по два однокоренных слова с разными приставками.

 

        Соединить-   ----------------------

         Съезд-  ---------------------------

 

11.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

 

К стройке под?ехал под?ёмный кран.

Кто на ветке шишки грыз и бросал об?едки вниз ?

 

12.Вспомни и запиши по два слова  с предупредительными Ъ и  Ь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Фрагмент урока по теме: «Правописание предупредительных мягкого и твердого знаков». Проверочный тест по теме «Предупредительные (разделит"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Фрагмент урока русского языка по УМК «Гармония» по учебнику « Русский язык» М.С. Соловейчик. В данном фрагменте показано, как на основе технологии проблемно – диалогического обучения вводится правописание предупредительных Ъ и Ь знаков. В ходе открытия нового знания у учащихся формируются предметные и метапредметные умения ( умение определять способы написания предупредительных Ъ и Ь знаков, формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД. С целью определения уровня усвоения учащимися данной темы, разработан проверочный тест. Тест разработан на основе уровневой дифференциации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 754 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.10.2020 241
    • DOCX 461 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Климчук Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Климчук Ирина Сергеевна
    Климчук Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66626
    • Всего материалов: 198

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 254 человека из 50 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 21 региона

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе