ГУ
«Борисовская средняя школа
отдела
образования Атбасарского района»
Тема:
Формулы
корней квадратных уравнений.
Урок в 8
классе
Подготовила и
провела
Учитель математики
Джакупова Турсун
Жусуповна
Тема урока: Формулы корней квадратных уравнений.
Открытый урок
Цели урока:
·
Обобщение
и систематизация основных знаний и умений по теме, формирование умения решать
квадратные уравнения;
·
Развитие
логического мышления, памяти, внимания, умения обобщать;
·
Воспитание
трудолюбия, взаимопомощи, взаимоуважения и математической культуры.
Ход урока.
1.
Организационный момент. Приветствие, пожелание друг другу
2.Мотивация
урока. Постановка целей и задач урока.
Нам
предстоит поработать над очень важной темой: “Решение квадратных уравнений”. Вы
уже достаточно знаете и умеете по этой теме, поэтому наша с вами задача:
обобщить и сложить в систему все те знания и умения, которыми вы владеете.
Чтобы
у нас царила атмосфера доброжелательности, предлагаю начать урок с таких слов:
В класс вошел – не
хмурь лица,
Будь разумным до конца.
Ты не зритель и не гость –
Ты программы нашей гвоздь.
Не ломайся, не смущайся,
Всем законам подчиняйся.
А
законы у нас сегодня будут такие: каждый из вас имеет возможность получить
оценку за урок по результатам работы на различных его этапах. Для этого у вас
на партах лежат карты результативности, в которые вы будете фиксировать свои
успех в баллах. И еще один не обсуждаемый закон: для ответа на поставленный
вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю
всем удачи.
Карта
результативности.
Ф.И.
|
Разминка
|
Тест
|
Вопросы
теории
|
Решение
уравнений
|
Сам.
работа
|
ИТОГО
|
Количество
баллов
|
|
|
|
|
|
|
4.Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Приступим
к работе. Для того чтобы включиться в работу и сконцентрироваться предлагаю вам
небольшую устную разминку. Но вопросы будут не только по теме урока, проверяем
ваше внимание, и умение переключаться. За каждый правильный ответ в колонку
“Разминка” вы по моему указанию ставите 1 балл.
Вопросы теоретической разминки:
·
Какое
название имеет уравнение второй степени?
·
Сформулируйте
определение квадратного уравнения. Записывают на дске
·
Объясните,
в чем заключается смысл ограничения в определении квадратного уравнения (а 0).
·
Перечислите
виды квадратных уравнений.
·
Что
значит решить уравнение?
·
Приведите
примеры квадратных уравнений различных видов. Запись на доске
·
От
чего зависит количество корней квадратного уравнения? Запишите формулу Д
·
Сколько
корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0? Запишите формулу
·
Сколько
корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0
·
Какое
квадратное уравнение называется приведенным? Приведите пример.
·
Есть
у любого слова, у растения и может быть у уравнения?
Уравнения
с давних времен волновали умы человечества. По этому поводу у английского поэта
средних веков Чосера есть прекрасные строки, предлагаю сделать их эпиграфом
нашего урока:
«Посредством
уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем».
5. Тест “Виды квадратных уравнений”
Ф.И.
|
полное
|
неполное
|
приведенное
|
Общий
балл
|
1.
х2 + 5х +3 = 0
|
|
|
|
|
2.
6х2 + 9 = 0
|
|
|
|
|
3.
х2 – 3х = 0
|
|
|
|
|
4.
–х2 + 2х +4 = 0
|
|
|
|
|
5.
3х + 6х2 + 7 =0
|
|
|
|
|
Ребята выполняют работу, а затем меняются листочками и
по ключу проверяют ответы, оценивая работу товарища. Результат записывается в
колонку “Оценочный балл”, а затем в “Карту результативности”( максимально 5
баллов).
Ключ
к тесту:
Молодцы.
С видами квадратных уравнений мы разобрались. Кстати, а вы знаете, когда
появились первые квадратные уравнения?
Очень
давно. Их решали в Вавилоне около 2000 лет до нашей эры, а Европа три года
назад отпраздновала 800летие квадратных уравнений, потому что именно в 1202
году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного
уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым эти
формулы приняли современный вид.
А
с каким еще понятием мы постоянно сталкиваемся при решении квадратных
уравнений?
С дискриминантом
А
вот понятие Д придумал английский ученый Сильвестр, он называл себя даже
“математическим Адамом” за множество придуманных терминов. А зачем он нам
нужен?
Он определяет число корней квадратного уравнения.
И
как количество корней зависит от Д?
Дети перечисляют случаи.
Итак,
давайте еще раз проговорим алгоритм решения полного квадратного уравнения.
Проговаривают.
Ну
что ж, приступим к практической части нашего урока.
Чтобы решить уравнение,
Корни его отыскать.
Нужно немного терпения,
Ручку, перо и тетрадь.
6. Решение уравнений у доски с
объяснением: 3х2-5х-2=0, Д=25+24=49, х=12/6=2,х=-2/6=-1/3
6.Самостоятельная
работа.(карточки с заданиями двух уровней)
Хорошо.
Вместе мы поработали. Теперь посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно.
Вам предлагается двухуровневая работа. Если вы еще не уверены в своих силах и
желаете закрепить решение уравнений, то выбираете уровень А(6 балла). Если
считаете, что материал усвоен хорошо – В (9 баллов). В процессе решения я
проверяю ваши работы и проставляю заработанные баллы.
Вариант 1.
Уровень
А
№1.
Для уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а)
3х2 + 6х – 6 = 0,
№2.
Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 +
bx + c = 0 по формуле
D
= b2 - 4ac.
5х2
- 7х + 2 = 0, D = b2 - 4ac = (-7)2 – 4· 5 · 2 = …;
№3.
Закончите решение уравнения 3х2 - 5х – 2 = 0.
D
= b2 - 4ac = (-5)2- 4· 3·(-2) = 49; х1 = … х2=…
Уровень
В Решите уравнение: а) 6х2 – 4х + 32 = 0; б) х2 + 5х - 6
= 0.
Вариант
2.
Уровень
А
№1.
Для уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а)
4х2 - 8х + 6 = 0,
№2.
Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 +
bx + c = 0 по формуле
D
= b2 - 4ac.
5х2
+ 8х - 4 = 0, D = b2 - 4ac = 82 – 4· 5 · (- 4) = …;
№3.
Закончите решение уравнения х2 - 6х + 5 = 0.
D
= b2 - 4ac = (-6 )2 - 4· 1·5 = 16; х1 = … х2=…
Уровень
В Решите уравнение: а) 3х2 – 2х + 16 = 0; б) 3х2 - 5х + 2
= 0.
7.
Подведение итогов.
Итак,
мы проделали большую работу. Повторили всю теорию, касающуюся полных квадратных
уравнений. Решали различные их виды как вместе, так и вы сами. Вы старательно
зарабатывали баллы, настало время подвести итог.
Подсчитайте
сумму баллов заработанных в течение урока.
Выставляются
оценки.
8.А
теперь ребята я хочу показать нестандартное решение квадратных уравнений,
которое приемлемо как при решении тестовых заданий так у на уроках алгебры при
дальнейшей работе
Пусть дано
квадратное уравнение: ах2 + bx + c = 0.
1.
Если а + b + c = 0, то х1
= 1, х2 = с/а
Пример: х2-4х+3=0, 1-4+3=0, х=1,х=3/1=3
2.Если а + c = b , то х1
= -1, х = - с/а
пример: 7х2
+ 3 х – 4 = 0 .
Решение:
Так
как 7 – 4 = 3,
то х1
= -1, х2 = 4/7
9.Домашнее
задание. Повторить п.7, решить № 133 стр.53
10.Мультфильм-позитив
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.