Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыФормирования универсальных учебных действий на занятиях в детских объединениях художественной направленности Дворца пионеров и школьников города Курска

Формирования универсальных учебных действий на занятиях в детских объединениях художественной направленности Дворца пионеров и школьников города Курска

Скачать материал

Балахнина О.И.,

г. Курск, Россия,

МБУ ДО «Дворец пионеров

и школьников г. Курска»

е -mail: кurskdpsh@mail.ru

 

  Формирования универсальных учебных действий на занятиях  в детских объединениях художественной направленности Дворца пионеров и школьников города Курска

 

Система художественной  направленности  обучения детей  в дополнительном образовании способна формировать универсальные учебные действия,  обеспечивающие  обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, могут быть использованы при изучении других предметов. Система личностных результатов и универсальных учебных действий (УУД) в рамках нового стандарта включает в себя: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные: умение выбирать основание для классификации, умение создавать и преобразовывать модели изучаемых объектов и процессов, умение решать проблемы творческого и поискового характера. 

В качестве главных результатов выступают  личностные и метапредметные   универсальные учебные действия. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.  Формирование универсальных учебных действий во Дворце пионеров и школьников  осуществляется в результате реализации принципов системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством  способствуют  личностному развитию обучающегося, обеспечивая сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в  духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности,  потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Изобразительное искусство вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий. Обучение  направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира. Занятия по декоративно-прикладному искусству  имеют чёткую практико-ориентированную направленность, что способствует формированию у обучающихся регулятивных  универсальных учебных действий,  путём приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности.  В то же время усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии, занятия по декоративно-прикладному искусству  обеспечивают личностное развитие обучающихся.

Приобретение знаний и расширение представлений обучающихся о видах и жанрах изобразительного, декоративно-прикладного искусства  осуществляется в результате решения проблемных ситуаций. Знание не дается в готовом виде, а открывается детьми самостоятельно или при помощи педагога в двух направлениях:  в процессе эстетического восприятия природы и произведений искусства, в результате продуктивной творческой деятельности.

Расширение познавательной сферы обучающихся в области  искусства происходит постепенно,  в процессе решения  эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач. Например,  понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях Курского региона и других стран мира;  умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом, осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

Личностные результаты проявляются в авторском стиле юного художника, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением обучающегося  является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии обучающийся  создаёт уникальный рисунок или изделие (материализованный в той или иной форме творческий продукт, самостоятельное «произведение»), используя выразительные свойства художественных материалов. При этом, он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический, скульптурный или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку (изделию), выражая в словесной  или письменной форме  образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда, и по необходимости и осуществляет необходимую коррекцию, например, уточняет название своего рисунка или поделки.

 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях  изобразительного и декоративно-прикладного  искусства во Дворце пионеров и школьников  обеспечивается в результате диалога всех субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в условиях организации игровых ситуаций, деловых и ролевых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.  Коммуникативный опыт складывается в процессе  рассуждений обучающегося о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека;  в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

Таким образом,  формирование универсальных учебных действий на занятиях  в детских объединениях художественно-эстетической направленности Дворца пионеров и школьников города Курска выполняет ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на её  самоопределение - жизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного, социального, национального, религиозного, профессионального, семейного и т.д. воспитания, осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент окончания учебного заведения,  выступающее «ядром» жизненной ситуации выпускника»

Литература

1.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

2.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Образовательная система «Школа 2100»). Проек

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирования универсальных учебных действий на занятиях в детских объединениях художественной направленности Дворца пионеров и школьников города Курска"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Система художественной направленности обучения детей в дополнительном образовании способна формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством способствуют личностному развитию обучающегося, обеспечивая сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 155 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.02.2020 112
    • DOCX 22.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лихонина Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лихонина Елена Вячеславовна
    Лихонина Елена Вячеславовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 100994
    • Всего материалов: 240

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 538 человек

Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 546 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1707 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 161 человек

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек