Инфоурок Другое Другие методич. материалыФормирование здорового образа жизни на уроках биологии и валеологии.

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и валеологии.

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование здорового образа жизни

на уроках биологии и валеологии.

 

(доклад)

 

 

 

Боровская Надежда Карловна

-  учитель Яблоновской ОШ

Енбекшильдерского района

Акмолинской области

Республики Казахстан

 

10.02.2015 г.

    Экологическое образование призвано формировать у человека, и в первую очередь у школьника правильное отношение к окружающей среде и к своему здоровью. И если об отношении к окружающей среде мы говорим сравнительно давно, то отношение к здоровью начинает приобретать  все большее социальное значение только в последнее время.

   По данным современных исследователей, здоровье населений более чем на 50%

зависит от образа жизни, на 15-20% - от состояния окружающей среды и настолько

же - от  наследственности человека и системы здравоохранения. Если образ жизни будет отвечать оптимальным гигиеническим требованиям и нормам, то он станет основой массового  здоровья, высокой работоспособности и творческого (здоровья) долголетия населения, предпосылкой резкого снижения  заболеваемости.

   В связи с этим возрастает роль школы не только в укреплении здоровья учащихся, но и в пропаганде здорового образа жизни, формировании  убежденности в его необходимости.

    Поэтому большую роль выполняют предметы естественно - научного цикла в формировании здорового образа жизни и безопасного поведения.

    Школьная биология - как предмет способствует формированию и обогащению духовного мира человека.

    На уроках биологии учитель (биологии)  воспитывает у уч-ся  любовь к природе, животным, растениям, человеку, как удивительному бесценному. Вселяет  в сердца учащихся добро и милосердие, без которых нет личности, нет  человека. Со знанием биологии во многом связаны становление мировоззрения, научное понимание мира. Только на основе  этого  мы учителя закладываем  у учащихся понимание, какое значение в природе имеет человек – существо разумное. Народ здоров, если здорово  общество – так, по выражению академика Н.А. Амосова, подчеркивается важность главного для созидания - здоровья человека.    

   Только в физическом и психическом здоровом обществе можно решать глобальные  проблемы современности, одной из которых является пропаганда  здорового образа жизни. Проработав 49 лет учителем, из них 46 лет учителем  биологии  мне приходилось испытывать дефицит времени на информации  о здоровом образе  жизни. Приходилось использовать другие  уроки – географию, историю, химию и даже уроки физкультуры. В последнее время этот вопрос разрешился. Учебным планом предусмотрены факультативные часы, которые  мы можем использовать для   валеологии  и др. предметов. Валеология – как научная дисциплина, стала  популярной, обязательной и необходимой для к учащихся, и молодежи.

   Предмет прост на  слух и восприятие,  по значимости превосходит  отдельные  общественные науки, потому что он очень жизнеобилен  по  комплектности подхода.      

   На первых уроках по Валеологии во всех классах необходимо говорить о сущности здоровья, об укрепляющих и ослабляющих его факторах (см.табл. 2), формировать у учащихся отношение к здоровью как важнейшей  жизненной  ценности. Знакомить с этапами понимания здоровья (см. табл.1).  После чего делается вывод, и определение:                   «Здоровье – системное качество организма и психики человека, определяемое совокупностью физических и духовных качеств и свойств, которые являются основной долголетия».      

   Разъясняя учащимся, ценность здоровья задаю вопрос: в чем смысл изречения  «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял»? Привожу известный призыв « Береги здоровье смолоду».

В старших классах рассматриваем и оцениваем, каков удельный вес образа жизни, значимого для здоровья, т.е.  оцениваем факторы  положительного влияния на здоровье человека и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью, т.е.  две сферы, характеризующие - здоровый и нездоровый  образ жизни (см. таб.3).

   Обязательно привожу для  примеров статистику не в пользу здоровья. Заостряю особое внимание, на важность значения медицинской активности. Она включает:

1.     посещение медицинских учреждений, выполнение  медицинских советов,

предписаний;

2.     поведение при лечении, профилактики, реабилитации в т.ч. самолечении,      

других медицинских мерах;

     3.  участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других;

     4.  преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, т.е. целенаправленная

         деятельность человека по формированию здорового образа жизни.

    Разъясняю, что высокая медицинская активность в жизни человека является потребностью и необходимостью весь период жизни. Несоблюдение перечисленных условий относится к низкой медицинской активности, а значит, является фактором риска.

    Рассматриваем основные факторы,  характеризующие здоровый образ жизни. К ним относятся простые, но необходимые требования:

1.выполнение различных видов  деятельности в строго определенное   время,  

    рациональное чередование работы и отдыха;

2. регулярное и полноценное питание, не менее  трех раз  в день в одни и те же часы;

3. занятие целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6

    часов в неделю.

4. пребывание на свежем воздухе, не менее 2-3 часов в день.

5. строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон  

    в одно и то же время.                                                                                    

   Эти простые постулаты способствуют укреплению здоровья,  повышают жизнен-ный стимул, проделывают функционирование всех систем на долгие годы.

       Фактору питания,  влияющему  на  здоровье в настоящее  время,  придается  огромное значение.

   Внимание к наиболее важным фрагментам науки о питании и современному подходу к видам питания начинаю с высказывания мыслителя Сократа, который  предостерегал: « Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твой голод и жажда. Мы живем не для того,  чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».                                            

   Привожу исторические примеры о гурманах и скептиках питания. В ходе объяснения нужно уяснить учащимся,  что пища необходима человеку для выполнения трудовой деятельности, поддерживания температуры  тела и восстановления разрушающихся в процессе жизнедеятельности тканей. Поясняю, что подбор пищевых продуктов  основывается на том, что поступление в организм  пищи должно быть с достаточным количеством жиров, белков, углеродов, витаминов, минеральных солей, воды.                           

   Здесь уместно привести высказывание Гиппократа: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами».

   Неправильное питание приводит к нарушению здоровья постепенно, но, как правило, однозначно.

   Особенно обращаю внимание на целесообразности соблюдения и придерживания определённого режима питания, который включает в себя:

1.     кратность приема пищи                                                                                       

2.     интервал  между приемами пищи                                                                  

3.     распределение энергетической ценности суточного рациона.

    Большинство  специалистов  сходится на том, что наиболее целесообразным является 4-х разовое питание, т.к. оно обеспечивает равномерную нагрузку пищеварительного тракта и   полную обработку пищи.

    Следует обращать внимание на пережевывание пищи. Снижение активности пережевывания способствует развитию ряда заболеваний десен и зубов. Поэтому в рацион питания следует включать (морковь, яблоки и др.) продукты, активизирующие жевательную работу.

    Немаловажное значение имеет эстетика питания.

    Центральная нервная система создается и поддерживается пищей, которую мы едим. И когда мы лишаем нашу ежедневную пищу витаминов и минеральных веществ, следовательно, мы ослабляем центральную нервную систему.

    Недостаток витаминов приводит к нервозности, хронической усталости.

    Пол С. Брэгг рекомендует исключить из рациона питания некоторые продукты, чтобы беспрепятственно создать мощную нервную систему.

   Итак, пища, которую нужно избегать (по теории Брэгга): см. таблицу 4.

   Пол С.Брэгг не запрещает, но советует. Зато другой перечень продуктов, важных для организма,  как содержащих в себе кальций необходим нам, по мнению Брэгга. См. таблицу 5.

   Кальций в правильных пропорциях дает нам крепкие зубы, сильные кости, стальные нервы, упругие мускулы, эластичную кожу, четкое сердцебиение, прямую осанку, быстрый ум, здоровые внутренние органы.

   Нужно запомнить – три правила питания, которые должен соблюдать каждый человек – и больной и здоровый.

1.     есть медленно и тщательно пережевывать пищу.

2.     принимать пищу только 3 – 4 раза в течение суток.

3.     прекращать еду до наступления чувства полного насыщения.

   Эти правила питания сформулировал в своей теории и практике естественного питания М. Бирхер – Беннер (врач из Цюриха), разработавший в фундаментальном труде «Основы лечения на началах энергетики».

    В каких случаях нельзя принимать пищу?

            Диетологи отвечают:

1.     не следует принимать пищу при болях, умственном перенапряжении;

2.     физическом недомогании (даже дискомфорте);

3.     при повышенной температуре;

4.     когда нет чувства голода;

5.     когда человек устал, озабочен, замерз, полон страха или гнева и др.

    Формы проведения занятий по валеологии меняю, вношу разнообразие, чтобы активизировать работу учащихся, вызвать интерес к предмету.

   Уроки проводятся в виде беседы, рассказа, лекций. После лекций целесообразно проведение семинарских занятий.

   Например, после лекции на тему: «Проблемы здоровья в жизни современного человека» проведен урок – семинар «Образ жизни в традициях моей семьи».

   Обращение к жизненному опыту учащегося и его семьи, считаю, способствует установлению эмоциональных контактов со школьниками, привлечению их к заинтересованному обсуждению проблем здорового образа жизни.

   В каждом классе есть ученики из семей, где хранят память о предках (дед – на все руки мастер, бабушка – воплощение заботливости, доброжелательности и т.п.), где сложились традиции здорового образа жизни (труд, режим, спорт, работа на садовом участке).  Среди родственников учащихся есть долгожители, которые сохранили работоспособность, ясный ум, интерес к жизни, были умеренны в пище, не злоупотребляли алкоголем, курением, и т.п. Рассказы о них были интересны и полезны школьникам.

    Поставленной задачей урока было формирование и развитие у школьников уважение к родителям и  другим старшим родственникам, к своим предкам.

    На семинаре выступили приглашенные члены семей учащихся и поделились своим опытом реализации идей здорового образа жизни.

  

   Главное, должны усвоить учащиеся, что купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Здоровье и долголетие зависит от нас самих.

   Чтобы стать здоровым нужно запомнить10 заповедей здоровья и следовать им (см.табл.6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.1

 

Этапы понимания здоровья

 

1.Болезнь – здоровье.

   (бытовые наблюдения)

    Человек ни на что не жалуется.

   Болезнь + вероятность болезни – здоровье.

 

2.Болезнь + вероятность болезни – здоровье + гармонические развитие

   организма.

    (отсутствие в организме слабых органов)

    (высокий уровень физического развития организма)

 

3.Болезнь + вероятность болезни – духовное и телесное здоровье +   

   гармоничность развития организма и психики.

  (душевное здоровье)

 

4.Болезнь + вероятность болезни – духовное и телесное, социальное

   здоровье + гармоничность развития организма и психики.

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 2

 

Факторы здоровья.

 

1.     Четкий и правильный распорядок дня.

 

2.     Высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка.

 

 

3.     Постоянное общение с природой (свежий воздух, вода и солнце).

 

4.     Экология (влияние внешней среды).

 

 

5.     Наследственность.

 

6.     Здравоохранение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.3

 

Характеристика образа жизни

               Здоровый образ                                                  Нездоровый образ 

,человек,1.	Удовлетворенность работой, физический и духовный комфорт
2.	Активная жизненная позиция
3.	Полноценный отдых
4.	Сбалансированное питание
5.	Высокая медицинская активность
6.	Экономическая и материальная независимость
7.	Психофизиологическая удовлетворенность в семье
8.	Регулярная физическая и двигательная активность
,1.	Неполноценный отдых
2.	Социальная пассивность
3.	Неудовлетворенность жизненной ситуацией, переутомление
4.	Нарушенный режим питания
5.	Низкая медицинская активность
6.	Гиподинамия 
7.	Злоупотребление алкоголем, курением, наркотиками
8.	Нарушение семейной ситуации
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                    

 

 

Табл.4

 

Пища, которой нужно избегать (по теории Брэгга)

 

1.     Рафинированный сахар и продукты, содержащие его (джем, желе, мармелад, мороженное, щербет, пироженное, кекс, торты, жевательные резинки, лимонад, пироги, печенье, фруктовые концентраты, засахаренные фрукты…);

2.     Приправы – кетчуп, горчица, мясные и рыбные соусы, маринады и др.;

3.     Насыщенные жирами продукты (гидрогенизированное растительное масло). Излишки жиров пагубно влияют на сердце и печень;

4.     Сухие злаки (кукурузные хлопья и в них почти всегда есть соль и сахар);

5.     Масло арахиса;

6.     Маргарин;

7.     Кофе, не нужно пить даже слабый кофе, ненужно «подстегивать» свои нервы. Это один из злейших врагов нервов;

8.     Чай, который содержит кофеин, теин, танин. Это мощные стимуляторы нервной системы;

9.     Алкогольные напитки – смертельный яд для нервной системы;

10. Копченная рыба и подобные продукты;

11. Табак в любом виде – смертельный яд для нервов;

12. Свежая свинина и продукты из нее;

13. Копченное мясо – ветчина, бекон, колбасы;

14. Закусочное мясо (сосиски, солонина), продукты содержащие нитраты;

15. Сущенные фрукты, которые содержат сильные химические вещества;

16. Консервированные супы.

 

 

 

 

 

 

 

Табл.5

 

Пища, богатая кальцием, необходима.

(по мнению Брэгга).

 

1.     Миндаль очищенный;

2.     Бобовые – сваренные бобы (соевые) зеленые бобы;

3.     Свекла;

4.     Сыры – козий, овечий, любой натуральный, полученный естественным путем;

5.     Зелень овощей – свекольная ботва, зелень одуванчика , салат латук, зелень горчицы и др.;

6.     Молоко – козье сырое, сухое;

7.     Цельная зерновая мука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.6

 

10 заповедей здоровья.

 

Ты должен:

1.     Почитать свое тело, как высочайшее проявление жизни.

2.     Воздержаться от любой ненатуральной пищи и возбуждающих напитков.

3.     Питать свое тело только натуральной, живой, не переработанной пищей.

4.     Посвятить свою жизнь любви и милосердию, перестроить организм, правильно сочетая активную деятельность и отдых.

5.     Очистить клетки, ткани, кровь свежим воздухом и солнечными лучами.

6.     Воздержаться от любой пищи, если болен душой и телом.

7.     Думать и говорить спокойно, быть в меру эмоциональным.

8.     Изучать законы природы, жить с ними в полной гармонии и наслаждаться плодами своего труда.

9.     Взять за основу правила следования законам природы и помогать другим делать то же.

10. Займитесь своим позвоночником, правильно питайтесь, хорошо отдыхайте и т.д..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и валеологии."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Социальный педагог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Экологическое образование призвано формировать у человека, и в первую очередь у школьника правильное отношение к окружающей среде и к своему здоровью. И если об отношении к окружающей среде мы говорим сравнительно давно, то отношение к здоровью начинает приобретать все большее социальное значение только в последнее время. По данным современных исследователей, здоровье населений более чем на 50% зависит от образа жизни, на 15-20% - от состояния окружающей среды и настолько же - от наследственности человека и системы здравоохранения. Если образ жизни будет отвечать оптимальным гигиеническим требованиям и нормам, то он станет основой массового здоровья, высокой работоспособности и творческого (здоровья) долголетия населения, предпосылкой резкого снижения заболеваемости. В связи с этим возрастает роль школы не только в укреплении здоровья учащихся, но и в пропаганде здорового образа жизни, формировании убежденности в его необходимости. Поэтому большую роль выполняют предметы естественно - научного цикла в формировании здорового образа жизни и безопасного поведения. Школьная биология - как предмет способствует формированию и обогащению духовного мира человека.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 564 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.01.2020 166
    • DOCX 45.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Елсукова Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Елсукова Галина Александровна
    Елсукова Галина Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82789
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 37 регионов

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции