Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыФормирование УУД в свете реализации ФГОС НОО

Формирование УУД в свете реализации ФГОС НОО

Скачать материал

Личностное развитие учащегося подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который: 

·         понимает систему социально принятых норм и правил, существующих в современной культуре (познавательные универсальные учебные действия (далее - УУД));

·         владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);

·         умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).

Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны все группы УУД. 

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия


Согласно п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнау-ки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП) реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ) через организацию урочной и внеурочной деятельности. ОУ предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию УУД. 

Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). 

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др. 

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как: 

·         осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

·         умение давать оценку своим действиям;

·         ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

·         осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);

·         умение выражать собственное мнение и т. д.

Пункт 9 ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП: предметным, личностным (включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности) и мета-предметным (включающим освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями). 
В широком значении "универсальные учебные действия" - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 



Предназначение УУД: 

·         обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;

·         обеспечение целостности содержания образования;

·         профилактика школьных трудностей обучающихся.

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план


Описание значения отдельных групп УУД в обучении младших школьников: 
• познавательные УУД обеспечивают умение учащихся применять конкретные способы преобразования учебного материала; 
• коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей; 
• регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовать свою учебную деятельность.


Критерии сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности:
 
• умение выбирать средства для организации своего поведения; 
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; 
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; 
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; 
• начинать и заканчивать действие в нужный момент; 
• сдерживать ненужные реакции.
 

Регулятивные УУД 
 Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное. 

Коммуникативные УУД. 
В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативные УУД обеспечивают: 

·         социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);

·         умение слушать и вступать в диалог;

·         участвовать в коллективном обсуждении проблем;

·         интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

 

 

В приложении 1 представлена памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика", которая поможет учитывать особенности тех или иных УУД при подготовке учителями программ внеурочной деятельности. Памятка содержит примерный перечень УУД. Педагоги по своему усмотрению могут дополнить список представленных УУД и расширить их характеристики. 

Внеурочная деятельность осуществляется на основании плана внеурочной деятельности и программ курсов внеурочной деятельности, разработанных в ОУ. 

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью. В составленном плане внеурочной работы должен быть представлен максимально широкий спектр видов деятельности для свободного выбора детьми. 

Реализация той или иной формы внеурочной деятельности не может планироваться и осуществляться только для обучающихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип - добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей и интересов. 



Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся. 

Однако в разделе ООП "Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП" следует описать особенности оценивания не только предметных, но и метапредметных результатов, которые включают в себя регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. 

Поскольку внеурочная деятельность в т. ч. направлена на развитие УУД обучающихся, результаты оценивания метапредметных результатов освоения ООП будут свидетельствовать и о качестве организации внеурочной деятельности в ОУ. 

В приложении 2 представлена форма экспертного заключения на модель образовательной среды, ориентированной на обеспечение качества организации внеурочной деятельности в ОУ. Данное экспертное заключение поможет администрации ОУ выявить наличие или отсутствие тех или иных компонентов образовательной среды, спланировать работу по развитию образовательной среды в ОУ. 

При разработке системы оценивания уровня сформированности у обучающихся УУД важно дать верные определения основных понятий оценки в контексте формирования УУД: 

·         предмет оценивания - оперирование (владение) УУД;

·         критерий оценивания - проявление в действиях ученика признаков УУД;

·         источники информации для оценивания - осуществление обучающимся УУД;

·         форма оценивания - та форма внеурочной деятельности, в ходе которой выполняется УУД;

·         виды самооценки - суждение обучающегося о мере выполненного УУД, его результативности; эмоциональное отношение к тому, что сделано;

·         фиксация результатов - то, что получилось в результате осуществления УУД.

 

И конечно же главное условие для успешного формирования УУД – диагностика.

 

 

 

 

 

Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.

К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

 

 

 

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Но формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий

 

 

 

 

 

 

Памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика" 

УУД

Характеристика

Регулятивные УУД

Целеполагание

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно

Планирование

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Контроль

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Оценка

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Волевая саморегуляция

Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Познавательные УУД

Моделирование: замещение, кодирование, декодирование

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую)

Преобразование модели

Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре

Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации

Понимание

Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Управление поведением партнера

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспертное заключение на модель образовательной среды, ориентированной на обеспечение качества организации внеурочной деятельности в ОУ 

Компоненты образовательной среды*

Балл

0

1

2

3

Пример

Отсутствует

Планируется в перспективе

Частично присутствует

Присутствует в полном объеме

Пространственно-предметный

Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к разным образовательным источникам

 

 

 

 

 

Наличие зон для индивидуальных и групповых занятий обучающихся

 

 

 

 

 

Возможность пространственной трансформации классных и других помещений в соответствии с образовательными задачами

 

 

 

 

 

Социальный

Наличие детско-взрослых общностей

 

 

 

 

 

Наличие ритуалов и традиций во внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

Наличие форм взаимодействия с родителями

 

 

 

 

 

Наличие контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам

 

 

 

 

 

Психодидактический

Наличие мест и процедур, обеспечивающих связь учебного и внеучебного времени

 

 

 

 

 

Наличие системы контроля (в т. ч. оценки УУД)

 

 

 

 

 

Наличие условий для профессионального развития педагогических кадров

 

 

 

 

 

Наличие вариативных форм внеурочной деятельности**

 

 

 

 

 

Наличие программных и нормативных документов по организации внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование УУД в свете реализации ФГОС НОО"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия



Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 097 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 461
    • DOCX 34.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зимина Надежда Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зимина Надежда Борисовна
    Зимина Надежда Борисовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2744
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2688 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 482 человека

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1472 человека из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 794 человека

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе