Личностное развитие учащегося подразумевает прежде всего
становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм
поведения и деятельности, который:
·
понимает систему социально принятых норм и правил, существующих в
современной культуре (познавательные универсальные учебные действия (далее -
УУД));
·
владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и
планирования (регулятивные УУД);
·
умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы
(коммуникативные УУД).
Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны
все группы УУД.
Универсальные
учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой
ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении
самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности,
ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова
«универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование
путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Главная
цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся
личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.Учителю начальных
классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к
саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия
Согласно п. 16 Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнау-ки России от 06.10.2009 № 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования", основная
образовательная программа начального общего образования (далее - ООП)
реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ) через организацию урочной
и внеурочной деятельности. ОУ предоставляет учащимся возможность выбора
широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и
развитию УУД.
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие
личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
В ФГОС помимо привычных требований к
образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам
выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться",
например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из
собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные
знания и умения и др.
Содержание деятельности учащихся во
внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и
развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких
как:
·
осознание уникальности своей личности, которая обладает
индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и
ценностями;
·
умение давать оценку своим действиям;
·
ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких
нравственных категорий, как добро, красота, истина;
·
осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и
прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и
др.);
·
умение выражать собственное мнение и т. д.
Пункт 9 ФГОС устанавливает требования к результатам
обучающихся, освоивших ООП: предметным, личностным (включающим готовность и
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и
познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности) и мета-предметным (включающим
освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу умения учиться, и межпредметными понятиями).
В широком значении
"универсальные учебные действия" - это действия, направленные на
саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
В более узком (психологическом
значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность
действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Предназначение УУД:
·
обеспечение преемственности всех ступеней образовательного
процесса;
·
обеспечение целостности содержания образования;
·
профилактика школьных трудностей обучающихся.
Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в
содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является перенос действий,
относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный
план.
Описание значения отдельных групп
УУД в обучении младших школьников:
• познавательные УУД обеспечивают умение учащихся применять конкретные способы
преобразования учебного материала;
• коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся
учитывать позиции других людей;
• регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовать свою учебную
деятельность.
Критерии сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и
деятельности:
• умение выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу,
правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также
возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• сдерживать ненужные реакции.
Регулятивные УУД
Регуляция субъектом своей
деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля.
Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля
рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное
действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что
оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием
субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность.
Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является
осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т.
е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки),
образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в
себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями
конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия
и подбирая соответствующие им необходимые средства. Познавательные УУД
обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных
ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования
учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.
Коммуникативные УУД.
В соответствии с культурно-исторической
теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как
взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение
их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
·
социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на
позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
·
умение слушать и вступать в диалог;
·
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
·
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной
деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены
на закрепление, развитие УУД.
В приложении 1 представлена памятка для педагогов "Виды
УУД и их характеристика", которая поможет учитывать особенности тех или
иных УУД при подготовке учителями программ внеурочной деятельности. Памятка
содержит примерный перечень УУД. Педагоги по своему усмотрению могут дополнить
список представленных УУД и расширить их характеристики.
Внеурочная деятельность
осуществляется на основании плана внеурочной деятельности и программ курсов
внеурочной деятельности, разработанных в ОУ.
Спектр форм внеурочной деятельности
определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного
развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и
формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых
взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью. В
составленном плане внеурочной работы должен быть представлен максимально
широкий спектр видов деятельности для свободного выбора детьми.
Реализация той или иной формы внеурочной
деятельности не может планироваться и осуществляться только для обучающихся
конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности
нарушает ее основной принцип - добровольность выбора ребенком сферы
деятельности, удовлетворение его личных потребностей и интересов.
Результаты внеурочной деятельности
не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они могут учитываться
при составлении портфолио достижений обучающихся.
Однако в разделе ООП "Система
оценки достижения планируемых результатов освоения ООП" следует описать
особенности оценивания не только предметных, но и метапредметных результатов,
которые включают в себя регулятивные, познавательные и коммуникативные
УУД.
Поскольку внеурочная деятельность в
т. ч. направлена на развитие УУД обучающихся, результаты оценивания
метапредметных результатов освоения ООП будут свидетельствовать и о качестве
организации внеурочной деятельности в ОУ.
В приложении 2 представлена форма
экспертного заключения на модель образовательной среды, ориентированной на
обеспечение качества организации внеурочной деятельности в ОУ. Данное
экспертное заключение поможет администрации ОУ выявить наличие или отсутствие
тех или иных компонентов образовательной среды, спланировать работу по развитию
образовательной среды в ОУ.
При разработке системы оценивания
уровня сформированности у обучающихся УУД важно дать верные определения
основных понятий оценки в контексте формирования УУД:
·
предмет оценивания - оперирование (владение) УУД;
·
критерий оценивания - проявление в действиях ученика признаков
УУД;
·
источники информации для оценивания - осуществление обучающимся
УУД;
·
форма оценивания - та форма внеурочной деятельности, в ходе
которой выполняется УУД;
·
виды самооценки - суждение обучающегося о мере выполненного УУД,
его результативности; эмоциональное отношение к тому, что сделано;
·
фиксация результатов - то, что получилось в результате
осуществления УУД.
И конечно же главное условие для успешного формирования УУД –
диагностика.
Особую
роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.
К
личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной
деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать
новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,
признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к
самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как
представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к
другим народам;стремление к красоте, готовность поддерживать состояние
окружающей среды и своего здоровья.
Существуют
определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и
старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает
уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени
сложности их формирования. Но одним из самых важных и непременных условий
формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение
преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая
ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности,
так и на весь педагогический коллектив в целом. Но формирование универсальных
учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной
деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые
позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных
занятий
Памятка для педагогов "Виды УУД и их
характеристика"
УУД
|
Характеристика
|
Регулятивные УУД
|
Целеполагание
|
Постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и
того, что еще не известно
|
Планирование
|
Определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Составление плана и последовательности действий
|
Прогнозирование
|
Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик
|
Контроль
|
Сличение способа действия и
его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона
|
Коррекция
|
Внесение необходимых дополнений и
корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его продукта
|
Оценка
|
Выделение
и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения
|
Волевая саморегуляция
|
Способность к мобилизации
сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
|
Познавательные УУД
|
Моделирование: замещение, кодирование, декодирование
|
Преобразование
объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта (в пространственно-графическую или
знаково-символическую)
|
Преобразование модели
|
Изменение модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область
|
Освоение системы социально
принятых знаков и символов, существующих в современной культуре
|
Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации
|
Понимание
|
Определение объекта
понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис,
озаглавливание тезиса
|
Коммуникативные УУД
|
Планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
|
Определение цели, функций участников, способов взаимодействия
|
Постановка вопросов
|
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
|
Разрешение конфликтов
|
Выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация
|
Управление поведением партнера
|
Контроль, коррекция, оценка действий партнера
|
Умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
|
Владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка
|
Экспертное заключение на модель образовательной среды,
ориентированной на обеспечение качества организации внеурочной деятельности в
ОУ
Компоненты образовательной среды*
|
Балл
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Пример
|
Отсутствует
|
Планируется
в перспективе
|
Частично
присутствует
|
Присутствует
в полном объеме
|
Пространственно-предметный
|
Возможность для беспрепятственного
доступа обучающихся к разным образовательным источникам
|
|
|
|
|
|
Наличие зон для индивидуальных и
групповых занятий обучающихся
|
|
|
|
|
|
Возможность пространственной
трансформации классных и других помещений в соответствии с образовательными
задачами
|
|
|
|
|
|
Социальный
|
Наличие детско-взрослых общностей
|
|
|
|
|
|
Наличие ритуалов и традиций во
внеурочной деятельности
|
|
|
|
|
|
Наличие форм взаимодействия с родителями
|
|
|
|
|
|
Наличие контролируемого доступа
участников образовательного процесса к информационным образовательным
ресурсам
|
|
|
|
|
|
Психодидактический
|
Наличие мест и
процедур, обеспечивающих связь учебного и внеучебного времени
|
|
|
|
|
|
Наличие системы контроля (в т. ч. оценки
УУД)
|
|
|
|
|
|
Наличие
условий для профессионального развития педагогических кадров
|
|
|
|
|
|
Наличие вариативных форм внеурочной
деятельности**
|
|
|
|
|
|
Наличие программных и нормативных
документов по организации внеурочной деятельности
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.