Формирование универсальных
учебных действий на уроках
информатики.
Голобородко И.А.
МКОУ Панинская СОШ Воронежской области.
Как мы уже не раз говорили, в
современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют на школьное
образование. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в
5-ых классах обязывает учителей разработать новый подход к обучению школьников
учебным предметам. Информатика как наука и как учебный предмет играет
важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий.
Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, может быть перенесены
на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного
пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличительных
особенностей от других учебных дисциплин: это - наличием специальных
технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное
рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски
практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются
ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках
информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность
учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть
естественным образом организованы педагогом. [1]
Вместо простой передачи знаний,
умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании
выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса
обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И
в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Требования к результатам изучения информатики
включают формирование всех видов универсальных учебных действий:
- личностных;
- коммуникативных;
- познавательных;
- регулятивных.
Работа в группах, исследовательская
работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка
доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы
контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т.д.- активные
средства, которые используются на уроках информатики для формирования УУД.[2]
Для формирования личностных
универсальных учебных действий, эффективны не только уроки, но и предоставление
возможности проявить себя вне школьной учебы: Создание комфортной
здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете
информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение
организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д. Создание условий для
самопознания и самореализации – компьютер является как средство самопознания
например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты; нахождение новых
способов самореализации например: создание собственного сайта в сети,
публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п. Создание
условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы -
это может быть, например выбор литературы, курсов, использование форумов
поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п. [3]
Особенностью уроков информатики в 5-6
классах является то, что перед изучением новой темы мы сначала занимаемся
обобщающим повторением изученного в начальных классах. Чтобы узнать какими
знаниями владеют учащиеся, раздаю небольшие тесты, и уже на основании
результатов проверки планирую дальнейшее изучение тем. Прием «отсроченной
визуализации», суть которого заключается в том, что ученик имеет возможность
сначала подумать над заданием самостоятельно и сделать его., и только потом
сверить свой прогноз и свои действия с информацией на слайде. Разделы дополнены
тестовыми заданиями, в основном из экзаменационных вариантов. Подобная
практическая работа формирует регулятивные и познавательные универсальные
учебные действия. В конце такого урока обучающиеся получают на дом задание:
составить тестовые задания. Такого вида задание формирует личностные
универсальные учебные действия. Это позволяет запомнить учебный материал не
механически, а изучать осознанно.
Также на уроках использую обобщающие
таблицы и схемы. Эти схемы и таблицы, также другой справочный материал
обучающиеся 5-6 классов собирают в свои справочники-копилки. Данная работа
направлена на формирование познавательного универсального учебного действия.[4]
Умение самостоятельно учиться, добывать знания,
обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде - эго то, чему
ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа создает условия для
осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал,
анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.Такая работа развивает
индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать
конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять
уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на
уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате
даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют
заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет
Овладение универсальными учебными действиями ведет к
формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями и
компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию
процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД - это
обобщенные действия, открывающие возможности учащихся.
Достижение учиться предполагает полноценное освоение
всех компонентов учебной деятельности:
- познавательные и учебные
мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и задачи.
В результате формируются важные личностные
характеристики: ребенок может принимать ответственность за собственные решения,
действия и поступки. [5,6]
И современное школьное
образование должно работать над формированием универсальных учебных действий,
потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны
люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в
течение всей жизни. Список литературы.
1. Государственные
образовательные стандарты второго поколения. http://www.w3.org
2. Скрипкина,
Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина //
Интернет-журнал "Эйдос". - 2009.
3. Зайцев, В. Формирование
ключевых компетенций учащихся средствами информатики / Сельская школа. -
2009.
4. www.open-klass.ru. Сообщество
«Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий».
5. Сайт учителя Бугаевой О.A.
Статья «Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики»
- http://bugaevaoa.ucoz.ru
6. Шишкина, Л.П. Инновационный
опыт. Организация деятельности учащихся на уроках информатики. [Электронный
ресурс] 2009.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.