Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Информатика / Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Формирование универсальных учебных действий на уроках
информатики.

Голобородко И.А.
МКОУ Панинская СОШ Воронежской области.

Как мы уже не раз говорили, в современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют на школьное образование. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в 5-ых классах обязывает учителей разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам. Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, может быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: это - наличием специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. [1]

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).

Требования к результатам изучения информатики включают формирование всех видов универсальных учебных действий:

  • личностных;

  • коммуникативных;

  • познавательных;

  • регулятивных.

Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т.д.- активные средства, которые используются на уроках информатики для формирования УУД.[2]

Для формирования личностных универсальных учебных действий, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы: Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д. Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является как средство самопознания например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты; нахождение новых способов самореализации например: создание собственного сайта в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п. Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п. [3]

Особенностью уроков информатики в 5-6 классах является то, что перед изучением новой темы мы сначала занимаемся обобщающим повторением изученного в начальных классах. Чтобы узнать какими знаниями владеют учащиеся, раздаю небольшие тесты, и уже на основании результатов проверки планирую дальнейшее изучение тем. Прием «отсроченной визуализации», суть которого заключается в том, что ученик имеет возможность сначала подумать над заданием самостоятельно и сделать его., и только потом сверить свой прогноз и свои действия с информацией на слайде. Разделы дополнены тестовыми заданиями, в основном из экзаменационных вариантов. Подобная практическая работа формирует регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. В конце такого урока обучающиеся получают на дом задание: составить тестовые задания. Такого вида задание формирует личностные универсальные учебные действия. Это позволяет запомнить учебный материал не механически, а изучать осознанно.

Также на уроках использую обобщающие таблицы и схемы. Эти схемы и таблицы, также другой справочный материал обучающиеся 5-6 классов собирают в свои справочники-копилки. Данная работа направлена на формирование познавательного универсального учебного действия.[4]

Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде - эго то, чему ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.Такая работа развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, открывающие возможности учащихся.

Достижение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:

  • познавательные и учебные мотивы;

  • учебную цель;

  • учебную задачу;

  • учебные действия и задачи.

В результате формируются важные личностные характеристики: ребенок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки. [5,6]

И современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Список литературы.

1.     Государственные образовательные стандарты второго поколения. http://www.w3.org

2.     Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009.

3.     Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся средствами информатики /  Сельская школа. - 2009.

4.     www.open-klass.ru. Сообщество «Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий».

5.     Сайт учителя Бугаевой О.A. Статья «Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики» - http://bugaevaoa.ucoz.ru

6.     Шишкина, Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на уроках информатики. [Электронный ресурс] 2009.





  • Информатика
Описание:

Современный урок: новые подходы к организации.

Основная цель современной школы - создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностью.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов обязывают учителей разработать новы подход к обучению школьников учебным предметам. Информатика как наука и как учебный предмет играет важную рольв процессе формирования универсальных учебных действий

 

Автор Голобородко Ирина Александровна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 2147
Номер материала 4406
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: