Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №24
Конкурс методических разработок
«Эффективная форма взаимодействия семьи и школы»
Методическая
разработка
«Формирование
у родителей понимания принадлежности к школьному
образовательному процессу»
Выполнила
: учитель начальных классов
Купрюхина Елена Леонидовна
Тема: Формирование у
родителей понимания принадлежности к школьному образовательному процессу
ЦЕЛЬ:
создание
условий для развития творческого взаимодействия школы и семьи, способствующих
самоопределению и самореализации школьника.
ЗАДАЧИ:
формировать
у родителей систему ценностных
отношений;
ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного
процесса; организовать
совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся;
создать условия для взаимодействия с общественными
организациями; вовлечь
родителей в совместную с детьми деятельность.
Актуальность: Ни для
кого ни секрет, что иногда многие родители достаточно негативно
относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого
школьного пространства. Почему так происходит и кто в этом виноват? Это
происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив
смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в
«параллельных мирах» отсутствие культуры организации взаимодействия в системе
семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным
ситуациям между ними.
Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот
момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе
должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры
принадлежности к образовательно-воспитательному пространству
школы. Смысл
педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для
нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его
индивидуальности в общем доме «школа-семья». Это взаимодействие осуществляется
по нескольким направлениям об одном из направлений, используемом в моей работе,
мне хочется рассказать. Этим направлением является формирование у родителей
понимания принадлежности к школьному образовательному пространству. За этими
словами стоит очень многое. Какие
аспекты работы с родителями должны быть включены в эту стратегию и
насколько серьёзно они должны контролироваться со стороны администрации школы?
Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь
родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и
воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Вхождение
родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной традиционной
экскурсии по школьному зданию ;такую экскурсию могут проводить учащиеся
–старшеклассники совместно с педагогом младших классов. Такая встреча поможет
оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за
учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием
родителей, посещать уроки в дни открытых дверей.
Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно,
если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями,
которые предъявляет школа к своим ученикам в первых дней пребывания в ней. В
первую очередь это знакомство с уставом учебного заведения, с правилами
поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой.
Большое внимание учитель должен уделить традициям проведения школьных
уроков, внеклассных мероприятий в школе.
Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся класса с
содержанием и методикой организации образовательного процесса в детском
коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в
организации работы с дневниками учащихся ,их тетрадями; какова система контроля
выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.
Педагог должен познакомить родителей с приемами развития читательских умений
учащихся на уроке, с учебниками, по которым учатся дети их структурой.
Родителям очень интересно знать, какие темы в изучении являются наиболее
сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребёнком дома, как работать с
малышом по трудным темам учебника, как объяснить трудности. Для
того, чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, классный
руководитель с первых дней должен знакомить родителей с перспективами развития
детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками
классных дел. Родительский коллектив
класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы.
Создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в
классе мероприятий в каникулярное и учебное время. В
планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание
уделяет участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях.
Родители должны быть и в театрах и музеях, на экскурсиях, классных часах.
Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с
детским коллективом. Для того чтобы
снять тревогу и напряжение родителей в ожидании перехода ребенка на старшую
ступень, классный руководитель должен уделить большое внимание уже знакомству родителей
класса с администрацией школы и педагогическим коллективом. Видеть родителей
будущих учеников, знать их отношение к школе и учебно-воспитательному процессу -
это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании,
которые могут встретиться на средней и старшей ступени обучения учащихся. Сегодня является актуальным вопрос о
необходимости и перспективах создания школьного сайта, сайта как “визитка”, PR-инструмента школы, сайта как
инструмент внутри- и внешкольного взаимодействия. Иметь школе собственную
страничку в мировой сети не только престижно, но и удобно. Сайт связывает в
единую цепь учеников, родителей и учителей школы, сближая всех общими
интересами. Основная
цель школьного сайта — связать между собой учеников, родителей и учителей
обменом информацией по различным направлениям школьной жизни. Например, в связи
с занятостью родители не всегда могут прийти в школу лично, и лучше ввести их в
курсе дела школы посредством объявления на сайте. С помощью школьного сайта, на
котором отражена вся школьная жизнь, подростки будут больше вовлечены в
социальную деятельность, смогут получать дополнительное образование
дистанционно, учителя получат удобную доску объявлений о проводимых
конференциях, смогут публиковать свои методические наработки и многое, многое
другое. Школьные сайты должны быть по существу виртуальной школой. Это в значительной
степени сможет облегчить выбор школы, класса для ребенка, так как родители
получают большое количество разноплановой информации. Также школьные сайты —
это прекрасная возможность показать творческие способности учащихся и способы
самореализации подростков, отразить атмосферу в школьном коллективе.
Тематика встреч с родителями в
рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству
школы:
·
Экскурсия-знакомство
со школой.
·
Встреча родителей «Традиции класса,
которым быть».
·
Презентация классного журнала «Новости
школьных уроков».
·
День открытых дверей в классе.
Демонстрация достижений учащихся, родителей и педагога
коллективу.
·
Выпуск газеты силами родителей
Духовно-нравственное развитие
личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность,
не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа
в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать
с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды,
школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания
и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где
учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи
и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для
укрепления гражданственности.
Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые
стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.
Предполагаемые
результаты
1.Укрепление взаимоотношений школы и семьи, способствующих
самоопределению и самореализации школьников.
2.Сформированная система ценностных отношений между школой и семьей. 3.Создание
комфортных благоприятных условий для развития ребенка. 4.Улучшение
межличностных взаимоотношений между педагогами и родителями.
Используемые
источники
1.Дереклеева Н.И. Родительские собрания.
М., 2004.
2. Дереклеева Н.И.
Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.:
Вербум – М, 2003. 3.Работа
с родителями: Сборник статей./Под общ.редакцией ОсиповойМ.П., Минск: УП:
«Экоперспектива»,2003
4. Решетников П.Е.
Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В,
2002.
5. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.