Инфоурок Другое Другие методич. материалыФормирование пространственных ориентировок у дошкольников с задержкой психического развития.

Формирование пространственных ориентировок у дошкольников с задержкой психического развития.

Скачать материал

Формирование пространственных ориентировок

у дошкольников с задержкой психического развития.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с задержкой психического развития к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия.

Практика работы показывает, что у детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в овладении пространственными представлениями. Эти дошкольники плохо ориентируются в схеме тела, испытывают затруднения при анализе структуры предмета, восприятии графических образов, понимании и воспроизведении грамматических конструкций, обозначающих пространственные  отношения.

Поэтому, детям с задержкой психического развития необходимо своевременная коррекционная помощь по устранению недостатков пространственного ориентирования.

Пространственная ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов; кроме того, требуется определенный уровень развития аналитико-синтетического мышления. Умения слышать, видеть, осязать развиваются у дошкольников на базе той предметно-практической деятельности, которую они осуществляют повседневно.

Каждый ребенок, начиная с дошкольного возраста, должен уметь:

ориентироваться в схеме собственного тела; определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве; моделировать пространственное расположение предметов; определять направление, двигаться в заданном направлении и изменять его; ориентироваться на поле листа бумаги.

Специальное ознакомление дошкольников с задержкой психического развития с пространственным восприятием происходит на занятиях («Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Развитие фонематического восприятия», «Подготовка и обучение грамоте», «ФЭМП») и в режимных моментах. Дефектолог использует игры на закрепление и применение знаний о местоположении предметов, игрушек, изменении его в соответствии с прямой словесной инструкцией или инструкцией, включенной в содержание и правило игры. При этом по условиям игры ребенку самому необходимо обозначать и называть направление, местоположение предмета или явления.

В результате систематического обучения дети старшего возраста с ЗПР могут решать задачи, включенные в игру или задачу-поручение, уже не ориентируясь на наглядную основу, а лишь по словесной инструкции, по условиям игры. В играх «Найди игрушку», «Правильно пойдешь – клад найдешь» и в других, требующих ориентировки на местности, дети действуют в соответствии с условиями. Такие игры требуют точной пространственной ориентировки, умения пользоваться словом, определяющим направление движения.Дети любят «трудные загадки» и охотно их разгадывают, сами составляют «маршрут» игры, задания.

Ребятам очень нравится выполнять графические диктанты, определяющие «ходы по клеточкам», которые способствуют  усвоению пространственных ориентировок. Дефектолог, не показывая рисунок предмета, диктует ход. Например, из исходной точки чертим линию на две клетки вправо, опустить линию на одну клетку вниз, провести одну клетку влево, затем одну клетку вниз и т.д. При правильном выполнении диктуемых направлений у детей должен получиться определенный рисунок, при ошибке рисунка не получится.

Такие графические диктанты способствуют воспитанию слуховой сосредоточенности, соответствия направления движения со словом, четкой ориентации в ограниченном пространстве, развитию способности к самопроверке по образцу и нахождению ошибки.

В формировании пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста дефектолог ставит задачи на быстроту, точность выполнения действия. Решая эти задачи, дети учатся ориентироваться и принимать правильное решение при движении на улице, при переходе улиц и площадей, при выполнении указаний на праздниках, физкультурных и музыкальных занятиях.

В процессе коррекционно-педагогической работы проводимой с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения дети овладевают пространственными ориентировками, точным словарем, умением применять знания о пространственных отношениях в деятельности, в повседневной жизни, что является условием успешного обучения в школе.  С первых уроков к ученику предъявляются требования находить место в классе, следовать указанию учителя, видеть пространственное начертание букв, цифр, правильно использовать пространство листа тетради, уметь замечать расположение текста в учебной книге. Готовность к выполнению этих требований формируется в дошкольном возрасте.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование пространственных ориентировок у дошкольников с задержкой психического развития."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Формирование пространственных ориентировок

у дошкольников с задержкой психического развития.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с задержкой психического развития к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 819 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок Личное Финансовое Планирование
  • Учебник: «Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.
  • Тема: § 12.1. Финансы семьи, предприятия, государства
  • 03.10.2020
  • 1923
  • 119
«Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.
Исследовательская работа "Я помню я горжусь"
  • Учебник: «Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса», Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М., Марысева О.В.
  • Тема: Говорю, пишу, читаю, слушаю
  • 03.10.2020
  • 330
  • 0
«Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса», Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М., Марысева О.В.
Сценарий интеллектуальной игры "Знатоки изобразительного искусства"
  • Учебник: «Школьная риторика (в 2-х частях)», Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Антонова Л.Г. и др.; под ред. Ладыженской Т.А.
  • Тема: Вспоминаем изученное
  • 03.10.2020
  • 511
  • 3
«Школьная риторика (в 2-х частях)», Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А., Антонова Л.Г. и др.; под ред. Ладыженской Т.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 357
    • DOCX 17.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Марущенко Ирина Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Марущенко Ирина Ильинична
    Марущенко Ирина Ильинична
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 47037
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 29 регионов