Формирование
познавательных интересов в обучении
математике
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности
школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении.
Успех учителя в процессе обучения зависит в первую очередь от того,
насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом. Но интерес не
может возникнуть сам по себе, учителю нужно принять в этом участие,
поспособствовать. Как это сделать? Следует заметить, что успеваемость учащихся
по предмету не всегда является показателем наличия у ученика познавательного
интереса к нему. Ребенок может получать только отличные оценки и это может
свидетельствовать только о его старательности или о том, что ему легко дается
математика. О наличии у него познавательного интереса к математике утверждать
нельзя. В то же время, ученик, не отличающийся успеваемостью по математике,
может проявлять интерес к предмету, ему нравиться заниматься на уроке
математики. Работа учителя в классе заключается в том, чтобы выявить таких
учеников, развить и сформировать у них устойчивый познавательный интерес.
Педагог должен поддержать таких учеников, разнообразить их учебную
деятельность, привлечь к внеклассной работе по математике. Возможно, таким
детям понравиться решать нестандартные математические задачи, в которых они
смогут проявить свои математические способности. Добившись успеха, ученик
поднимется не только в своих глазах, но в глазах одноклассников. Все это
вдохновит его на дальнейшее более серьезное изучение математики.
Чтобы заинтересовать как можно больше учащихся математикой, учителю нужно
использовать в обучении математике различные формы, знать основные пути
формирования познавательного интереса. Формирование познавательных интересов
учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны
само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой –
путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного
интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко
продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного
в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и
подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым,
неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление -
сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы
стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Но познавательный интерес к учебному материалу не
может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность
невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Новое и неожиданное
всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот
почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в
знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у
обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных
сторон, о которых он сможет узнать на уроках.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для
ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в
обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это
обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию. Именно поэтому учителю
необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно
узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений,
понимания закономерностей. Интересу к познанию содействует также показ новейших
достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки
программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков,
открытиями. Все это можно осуществлять как на уроке математике, так и во
внеклассной работе по математике.
Есть и другие направления развития интереса у
школьников к математике, например использование научной фантастики. Задачи так
же могут служить средством развития познавательного интереса. Содержание
задач, их занимательная фабула, связь с жизнью незаменимы при обучении
математике. Занимательность создает заинтересованность, рождает чувство
ожидания, побуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность и
побуждает интерес к решению математических задач, к самой математике. К
содержательной стороне задачи относится и ее новизна, достигаемая за счет
включения сведений, связанных с жизнью. Повышают интерес к математике и задачи,
содержащие факты из жизни конкретных исторических личностей, сведения из
истории математики. Вообще, включение сведений из истории науки в занятия
способствуют более сознательному усвоению учебного материала, развитию интереса
у школьников к математике. Новизна задач также может достигаться путем
реализации предметных связей. Также для развития интереса к математике можно
использовать задачи и упражнения, содержащие ошибки. Такие задачи приучают
школьников обращать внимание на необходимость строгих логических рассуждений.
Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического
развития учащихся, глубины усвоения имеющихся у них знаний.
Далеко не все в учебном материале может быть для
учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник
познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание
учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной
деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить
привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе
положительные заряды интереса. Так эпизодическое использование игровых
ситуаций, проведение в виде игр уроков и внеклассной работы своей не
традиционностью и занимательностью повышают интерес учащихся к предмету.
Разнообразив содержание занятий по математике, как внеклассных, так и
самих уроков, изменяя форму их приведения и учтя все условия формирования
познавательного интереса, можно способствовать его развитию у большого числа
учащихся.
Вывод:
Итак, мы рассмотрели в первой главе понятие познавательного интереса, условия и
способы его формирования при обучении математике. В связи с этим можно сделать
следующие выводи:
§ Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но
любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и
развития.
§ Познавательный интерес – это
избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей
действительности.
§ Познавательный интерес можно
рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности,
как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную
деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять
познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное
средство обучения.
§ Существует четыре уровня
развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство,
познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять,
на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того
чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.
§ Выделяют также условия
формирования познавательного интереса, а именно: максимальная опора на активную
мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном
уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса,
благоприятное общение в учебном процессе.
§ Познавательный интерес к
математике формируется и развивается в процессе учения. Главная цель учителя
заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом. А успешно
осуществлять данную цель можно не только на уроках, но и во внеклассной работе
по математике.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.