Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГИМНАЗИСТА НА ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГИМНАЗИСТА НА ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Скачать материал

Токарева Е. М.

учитель православной культуры

МОУ «Майская гимназия Белгородского района

 Белгородской области»

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

 СОВРЕМЕННОГО ГИМНАЗИСТА

 НА ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

       Одной из инновационных форм работы с учащимися в практике современного образования является формирование личности гимназиста в социокультурном пространстве на традициях православной культуры.

Учитывая потребности современного общества, учителю необходимо вести работу, направленную на возрождение народных культурных традиций, которые создавались многими поколениями, и являются основой духовного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения.

       В России духовно – нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры. Обращение к опыту православной культуры в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально.

Методологической основой духовно – нравственного воспитания становятся нормы и традиции православия и народной культуры, представленные в различных аспектах:

- нравственно – эстетическом;

 - культурно – историческом;

 - этнокультурном.

       В нашей гимназии также ведется работа по формированию личности современного гимназиста на традициях православной культуры. Целью нашей деятельности является духовно – нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.

Духовно – нравственное воспитание школьников строится нами на следующих принципах:

- системно организованный подход, 

- ценностная ориентация,

- сохранение исторической памяти народа,

- краеведческий принцип,

-  принцип воспитания на традициях,

-  лингвистический принцип.

       Именно через уроки православной культуры и внеклассные мероприятия, встречи, беседы формируются базовые духовно – нравственные идеалы (добродетель, благочестие, бескорыстие, любовь к земле, дому, Родине).

        Включение этнокультурного компонента в учебный и воспитательный процесс позволяет осуществлять национальное воспитание школьников, знакомить их с культурой и традициями русского народа. «Изучение традиций и культуры народа помогает глубже проникнуть в ментальность нации, постичь ее дух. Народная культура является хранителем вековых традиций, опыта, самосознания, а также выражением философских, нравственных, эстетических взглядов. Поэтому так важно для становления личности овладение комплексом народных традиций и народного искусства». [3, с. 3].

        Работу с детьми мы осуществляем по следующим направлениям: православное искусство, архитектура, музыка, православные святые, притчи, православные праздники. 

       Для реализации плана работы  необходимо всемерное развитие социального партнерства храма святого Алексия п. Майский и гимназии.

Предоставление учащимся возможности приобщаться к православной культуре выявило потребность в разработке плана сотрудничества с храмом:

1.     Составление плана совместной работы.

2.     Обзорная экскурсия в храм. Беседа «История создания храма».

3.     Праздник «Рождество Христово».

4.     День Защитника Отечества. Беседа «Святые защитники земли Русской».

5.     Экскурсия в храм. Знакомство с внутренним устройством храма.

6.     Экскурсия в храм. Беседа «Великий пост».

7.     Праздник праздников, Торжество Торжеств.

8.     Экскурсия в храм. Беседа «Русская духовная музыка».

9.     Экскурсия в храм. Беседа «Библейские притчи».

        Приведем пример текста для беседы во время проведения классного часа:

Ученики и слушатели Спасителя часто были простыми, неучеными людьми. Чтобы им легче было понять Его учение, Иисус Христос часто объяснял его притчами – простыми, понятными примерами из жизни. Например, притча о Сеятеле. Эта притча рассказывает о Слове Божием и людях, которые слушают Его по – разному: одни забывают, другие же сохраняют услышанное.

Вышел Сеятель сеять на поле. Он разбрасывал семена, и они падали на вспаханную землю. Некоторые упали около дороги, где плуг не прошел, и земля осталась твердой и не вспаханной, и птицы сейчас же поклевали их. Другие семена упали на камни, оставшиеся на вспаханном поле, дали ростки, но не могли вырасти, так как для них не было достаточно влаги. Иные упали среди сорной травы, и она, выросши, закрыла солнечный свет и теплоту, и слабые ростки завяли. Семена же, упавшие на хорошо вспаханную, влажную и мягкую землю, пустили крепкие корни, дали колосья, на которых выросло по тридцать, шестьдесят, а то и по сто новых зерен. Спаситель сказал: «Земля – это душа каждого человека. Семя означает Слово Божие. Упавшее при дороге и съеденное птицами семя – это Слово Божие, услышанное человеком, не подготовившим своей души к его принятию: такие люди не верят в Бога и не могут спастись. Семя, упавшее на камень, - это Слово Божие, принятое душой, недостаточно подготовившейся. Она сначала с радостью принимает услышанное, верует, но не крепко: как только придет горе или гонение за Слово Божие, она забывает его.

Семя, упавшее на добрую землю, - это Слово Божие, принятое и сберегаемое человеком, хорошо подготовившим свою душу. Это Слово вырастает в добром и чистом сердце, дает колос и на нем многие зерна. Чем заботливее и лучше подготовит свою душу человек, чем больше он будет заботиться об исполнении заповедей Божиих, тем больше доброго сделает в своей жизни».

Вопросы: Что такое притча? О чем узнали из текста притчи? и др.

       Самой интересной формой работы по формированию личности школьника в социокультурном пространстве на традициях православной культуры является проведение праздников: Пасхи, Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы и др. Необходимо отметить роль родителей в подготовке к праздникам.

       Можно сделать вывод о том, что духовно – нравственное воспитание формирует ядро личности школьника, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений его с миром, способствует развитию высокой духовности, становлению граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах России.

Список литературы

1.                               Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. Лекции по курсу ОПК. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 88 с.

2.                               Православная культура в школе. (По месяцам). Учебно – методическое пособие/ Сост. Бычкова В. М. – М.: Издательский дом «Покров», 2004.

3.                               Туранина Н. А. Традиции и культура русского быта: учебное пособие. – Белгород: Изд – во «Сигма», 2004. – 72 с.

4.                               Шорыгина Т. Венок святости. Методическое пособие для учителей. Сборник сценариев православных праздников. – М.: НОУ «Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений», 2005.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГИМНАЗИСТА НА ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  В нашей гимназии ведется работа по формированию личности современного гимназиста на традициях православной культуры. Целью нашей деятельности является духовно – нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.

Духовно – нравственное воспитание школьников строится нами на следующих принципах:

- системно организованный подход, 

- ценностная ориентация,

- сохранение исторической памяти народа,

- краеведческий принцип,

-  принцип воспитания на традициях,

-  лингвистический принцип.

 

       Именно через уроки православной культуры и внеклассные мероприятия, встречи, беседы формируются базовые духовно – нравственные идеалы (добродетель, благочестие, бескорыстие, любовь к земле, дому, Родине). 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 693 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 267
    • DOCX 40.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Токарева Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Токарева Елена Михайловна
    Токарева Елена Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 11993
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ)

36/72 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 31 региона

Курс повышения квалификации

Нутрициология: гигиена питания и безопасность пищевых продуктов

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе