Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыФормирование коллектива в начальной школе.

Формирование коллектива в начальной школе.

Скачать материал

Формирование коллектива в начальной школе

                                                                                             Учитель начальных классов,

                                                                                                    школы-гимназии № 6 г. Алматы

                                                                                         Юшкова Ольга Ивановна

 

Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива - целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.

 

Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных принципов воспитания. То, что отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации личности поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, большим преимуществом и крупным шагом вперёд развитии теории и практик воспитания. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование - главной задачей отечественной школы.

 

Каким станет завтра наше общество зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.

 

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. Чем глубже поймёт учитель классный коллектив, тем легче ему учить и воспитать их. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять в только коллективе и через коллектив.

 

При в формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведение в обществе, основы воспитания отношения к обществу, что существенно оказывает влияние на дальнейшее развитие общества.

 

В школьном коллективе ребёнок знакомится с принципами, социальными нормами, ценностными ориентациями, присущими развитому обществу. Здесь он получает практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения.

 

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент. А.С. Макаренко писал: "Я считаю, : что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем в семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришёл к выводу, что нужно:построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаём ему крепость, после чего он сам становится воспитанной силой ". Человек существо - социальное, и, начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми вступать с ними во взаимодействие трудничество. Этому можно научиться только в групповом общении взаимодействии.

 

Так что же такое коллектив?

 

Коллектив - группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива.

 

К числу признаков коллектива относится:

 

1. Сознательный характер объединения людей.

 

2. Единство общих и личных целей членов коллектива.

 

3. Относительная устойчивость, деятельность функционирования.

 

4. Чёткая организованная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений.

 

5. Наличие органов координации деятельности (органов самоуправления).

 

6. Общепринятые нормы поведения и общие ценности, ориентации (ценностно-ориентированная единство).

 

7. Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат.

 

8. Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта.

 

9. Сплочённость.

 

10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы.

 

11. Межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяется через отношение к общему делу.

 

Ученический коллектив учебно-воспитательный. Его цель - овладение определенной суммой знаний, профессиональными умениями, навыками, формирование способностей и социально полезных качеств личности.

 

Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива - задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречит личности каждого школьника. Ведь класс ячейка той социальной микросреды, с которой школьник, по словам А.С. Макаренко, входит в бесконечно множество отношений.

 

Подходя к освещению данной проблемы, следует подчеркнуть, что коллектив создаётся не путём разговоров и бесед о коллективизме.

 

Методика организации и воспитания ученического коллектива базируется на двух аспектах:

 

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;

 

во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

 

Отсюда следует два существенных вывода:

В качестве важнейших среды в воспитания ученического коллектива вступает учебная и воспитательная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.

В процессе организации указанных выше видов деятельности нужно приинять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплочённого коллектива.

 

Педагогическую основу этой методики составляют:

Воспитание ученического актива;

Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.

Формирование здорового общественного мнения;

Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

 

От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплинированно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу.

 

Говоря о детском коллективе, А.С. Макаренко замечал, что поскольку советская система воспитания является социалистической, то и наша воспитывающая организация имеет форму коллектива. Преступая к формированию ученического коллектива, определяя его организационное строение педагог должен чётко представить для чего создаётся тот или иной орган управления. Чем конкретно коллектив под его руководством.

 

Создание сплочённого коллектива класса его развития и совершенствования является главным направлением усилий классного руководителя на протяжение всех лет его работы с данным составом учащихся. Огромную роль играет учитель начальной школы. Внимательно и бережно отнестись ко всему положительному, что накоплению жизни коллектива за три - четыре первых года пребывания детей в школе, поддержать и продолжить лучшие традиции класса, обеспечить преемственность и дальнейшее развитие в новых условиях учения и труда - одна из важнейших задач классного руководителя начальном этапе работы.

 

Научное исследования в области педагогики психологии наглядно подтверждают, что современный школьный коллектив претерпевает значительное внимание. В частности, резко изменился уровень детей, поступающих в школу, ярче выявляется индивидуальность каждого ребёнка.

 

Теоретически известно, что важная воспитательная задача начальной школы - формирование у учащихся чувства коллективизма, товарищества, взаимопонимания. Определёнными возможностями в этом отношении обладает такая форма организации учебной деятельности младших школьников, когда учащиеся объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определённую роль в этой работе.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование коллектива в начальной школе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. Чем глубже поймёт учитель классный коллектив, тем легче ему учить и воспитать их. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять в только коллективе и через коллектив.

При в формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведение в обществе, основы воспитания отношения к обществу, что существенно оказывает влияние на дальнейшее развитие общества. 

 

В школьном коллективе ребёнок знакомится с принципами, социальными нормами, ценностными ориентациями, присущими развитому обществу. Здесь он получает практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 966 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 543
    • DOCX 19.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юшкова Ольга Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юшкова Ольга Ивановна
    Юшкова Ольга Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4875
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 410 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 542 человека

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 783 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 842 человека

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 126 человек

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек