Битюкова
Валентина Владимировна
учитель химии и биологии
Акмырзинская средняя школа
Ерейментауский район
Формирование ключевых компетенций учителей
химии
Однажды М.Фарадею одна любознательная дама задала
вопрос:
- Господин профессор, даже если вы и
достигнете того, о чем говорите, то какой в этом прок?
- Мадам,- ответил ученый, - можете
ли вы сказать, какой прок от новорожденного ребенка?...
Как угадать, какое
научное открытие окажется востребованным? Как разглядеть в сидящем за партой
школьнике Ломоносова, Пушкина, Эйнштейна?..
Двадцатый век
характеризуется в истории человечества многообразными событиями, которые
определяли тенденции развития социума, затронувшие планету, в том числе и
Казахстан. Эти тенденции отражаются и на целях и задачах воспитания
подрастающего поколения.
Целью
образования 12-летней школы является «формирование и развитие образованной,
творческой, компетентной конкурентоспособной личности, способной жить в
динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих
собственных интересах, так и в интересах общества».
В настоящее время
возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в
обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире,
осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми
самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых
компетенций».
Ускорение темпов развития общества. По прошествии каждых 10 лет 100% наших
нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет
обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к
жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в
школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать
невозможно. Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам,
развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность.
Развитие процессов
информатизации. Созданы условия
для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является
единственным источником получения знаний.
XXI век смело
можно назвать веком биологии и химии. Куда ни бросишь взгляд, вокруг нас –
продукты химической переработки, а сама жизнь наша – смена различных химических
процессов. Вся история материальной культуры человечества связана с
использованием законов природы, а фундаментальные биологические знания являются
научной основой общих принципов организации промышленности и сельского
хозяйства. Медицина, генетика, селекция, ветеринария, сельскохозяйственная
практика, экология основаны не только на знании биологии, но и на химических
законах.
Тем печальнее
видеть, как в нашей стране учащиеся все чаще выбирают в качестве своей будущей
профессии юриспруденцию, психологию, экономику. И это – в то время, когда во
всем мире растет престиж именно биолого-химических знаний и профессий!
По мнению ученых
через 5 лет наиболее востребованными будут специальности и профессии, связанные
с изучением живых организмов, законов окружающей среды.
Человечество
подошло к рубежу, когда главные и нерешенные еще вопросы связаны, в первую
очередь, именно с живым организмом. И хотя за последние десятилетия в этой
сфере сделаны революционные прорывы: расшифрован геном, идут эксперименты на
стволовых клетках и т.д., "здесь больше вопросов неизвестных, чем
решенных". Поэтому, через "пятилетку" это станет главным
направлением научных исследований и подготовки специалистов. Также, будут
востребованы специалисты, изучающие географию, медицину, генетику.
Как показали
исследования социологов, в десятку самых востребованных профессий ближайшего
будущего попадут:
1. Инженерные
специальности.
2. IT и
разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.
3. Нанотехнологии
4. Специальноси на
стыке электроники и биотехнологий.
5. Маркетинг и
продажи.
6. Специальности,
связанные с сервисом (например, химчистка, приготовление пищи).
7. Логистика.
8. Экология
9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств
продления жизни.
10. Химия
Специалисты в
области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как
известно, на ближайшие 50 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество
работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки
и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии
достигнут своего пика - и без химиков здесь будет совсем не обойтись.
Перед
общеобразовательной школой всегда стояла и стоит проблема: как при обучении
основам наук учитывать индивидуальные особенности учащихся – их интересы,
склонности, способности? Очевидно, в рамках общего образования необходима
определенная дифференциация обучения с учетом интересов и направленности
личности школьников. Одно из решений данной проблемы – открытие
специализированных классов, в которых один предмет или цикл предметов учащиеся
изучают по специальным программам.
Система
Казахстанского образования на современном этапе развития общества претерпевает
существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического
развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они,
так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно
педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций,
и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен
обладать необходимым уровнем
профессиональной компетентности и профессионализма.
Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации
образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в
качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют
компетентностный подход. В чем его суть? Компетентностный подход означает
для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей
образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний,
умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций,
направленных на формирования личности, способной адаптироваться в условиях
социально-политического, рыночно-экономического,
информационно-коммуникационного насыщенного пространства.
Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить
учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е.
развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень
сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя.
Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные
результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
«Компетентность»
– это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его
личное отношение к ней и предмету деятельности.
Чтобы
характеризовать многоаспектную деятельность личности в настоящее время
предлагается следующая типология образовательных компетенций:
ключевые –
определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются
универсальными;
межпредметные –
относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные –
формирующиеся в рамках конкретных учебных предметов.
Проблема выделения
ключевых компетенций является всеобщей для педагогического сообщества и
выступает предметом обсуждения на многих симпозиумах и семинарах. Так,
симпозиум, прошедший в рамках проекта «Среднее образование для Европы» в 1996
г. В Берне, отметил: «Если мы хотим дать подрастающему поколению шансы на
успех, важно точно определить основные знания, «фундамент» компетенций,
которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной
жизни».
Совет Европы
определил следующие группы ключевых компетенций, которыми школа должна
вооружить молодежь:
познавательная
компетенция;
социальная
компетенция;
коммуникативная
компетенция;
информационная
компетенция.
В плане подготовки
к жизни в постоянно меняющемся социуме легко понять, по какой причине
желательно отдавать предпочтение развитию компетенций «широкого спектра»,
способных проявить себя в самых разных ситуациях и условиях.
Общая цель
конкретизируется через цель среднего образования. Цель среднего образования
заключается в обеспечении развития способностей учащихся к познанию,
творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной
ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития
ключевых и предметных компетенций.
Ключевые компетенции являются способностями, определяющими готовность учащихся
к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия
успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам.
Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов,
а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности
человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой
образовательной области.
К ключевым
компетенциям относятся
• информационная
компетенция;
• коммуникативная компетенция;
• компетенция разрешения проблем.
Предметные
компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение образовательных
областей; описывают способности учащихся как действия широкого спектра; служат
ориентиром для определения ожидаемых результатов.
Предметные
компетенции являются действиями широкого спектра и описывают следующие
способности учащихся:
• имеет навыки
общения на казахском языке как государственном, на русском языке как языке
межнационального общения, на иностранном языке; умеет быть мотивированным к
общению на родном языке; понимает значимость литературного наследия и
использует в нужном контексте;
• владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе умеет
творчески и продуктивно использовать возможно¬сти информационной и
коммуникационной технологий;
• понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в
природе;
• знает историческое прошлое своего народа, выражает личное отношение к системе
общечеловеческих, социокультурных цен¬ностей при выполнении социальных ролей в
семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;
• понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное
многообразие мира;
• умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью
повышения своей конкурентоспособности;
• ведет здоровый образ жизни для поддержания физического здоровья, умственной
работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности .
Сегодня мы решаем ряд задач, поставленных правительством.
Во-первых, о реорганизации в основные (или начальные) всех средних школ с
наполняемостью менее 100 человек, если на расстоянии до 20
км от них есть более крупная средняя школа. Во-вторых, о преподавании ряда
предметов (иностранного языка, информатики, предметов
естественно-математического цикла) только специалистами, поскольку до
недавнего времени недостаток преподавателей-предметников приводил к снижению
уровня преподавания, прежде всего в сельских малокомплектных школах. В-третьих,
поставлена задача организовать подвоз детей к специалистам, либо специалистов к
детям, если нужные условия в школе отсутствуют. В-четвертых, актуальнейшей
задачей является построение системы профильного обучения на старшей ступени
общего образования: школа должна рассчитывать на взаимодействие с вузами и
ссузами и такое взаимодействие (прежде всего базовых школ) необходимо
выстраивать.
Профильное
обучение в старших классах предполагает создание гибкой системы
специализированной подготовки учащихся, ориентированной на дифференциацию и
индивидуализацию обучения, в том числе отработку содержания и организацию
различных профилей обучения.
Создание
профильной школы объясняется многими причинами:
отчетливой
дифференциацией интересов и жизненных планов учащихся;
отсутствием
в современной школе условий для подготовки к будущей профессиональной
деятельности и построения успешной карьеры
повышением
экономической эффективности образования, а также более успешной социализацией
выпускников школ за счет осознанного выбора будущей профессии;
наличием
специфических требований, предъявленных к выпускникам школ учреждениями
профессионального (высшего) образования, несоблюдением преемственности между
школой и вузом, устранением недостатков довузовской подготовки.
В этой
связи основными задачами школы является определение необходимых управленческих
решений и создание условий реализации предпрофильной и профильной подготовки
старшеклассников
Важнейшим вопросом
организации профильного обучения является определение структуры, модели и формы
организации профильного обучения. При этом необходимо учитывать, с одной
стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности,
склонности школьников (это ведет к выбору и созданию профилей), с другой – ряд
факторов, сдерживающих процессы стихийной дифференциации образования.
Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного
сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью
завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Такая возможность
может быть реализована посредством разнообразных форм организации
образовательного процесса, например, за счет кооперации различных
образовательных учреждений можно организовать многопрофильную школу в одной
сельской или поселковой школе, которая станет ресурсным центром или ассоциацией
и т.п. Это позволит школьникам разных общеобразовательных учреждений наиболее
полно реализовать свои интересы и образовательные потребности.
В условиях все
более широкого развертывания профильных форм образования в старшей школе все
более актуальной становится работа по проектированию ближайших шагов развития
всей сети общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования
в каждой территории.
В соответствии с
Законом Республики Казахстан «Об образовании» 2007 г, Государственной программой
развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы
предусматривается внедрение на уровне среднего образования профильного обучения
учащихся старших классов. Профильное обучение рассматривается одним из
инструментов повышения качества образования, реализации актуальных и
перспективных потребностей личности, общества и государства.
Стратегически
определено, что программы общего среднего образования «будут разработаны на
основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования».
Учащимся будет предоставлена возможность «выбирать индивидуальные
образовательные программы, в которых особое место отводится творческой
деятельности и развитию индивидуальных способностей. Обеспечивается
переход от установки на приобретение знаний к овладению систематизированными
представлениями о мире, обществе и человеке, умению и стремлению самостоятельно
и творчески их использовать, расширять и углублять».
Идеи проекта в
учебном плане реализуются следующим образом. На ступени основной школы вводится
предпрофильная подготовка. Предполагается введение элективных курсов
ориентационного, предметного содержания по профилю школы и по запросам детей,
не планирующих обучаться в профильном классе, профориентационной и
информационной работы.
С 10-го класса
будет начинаться профильное обучение как система обучения для всех, а не только
для одаренных и интеллектуально развитых школьников. Модель выпускника школы
потребовала пересмотра, был разработан проект выпускника профильной школы.
Результатом деятельности школы должна стать не система знаний, умений и
навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:
-
ценностно-смысловая - готовность видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умеет выбирать
целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать
решения;
- общекультурная -
осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой
культуры, духовно-нравственных основа жизни человека и человечества, отдельных
народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях
и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир,
эффективных способах организации свободного времени;
- учебно-познавательная
- готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности:
целеполаганию, планированию, анализ; рефлексии, самооценке
учебно-познавательной деятельности, умений отличать факты от домыслов, владению
измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных
методов познания;
- информационная
- готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных
источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
организовывать, преобразовывать, ее охранять и передавать ее;
- коммуникативная
- включает знание иностранного языка, способов взаимодействия с окружающими и
удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение
различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь
представит себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести
дискуссию и т. д.;
-
социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданской общественной
деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя,
представителя), в социально-трудовой сфере (прав потребителя, покупателя,
клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в
вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;
- личностного
самосовершенствования - готовность осуществлять физическое, духовное и
интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Поэтому школа
создает такую систему, в которой все без исключения школьники, будут иметь
возможность для изменения сделанного выбора. В связи с этим на ранних этапах
обучения не будет глубокой дифференциации программ, препятствующих движению
учащихся. Педагогический коллектив два раза в год будет анализировать
результаты подготовки школьников, делать выводы об их развитии в процессе учебной
деятельности и оценивать возможности перехода на программы более высокого
уровня.
На третьей ступени
обучения будет вводится: профильные предметы; элективные курсы;
исследовательская деятельность; социальные практики.
В осуществлении
системы профильного обучения школой будет реализовываться стратегия роста.
Настоящий этап
развития школы характеризуется существенным обновлением содержания и методик
обучения, и поэтому для обеспечения педагогического процесса, ориентированного
на профильное обучение на старшей ступени, приоритетными технологиями будут
являться технология проектного обучения, модульного и лекционно-практического
обучения.
Контингент
профильных классов очень сложный: об ученическом коллективе можно сказать, что
он слишком “разнородный”. В то же время, именно в профильных классах есть дети
с высокими способностями, требующие индивидуального подхода.
На подготовку и
проведение уроков в специализированных классах требуется больше времени и сил,
чем в обычных классах. Недостаточно сформировать у учеников знания и умения,
важно обучение самому познанию, всемерно развивать у них познавательную
самостоятельность.
Цели работы
профильного класса:
Обеспечить
предпрофильную подготовку по естественным предметам;
Сформировать
устойчивый интерес к изучению законов природы, - воспитание у учащихся
устойчивого естественнонаучного мировоззрения;
Создать условия
для дальнейшей адаптации учащихся при обучении в старшей школе и в ВУЗах.
формирование
условий для эффективного обучения в нашей школе детей, интересующихся химией и
биологией;
обучение учащихся
на современном научном уровне, позволяющем им быть конкурентоспособными в XXI
веке;
воспитание
личности, понимающей законы природы и осознающей себя ее частью;
подготовка к
поступлению в выбранные химические, биологические, медицинские и прочие вузы.
Для достижений
этих целей в своей работе стоит помнить о следующих принципах обучения:
Создание мотивации
изучения предмета.
Принцип минимума.
Контроль усвоения
на каждом занятии.
Использование
обучающих алгоритмов.
Кумулятивной
системе оценки знаний.
Особое значение я
придаю созданию положительной мотивации изучения химии, т.е. смыслу обучения
химии. Здесь на первое место выходит проблема отбора содержания предмета.
Широко использую в своей работе современные методы и приемы, элементы
современных педагогических технологий.
Важно, что ученики
получают возможность самореализовываться, и это способствует мотивации учения.
Центральным звеном развивающего обучения и любой из его технологий можно
считать проблемное обучение на основе межпредметной интеграции.
Во время работы я
использую скорее не предложенные в литературе технологии в полном объеме, а их
детали, доработанные в соответствии с конкретными условиями. Главное, что
должны приобрести школьники, выходя из школы, - не столько собственно знания
химии, сколько освоение обобщенных видов учебной деятельности. Если мой ученик
не помнит наизусть, например, степени окисления хрома или марганца, но умеет её
прогнозировать, связав понятие “степень окисления” с электронной конфигурацией
атома, положением химического элемента в периодической системе, я за него
спокойна. Он, несомненно, научился главному – мыслить.
С целью реализации
элементов развивающего обучения на уроках я использую различные методические
приемы: ступенчатое изложение нового материала, составление и затем
использование наглядных схем - конспектов, работа по алгоритмам, по
технологическим картам.
Положительный опыт
обучения, а также развития коммуникативной компетенции учащихся, достигается
при внедрении в образовательный процесс элементов проблемного,
частично-поискового, модельного метода обучения. Организуя самостоятельное
творческое осуществление процесса познания, использую метод проектов, который
всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает
решение какой-то проблемы и направлен на получение результата.
В классах, где
химия является профильным предметом, возможно использование эвристических и
исследовательских методов, которые могут быть реализованы в виде проблемных
лекций, дискуссий (семинаров), самостоятельных работ учащихся
исследовательского, творческого характера, включающих выполнение опытов,
конструирование приборов, изготовление моделей, отражающих строение веществ,
построение графиков, схем, решение расчетных и экспериментальных задач.
Химический эксперимент в профильных классах может иметь форму практикумов,
позволяющих проводить исследования, подтверждающие изученные теоретические
положения, выполнять опыты по распознаванию, получению и изучению свойств веществ
и т.д.
На мой взгляд,
развивая познавательный интерес, необходимо обращение к истории науки,
становления научных теорий (алхимия, флогистонная теория горения, представления
о строении атома). Иначе учитель преподносит готовые факты, не объясняя их происхождения,
как плохой математик, заставивший своих учеников зубрить наизусть все ответы в
конце задачника, не показывая им самих задач.
Предлагая
творческое задание интегративного характера, осуществляю связь с различными
областями знания и человеческой деятельности: биологией, историей, литературой,
географией и т.д.
С большим
интересом учащиеся включаются в поиск ошибок в литературных произведениях,
обсуждение отрывков из научно-популярных книг, учебников прошлых лет.
Реализация
элементов метода CASE STUDY позволяет показать детям путь настоящего
исследования в тех случаях, когда нет готовых ответов на те или иные вопросы,
когда нет объяснения некоторых природных явлений.
Считаю, что каждый
учащийся должен иметь возможность повысить свой творческий потенциал, проявить
себя в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и
склонностей. Поэтому предлагаю самые разнообразные темы и формы для творческой
работы. Это могут быть такие задания (индивидуальные и групповые), как,
например, подготовить доклад, реферат, написать статью в школьную химическую
газету, найти нужную к уроку информацию в Интернете. Ученики работают
индивидуально или создают творческие группы по 2-3 человека. В таких группах
работа распределяется между школьниками. Например, один участник такой
творческой группы берет на себя реферативную часть работы, а другой выполняет
компьютерную презентацию по этой теме.
Считаю, что
изучение химии невозможно без эксперимента.
Почти все
знаменитые химики, по их собственным рассказам, с детства любили ставить
химические опыты, - может быть, как раз поэтому они и посвятили свою жизнь
химии. Удачный эксперимент, своими руками проделанный и своими глазами
увиденный, может доставить немалое удовольствие и принести немалую пользу.
Выполняя химические
опыты, учащиеся узнают об индивидуальной природе веществ, устанавливают
взаимосвязи между строением веществ и их свойствами. Особое внимание в своей
работе я уделяю проблемному эксперименту, систематическое применение которого
позволяет достигать реальных результатов в развитии творческих способностей
школьников. Это дает прекрасную возможность организовать эвристическую
деятельность учащихся. Для того чтобы лабораторная работа не прошла бесследно,
я сопровождаю эксперимент яркими, запоминающимися цитатами из художественной и
научно-популярной литературы, фактами из жизни ученых.
Есть много
увлекательных, интересных и поучительных опытов, которые не таят в себе угрозы,
они практичны, занимательны и красивы. Увлечение химией начинается с проведения
опытов. Как, наверное, каждый учитель, за время своей работы в школе я собрала
своеобразную коллекцию занимательных, наглядных, простых в исполнении опытов,
выполняемых с использованием реактивов из аптеки, хозяйственного или
продуктового магазина. Такой, порой неожиданный, эксперимент помогает мне
расширить кругозор своих учеников, развить их познавательный интерес,
любознательность.
элективные курсы,
роль которых дополнить и углубить изучаемый материал по химии. При переходе на
профильное обучение проведение элективных курсов позволяет уделить должное
внимание формированию не только теоретических знаний, но и практических умений,
найти возможность проводить не просто традиционный эксперимент, но и
организовать работы творческого характера.
Ведение предпрофильных
элективных курсов.
Введение
элективных курсов для предпрофильной подготовки в 9 классах общеобразовательной
школы должно решить важную проблему: помочь ребенку определиться с будущим
профилем, а, в конечном счете, и будущей профессией.
Работу по предпрофильной
подготовке я строю таким образом, чтобы ознакомить учащихся с методами познания
природы, сформировать и развить креативные способности школьников, интерес к
химии, необходимые в жизни навыки безопасного обращения с веществами, воспитать
ценностное отношение к природе, и конечно, к своему здоровью.
Считаю, что
занятия элективного курса не должны дублировать уроки химии ни по содержанию,
ни тем более по форме проведения. Особенность элективного курса заключается в
его насыщенности активной деятельностью учащихся: самостоятельной работой с
объектами изучения, творческими заданиями, лабораторным экспериментом.
При работе в 9
классе беру за основу индуктивный способ изучения материала, максимально
используя наблюдения учащихся, их жизненный опыт, а также информацию,
почерпнутую при прочтении научно-популярной, художественной литературы, при
просмотре различных телепередач.
В заключение можно
отметить, что объективная реальность XXI требует обновления подходов к отбору
содержания образования, организации образовательной среды и др. Изменения в
школьном образовании Казахстана возможны при условии качественно иного подхода
к управлению этим процессом. Годы, прошедшие со времени объявления решения о
переходе на 12-летнее образование, показали несостоятельность определенных
управленческих действий, не использованность инновационного потенциала
педагогов. При этом, основой всех изменений, отправной точкой организации и
реализации программ, планов является цель образования как конечного результата
деятельности системы школьного образования Казахстана. Это - объективная
реальность развития всех социальных систем.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.