Формирование ключевых компетенций у
учащихся через применение ИКТ на уроках математики
Скрыбыкина
Е.П., учитель математики
МБОУ «Кюсюрская средняя общеобразовательная
школа»
Молодому человеку, вступающему в
самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро
изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным,
конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным,
ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и
коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение
находить и отбирать нужную информацию. Говоря простыми словами надо учащихся
научить познавать, научить делать, научить жить вместе, научить жить. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный
подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним
из личностных и социальных смыслов образования.
Во время уроков по
различным предметам у учащихся формируются ключевые компетенции -
универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности. Выделяются следующие виды компетенций:
ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная,
коммуникативная, социально – трудовая, личностное самосовершенствование.
В своей педагогической деятельности я создаю условия
для формирования ключевых компетенций во время уроков и внеурочной
деятельности, применяя ИКТ.
Методом
формирования учебно-познавательной компетенции является применение информационно-коммуникативных
технологий
на уроках математики. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного
общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с
информацией. В последнее время очень сильно побуждает к познавательной
деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность,
создает условия роста, успеха, самопознания личности - использование на уроках компьютерной
техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в интернете
по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс
обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала. В настоящее время
на уроках использую различные формы подачи материала и оценивания знаний с
помощью компьютера и проектора.
При прохождении темы «Трапеция» по геометрии в 8 классе используется
презентация: учащиеся должны определить что такое трапеция, её элементы,
частные виды трапеции, отвечая на вопросы. При этом они сами могут задавать
вопросы, спорить, обосновывать, в этой части урока формируется коммуникативная
компетенция. В том же уроке проводилась самостоятельная работа
исследовательского характера по карточкам, где учащиеся работают в парах: надо
измерить углы трапеций, результаты написать в тетради и сделать выводы. При
выполнении данной работы формируются учебно – познавательная компетенция:
учащиеся приобретают навыки самоанализа и рефлексии и социально – трудовая
компетенция: выполняя задание, они анализируют действия друг друга и чувствуют
себя ответственными друг перед другом.
При
контроле знаний на уроке в 7 классе по теме «Степень с натуральным
показателем» была проведена самостоятельная работа по дистанциям, где ученик
сам выбирает уровень желаемой оценки, в данном случае ученик сам оценивает
свои силы и возможности. Данная работа способствует формированию компетенции
личного самосовершенствования.
При
подготовке к сдаче ЕГЭ учащимся выпускных классов дается задание
собрать материалы: задания, тесты, сайты для подготовки к ЕГЭ. Учащиеся работают
со справочной литературой, пособиями, интернетом и после всего они обмениваются
между собой своими материалами, вместе решают, выполняют онлай-тесты. При этом
формируются учебно – познавательная, информационная, коммуникативная, социально
– трудовая, личное самосовершенствование, общекультурная и ценностно –
смысловая компетенции.
Также ключевые компетенции у учащихся можно
формировать через применение метода учебного проекта — это одна из личностно
ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности
учащихся, направленная на решение задачи учебного проекта, интегрирующая в себе
проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и другие
методики. Участие детей в проектной деятельности позволяет формировать
способность брать ответственность на себя, совместно принимать решения,
самостоятельно заниматься своим обучением, учит отстаивать свое мнение.
Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся,
позволило нам увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения.
При применении метода учебного проекта сначала
учащиеся работают с информацией, они самостоятельно преобразовывают информацию,
передают другим, при этом формируется информационная компетенция. После
обработки информации, проведения исследования выводится заключение – такая
работа
способствует формированию личного самосовершенствования и учебно -
познавательного компетенций. При выполнении проекта учащиеся рассматривают
различную литературу, интернет, готовят презентацию. Все это способствует
развитию коммуникационной компетенции. Учащиеся, желающие создавать проект,
обладают более высоким уровнем ключевых компетенций как
самосовершенствование, коммуникативность, познавательная и общекультурная.
Потому к ним присоединяются в пару более слабые ученики, работая в
команде, они у них учатся и развивают ключевые компетенции. Созданы учебные
проекты: «Женщины математики России», «Статистические характеристики», математические
диктанты, тесты, кроссворды по темам и другие.
Итак,
с помощью применения информационно-коммуникационных технологий
развиваются ключевые компетенции. Информационные
технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают
уроку динамизм и выразительность. Ключевые компетенции не
формируются в рамках одного урока, их можно сформировать, осуществляя
регулярную, систематическую работу. Можно сделать вывод о том, что силами
математики могут формироваться все
ключевые
компетенции. Эти компетенции рассматриваются, как
готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности
в реальной жизни для решения практических задач. В первую очередь учащиеся
будут готовы к успешной сдаче ЕГЭ и в дальнейшем они будут людьми
активной жизненной позиции.
Овладение ключевыми
компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.
Литература
1. Газета «Математика», Первое
сентября, 1998 – 2012 г.г.
2. Учебники по математике, алгебре,
геометрии для общеобразовательных школ, М., 2008
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.