«Формирование ключевых и
предметных компетенций на уроках математики»
Освоение
обучающимися в процессе изучения общеобразовательного курса математики ключевых
и предметных компетенций, позволит им в будущем действовать эффективно в
ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни
Решаемые задачи:
1. Внедрение в
учебную программу предметных и ключевых компетенций на основе деятельностного
подхода
2. Усиление
прикладного, практического характера школьного курса математики
3. Разработка и
внедрение практико-ориентированных образовательных программ в дополнение
школьному курсу математики (внеклассная деятельность)
4. Разработка
способов и процедур оценки уровня достижений ключевых и предметных компетенций
в образовательном процессе.
Актуальность:
В настоящее время
во всех нормативных документах (в «Стандарте 2004г.», в программах и др.),
регулирующих учебный процесс в ОУ, делается акцент на то, что одной из главных
целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а
также развитие их личности средствами математики. Одними из приоритетных
направлений общеобразовательной подготовки обучающихся по математике является
также их подготовка к получению специальности при продолжении образования в
ССУЗе и ВУЗе. Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для
управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой
знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать
оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации.
Вместе с тем, всё чаще раздаётся критика в адрес «академической» подготовки
выпускников российских школ, которые, как показывают результаты международных
исследований, не справляются с заданиями, проверяющими математическую
компетентность, обеспечивающую готовность учащихся к повседневной жизни в
современном обществе.
Анализ ситуации с обучением математики в общеобразовательных школах сегодня
демонстрирует общее снижение успеваемости учащихся по математике, связанное в
первую очередь с отсутствием мотивации в изучении данного предмета. Современные
школьники ясно осознают, что те знания и умения, которые они приобретают на
уроках, вряд ли пригодятся в их будущей жизнедеятельности. Действительно, как
можно убедить учащегося, например, в необходимости умения решать
тригонометрические уравнения? Зачем, для чего ему это нужно, пригодится ли
данное умение в послешкольной жизни? Только ли для продолжения образования? При
отсутствии устойчивой мотивации изучения школьных дисциплин теряется интерес к
учёбе в целом. Учащиеся становятся пассивными участниками образовательного
процесса, снимая с себя ответственность за своё будущее.
Таким
образом, перед учителем стоит важная проблема поиска и освоения таких форм
обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной
деятельности самих учащихся.
Острой проблемой является трудоустройство выпускников российской школы.
Половина выпускников из числа окончивших ВУЗ не могут найти работу по выбранной
специальности. Успешно усвоив знания и умения в школе, ВУЗе, молодые люди не
могут столь же успешно применить их в своей профессиональной, общественной и
личной жизни. Часть выпускников продолживших своё образование в ССУЗе,
пополняет число безработных и это на фоне позитивных тенденций
социально-экономического развития. Часть молодежи, выходцы из социально -
неблагополучных семей, не сумевшая адаптироваться в современном обществе,
создают криминогенную среду.
Поэтому
необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде
всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних
школьников.
Стратегия
модернизации содержания общего образования России одним из направлений
обновления называет компетентностный подход. Предполагается, что в
основу обновлённого содержания общего образования будет положено формирование и
развитие ключевых компетентностей учеников. (см. презентация 1). Под ключевыми
компетентностями понимается готовность и способность ученика использовать
усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни
для решения практических и теоретических задач в различных сферах.
Основной
целью данной работы является формирование у школьников (на уроках математики и
внеурочных занятиях) следующих компетенций: (Хуторской А.В., доктор
педагогических наук, академик Международной педагогической академии г.Москва).
ПРЕДМЕТНЫЕ
|
КЛЮЧЕВЫЕ
|
способность
структурировать данные
|
учебно-познавательные
|
вычленять
математические отношения
|
коммуникативные
|
создавать
математическую модель реальной ситуации
|
информационные
|
интерпретировать
полученные результаты
|
личностного
самосовершенствования
|
Извлечь
и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме(таблицы,
графики, диаграммы, схемы)
|
социально-трудовая,
общекультурная
|
Для
формирования ключевых, предметных компетенций на уроках я выбрала деятельностный
подход обучения. При данном подходе у обучающихся формируются навыки
самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания,
а уровневая организация учебной деятельности создаёт ситуацию выбора для
ученика. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся
планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности
в целом.
В
процессе решения вышеназванных задач обучающиеся должны приобрести неоценимый
опыт жизнедеятельности в современном мире, освоить умения
проектно-исследовательской деятельности, приобрести такие компетентностные
навыки, которые помогут им успешно социализироваться.
Механизм
достижения поставленной цели:
Компетентностный
подход в обучении математики на основе деятельностного подхода в обучении
предполагает следующие преобразования в содержании образования:
1. Разработка
учебных циклов и включение в циклы предметных и ключевых компетенций. В данном
случае компетенции рассматриваются как необходимые компоненты результатов
обучения. Интеграция компетенций в программу школьного курса математики
позволит учащемуся овладеть и предметными (специальными, профессиональными), и
ключевыми компетенциями за определённый период времени. Пример разработки дан
в приложении 1.
2. Разработка и
подбор заданий для формирования предметных компетентностей у учащихся. На
международном уровне для достижения данной цели используются два типа задач –
чисто математические и контекстные, т.е. практико-ориентированные. Практика
обучения математике в старших классах долгие годы были ориентированы на
формирование умения решать только чисто математические задачи различного уровня
сложности. Поэтому действующие учебники мало предлагают
практико-ориентированных задач, связанных с материалом, которые изучаются в 5-9
классах. В связи с этим необходимо создание банка задач для формирования
математической компетентности учащихся.
К
поставленной цели следует двигаться, реализуя на практике следующие этапы:
I этап – изучение
и анализ опыта коллег по применению компетентностного обучения, корректировка
программ
II этап –
внедрение программ в учебный процесс и организация внеклассной работы
III этап – анализ
полученных результатов и обобщение опыта.
Система
мониторинга:
Способы
и процедуры оценки уровня достижений ключевых и предметных компетенций в
учебном процессе. В настоящее время в международных исследованиях общеприняты
три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень
установления связей, уровень рассуждений. Эти уровни математической
компетентности в основном проявляются при решении математических задач,
отвечающих трём уровням сложности, принятым при разработке
контрольно-измерительных материалов по математике в рамках ОГЭ: базовому,
повышенному и высокому. Таким образом, ОГЭ можно рассматривать как процедуру
оценивания предметных компетентностей выпускников, а его результаты как
результат овладения выпускниками предметными компетентностями.
Проверку
освоения учащимися ключевых и предметных компетентностей также можно провести в
неформальной обстановке в форме деловых игр. Например, нестандартный урок «Математика
в жизненных ситуациях». В процессе урока создаются условия, в которых
учащиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые
качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить
коллективом, инициативность, смелость, коммуникативность, рассчитать бюджет
семьи и т.д. В процессе игры методом наблюдения, анкетного опроса,
диагностических карт можно оценить уровни овладения учащимися ключевыми и
предметными компетентностями.
Ожидаемые
результаты. В результате внедрения компетентностного
подхода в образовательный процесс на основе деятельностного подхода в обучении
возможные следующие результаты:
1. Повышение
качества школьного математического образования в результате внедрения активных
форм и методов обучения, в результате которых обучение приобретает
деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику,
продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных
учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие
самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
2. Успешная
социализация в послешкольной жизни: действовать эффективно в ситуациях
профессиональной, личной и общественной жизни
Риски
реализации: Реализация данного проекта потребует
готовности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Негативные
последствия возможны в том случае, если некоторые учащиеся не приемлют новые
виды деятельности. Для минимизации данного риска необходимо грамотно
мотивировать их, создавать психологически благоприятные условия, обеспечивать
ситуации успеха.
Приложение 1
Содержание работы по формированию у детей
компетентности на уроках математики
Компетенция
|
Темы и
цели уроков, математические объекты
|
Сущность
заданий
|
Примечания
|
Ценностно-смысловая
Цель:
осмысленная организация собственной деятельности
|
Содержание
новой темы
Математическая
цель урока, цикла уроков
Текст
учебника
|
Формулировка
детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: “зачем”, “почему”,
“как”, “чем”, “о чём”, оценивается самый интересный.
Используя
жизненный опыт ребёнка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель.
Организация
самостоятельного изучения отдельных параграфов учебника. Задание: пересказать
или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть,
перечислить, произнести...
|
Используется
на начальных этапах изучения новой темы.
Ни один
вопрос не остается без ответа
Используется
при обучении составлению краткого конспекта параграфа учебника
|
Информационная
Цель:
учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники,
учебники, словари, СМИ), передавать ее
|
Расчетные
задачи на движение, стоимость
Старинные
меры длины, массы, исторические термины, математические понятия, образованные
от иностранных или устаревших слов
|
За 1-2
недели до урока – практикума по решению расчетных задач выдаётся карточка с
указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя
доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку.
Используя
толковый словарь, дайте различные определения математического понятия. Например:
в математике модуль - это…
В
строительстве модуль – это …
В
космонавтике модуль – это …
|
По мере
необходимости
Работа
проводится при изучении новых терминов
|
Коммуникативная
Цель:
навыки
работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение,
вести диалог
|
Математические
софизмы
|
Например,
5 класс: возьмём верное равенство 35+10-45=42+12-54. Вынесем в каждой части
общий множитель за скобки. 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий
множитель. Получаем 5=6.
Задание:
Объясните в чём ошибка.
Задание:
расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное
определение обсудите в четвёрке. Получи пропуск на урок, рассказав правило
консультанту.
|
Подбираются
из книг по занимательной математике для каждого раздела
Работа в
начале урока
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.