Секция 5
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
Зайцева Н.В., преподаватель информатики
Государственное бюджетное образовательное
учреждение
среднего профессионального образования
«Дубовский педагогический колледж»
Тел.: 8(84458)3-10-40, факс:
8(84458)3-10-40, E-mail: dpk2005@mail.ru
Использование средств информационных и
коммуникационных технологий дает наглядное представление результата выполненных
действий, возможность создавать интересные исследовательские работы и проекты. Навыки
активной и самостоятельной осознанной информационно-компьютерной деятельности
повышает возможности восприятия и сохранения полученной информации.
В рамках изучения дисциплины «Информационные
технологии в профессиональной деятельности», предусмотренной учебным планом
специальности 050144 Дошкольное образование (в соответствии с требованиями
ФГОС СПО) студентами осуществляется проектная деятельность. Обучающиеся ГБОУ
СПО «Дубовский педагогический колледж» приняли участие в разработке и
реализации педагогического проекта «Электронная книга в дошкольном образовании»,
направленного на приобщение дошкольников к художественной литературе.
Цель проекта
– развитие у студентов общих и профессиональных компетенций посредством
включения будущих педагогов в деятельность по разработке и апробации
электронных образовательных ресурсов для дошкольных образовательных учреждений.
На подготовительном этапе проектной
деятельности молодые люди собирали методическую копилку, самостоятельно
создавая электронные образовательные ресурсы для использования на занятиях в
дошкольном образовательном учреждении (ДОУ):
-
видеоролики по мотивам известных русских
народных сказок;
-
видеосюжеты для проведения физминуток;
-
презентации по темам, предусмотренным
программой изучения художественной литературы (программа обучения и воспитания
под редакцией М.А. Васильевой);
-
видеоролики детских песен;
-
видеосюжеты на стихотворения русских
поэтов и др.
В ходе создания видеороликов
студенты работают с множеством компьютерных программ и приложений, таких как MS Word,
MS Power Point,
Windows
Movie Maker, Киностудия, Nero Vision,
а также быстро и эффективно редактируют изображения в online
режиме в редакторах Фотошоп и Pizap.
Графический редактор Pizap
оснащен большим количеством возможностей. Для красочности можно использовать
надпись, с различными эффектами, например, наклон, поворот, отображение.
Приложение, позволяет производить различные действия по улучшению и обработке
изображения. К числу таких действий относят: обработка цветовой гаммы, монтаж и
многое другое. Так работая с данным редактором, устанавливая фоновое
изображение, вырезая и накладывая рисунки главных героев детской сказки можно
получить динамическое изображение – движение.
Windows
Movie Maker поддерживает большинство популярных форматов, среди
которых как привычные нам AVI, MPEG и им подобные, так и высококачественные HD
и DVD. Программа предназначена для создания видеороликов, скомпонованных из
самых разных расширений. Кроме этого, в проект можно добавлять фотографии,
сочетая, таким образом, в рамках одного фильма фото и видео материалы. Большая
встроенная коллекция спецэффектов, переходов, заставок и
музыки позволит дополнительно оформить и озвучить будущий видеоролик.
Переходы помогут лаконично и красиво соединить все фрагменты между собой, а
набор титров и заставок отлично подойдет для декорирования. Что касается музыки
можно воспользоваться уже имеющимися в редакторе мелодиями и загрузить собственные.
Также данная программа для создания видеороликов оснащена модулем обрезки
клипов, добавления надписей и картинок.
Содержанием проектной
деятельности будущих специалистов сказка выбрана не случайно. Она входит в
жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего
дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его
знакомство с литературой, с взаимоотношениями людей и с окружающим миром в
целом. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические
и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика
событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку
особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом
формирования нравственно здоровой личности ребенка.
На втором этапе студенты
продемонстрировали воспитателям возможности использования информационных
технологий в образовательном процессе.
К сожалению, в настоящее время
существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу,
но они очень увлечены компьютерными технологиями. Первое открытое занятие по
художественной литературе (русская народная сказка «Теремок») стоялось в МКДОУ
«Центр развития ребенка «Родничок» города Знаменска Астраханской области.
Студенты Дубовского педагогического колледжа продемонстрировали воспитателям
возможности использования информационных технологий в образовательном процессе.
В дошкольных учреждениях города
Дубовки были проведены занятии по сказкам С.Я. Маршака «Сказка о глупом
мышонке», К.И. Чуковского «Бутерброд» и П. Воронько «Хитрый ёжик».
Знакомство детей со сказками на основе компьютерных программ стимулирует
непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и
объектов в динамике. Яркое оформление и мультимедиа-эффекты поддерживают
интерес ребенка в течение всего просмотра сказки. Эти мероприятия были первыми
для студентов, в качестве воспитателя дошкольного учреждения. Ощущалось
волнение и ответственность, но когда видишь таких маленьких, беззаботных
малышей, которые сидят и просто засматриваются на созданные студентами видео сказки,
тогда понимаешь, что это все не зря. Ребята детского сада принимали активное
участие в обсуждении сказки, разыгрывали знакомые сюжеты, интонационно выделяли
речь злых и добрых персонажей, и закрепляли нравственные понятия.
В ходе проектной деятельности
студенты учатся самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения
познавательных и практических задач – подбирать иллюстрации по соответствующей
тематике, надлежащего качества. Если изображения будут размытыми, нечеткими или
маленького размера, ни о каком правильном восприятии детьми сказки не может
идти речи. Изображения можно найти в Интернете, отсканировать с качественных
бумажных носителей (фотографии, открытки, глянцевые атласы), извлечь из
образовательных дисков, если это не запрещено их создателем. Овладевают
различными социальными умениями и навыками, пользуются информационно-исследовательскими
методами такими как, собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты;
научились анализировать данные с разных точек зрения, выдвигать гипотезы,
делать выводы и заключения.
Самой сложной задачей оказалась
работа в группах по созданию видеороликов, исполняя разные социальные роли в
начале работы, молодым людям трудно было договориться и прийти к единому
мнению. Самостоятельная работа стимулировала к обсуждению проблем в группе,
применению освоенных знаний и умений в условиях общения и в студенческом
коллективе царила атмосфера доброжелательности, внимания друг к другу,
дружеского взаимоотношения.
Использование народных сказок как
средства решения задач дошкольного образования
способствовало приобщению студентов педагогического колледжа к
общечеловеческим ценностям, а освоение информационно-коммуникационных
технологий позволило на практике овладеть профессиональными компетенциями.
Список использованной литературы
1. Аникеева
Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
2. Зазнобина
Л.С., Прессман Л.П. О внедрении видеозаписи в
школу. Советская педагогика. 1979. № 7
3. Сухомлинский
В.А. Избранные педагогические
сочинения/В.А.Сухомлинский - М: Просвещение, 1998.
4. Ушинский
К. Д. Избр.пед. соч. – М., 1989. – т.2., с. 339–341.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.