Кириллова
Елена Александровна,
магистр,
преподаватель ГБОУ СПО МО БПЭК
Формирование этнокультурной компетентности
личности в условиях полиэтнической образовательной среды
Изменения, происходящие в современной многонациональной России и в
целом мире (тенденция этнического ренессанса, увеличение миграционных потоков,
интернационализация общественной жизни и усиление интеграционных процессов, и
мн. др.) находят продолжение в системе образования, которой предстоит решить
задачу подготовки подрастающего поколения к жизни в полиэтнической,
поликультурной среде. С одной стороны образование выступает как средство
формирования этнической идентичности личности, с другой - как действенный
механизм гармонизации отношений между этническими общностями.
В этнически неоднородной среде наиболее перспективной
образовательной стратегией является полиэтническое образование. Полиэтническое
образование мы рассматриваем как значительную часть современного образования,
способствующую приобщению учащихся к родной этнической культуре; усвоению
знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях; осмыслению
общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях
народов; воспитанию взаимной этнической толерантности и уважения к
этнокультурному плюрализму; формированию готовности и умения жить в
полиэтнической среде.
Полиэтническое образование предусматривает создание равных
возможностей получения образования для детей разных этнических групп, путем
системного изменения образовательной среды учреждения в направлении отражения в
ней интересов и потребностей представителей разнообразных этнокультур,
существующих в социуме и в национальной структуре учебного класса/группы, учета
этнических особенностей в психологии и воспитании детей.
Целью полиэтнического образования является формирование
этнокультурной компетентности учащихся. Достижение цели полиэтнического
образования возможно в ходе решения следующих задач:
1. Формирование у детей признания и принятия этнокультурного
многообразия, понимания его как источника социального и индивидуального
прогресса.
2. Предоставление детям возможностей для этнической идентификации
и одновременно осознания своей принадлежности к общероссийскому и мировому
сообществу.
3. Формирование у учащихся совокупности объективных представлений
и знаний о разных этнических культурах и национально-психологических
особенностях этнофоров.
4. Воспитание в духе мира и уважения ко всем народам и их культурным
ценностям.
5. Развитие навыков эффективного общения с представителями
различных этнических культур и умения конструктивно решать конфликты,
возникающие в процессе межэтнического взаимодействия.
В целом решение этих задач поможет подготовить молодое поколение к
конструктивной и активной жизнедеятельности в многоэтнической среде и
интеграции личности в современное общемировое культурно-образовательное
пространство. Анализ научной литературы, концепций поликультурного образования,
а также собственное опытно-экспериментальное исследование позволяют выделить
следующие особенности полиэтнического образования:
1. Отражение в учебном материале гуманистических идей,
содействующих взаимопониманию, диалогу между представителями различных
этнических культур, усилению чувства солидарности и равенства между людьми, а
также формированию гармоничных отношений как между отдельными гражданами внутри
каждого из государств, так и между народами.
2. Использование языков науки, культуры и искусства как средств
формирования этнокультурной компетентности учащихся, развития их творческого
потенциала, расширения кругозора, обогащения опыта. Полиэтническое образование
предусматривает широкое использование междисциплинарных связей, разнообразных
средств учебной и воспитательной работы.
3. Сочетание основ национальной (родной), русской и мировых
культур в содержании образования. Основными требованиями к отбору содержания
полиэтнического образования являются наличие информации о самобытных уникальных
чертах в культурах разных народов; раскрытие в них общих компонентов, традиций,
императивов, которые позволяют существовать и действовать в мире и согласии.
Таким образом, полиэтническое образование удовлетворяет не только
этнокультурные запросы населения, но также позволяет осмыслить и полнее изучить
многообразие народов, живущих в мире, увидеть в этом многообразии общее.
Оно также отвечает интернациональным интересам государств и всего
мирового сообщества, способствует пониманию взаимопроникновения культур, взаимозависимости
стран и народов в современных условиях с учетом процесса глобализации.
4. Воспитание безопасной личности, то есть личности толерантной к
этнокультурному разнообразию, с развитыми социально-ценностными потребностями в
миротворческой, созидательной деятельности, личности с позитивными моделями
поведения, которые выражаются в разрешении конфликтных ситуаций конструктивными
способами; учете позиции, желания, потребности других людей — этнокультурно
отличных; произвольном контроле своего поведения и управление им.
5. Формирование мультикультурной личности, осознающей себя как
эт-нофора, гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского
государства, гражданина мира, стремящегося к диалогу и солидарности со всем
человечеством.
6. Полиэтническое образование учащихся осуществляется не
изолированно, а в контексте культурно-образовательной жизни края. Это
выражается в использовании педагогического потенциала окружающей
социокультурной среды в направлении сохранения учащимся собственной культурной
идентичности наряду с овладением культурой других народов. Превращение
образовательного учреждения в открытую социально-педагогическую систему,
способствующую интеграции молодого поколения в полиэтническую среду.
Итак, полиэтническое образование - это такое образование, которое
не только вооружает человека этноориентированными знаниями, умениями и на
выками, но и помогает ему эффективно адаптироваться в иноэтнической и по
лиэтнической среде и интегрироваться в современное общемировое культурно образовательное
пространство. Условием реализации полиэтнического образования является
функционирование полиэтнической образовательной среды. «Условие» определяется
как совокупность процессов, отношений, необходимых для функционирования,
существования или изменения данного объекта. Иными словами, в нашем случае под
«условием» мы понимаем совокупность возможностей полиэтнической образовательной
среды, способствующих решению задач полиэтнического образования. Для того,
чтобы определить содержание, сущность полиэтнической образовательной среды и ее
роль в полиэтническом образовании необходимо в первую очередь рассмотреть, что
понимают под образовательной средой в целом.
В ряде исследований доказано, что объектом воздействия учителя
выступает не сам ребенок и не его качества или поведение, а условия, в которых
он живет. При этом внешними условиями являются среда, общество, отношения между
людьми, деятельность, а внутренние условия - это эмоциональное состояние
ребенка, его жизненный опыт, установки, ценности, отношение к самому себе и
т.д. Совокупность указанных условий и обусловливает поведение личности,
стратегию и тактику ее жизнедеятельности, способы существования.
Литература:
1.
Проект концепции развития поликультурного образования в Российской
Федерации. Министерство образования и науки Российской федерации//Документы
2010-04-02.
2.
Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебник для вузов: Издательство
«Питер», 2002.-325с.
3.
Поштарева Т. В. Этнокультурная компетентность как
социально-педагогическое явление // Теоретические проблемы этнической и
кросс-культурной психологии: материалы Междун. научн. конф. / Отв. ред. В. В.
Гриценко. – Смоленск: Универсум, 2008. – Т. 2. – С. 95-104.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.