Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыФормирование экологической культуры школьника на уроках русского языка в 5-9 классах

Формирование экологической культуры школьника на уроках русского языка в 5-9 классах

Скачать материал

Формирование экологической культуры учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах

Введение

              Серьёзнейший  экологический  кризис,  поразивший  нашу  планету,  внёс существенные  коррективы  в   отношения   человека   и   природы,   заставил переосмыслить  все  достижения   мировой   цивилизации.   Приблизительно   с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда  перед  человечеством  впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в  связи  с  промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука  –  экология  и  как  следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

              От уровня экологического  воспитания,  экологической  культуры  зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей  планете, или его ждёт вымирание. 

            По-прежнему актуально  звучат слова К.Д. Ушинского: «Странно,  что  воспитательное  влияние  природы…  так мало оценено в педагогике» (18,5).

             Актуальность  этой  проблемы   и   побудила   нас   исследовать   тему «Формирование экологических понятий  на  уроках  русского  языка».  Мы  решили  показать   на примере уроков русского языка,  фрагментов  уроков,  заданий,  как  у  детей формировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания по  охране окружающей среды, научить видеть красоту природы, понимать ее ценность.

      Цель: Формирование  экологической культуры у  учащихся   основной школы.

      Задачи:

1.  Выявление   условий,   способствующих    формированию экологической культуры  и экологического сознания.

2.  Воспитание  у  учащихся   ответственности   за   состояние окружающей среды и деятельности по ее охране.

3. Формирование у учащихся путем воспитания экологической культуры  любви к национальной культуре, русской речи.

      Исходя из цели, мы определили объект, предмет и гипотезу исследования.

      Объект: процесс формирования нравственно-экологических понятий.

      Предмет: раскрытие экологических понятий через уроки русского языка.

      Гипотеза: если экологическое воспитание, формирующее экологическую культуры, будет осуществляться на уроках русского языка систематически и целенаправленно, то уровень общей культуры учащихся, в том числе и экологической, повысится. .

 

            Роль уроков русского языка в формировании экологической культуры школьника  

Воспитание экологически грамотного человека должно  начинаться  с  раннего  детства.             Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

            Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

            Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

            Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте                                                       человека.     

Наверное, это и есть основная цель  экологического  образования.  Все педагоги сходятся  в  одном,  что  экологическое  воспитание  и образование  необходимо,  и  оно  будет  эффективным,   если   экологический материал  будет  систематическим,  организованным,  будет  использоваться  в различных  учебных  предметах. 

Кроме  уроков,  внеклассных  занятий,  используемых   учителями, немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании  играют  и  уроки русского языка. Анализ программ, учебников  по  русскому  языку  показывает, что данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом, но  не  в большой степени, однако  для  систематического  осуществления  экологической работы следует включать дополнительный материал,  используя  интегрированные уроки,  диктанты,   сочинения,   стихотворения   экологического   характера,

словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему.

      Интегрированные уроки – это реальный шаг в направлении  «экологизации» растущего человека.  Интеграция  –  это  объединение,  слияние  в  известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той  или  иной  области. Именно  на   интегрированных уроках у детей развивается образное мышление  и  воображение,  воспитываются эстетические чувства, любовь к природе, что немаловажно для  экологического образования.  Следуя  этому,   я   разработала   интегрированные   уроки   с экологической направленностью.

              Для  понимания информации  экологического  характера  на  уроках   русского   языка   можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это  могут быть как тексты для комплексного анализа, так и изложения, сочинения, так как главная цель  учителя – не только проверить знания учащихся, но и  пробудить  их  чувства,  мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии  и  единства всего созданного на планете.

      Большое значение для формирования  экологических  понятий  имеют  упражнения экологической направленности. Задания по экологии должны  быть  направлены,  в  первую  очередь,  на систематизацию,  обобщение  знаний  детей   о   природных   взаимосвязях   и взаимоотношениях человека с природой, на открытие  ребенком  этих  связей  и зависимостей.

Основная их  функция  –  развитие  интереса  детей  к  природе,  к  людям  и поведению, к изучению и осмыслению связей между ними.  Мы высветили экологические проблемы, которые могут решаться на  уроках русского языка, при использовании определенных заданий.

      Проблемы:

            1. Охрана природной среды – условие существования человечества.

            2. Закономерная взаимосвязь природы и общества. Природу  мы  не можем считать только как условие существования человечества. Природу  следует  рассматривать  как   систему,   включающую общество  в  качестве  своего  элемента. 

            3. Влияние деятельности на  природу  в  целом  и  отдельные  ее компоненты.

            4. Оптимизация взаимодействия общества и природы. 

            5. Природа как источник  духовных  сил  человека. 

      Итак, важность экологического  воспитания  детей  в  современном  мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека  с природой зависит  многое,  в  том  числе  и  благополучия  самого  человека. Следовательно, основная задача учителя – вводить  экологический  материал  в  ткань  разных уроков,  в том числе и в уроки русского языка.

Формирование экологического сознания школьников на уроках русского языка в МОУ Кротовской СОШ «Образовательный центр»

МОУ Кротовская СОШ «Образовательный центр» м.р. Кинель-Черкасский на протяжении последних пяти лет серьезно  занимается экологическим воспитанием учащихся. Учащиеся  школы неоднократно являлись слушателями всероссийской заочной биологической школы, занимали призовые места во всероссийских конкурсах и конференциях, школа неоднократно становилась призером региональных конкурсов « Эколидер» и «Экотропы».

Но отсутствие системного подхода к экологическому воспитанию и обучению учащихся не давало 100% - го охвата учащихся и не позволяло закрепить сформировавшиеся ЗУН, поэтому в Программе развития школы до 2015 года задача экологизация учебных предметов была обозначена в качестве приоритетной.

В апреле 2009 г в школу были приглашены кандидаты биологических наук С.В. Лебедянцев и С.В. Симак, рассказавшие кротовским педагогам об опыте экологического воспитания в самарских школах, в том числе в областном университете Наяновой.

В апреле 2009 года на базе школы был проведен областной семинар «Проблемы и перспективы эколого-биологического образования», а в июне 2009 г распоряжением Отрадненского управления МОН СО в школе создан окружной методический центр эколого-биологического воспитания и обучения.

Cамое результативное направление работы школы в области экологического воспитания - экологизация учебных программ. С 1 сентября 2009 г. педагоги основной и старшей школы  внесли коррективы в календарно-тематическое планирование и использовали на своих уроках задания из сборника упражнений « Помогая себе, помогаешь Земле»,  - прообраза будущего сборника «Экологические капельки».

В течение всего прошлого учебного года учителя создавали и апробировали на своих уроках упражнения экологической тематики, а с 2010-2011 уч.г. стали применять на уроках русского языка, алгебры, географии, физики, обществознания, истории, химии и английского языка новые сборники из серии «Экологические капельки».

Нашим школьникам работа с необычными сборниками пришлась по вкусу. Особенно популярна работа со сборниками на уроках русского языка и алгебры: ребята с удовольствием отвлекаются от монотонной письменной работы, чтобы поломать голову над экологической задачкой. В брошюре по русскому языку большое количество заданий, позволяющих развивать не только языковую, но и речевую  компетентность учащихся: определить стиль и тип текста, выделить основную мысль текста, найти аргументы и доказательства.

Упражнения из сборника используются на всех этапах урока – от повторения пройденного материала до закрепления вновь. На каждой парте лежит сборник, а учитель может использовать его одновременно и для самостоятельной, и для групповых форм работы с ребятами. Сборники, рассчитанные учащихся 7-9 классов, успешно применяются на уроках русского и в 5-6 классах при закреплении материала, и в 10-11 – при обобщающем повторении.

Работа с «Экологическими капельками» подтолкнуло  и меня к созданию своей концепции использования экологических заданий.

Начиная с 6 класса, мы работаем по определенной схеме: каждую четверть ( а с 2011 года - учебный период каждого триместра) мы вместе с детьми  выбираем для уроков русского языка определенную тему: «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Лекарственные растения», «Космос», «Материки и океаны», « Водные ресурсы», «Цветы», «Экзотические растения», «Камни и минералы», «Заповедники», « Красная книга»  и т.п. По определенной заранее ( в начале учебного года) теме  я подбираю не просто экологические упражнения, а тексты, связанные с выбранной темой. Учащиеся с удовольствием помогают учителю в подборе дополнительного материала из ресурсов интернета, научно-популярных журналов, художественных книг,  не только пополняя при этом багаж экологических знаний, но и развивая свою эрудицию.

            Необязательно весь урок говорить про одну экологию, можно  включить в структуру урока только один элемент – трехминутное сообщение, подготовленное учащимся, или стихотворение на экологическую тему, или дать двум-трем ученикам карточки – и появляется ощущение системности в области формирования экологической культуры учащихся  на уроках русского языка. Примеры карточек с экологическими упражнениями можно найти в Приложении.

       Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие   культуры   своего   народа.   Этнопедагогика,   т.е.   народная педагогика, способствует развитию личности,  усваивающей  социальные  нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания  о  воспитании  и обучении  детей,  народную  мудрость,  отраженную  в  сказках,   пословицах, поговорках,  баснях  и  их   значение   в   передаче   нравственного   опыта подрастающему поколению.

        В народе испокон  веков  вырабатывался  свой,  самобытный  нравственный уклад, своя духовная культура. У всех  народов  много  обычаев  и  традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе,  и  в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

     На уроках русского языка я использую для комплексной работы с текстом небольшие сообщения об экологических традициях наших предков – славян. ( См. Приложение). Большим подспорьем в работе по формированию экологической культуры учащихся являются и малые жанры фольклора – загадки и пословицы . Пословицы о природе мы используем для отработки орфограмм и для синтаксического разбора почти на каждом уроке, попутно обращая внимание на народную мудрость, скрытую в  пословице или поговорке.

Начиная с 5-го класса, традицией стала работа на уроках русского языка с афоризмами великих людей. Известные высказывания о природе, о взаимоотношениях человека и природы дают богатый материал для размышления на уроке об экологической ответственности каждого из нас. ( См. Приложение).

Большое внимание на уроках мы уделяем этимологии слов из области экологии и биологии. Мои ученики с 5 класса проявляют интерес к этимологии и мы используем этот интерес с пользой для дела экологического воспитания. ( См. Приложение)

Наконец, 5-7 классы, в которых я работаю,  - это еще дети, внимание  которых легко привлечь с помощью ярких картинок или юмористических стихов. Использование  привлекательных иллюстраций к языковому материалу по теме учебного периода  - «Дикие животные», «Домашние животные», «Цветы» - позволяет вовлечь в работу на уроке даже слабоуспевающих ребят.

Все вышеперечисленные приемы и методы работы на уроках русского языка по формированию экологической культуры учащихся позволяют ненавязчиво, но планомерно вести работу в области экологического воспитания. А эффект от этой работы сказывается не только на  результатах качества обученности по предмету, но и даст о себе знать в будущем, когда сегодняшние ученики станут взрослыми.

Мы уверены, что им  не придется напоминать о том, что они – лишь часть Природы, которая их окружает и которую надо беречь и любить без всяких видимых на то причин. Именно так любят и жалеют свою мать.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

Приложение № 1.

Стихотворения экологической тематики

 

Правописание о//е после шипящих в суффиксах имен существительных:

 

В. Орлов

Веснушки.

 

Проходила весна по опушке

Сквозь весенние синие сны,

И тихонько светились веснушки

На лице у девчонки Весны.

Шла девчонка в зелёной юбчонке,

Голубою росою звеня.

И, завидуя рыжей девчонке,

Незаметно вздохнула земля.

И не зря в это вешнее утро

Там, где лёгкие ножки прошли,

Расцвели одуванчики, будто

Золотые веснушки Земли.

 

Правописание личных безударных окончаний глаголов:

 

Бушует полая вода

И.А. Бунин

 

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,

И утром в воздухе нагретом...

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут...

Что ярким солнечном теплом

По залу зайчики трепещут.

 

Пунктуация в сложном предложении:

 

Все темней и кудрявей березовый лес...

И.А. Бунин

 

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;

На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...

Все цветет и поет, молодые надежды тая...

О весенние зори и теплые майские росы!

О далекая юность моя!

Правописание безударных личных окончаний глагола:

 

Вот уж снег последний в поле тает...

А.К. Толстой

 

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет;

Утром небо ясно и прозрачно,

Ночью звезды светят так светло;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело?

Грустно жить тебе, о друг, я знаю,

И понятна мне твоя печаль:

Отлетела б ты к родному краю

И земной весны тебе не жаль...

 

Весенние воды

Ф. Тютчев

 

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег.

Бегут, и блещут, и гласят...

"Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!"

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

 

Весна (Уж тает снег...)

А.Н. Плещеев

 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

"Весна!"- читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят - кто больше всех

Природы любит обновленье!

 

Правописание безударных личных окончаний глагола, пунктуация в предложениях с деепричастным оборотом:

 

А.Пушкин

 

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро год;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют...

 

 

Весенняя гроза

Ф.И. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

 

Пунктуация в предложениях с деепричастным оборотом, прямой речью:

 

Подснежник

3. Александрова

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра.

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез... Но кругом всё тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Его увидела зайчиха.

Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела:

Уж больно тонок ты, дружок!

И вдруг пошёл пушистый, белы

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки...

Опять зима, а не весна,

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея.

Головку слабую клоня,

Сказал: "Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня!"

 

 

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою...

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее расцветы и закаты,

В ее лесные ароматы —

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями —

Уже ручей звенит струной!

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

Где красота — там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым,

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись!

 

                          В. Суслов

 

 

Послушайте!

 

Речушка вдоль околицы текла.

Негромкая…

Но мы ее любили, дети, —

Она ведь первою была

Для нас и, значит,

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь

Зеленая, и хвощ болотный вылез…

Как будто люди целью задались

Убить ее

И своего добились.

                                С. Викулов

 Растение — земли украшение.

 

Неподалеку от дорожки

Стоит цветок на тонкой ножке.

И водит круглой головой

Над первой, робкою травой —

Следит широким глазом

За всем на свете разом!

За ветерками

На реке,

И облаками

Вдалеке,

И за шмелем в пижаме,

И — с ужасом — за нами...

                            И. Мазнин

 

 

Он долго рос,

Он ждал весны

И, наконец, расцвел!..

Тебе другие снились сны —

Рукой его ты смел.

Сорвал цветок с лица земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко смести!

И под сосной, где ты украл

Природную красу,

Два одинокие листа

На землю льют росу.

                     А. Новик

 

У совы

Глаза, как плошки,

А не видят днем

Ни крошки —

Зато ночью эти плошки

Видят все в лесу густом:

И ежонка на дорожке,

И зайчонка под кустом,

И травинку па пригорке,

И хвоинку на земле,

Даже мышку в темной норке,

Даже белочку в дупле.

                                   И. Мазнин

 

 

Хозяйка белочка

В лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

 Каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину — сломал,

Зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех — сорвал,

Сорвал второй и третий...

Отбросил куст

И, как медведь,

Пошел себе довольный.

А бедной белке

И смотреть

На это было больно.

                  Г. Ладонщиков

 

 

Все так изрезано в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течет.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

                 П. Бровко

 

 В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник — дом.

Ты с палкой по лесу гулял

И муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял

И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи

Нарушила беда.

В дыму метались муравьи,

Спасаясь, кто куда.

Трещала хвоя.

Тихо тлел

Сухой опавший лист.

Спокойно вниз смотрел

Жестокий эгоист...

За то, что так тебя назвал,

Себя я не виню —

Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню.

              С. Михалков

 

Стихотворения о цветах:

С. Красиков

Всю жизнь цветы не оставляют нас.

Прелестные наследники природы -

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Они нам продлевают время встреч,

Откладывают время расставанья.

Мы души и сердца должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья.

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельётся в ликованье,

Когда пред нею склонятся цветы

Посредники живого пониманья.

 

Алексей Жемчужников

 

Полевые цветы на зеленом лугу...

Безучастно на них я глядеть не могу.

Умилителен вид этой нежной красы

В блеске знойного дня иль сквозь слезы росы;

Без причуд, без нужды, чтоб чья-либо рука

Охраняла ее, как красу цветника;

Этой щедрой красы, что, не зная оград,

Всех приветом дарит, всем струит аромат;

Этой скромной красы, без ревнивых забот:

Полюбуется ль кто или мимо пройдет?..

Ей любуюся я и, мой друг, узнаю

Душу щедрую в ней и простую твою.

Видеть я не могу полевые цветы,

Чтоб не вспомнить тебя, не сказать: это ты!

Тебя нет на земле; миновали те дни,

Когда, жизни полна, ты цвела, как они...

Я увижу опять с ними сходство твое,

Когда срежет в лугу их косы лезвие...

 

Иван Бунин

Полевые цветы

 

В блеске огней, за зеркальными стеклами,

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

 

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей;

Их не пугают метели холодные,

Бурные грозы и свежесть ночей...

 

Есть на полях моей родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

 

Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой.

 

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

 

Вс. Рождественский

Астры

 

Осень над парком тенистым… Ложится

Золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья… Умолкнули птицы...

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра – звезда.

 

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли “звездой”.

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.

 

Близятся сумерки. Тонкий и острый

В небе созвездий колышется свет.

Астра на клумбе, душистой и пестрой,

Смотрит, как светят далекие сестры,

И посылает с земли им привет.

 

Ирина Журавка

Астры

 

В них нет изящной красоты...

Но в тонких лепестках-иголках,

Смешно растрепанных без толку,

Сокрыто столько доброты!

 

Они не могут надоесть,

Как надоесть не могут дети:

Скажи: вы лучше всех на свете! -

Фонтаном – нежность… Сколько есть!

 

Цветут - у лета на краю…

В цыганских юбочках и платьях...

Раскрыв влюбленные объятья

Красавцу - сентябрю, – поют…

 

Вы не ослышались! Поют,

Встречая время листопада.

И все цветы из палисада

Им радостно в ладоши бьют…

Л. Текьерос

Жасмин

Жасмин цветет. Сладчайший аромат

В себе сокрыл глубины синевы,

Как темнота и ночь в себе хранят

Неясный свет таинственной звезды.

 

Белеют в зелени жемчужные цветы,

И россыпь на земле нежнейших лепестков

Зовет из прошлого забытые мечты,

Освобождая время от оков.

 

Живые призраки из памяти моей

Встают перед глазами не спеша,

Соприкоснувшись с тенью прошлых дней,

Горюет и смеется вновь душа.

 

Жасмин цветет, роняя лепестки…

И сладкий снег осыпанных цветов

Вновь возвращает счастье и мечты,

И образы моих забытых снов…

 

Расул Гамзатов

Есть глаза у цветов.

 

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

Помню как-то я в былые дни

Рвал цветы для милой на поляне,

И глядели на меня они,

Как бы говоря: "Она обманет".

 

Я напрасно ждал, и звал я зря,

Бросил я цветы, они лежали,

Как бы глядя вдаль и говоря:

"Не виновны мы в твоей печали".

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я, цветы, как люди плачут,

И росу роняют на песок.

 

Мы уходим, и в прощальный час

Провожая из родного края,

Разные цветы глядят на нас,

Нам вослед головками кивая.

Осенью, когда сады грустны,

Листья на ветвях желты и гладки,

Вспоминая дни своей весны,

Глядя вдаль цветы грустят на грядке.

 

Кто не верит, всех зову я в сад,

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

В душу нам глядят цветы земли,

Добрым взглядом всех кто с нами рядом.

Или же потусторонним взглядом

Всех друзей, что навсегда ушли.

 

  Самуил Маршак

Ландыш

 

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

 

Е.Серова

Ландыш

 

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит;

Мне кажется, его задень —

Он тихо зазвонит.

И этот звон услышат луг,

и птицы, и цветы...

Давай послушаем, а вдруг

Услышим, — я и ты?

 

Рюрик Ивнев

Одуванчик

 Только дунь, и его не стало.

Но зачем на него мне дуть?

Это может смертельно ранить

Самого меня прямо в грудь.

 

Потому, как резвящийся мальчик,

Незнакомый еще с бедой,

Я тихонько сорвал одуванчик

И поставил в стакан с водой.

 

Он казался мне прямо чудом

Среди многих земных чудес,

Что лежат неразобранной грудой

От травинок до самых небес.

 

Окруженный воздушною пеной,

Защищенный от ветерка,

Он казался послом Вселенной,

Перекинутым через века.

 

Так случайно иль не случайно

С детских лет мне знакомый цветок

Искрой самой глубокой тайны

Осветить мое сердце смог.

 

Ирина Гецен

Одуванчики

 

Расплескало солнце золотую краску

прямо в разнотравья чистый изумруд.

И соединенье превратилось в сказку,

солнечные девы здесь теперь живут.

 

В бархатисто-желтых праздничных нарядах

хороводы водят тысячи подруг.

Ручейком струится радость цветовзглядов,

так и зазывают сделать с ними круг.

 

За работу сядут - набивать подушки

нежным белым пухом, летнею порой.

Сняв с себя платочки, отцветут подружки…

Ждите хороводов будущей весной.

Приложение № 2

Стихотворения о диких животных


Олень

Агния Барто

Не заснёт никак Серёжа,

Он разглядывает лёжа

Тонконогого оленя

На лужайке вдалеке -

Тонконогого оленя

Высоко на потолке.

Он красивый, величавый,

Он стоит, подняв рога,

А вокруг темнеют травы,

Расстилаются луга.

Встал Серёжа на коленки,

Поглядел на потолок,

Видит - трещинки на стенке.

Удивился он и лёг.

Сказал на следующий день,

Когда открыли шторы:

- Я знаю, это был олень,

Но он умчался в горы.

Медведь

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит мишка сладкий мёд

Да малину с веток рвёт.

Медведь

На колоде у болота

Шил медведь медвежьи боты.

Любовался ботами -

Хорошо сработаны!

Мехом оторочены,

Пятки скособочены.

Ходят медвежатки,

Косо ставят пятки.

Заяц

Прокатился шум лесной -

Под кустом притих косой.

Уши длинные прижал,

Долго эхо провожал.

 

Бурундук

Бурундук - смешные щёчки,

На спине - полосок пять.

А за щёчками - мешочки,

Чтобы семечки таскать.

Крот

День за днём, за годом год

Ход подземный роет крот.

Две передних быстрых лапки

У крота, как две лопатки.

Лиса

Знает лисонька-лиса:

В шубе вся её краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

Барсук

Встанет за полночь барсук,

Обойдёт свой дом вокруг.

Тонкий нюх и острый глаз,

Наступил охоты час.

Кабан

Опускается туман,

Просыпается кабан.

Роет землю у реки,

Точит острые клыки.

Бобры

Бобры - речные жители -

Отличные строители.

У них работа спорится -

В реке плотина строится.

Волк

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит волк молчком,

Уши серые - торчком.

 

 

Ёж

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лусной -

Ёжик добрый, а не злой.

Белка

Далеко ещё зима,

Но не для потехи

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи...

Знает маленький зверёк:

Запасаться надо в срок.

Запасливая белка

Рыжая белочка с рыжим хвостом

Маленький рыжик нашла под кустом.

Маленький рыжик она засолила.

В банку большую его положила.

Белке теперь не страшны холода:

Есть у нее на всю зиму еда.

Лев

Никогда среди снегов

Не увидишь грозных львов.

Только в жарких странах,

В джунглях и саваннах,

Там, где лето круглый год,

Львиный селится народ.

Жираф

Узнать жирафа просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко.

Крокодил

Это - сытый крокодил.

Он корову проглотил.

И поэтому теперь

Он ужасно толстый зверь.

Бегемот

Бегемот лежит в реке,

Как в огромном гамаке:

- Покачайте кто-нибудь,

Не могу никак уснуть.

Верблюд

Путешественник отважный,

Он идёт пустыней важно.

Не боится он жары,

Два горба, как две горы.

Зебры

У этой лошадки

Одёжка в полоску.

Похожа одёжка её

На матроску.

Носорог

Носорог без лишних слов

В драку броситься готов.

Он не даст себя в обиду,

Неуклюж он только с виду.

Шимпанзе

Шимпанзе на двух ногах

В жарких селится лесах.

То подпрыгнет, то замрёт,

То душистый плод сорвёт.

Кенгуру

Лишь в Австралии зелёной

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

Слон

Всех огромней в джунглях слон.

Напролом шагает он.

Грозно бивнями блестит,

Вкусно листьями хрустит.

Тюлень

Тюлень лежит на льдине,

Как будто на перине.

Вставать он не торопится:

Жирок под шкурой копится.

Морж

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

Белый медведь

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,


Что богатый ждёт улов.

Стихи про детенышей животных


ТЮЛЕНЕНОК

Тюленёнок лишь на суше

Мешковатый, неуклюжий.

Но зато в воде холодной

Он ловчей кого угодно!

 

БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК

Белый медвежонок

Среди льдин, таких знакомых,

Лапкой нос прикрыв чуть-чуть,

Я прикинусь снежным комом,

Чтоб добычу не спугнуть!

 

БОБРЁНОК

Я — бобрёнок молодой.

Вход в мой домик — под водой.

Обгрызаю ветки ровно,

Тренируюсь делать брёвна.

 

КРОТЁНОК

Я — кротёнок. Под землёю

Я ходы-тоннели рою.

Не всегда я, правда, знаю:

В ту ли сторону копаю?

МОРСКОЙ КОНЁК

Чем похож я на коня?

Шейка, гривка у меня...

Здесь какая-то ошибка:

Я на самом деле — рыбка!

 

КРАБИК

От волны невдалеке,

Двигаясь неспоро,

Крабик ножкой на песке

Делает узоры.

 

УТКОНОСИК

Кто таков? Поди проверь,

То ли птица, то ли зверь?

Птичий клюв, звериный хвостик.

Я — забавный утконосик.

 

ХОМЯЧОК

В поле встретится нечасто

Хомячок — малыш щекастый,

Любит спрятаться в норе

И тихонько грызть орех.

 

ТУШКАНЧИК

Тушканчик в норку уволок

Зелёный сочный стебелёк.

Коль пища влагою полна,

Вода и вовсе не нужна.

 

ВЕРБЛЮЖОНОК

Меня выносливее нет:

Я ем колючки на обед,

Воды подолгу не прошу,

Тяжёлый груз в песках ношу.

 

МАЛЫШ ЛАМА

Вот и я — малышка-лама.

Ты не верь, что я упряма.

Поиграй со мною вместе —

Подарю на шарфик шерсти.

 

БУРУНДУЧОК

Я за каждой щёчкой

Прячу по мешочку,

В дом ношу без спешки

На зиму орешки.

 

ЕНОТИК

Знай, что у енотиков

Не болят животики:

То, что может стать едою,

В ручейке еноты моют.

 

ЛЕОПАРДИК

Не заметишь среди листьев

Лепардиков пятнистых —

Маскируют ловко спинки,

Словно кошки-невидимки.

 

ЧЕРНАЯ ПАНТЕРКА

Пантеренок я проворный.

Мой окрас — как уголь, чёрный,

Потому что я охочусь

Только тёмной-тёмной ночью.

 

ДИКИЙ УТЕНОК

Я — утёнок. Мне по нраву

Средь болотной тины плавать.

Занимаюсь рыбной ловлей

И на юг лететь готовлюсь.

 

НОСОРОГ

Свободно мог назад лет двести

Пастись в любом, пожалуй, месте

По Африке. Но рог бесценный

Стал браконьерам главной целью.

 

РЫСЬ

Свирепый блеск во взгляде рысьем.

Вот замер хищник среди листьев

Пятнистый, словно в бликах солнца:

Прыжок — и вряд ли кто спасётся.

 

ПАНДА

Будет очень-очень рада

Пригласить вас в гости панда,

Угостить бамбуком вкусным,

Приготовленным искусно.

 

БЕГЕМОТ

Пусть бегемот с горою схожий,

Легко он бегать, плавать может.

Зубов же этого верзилы

Боятся даже крокодилы.

 

БАРСУК

Днём дремать он любит очень.

На охоту ходит ночью.

И, набив живот-корзину,

Сытый спит в норе всю зиму.

 

 

 

ЗУБР

Зубр — древнейший на планете.

И живёт сегодня этот

Бык, чьей шерсти нету гуще,

Только в Беловежской Пуще.

 

МЕДВЕЖОНОК

Приставучий, как смола.

Толстый, как бочонок.

Мёд, что спрятала пчела,

Ищет МЕДВЕЖОНОК.

 

ВОЛЧОНОК

Никого не обижал —

Мальчиков, девчонок...

С ярким шариком бежал

Серенький ВОЛЧОНОК.

 

ЁЖ

Чтоб его не съели волки -

На спине растут иголки.

На каштанчик он похож.

Угадали? — Это ЁЖ!

 

ЕНОТ

Юркий маленький зверёк

Полосатый поперёк.

Тёмно-желтый мех на нём,

Мы — ЕНОТОМ назовём.

 


Приложение № 3

Образцы карточек для индивидуальной работы

1.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

 

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

 

В нас молчало безумное “стой!”,

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устали.

 

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели…   

 

 

1. Определите основную мысль стихотворения.

 

2.  “Человек-царь природы”. Согласны ли вы с этим утверждением?

 

3. Есть ли что общее между цветами и человеком?

 

4. Найдите слова с известными вам орфограммами, сгруппируйте, объясните их правописание.

 

5. Найдите в тексте обособленные определения и обособленные обстоятельства.

 

2

Астра

Осень над парком тенистым… Ложится

Золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья… Умолкнули птицы...

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра – звезда.

 

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли “звездой”.

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

 

От сердцевинки совсем золотой.

Близятся сумерки. Тонкий и острый

В небе созвездий колышется свет.

Астра на клумбе, душистой и пестрой,

Смотрит, как светят далекие сестры,

И посылает с земли им привет.

                (Вс. Рождественский)

 

 

1.Найдите в стихотворении строчки, в которых описываются лепестки астры. С чем сравнивает поэт астру? Почему?

2.Назовите орфограммы, объясните их правописание.

3.Выполните фонетический разбор слов: кленов; далекие.

4. Разберите по составу слова: кружатся, умолкнули, похолодевшее, лепестки, серцевинки.

5. Найдите в тексте простые, нераспространенные предложения.

7. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

8. Назовите другие цветы, которые цветут осенью.

 

3

 

Астра

К истокам слова:

В начале XVIII века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить новые сорта Королевы маргариток различной окраски. И спустя двадцать два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: “Астер!”, что значит по-гречески “звезда”. С тех пор этот цветок стали называть астрой.

 

Лепестки астр как лучи звезды ра..ходятся во все стороны. Сохранилось пр..дание что астра выр..сла из пылинки упавшей со звезды. Вот почему в тихую звездную ноч.. по преданию у клум.. с астрами слыш..тся слабый ш..пот: это астры беседуют с р..дными звездами.

Дифференциация заданий:

“3”

Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Выполните фонетический разбор слов тихую, все, ночь.

Разберите по составу: сохранилось, упавшей, родные.

“4”

Вставьте пропущенные знаки препинания и недостающие знаки препинания, объясните их правописание и постановку.

Выполните синтаксический разбор 2-го предложения.

“5” - Сочинение-миниатюра. Какие предания о цветах вы еще знаете? Почему мы должны сохранять в памяти предания наших предков?

 

4

 

ФЛОКСЫ

 

До поздн..й осени цветут в садах белыми или розов…ми шапк…ми флоксы. Кроме больш…х, обильно цв…тущих кустов мног…летних флоксов, на клумбах цветут одн…летние флоксы, обычно (ярко)красной …краски.

За эту …краску и дано р…стению название “флокс”, что в пер…воде с греч…ского языка означает “пламя”. В н…роде эти цветы называют “племя…ик”. Но хотя флоксам и дано греческое название, они пр…везены из …мерики всего двести лет назад.

 

  1. Что значит слово флокс, почему это растение так назвали?
  2. А какие весенние и летние цветы напоминают нам пламя? Почему?
  3. Найдите орфограммы, объясните их правописание.
  4. Укажите слова, употребляемые в переносном значении.
  5. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков?
  6. Объясните знаки препинания во втором предложении.
  7. Выполните синтаксический разбор 1-го предложения 2-го абзаца (1 вариант), последнего предложения (2 вариант).
  8. Выполните морфологический разбор слов многолетних и цветущих.

 

5

Лес, точно терем расписной-

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляною.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

                                            И. Бунин

 

  1. Подчеркните в тексте эпитеты и сравнения.
  2. Подчеркните известные вам орфограммы
  3. Определите склонения всех имен существительных
  4. О каком месяце говорится в стихотворении?
  5. Какие пословицы и народные приметы об этом времени вы знаете?

 

6

 

Три клада у Природы есть: вода,

Земля и воздух - три ее основы.

Какая бы ни грянула беда-

Целы они – все возродится снова.

                                                  С. Викулов

1. В чем заключается основная мысль этого стихотворения?

2. Объясните знаки препинания в 1 предложении.

3. Подберите синонимы к слову беда.

4. Что делаешь для сохрания «природных кладов» лично ты?

7

 

Современная эпоха XXI в. Сегодня ее называют эпохой глобальных проблем, т.е. проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас. Одна из них: экологическая, связанная с разрушением окружающей среды. Окружающая нас природа серьезно больна. Ежегодно с лица земли исчезает 11 млн. га леса, это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Параллельно с этим идет процесс опустынивания. Он ежегодно изымает из с/х производства 6 млн. га земли.

 Многие страны мира сталкиваются с серьезными проблемами нехватки чистых пресных вод. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. К началу 2008 года объем сточных вод превысил в мире 1 тыс. куб. м, или 5% от «водного пайка». Среди наиболее загрязненных рек мира - Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр. На каждого жителя планеты ежегодно добывается 20 т. минерального сырья, 98% его в  виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. Масса отходов и загрязненных веществ достигла 40 млрд. т.

1.      Определите стиль и тип текста.

2.      Выпишите из текста местоимения и определите их разряд.

3.      Выпишите причастия и определите их залог и время.

4.      Что делается для решения названных проблем в России?

8

 

 

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете …

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

                   Н. Старшинов

  1. Какова основная мысль стихотворения?
  2. Какие луговые и полевые цветы, кроме ромашки, вы знаете?
  3. Перечислите ягоды, которые употребляются для лечения в народной медицине .

 

9

 

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщ..вый ее сарафан.

            ***

Тугие распущены косы

И белые платья до пят.

Как будто невесты, березы,

Куда ни посмотр..шь, стоят.

Весеннее солнце косыми

Лучами касается кос.

По всей необъятной России

Сегодня светло от берез.

Пл…няют красою чудесной,

Заводят лесной хоровод.

Широкая русская песня

Отсюда начало берет.

  1. Что объединяет эти два стихотворения? Какое вам больше понравилось и почему?
  2. Объясните правописание орфограмм.
  3. Найдите в текстах метафоры и сравнения.
  4. Что еще, кроме березы,  считается национальным символом России?

10

Древнегреческая легенда повествует: молодой Пан — бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу — нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву — сирень. Сиреневые сады есть во многих городах мира. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны ночью; когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана.

Поутру на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать,

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет,

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье живет.

М. Бекетова.

 

  1. Когда расцветает сирень?
  2. О каком суеверии  говорится в стихотворении М. Бекетовой?
  3. Выпишите из текста наречия и определите их разряд.
  4. Чем сирень привлекает людей?

11

Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли в сердце, до "бешеного обожания", любил П. Чайковский. Во Флоренции, оглушенный неистовым запахом магнолий и буйствующих роз. Петр Ильич так затосковал, что обратился к поэзии:

В чем тайна чар таких? —

Не знаю. Но меня твое благоуханье

Как винная струя и греет, и пьянит,

Как музыка она стесняет мне дыханье,

И как огонь питает жар ланит.

Читая "Снегурочку" А. Островского, нельзя не заметить изумительные строчки:

Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет: бросит

В болотинке, в забытом уголке

Под кустиком, цветок весны

Жемчужный,

Задумчиво склоненный ландыш...

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши — символ чистоты, любви и грусти.

Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он — спаситель человеческих жизней. Препараты ландыша майского применяются для лечения сердечно-сосудистой системы. Но использовать препарат без назначения врача опасно. Ландыши не только целебны, но и ядовиты. Даже нежные цветки ландыша неуживчивы с другими цветами. Если поставить, например, ландыши с сиренью или фиалкой в одну вазу, то выживут только ландыши, другие погибнут. Эссенция натурального ландыша используется в парфюмерной промышленности для изготовления духов.

Сейчас ландыш числится в списке растений, которым грозит гибель. Давайте беречь этих крохотных жителей леса. Ведь приятно же созерцать, как:

Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

  1. Какие лекарственные растения вам известны?
  2. Зачем растения заносятся в Красную книгу?
  3. Придумайте определения к слову ландыш.
  4. Выпишите из текста три причастия и два деепричастия. Разберите их по составу.

11

Девчонка гадает у реки –

Ромашки лучистые губит.

И, словно снежинки,

летят лепестки:

Любит —не любит — любит.

Ты правду всю знаешь,

цветок полевой,

Иль это придумали люди?

За все отвечаешь своей головой:

Любит — не любит — любит.

Известна ромашка своими целебными свойствами: противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими. В парфюмерии ромашка применяется для производства духов, одеколонов, мыла и т. д. Ромашку полезно держать на кухне и в чуланах, где хранятся съестные припасы, потому что запаха цветов боятся мыши. Пасечники хвалят ромашку за медоносность. Ромашка — любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе.

1.      Напишите эпитеты для слова ромашка.

2.      Какие лекарственные растения вы знаете.

3.      Выпишите из текста наречие и сделайте его морфологический разбор.

4.      Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

 

Приложение № 4

Материал для этимологических пятиминуток

Происхождение слов. Названия животных

 

Бабочка. "Бабочка" и "баба" - эти два слова похожи не случайно. "Бабочка" - производное от слова "баба". Древние славяне-язычники верили, что именно в бабочек превращаются умершие предки женского пола, особенно колдуньи. А вот слово "гусеница" предположительно сначала звучало как "усеница" - имеющая усики.

 

Баран. Слово "баран" в древнерусском языке писалось как "боранъ". Некоторые этимологи считают, что это слово связано с древним индоевропейским корнем *bher- "резать" (для индоевропейских языков, к которым принадлежат и славянские, чередование в корне е/о было обчным). Другие исследователи считают, что это слово было заимствовано из иранских или тюркских языков и с самого начала имело "а" в корне. В любом случае, именно от слова "баран" образовано слово "баранка". Сначала так называли булочку, согнутую в форме бараньего рога, потом форма булочки упростилась.

 

Белка. Слово "белка" похоже на "белый". Но ведь белка - рыжая? Никакого противоречия тут нет. В древнерусском языке этот зверек назывался въверица. Осенью, когда белка линяет, ее мех становится светлым. Таких зверьков называли бъла въверица. Поскольку охотились именно на такую "бълу въверицу", от частого упоминания этого названия оно сократилось до "бъла", а потом дополнилось суффиксом -к-.

 

Бобр. Очень древнее слово "бобр" родственно слову "бурый". Как и немецкое "Bar" ("медведь"), оно называет зверя по цвету его шерсти. Удвоение "б" в слове "бобр" произошло еще в индоевропейском языке.

 

Бык. "Бык" - родственник "букашки". Оба этих слова основаны на звукоподражательном сочетании "бы", "бу", которыми древние индоевропейцы передавали гудение. На этом же сочетании было основано слово "бъчела", которое постепенно превратилось в "пчела".

 

Волк. Древнее слово "волк" некоторые исследователи переводят как "разрывающий, терзающий" (близкие слова - "валить", "валять", "волна"; кстати, слово "волна" означает не только водяной вал, но и шерсть, оно сближается с древним индоевропейским корнем *uel-, означающим "дергать, щипать, рвать"). Другие исследователи считают, что слово "волк" связано с "волочить" (волк таскает, уволакивает домашний скот).

 

Дикий.  Слово дикий, как считают ученые, того же корня, что и "диво", "удивляться"; в древнерусском языке даже было слово "дивий" в значениии "дикий".

 

Динозавр. Слово "динозавр" создано в 1841 году английским ученым Р.Оуэном на базе двух греческих слов, означающих "страшный, ужасный" и "ящерица".

 

Дом. Кстати, слово "дом" - одно из древнейших индоевропейских слов, очень хорошо сохранившееся. Предполагают, что древнее слово выглядело примерно как *domus. В латинском языке от этого слова образовалось "dominus" - "хозяин, господин" (это слово стало также обозначением Бога).

 

Животное. Старославянское слово "животное", как известно, было образовано от "живот" - "жизнь" ("не щадя живота своего" - значит "не щадя своей жизни"). Начнем с животных, которых можно было встретить у самого дома.

 

Заяц. "Заяц" - уменьшительная форма от древнего "зай"; это слово восходит к не сохранившемуся глаголу со значением "прыгать".

 

Змея. Слово "змея" образовано от того же корня, что и "земля". Древний корень "зем-" первоначально имел значение "низ". "Змея" - то, что ползает по земле, под ногами.

 

Зубр. "Зубр" - древнее прилагательное в краткой форме, образованное с помощью суффикса -р- от "зуб" (так же, как "доб" - "добрый", "добр"). Древнее слово "зуб" имело более широкий круг значений, чем сейчас, и могло значить "клык, шип, рог" - в общем, все выступающее и острое. "Зубр" можно перевести как "рогатый".

 

Кобра. В португальском языке "cobra" означает просто "змея". Полное имя кобры, заимствованное из португальского языка в XVIII веке, было cobra del capello (что в переводе означает "змея с капюшоном"), в русском языке оно сократилось.

 

Комар, шмель. Родственны также слова "комар" и "шмель". Эти два слова выглядят совсем разными, но на самом деле у них один и тот же древний корень. Слово "шмель" раньше звучало как "чьмель". Различия между словами "комар" и "чьмель" связаны с чередованием звуков в корне слова: чередование к/ч (как в родственных словах "коса" и "чесать"), чередование о/е/ь в корне (как в словах мор - умереть - мьртвъ).

 

Корова. Общеславянское слово, у него много родственников в другиех индоевропейских языках, например, латинское cornu - рог. Слово "корова" можно истолковать как "рогатое". Идет стадо коров - "стадо рогатых"... Кстати, "идет стадо" - словосочетание, не имеющее смысла с точки зрения древнерусского языка, потому что словом "стадо" обозначали группу стоящих животных. "Стадо" и "стая" - оба этих слова образованы от глагола "стать" и первоначально означали одно и то же - примерно то же, что сейчас означает слово "стойло".

 

Кот. Слово "кот", как предполагают ученые, заимствовано из латинского языка, где cattus, catta - название домашних (не диких!) кота и кошки. Предполагают, что от этого латинского слова образованы и английское cat, и немецкое Katze, и французское chat. Произошло это не позднее IV века н.э. - именно тогда это слово фиксируется в латыни, и, вероятно, именно тогда в Риме появились домашние кошки. Древнерусское слово "кошка", образованное от слова "кот", очевидно, сначала выглядело как *kotjьka.

 

Кролик. Слово "кролик" было заимствовано в XVI-XVII веках из польского языка. Польское "królik" - уменьшительное от "król" - король; это буквальный перевод немецкого слова "küniklin", дословно означающего "королек". Немцы по созвучию связали два слова - латинское "cuniculus" (никого отношения к королю не имеющее) и свое "künik" - "король" (в современном немецком языке - "König").

 

Курица. Курица - жена кура. "Кур" - общеславянское слово, означающее "петух"; по предположениям этимологов, это слово подражательное (так же, как и слова "кукарекать", "курлыкать"). "Кур женского пола" - "кура", уменьшительное от этого слова - "курица". Кстати, слово "куропатка", известное с конца XVII века, тоже образовалось от слова "кура": считается, что это сложное слово, состоящее из "кура" и "потка" ("птица"): "куропатка" - "птица, похожая на курицу". В слове "куропатка" ударение сначала падало на первый слог, этим можно объяснить изменение о на а во второй части слова.

 

Лебедь. Лебедь и лебеда - слова одного и того же происхождения. Образованы они от древнего корня леб- (*elb), что значит "белый" (от того же корня латинское слово albus - "белый" и название реки Эльба). "Лебедь" - белая (слово образовано с помощью суффикса -едь, -ядь - так же, как "чернядь"), "лебеда" - трава с белесыми листьями.

 

Лось (сохатый). "Сохатый" (лось) назван так за свои рога; его имя - однокоренное со словом "соха" (издавна соха представляла собой дерево с острым суком, вспарывающим землю, но первичное значение слова корня "сох", по-видимому, было "рог").

 

Лошадь. Слово "лошадь" заимствовано из тюркских языков: "алаша" означало "конь, мерин". В русском языке это слово превратилось в "лоша" (в украинском языке это слово означает "жеребенок"), а затем приобрело суффикс -адь. Как известно, слово "кавалер", заимствованное из польского языка в XVI веке, восходит к немецкому Kabalier или французскому cavalier, а они, в свою очередь, к латинскому caballus, что означает "конь" (смысловая цепочка: конь - всадник - дворянин). Тот же корень "коб-", что и в слове caballus, выделяется в древнем общеславянском слове "кобыла". А вот слово "конь", тоже общеславянское, не имеет достоверной этимологии. Одна из гипотез - заимствование из кельтских языков формы *kanko/*konko. Если это верно, тогда "конек" - более древняя форма, чем "конь".

 

Лягушка. "Лягушка" - "маленькая лягуха". Слово "лягуха" образовано от "ляга" - "нога, бедро" - у лягушки очень длинные задние ноги. В современном русском языке сохранились также такие производные от слова "ляга", как "ляжка" и "лягать".

 

Моль. Исходное значение слова "моль" - "мелкое (насекомое)". Родственные слова - "мелкий", "мел" (во всех славянских языках это слово обозначает что-то мелкое: порошок, пыль, крахмал, сухие дрожжи; мел крошится в наших руках, мелется) - эти слова образованы от глагола "молоть", "мелю"; также родственными являются слова "мелочь", "молот", "молотить", "молодой", "малый", "малыш", "мальчик".

 

Насекомое. Слово "насекомое" - буквальный перевод латинского insectum (страдательного причастия от insecere - "делать насечки"). Это название возникло в связи с тем, что у насекомых есть насечки, отделяющие один членик от другого.

 

Песец. "Песец" - древнерусское производное от слова "пес" - "собака"; первоначально это слово значило "подобный собаке".

 

Петух. Первоначальное "кур" заменилось названием "петух", образованным от того же корня, что и слово "петь" ("петух" - "тот, кто поет").

 

Попугай. "Попугай" не имеет ничего общего со словом "пугать". Оно заимствовано из голландского языка в XVI веке (голландские моряки любили привозить этих птиц из южных стран). Голландское papegaai восходит к старофранцузскому papagai. В европейские языки это слово попало скорее всего от арабов; арабское babagha - вероятнее всего, звукоподражательное.

 

Птица. Слово "птица" в древнерусском выглядело как пътица, с корнем път-, древнее значение которого - "маленький". От этого же корня образованы слова "птенец", "птаха". В этих словах древний гласный ъ исчез, а в слове "потка" (как во второй половине слова "куропатка") - перешел в "о".

 

Рыба.  Оказывается, изначально это слово означало "червяк"! Предполагают, что этим словом называли рыбу для того, чтобы не спугнуть ее при рыбной ловле, то есть это такое же слово-табу, как и слово "медведь" (только медведя, наоборот, опасались называть его настоящим именем, чтобы он не появился, и поэтому придумывали для него иносказательные название, одно из которых - "медведь" - значило "тот, кто есть мед").

 

Рысь. "Рысь" - рыжее животное. Первоначальная форма этого слова - *rydsъ, с тем же корнем, что и "руда", "рдеть"; -с- - древний суффикс.

 

Свинья. Свинью, по мнению некоторых исследователей, назвали свиньей за ее плодовитость; древняя индоевропейская основа *suin- восходит к корню *su-, который может быть связан с древним *sunus - "сын" (тогда корень "*su-" имеет значение "рожать, плодить"). Другие ученые считают корень *su- звукоподражательным.

 

Собака. Слово "собака", как считают, заимствовано из иранских языков - например, из языка скифов, у которых это слово выглядит как "spaka".

 

Соловей. Соловья назвали соловьем по окраске перьев: его имя - однокоренное с "соловый" - "желтовато-серый" (в древности это слово имело более широкое цветовое значение, чем сейчас).

 

Угорь. "Угорь" и "уж" - однокоренные слова (с чередованием г/ж, как в словах "стерегу"/"сторож"). Индоевропейское "угорь" означало не только угря, но и червя, змею - извивающихся живых существ. Если учесть, что древнее сочетание "an" перед согласным в русском языке преобразовалось в "у", можно заметить сходство этого слова с древнепрусским "angurgis" - "угорь", древнегерманским "angar" - "хлебный червь", латинским "anguis" - "змея" и "anguilla" - "угорь". А вот удава, как легко догадаться, назвали так потому, что он душит своих жертв, обвиваясь вокруг них.

 

Хищник.  Слово "хищный" восходит к глаголу "хытити" - "хватать, похищать" ("т" меняется на "щ", как в словах "питать"/"пища"). От этого же слова с помощью суффикса "р" (как слово "старый" от глагола "стать") было образовано слово "хитрый". Первоначальное значение слова "хитрый" было "ворующий, похищающий" (лису назвали хитрой именно потому, что она похищает кур у крестьян).

 

Хорек. "Хорек" - уменьшительная форма от "хорь", в древнерусском это слово выглядело как "дъхорь" - корень "дъх" тот же, что и в словах "дух", "дохнуть", "сдохнуть". Хорек, как известно, очень вонючий зверек; таким образом, его название можно перевести как "вонючка" ("душной").

 

Цыпленок. Еще курицу раньше называли "цыпа" (это звукоподражательное слово - как "цып-цып-цып"). Детеныша "цыпы" называли "цыпля", в XIV-XVI веках к этому слову добавился суффикс -енок и получилось знакомое нам слово "цыпленок".

 

Черепаха. Название "черепаха" образовано от "череп" - по сходству костяного панциря с человеческим черепом или с черепками.

 

Значения слов взяты из книги: Этимологический словарь русского языка для школьников./Сост. М.Э. Рут. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 432 с.

 

 

Приложение № 5

Высказывания известных людей о природе

 

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев

 

Созвучье полное в природе,-

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

Ф.И. Тютчев

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Для всего, что существует в природе… есть великое множество слов.

К. Паустовский

Сила природы велика.

Цицерон

 

Все совершенствует природа.

Лукреций

 

 

Земля, природы мать, — ее же и могила: что породила, то и схоронила.

Шекспир У.

 

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.

Герцен А. И.

 

В природе нет ничего бесполезного.

Мишель Монтень

 

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

 

Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.

Пришвин М. М.

 

 

Природа дает достаточно, чтобы удовлетворить естественные потребности.

Сенека

 

Не будем... слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.

Энгельс Ф.

 

 

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Цицерон

 

Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять!

Эразм Роттердамский

 

 

Прогресс — закон природы.

Вольтер

 

Все стремления и усилия природы завершаются человеком; к нему они стремятся, в него впадают, как в океан.

Герцен А. И.

 

Нет ничего более упорядоченного, чем природа.

Цицерон

 

 

Природу побеждают, только повинуясь ее законам.

Бэкон Ф.

 

Охранять природу — значит охранять Родину.

Пришвин М. М.

 

Вся природа стремится к самосохранению.

Цицерон

 

...Природа никогда не заблуждается... Ненавистна природе всякая подделка, и всего лучше бывает то, что не искажено ни наукой, ни искусством.)

Эразм Роттердамский

 

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.

Достоевский Ф. М.

 

Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.

Толстой Л. Н

 

...Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.

Пришвин М. М.

 

Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости.

Маркс К.

 

 

... Природа... будит в нас потребность любви...

автор: Тургенев Иван Сергеевич

 

 

...великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы.

автор: Писарев Дмитрий Иванович

 

 

Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка.

автор: Жюль Ренар

 

 

Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем.

автор: Дамаскин Иоанн

 

В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется в свет в совершенно готовом виде.

автор: Герцен Александр Иванович

 

 

Ветер есть дыхание природы.

автор: Прутков Козьма

Нет ничего более упорядоченного, чем природа.

Цицерон

 

Сила природы велика.

Цицерон

 

Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.

Г. Гейне

 

Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность.

И. Гете

 

Природа, как добрая улыбчивая мать, отдает себя нашим мечтам и лелеет наши фантазии.

В. Гюго

 

В природе нет ничего бесполезного.

М. Монтень

 

Природа никогда не обманывает нас, это мы сами постоянно обманываемся.

Ж.Ж. Руссо

 

Мысли глобально, действуй локально.

Экологический лозунг

 

Дорога цивилизации вымощена консервными банками.

Альберто Моравиа

 

Не потому ли на Земле все меньше аистов, что все больше людей?

Юрий Скрылев

 

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

Махатма Ганди

 

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.

Р. Эмерсон

 

Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.

Ф. Бэкон

 

Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой.

А. Швейцер

 

Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.

автор: Альфонс де Ламартин

Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими.

 

 

Пусть добрую, тихую, терпеливую мать-природу презирают и поносят, но приходит время - и она прижимает к груди свое самое заблудшее дитя.

Артур Конан Дойл

 

У природы всего четыре больших декорации - времена года, вечно одни и те же актеры - солнце, луна и прочие светила, зато она меняет зрителей, отправляя их в иной мир.

Антуан Ривароль

 

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Фёдор Иванович Тютчев

 

С тех пор как люди научились варить пищу, они едят вдвое больше, чем требует природа.

Бенджамин Франклин

 

В природе есть и зерна и труха.

Уильям Шекспир

 

Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслами.

Джордж Бернард Шоу

 

В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного - все дело привычки.

 

Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами.

Эпиктет

 

Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.

Эпикур

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование экологической культуры школьника на уроках русского языка в 5-9 классах"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Воспитание экологически грамотного человека должно  начинаться  с  раннего  детства.             Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

            Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

            Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

            Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте                                                       человека.     

 Все педагоги сходятся  в  одном,  что  экологическое  воспитание  и образование  необходимо,  и  оно  будет  эффективным,   если   экологический материал  будет  систематическим,  организованным,  будет  использоваться  в различных  учебных  предметах. 

Кроме  уроков,  внеклассных  занятий,  используемых   учителями, немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании  играют  и  уроки русского языка. Анализ программ, учебников  по  русскому  языку  показывает, что данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом, но  не  в большой степени, однако  для  систематического  осуществления  экологической работы следует включать дополнительный материал,  используя  интегрированные уроки,  диктанты,   сочинения,   стихотворения   экологического   характера,словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему.

       Для  понимания информации  экологического  характера  на  уроках   русского   языка   можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это  могут быть как тексты для комплексного анализа, так и изложения, сочинения, так как главная цель  учителя – не только проверить знания учащихся, но и  пробудить  их  чувства,  мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии  и  единства всего созданного на планете.

      Большое значение для формирования  экологических  понятий  имеют  упражнения экологической направленности. Задания по экологии должны  быть  направлены,  в  первую  очередь,  на систематизацию,  обобщение  знаний  детей   о   природных   взаимосвязях   и взаимоотношениях человека с природой, на открытие  ребенком  этих  связей  и зависимостей.

Основная их  функция    развитие  интереса  детей  к  природе,  к  людям  и поведению, к изучению и осмыслению связей между ними.  Мы высветили экологические проблемы, которые могут решаться на  уроках русского языка, при использовании определенных заданий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 299 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10712
  • 285
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 403
    • DOCX 284 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Ольга Дмитриевна
    Кузнецова Ольга Дмитриевна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 34806
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 335 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 706 человек

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека