ГБОУ
«Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида».
Формирование
экологических знаний
и умений у
детей с ограниченными возможностями здоровья через внеклассную работу.
Выступила:
воспитатель
1 класса
Лариса
Ивановна Грачёва
2013-2014
учебный год
Слайд
№ 2
Дерево,
трава, цветок и птица
Не
всегда сумеют защититься.
Если
будут уничтожены они,
На
планете мы останемся одни.
Д.
Родович
В
настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы.
Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское
отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня
экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и
с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания
выводится формирование основ экологического сознания младших школьников,
понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений
о природных явлениях и объектов.
Все
сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного
отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания - формирование
у младших школьников основ экологической культуры.
Младший
школьный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности.
В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени
определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.
Детей еще можно научить понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее
язык, беречь ее богатства. Поэтому с раннего школьного возраста воспитываю в
детях любовь к природе, чтобы впоследствии сформировалась гуманная, творческая,
социально активная личность, бережно, ответственно относящаяся к богатствам
природы и общества. Формирование экологической культуры личности является целью
всего экологического образования, в том числе и начального.
Экологическое
воспитание – предполагает системный подход к ознакомлению с природой и
природоохранной деятельностью.
Экологическая
культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений.
Существует несколько значений понятия «экология»:
1. Экология - наука об
отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их
среде.
2. Экология – наука о
взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.
Исследования показали,
что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с
природой приводит к формированию знаний. Но у детей с ограниченными
возможностями здоровья трудно установить связь между причиной и следствием.
Дети с ОВЗ не могут применить знания в практической деятельности. Поэтому,
решая эту проблему, я вовлекаю детей в деятельность, позволяющую на
собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. В своей деятельности
по формированию экологических знаний и умений через внеклассную работу я
выделила следующие направления работы: Познавательное направление работы,
(дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).
Познавательно-развлекательное
направление работы (устные журналы, экологические игры,
игры-путешествия).
Практическое направление
работы, (посадка растений, озеленение класса,
подкормка птиц).
Исследовательское
направление (экскурсии, наблюдения, опыты). Работа по
данным направлениям реализуется при проведении внеклассной воспитательной
работы и в рамках экологического кружка: «Юный эколог». На занятиях кружка я
использую следующие формы работы:
наблюдение
объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с обучающимися
начальных классов);
экскурсии в
природу;
беседы, сообщения;
экологические
игры;
исследовательские
проекты.
Наблюдения
в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников
к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности
ребенка.
Наиболее
адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом
психологических способностей школьников являются дидактические игры. Поэтому я
хочу на этом остановится.
Дидактические
игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного
организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять,
что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые
процессы в природе. Пример: без насекомых не могут жить птицы, растения.
Существует
традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные,
игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе я создаю все
дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
При проведении
дидактических игр я опираюсь на следующие принципы: системности, развивающего
обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей, связь с
жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район, соответствие
содержания внеклассной работы возрасту обучающихся, особенностями их
умственного развития и интересов.
Применение игровой
технологии позволило пробудить у детей интерес, увлечь их, воодушевить
полученными результатами, развивать коммуникативные навыки, реализовать
потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении,
самореализации.
При
проведении дидактических игр на внеклассных занятиях, занятиях кружка : «Юный
эколог» я учитываю индивидуальные особенности детей и тем самым усложняю
задания. Если для таких детей как Воронкова Н..Медведев Д., Каверин В. даю посильные
задания, чтобы не травмировать детскую психику, а таким воспитанникам как Казанцев
К., Виноградов Р., Махнырь К., которые успешно справляются с заданиями -
усложняю. Многие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят наблюдения
за животными и растениями (Степенко М,, Махнырь К.) с удовольствием отвечают на
вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают
по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. Вот например: Дети
встают в круг, педагог – в центр круга. Когда педагог назовет какое-нибудь
дерево нашего леса (например, березу), дети должны поднять руки вверх. Когда
назовет кустарник (например, шиповник), дети должны стоять с опущенными руками,
назовет травянистое растение (например, кислицу), дети должны присесть. Педагог
перечисляет: липа, дуб, шиповник, осина, кислица, береза, ель, подорожник,
сосна, пихта, калина, клен, ива, зверобой, ландыш и т.д.
Итоги
подводятся в конце каждой недели, четверти, года. Отмечаем и поощряем хорошие
результаты, анализируем то, что не удалось, намечаем план действий на следующий
период.
Индивидуальная
работа по воспитанию экологической культуры тесно связана с приобщением младших
школьников к чтению рассказов педагогом, просмотров видеофильмов об охране
природы с последующим обсуждению.
Дидактические игры
использую не только в свободной деятельности воспитанников, но и включаю в
самоподготовку:
- по развитию речи (составление
маленьких рассказов, придумывание рассказов из личного опыта детей);
- по математики (счет
предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания);
Слайд № 3
- по ознакомлению с
окружающим.
Дидактические
игры экологического содержания провожу и во время экскурсий и целевых
прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой
деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности школьников.
Слайд
№ 4
Слайд
№ 5
Важным условием
формирования экологического сознания является экологизация педагогической
среды. Только педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами,
создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога
становится более значимым, убедительным. Поэтому, мы вместе с классным
руководителем Бондарь И. Н. стараемся придерживаться экологическую
направленность при оформлении кабинета.
Слайд
№ 6, 7, 8, 9
Планируется
создать “Уголок цветовода” и выпускать экологическую газету “Окно в природу”.
Уровень
экологического развития школьников во многом определяется степенью
экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет в
моей работе просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой
целью провожу индивидуальные беседы по проблеме для родителей - «Летний отдых»,
«Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие, провожу консультации
на темы «Зачем детям знания экологию?», «Поиграем вместе», «Лекарственные
растения» и так далее. К моменту окончания 1 класса о сформированности
экологической культуры воспитанников можно судить по следующим проявлениям:
-проявляют интерес к
объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается
оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;
- с желанием участвует в
экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагирует
при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах
творчества (рисунки, рассказы);
- старается выполнять
правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк;
- проявляет готовность
оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям;
- пытается контролировать
свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Слайд
№ 10-28
Экологических
знаний у детей школьного возраста, посредством дидактических игр способствуют
повышению уровня экологической культуры, активизации словаря школьника развитию
у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания),
нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.