«Формирование эффективной команды как
главного инновационного ресурса
развития образовательного учреждения»
Сидорова Наталья Александровна,
заместитель директора по УВР
МАОУ Сетовская СОШ
Ведущий:
Притча
«Ладонь и пять пальцев»…
Вот
сказка, простая, как ладонь. Что может быть проще: рука, пять пальцев! И у
каждого есть: у старика и у ребёнка, у глупого и умного. У всех людей. Что
может быть проще? Но приглядитесь... Один палец короче, другой длиннее. Один
слабый, другой сильный. Один всё время лезет вперёд, а другой — он-то как раз
здоровее всех! — почти не заметен. Когда мы напряженно думаем, она поддерживает
нашу голову. После тяжелого физического труда мы часто рассматриваем ладонь,
линии нашей жизни, судьбы, истории. А когда они все соберутся вместе? Ого! Это
уж совсем другой разговор. И пальцы — не пальцы. И рука уже не рука. Это —
кулак!.. Когда пальцы сжимаются вместе и вершат чудесные дела... Как это похоже
на людей, работающих вместе, в команде.
Развитие
инновационной деятельности является одним из ключевых направлений повышения
качества образования в современной школе. Стратегическое планирование
деятельности школы, построение учебно-воспитательного процесса, использование
современных педагогических технологий становятся значимыми не только для
директора и его управленческой команды, но и для всех участников процесса. Как
добиться результатов школе, каждому учителю? Как должна действовать
управленческая команда для формирования инновационной культуры учителя?
Постоянные
изменения во внешней и внутренней среде нашей школы требуют поиска новых
ресурсов, корректировки целей и задач, разработки новых проектов, установления
новых партнерских связей, а это означает, что востребована работа
разнообразных педагогических команд. Процесс командообразования становится
неотъемлемой частью жизнедеятельности школ сети. Еще более актуальным
становится превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных
общим видением, миссией и ценностями.
Потенциал педагогической команды складывается из нескольких составляющих:
1. Согласованности целей и ценностей содержания обучения, особенности
воспитания;
2. Степень развития профессиональных отношений: умение быстро решать задачи;
генерация нестандартных решений (креативность); кодекс чести профессионала,
который не позволит делать плохо.
3. Превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных общим
видением, миссией.
И
в этом случае стратегическое планирование, проектная деятельность, работа в
команде становятся личностно значимым, не только для директора и его
административной команды, но и для всех участников образовательного процесса,
сплоченных в единую команду.
Важным фактором педагогической команды является личность ее руководителя. Кроме
лидерских качеств руководитель должен обладать целым рядом умений, а именно:
координировать команду; уметь создавать благоприятный климат в команде;
помогать членам команды советами; разрешать конфликты; докладывать о
результатах; представлять команду за ее пределами.
Какие же проблемы волнуют руководителей образовательных учреждений
нашей сети?
Звучит
мелодия, выходят руководители ОУ и поочередно размышляют:
1
руководитель: «Как достичь высокого качества работы?»
2
руководитель: «Как сохранить позицию лидерства?»
3
руководитель: «Как получить удовлетворение от работы?»
4
руководитель: «Как эмоционально не сгореть на работе?»
5
руководитель: «Где черпать идеи и как создать среду общения?»
1
руководитель: «Нам нужна команда!»
2
руководитель: «А мы и есть команда!»
Ведущий: «А почему вы считаете, что вы
команда?»
1
руководитель: «Мы способны к самоорганизации!»
2
руководитель: «Мы умеем выражать собственные интересы!»
3
руководитель: «Мы доверяем друг другу!»
4
руководитель: «Мы открыты для общения!»
5
руководитель: «Нас объединяют общие цели!»
Ведущий (залу): «А ВЫ команда?»
Звучит
мелодия, руководители исполняют песню (на слайдах фотоотчет о методических
днях):
Снова
в Сетово кочуем,
На
погоду не глядим,
Хоть
в дороге заночуем,
Семинар
мы посетим.
А
в Ушарово поедем,
Снова
встретимся не зря.
Без
Овсянниково тоже
Нам
в сети никак нельзя!
Наша
дружная команда-
Наша
сила, наша сеть
Одолеет
все преграды-
Как
же их не одолеть?
Мы
работы не боимся,
Знаем
цену мы побед,
На
любой вопрос стремимся
Мы
командой дать ответ.
Ведущий:
Понятия
"команда" и "работа в команде" наиболее разработаны в
менеджменте, прежде всего в менеджменте персонала, и связаны особыми
психологическими и структурными характеристиками группы сотрудников, позволяющими
организовать эффективное взаимодействие работников для достижения поставленных
задач.
К этому можно добавить – управленческую команду – один из главных инновационных
ресурсов развития школы.
Первые
буквы каждой из характеристик образуют слово «ПРОДУКТ», которое является
ключевым принципом командного способа работы:
Предназначение
и ценности
Результативность
Оценка
и признание
Дееспособность
Удовлетворение
Коллективизм
Творческий
подход
Ведущий:
Команда постоянно изучает новые формы деятельности и адаптируется к переменам.
При этом поощряется готовность к просчитанному риску, а ошибки воспринимаются,
как благоприятная возможность на них учиться.
Команда
– это группа в организации, достигшая высокого уровня развития и
продуктивности, действующая как новая система, единая общность, в которой
сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их
недостатков, обеспечивается наиболее эффективное и экономичное достижение
результатов организации и удовлетворение личных и социальных потребностей
членов команды. Деятельность команды сопровождает почти постоянное проявление
синергетического эффекта.
Ведущий:
Я
протягиваю ВАМ свою руку. Возьмитесь за руки, друзья!
Чувствуете
тепло наших ладоней? Мы много трудились, много узнали, и много унесем сегодня
с собой, в свои коллективы. И пусть нам сопутствует в этом учебном году память
о теплоте наших ладоней. Мы одна команда. Мы можем больше, когда мы вместе.
Пусть открытая ладонь будет для нас знаком того, что мы открыты к
сотрудничеству и взаимопомощи...
Собраться вместе есть начало,
cохраниться вместе есть прогресс,
pаботать вместе есть успех.
Генри
Форд
Фильм "МЫ ВМЕСТЕ!"
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.