Формирование
духовно-нравственных ценностей
у
младших школьников средствами внеурочной работы
Современный период в российской истории и образовании
– время смены ценностных ориентиров.
В
90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены,
так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально – политических
изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную
нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу,
государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается
духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит
разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для
страны моральных норм и нравственных установок.
В российском обществе стал ощущаться недостаток
сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни,
отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального
поведения, выбора жизненных ориентиров.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России
Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство
народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор
развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда
способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть
общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному
языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти
своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это
национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета
страны, служит основой для нашей повседневной жизни, фундаментом для
экономических и политических отношений.»
Внимание к духовно- нравственным ценностям граждан мы
отмечаем и в послании Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию 12
декабря 2013 года:
«Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и
нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От
общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу
совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания
равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по
смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей "сверху"
не только ведёт за собой негативные последствия для обществ, но и в корне
антидемократично, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных,
отвлечённых идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает
происходящей перемены и предлагаемой ревизии.
И мы знаем, что в
мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных
ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу
цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой
жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и
духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира...»
Образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственной
консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и
внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня
доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству,
настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах,
трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации,
искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко
духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего
образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна
стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию
российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная,
но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе
как единственному социальному институту, через который проходят все граждане
России, является индикатором ценностного и морально – нравственного состояния
общества и государства.
Духовно – нравственное воспитание личности гражданина
России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия
обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и
сложную организацию.
Носителями этих ценностей являются многонациональный
народ Российской Федерации, государство, семья, культурно – территориальные
сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские,
прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские),
мировое сообщество.
Обеспечение духовно – нравственного развития и
воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной
государственной политики Российской Федерации.
Таким образом, духовно – нравственное развитие и
воспитание обучающихся является первостепенное задачей современной
образовательной системы и представляет собой важный компонент социального
заказа для образования.
Результативность нравственного воспитания детей во
многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором
они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с
товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к
внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.
Перед образовательной школой ставится задача
подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих
его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых
духовно-нравственных ценностей школьника.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к
эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому
воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни
трудно восполнить в последующие годы.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать
формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими,
эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Нравственность младшего школьника - это совокупность
его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и
требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными
характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и неуклонно
соблюдаться.
Нравственные ценности являются генетически
производными от ценностей общества и выступают как внутренние носители
социальной регуляции, устойчивые мотивационные образования, которые
проявляются, с одной стороны, в стремлении человека к отношениям и поступкам,
соответствующим моральным нормам, с другой стороны, в осознании себя свободной,
совестливой и ответственной личностью.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и
систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с
целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям
общественной морали.
Результатом целостного процесса является формирование
нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств,
совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется
только как целостный педагогический процесс.
Внеурочная деятельность является составной частью
учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во
внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном
досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть
процесса образования детей младшего школьного возраста.
Целью внеурочной деятельности является создание
условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного
выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций,
создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха
детей.
Содержание внеурочной
деятельности основываются на базовых национальных ценностях, приведенных в
Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Выделим важнейшие
из этих ценностей:
– патриотизм;
- социальная солидарность;
- гражданственность;
- семья;
- труд и творчество;
- наука;
- традиционные российские религии;
- искусство и литература;
- природа;
- человечество
При разработке собственной
программы воспитания и социализации школьников образовательное учреждение,
педагог может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным
в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального
воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учетом
возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и
запросов родителей, региональных условий и других особенностей протекания
образовательного процесса можно делать упор в воспитании на особые группы
базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали
представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и
принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее
социокультурном многообразии и национальном единстве.
Общие задачи воспитания можно
систематизировать по основным направлениям воспитания и социализации младших
школьников:
– воспитание
гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
– воспитание нравственных
чувств и этического сознания;
– воспитание трудолюбия,
творческого отношения к учению, труду, жизни;
– формирование ценностного
отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
– воспитание ценностного
отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
– воспитание ценностного
отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях (эстетическое воспитание).
В каждом из этих направлений
раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
Образовательное
учреждение и педагог могут конкретизировать общие задачи воспитания и
социализации младших школьников для более полного достижения национального
воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и
особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и
их родителей. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного
процесса являются определенные в Примерной программе и Концепции национальный
воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные
направления воспитания и социализации.
Каждая из базовых ценностей,
педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу.
Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами
культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
-общеобразовательных дисциплин;
- произведений искусства и кино;
- традиционных российских религий;
-периодической литературы, публикаций, радио - и телепередач,
отражающих современную жизнь;
- фольклора народов России;
- истории, традиций и современной жизни своей малой
родины;
- истории своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой
деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных
практик.
Основной педагогической
единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая
собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в
котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт
конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Огромный спектр мероприятий
внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные,
экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия,
полезные дела и т. д.) может и должен быть реализован образовательным
учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного
пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного
образования.
Таким образом, внеурочная
деятельность представляет собой образовательную деятельность, позволяющую
обеспечить условия для решения задач воспитания и социализации обучающихся,
учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, реализовывать их
стремление к самоопределению и саморазвитию.
Резюмируя вышесказанное,
можно отметить, что внеурочная деятельность в школе опирается на духовное и
культурное начало человека и в то же время, эта деятельность призвана
формировать духовно-нравственные ценности школьника.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.