Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыФормирование базовых ценностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности (5-11 класс)

Формирование базовых ценностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности (5-11 класс)

Скачать материал

III Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений
"Воспитать человека-2013"

 

 

 

 

  Формирование базовых ценностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности

 

Номинация «Ценности, которым нет цены»

 

 

 

Писарева Ирина Владимировна,

Место работы:  МОУ Пушнинской СОШ

Черепановского района  Новосибирской области

Должность:  заместитель директора школы

 по воспитательной работе

Адрес: Новосибирская область

 Черепановский район  п.Пушной

пер.Пионерский д.11 кв.11  тел. 9059338273

 

Перечень представленных конкурсных материалов:

1. Анкета – представление участника

2. Заявки-представления

3. Конкурсная работа

4. Приложения к конкурсной работе

5. Диск с видеоматериалами:

·        Визитная карточка участника

·        Визитная карточка моей работы

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения  эффективности воспитательной работы в системе образования. Воспитание как первостепенный  приоритет в образовании должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной  в общий процесс обучения и развития», - отмечено в концепции Модернизации российского образования.

Анализ состояния дел в моей школе  выявил:

• снижение позитивной активности детей и подростков, потеря социальной значимости и связи с обществом.

• бессмысленное потребительство.

• безответственное отношение не только к окружающему миру, но и к своей собственной жизни (к здоровью, внешнему виду, нравственному совершенствованию).

• трудности в самоопределении в группе, в обществе, в деле.

Эти  и ряд других проблем приводят к необходимости системного и целевого подхода к воспитанию подрастающего поколения.

Цель моей работы – создание условий для формирования базовых ценностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности.

Приоритетными направлениями в своей работе считаю:

·        приобретение детьми универсального социального опыта

·        духовно-нравственное развитие учащихся.

  Универсальный социальный опыт – это важная составляющая процесса социализации личности, обязательное условие врастания в общество людей себе подобных. Осваивая социальные роли, человек осваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

Духовно-нравственное развитие  учащихся - последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Результатом работы по данным направлениям станет  созидательная социальная  модель  ребёнка, необходимая обществу в качестве набора полезных привычек:

·        Забота о себе, о другом, о пространстве своей жизни.

·        Ценность духовного, внутреннего; разумное самоограничение.

·        Сознательно и добровольно брать на себя ответственность за себя, за других, …за страну, за человечество.

·        Говорить о хорошем, пребывать на подъёме, думать позитивно.

·        Сотрудничество, взаимообогащение, диалог, любовь. («ты - это я, я – это ты»)

·        Любознательность, творчество, желание внести во все сферы своё разумное и созидательное слово

·        Взаимоуважение, поддержка.

·        Забота о здоровье и его формировании.

Для успешного формирования созидательной модели ребёнка необходимо освоить новые технологии  формы, способы, приёмы  работы  в педагогическом, детском и родительском сообществе.

Теоретическим основанием для выбранной мною воспитательной  деятельности стали идеи  кандидата педагогических наук Н.М.Филипповой г.Уфа (разработка и передача инструментов наблюдения, анализа, проектирования и реализации собственных и коллективных действий как явления естественной самоорганизации, основанной на ненасилии, на интуитивном притяжении, на упорядочивании хаоса, как раскрывающегося потенциала изменчивого мира) и автора проекта «Школа детей для детей» М.Н.Чёшевой методиста МОУ «МИМЦ» Черепановского района Новосибирской области.

 В основу воспитательной работы положены  ключевые идеи синергетического подхода.

Синергетический подход к воспитанию способствует использованию детского потенциала для их собственного развития (использование детского ресурса как средства самовоспитания и взаимовоспитания). При этом на передний план выходит продуктивная деятельность – исследовательская, проектная, творческая – ученика, учителя и родителя.

Это приводит к изменению роли, прежде всего, учителя и его ответственности в жизни ученика. Главной становится способность учителя раскрыть возможности ребёнка, пробудить его способности, создать условия для максимальной самореализации, принятие законов общества, моральных норм и необходимость их соблюдения.

                              Механизмы реализации

1.     Итак, первым шагом в реорганизации  воспитательной  работы  в образовательном учреждении стала переподготовка педагогических кадров. В педагогическом сообществе назрела необходимость смены менталитета, ценностных ориентаций педагогов – формирование созидательно-концептуального педагогического мышления (понимание и создание собственных смыслов педагогической деятельности). Функция педагога как воспитателя меняется: педагог становится не транслятором, а координатором в поиске смыслов и жизненных ценностей. Формируются субъект-субъектные отношения всех участников образовательного процесса. «Появятся педагоги, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Открытые ко всему новому учителя» (Приложение 1)

2.     Жизнь в школе организуется самими детьми в союзе с педагогами, где дети занимают ведущую позицию, а педагог направляющую.

Поэтому второй шаг – это подготовка детского инструкторского актива (детей с лидерской одарённостью), работающих по методу проектов. В школе создан штаб инструкторов детской самоорганизации. Развитие и освоение технологий самоорганизации детского коллектива строится на определённых законах, принципах (Приложение 2) и идеологии  (Приложение 3)

Формы работы с детским сообществом:

—  Службы (Приложение 4)

—  Мастерские (Приложение 5)

—  Фан-клубы (Приложение 6)

—  Гостевание  

—  Технологические игры

—  Огоньки

—  Дистанционная школа проекта «Школа детей для детей»    (Приложение 7)

—  Звёздная Академия

Основной вид преобразующей деятельности – проектная.

Школа осуществляет  инновационно-образовательную модель внеурочной деятельности.

 Но существует и ряд проблем, которые приходится решать следующим образом.

1. Работа с педагогическими стереотипами.

Особо обращаю  внимание на учителей, проявляющих пренебрежительное отношение к новациям, а также испытывающих существенные затруднения в связи с недостаточным уровнем готовности к инновационной деятельности. Эти учителя тоже добиваются неплохих результатов педагогического труда, но путем использования традиционных способов обучения и воспитания. Но, на конкретных примерах они должны осознавать вполне закономерное явление — педагогические нововведения становятся общественной потребностью и приобретают плановый и организованный характер.

Решение этой проблемы осуществляется в форме иструктивно-методической деятельности (Приложение 8) и использование  механизмов  материального и морального поощрения учителей за их сверхурочный труд, без чего немыслима инновационная деятельность.

2. Страх перед трудностями, нежелание у детей брать ответственность за дело.

Проблема решается  через поддержку кадрового обеспечения развития детской самоорганизации через:

·        организационные сборы (перезапуски детской самоорганизации ОУ),

·        районные  профильные  смены лидеров  самоорганизации,

·        фестивали  команд органов самоуправления классов,

·        участие детей в районных Звёздных Академиях (Приложение 9).

3. Отрицательное отношение родителей к общественной деятельности детей.

Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса о будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Но неведение родителей о внеурочной занятости детей настораживает их,  они препятствуют  его общению со сверстниками, так как считают внеурочную занятость детей отвлекающей от образовательной  деятельности.

Проблема решается  через проведения Звёздных Академий для родителей, подготовленных  и представленных самими детьми (Приложение 10)

Постепенно, решая проблемы, возникающие в ходе работы, обновляется и совершенствуется воспитательная система школы,  возникают временные коллективы, разновозрастные объединения. Постепенно ученическое самоуправление трансформируется  в службы, в деятельности школьников развиваются инициатива и самоорганизованность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Обновляются школьные коллективные традиции.

Коллектив школы  переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется "атмосфера  школы". Доминирует педагогика отношений. В управление системой включается все большее количество участников: детей, педагогов, родителей. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Эффекты и результаты воспитательной работы школы:

1. Сформирована детско-педогическая команда для развития самоорганизации школьного сообщества (Приложение 9).

2. Методические продукты деятельности детского сообщества для насыщения деятельности детского сообщества созидательными программами, проектными разработками в области социально-педагогических и социально-управленческих технологий. (Приложение 11)

3. Наличие детей - инструкторов для распространения проектной, организационной и командообразующей грамотности в детской среде (Приложение 9)

Результаты изменений в детском сообществе:

1. Рост количества детей, способных ставить  и держать цель, планировать, организовывать работу в группе, создавать команду единомышленников, общаться, отстаивать свою точку зрения (Приложение 12).

2. Значительное повышение оценки самочувствия, активности, настроения и просоционального поведения участников проекта.

3.Уменьшение количества проблем с отклоняющимся поведением и проблем, связанных с общениями со сверстниками.

4. Повышение уровня социальной адаптации, социальной активности, успешности в обучении и внешкольных занятиях, а также сила характера.

6. Повышение степени удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью (Приложение 13).

7. Увеличение количества желающих активно включаться в строительство своей жизни и в жизнь класса, что исключает экстремистские проявления в будущем (Приложение 14).

8. Увеличение количества детей, уверенных в своих силах, осознающих свою самоценность, что исключает суицидные проявления в детской среде (Приложение 12).

Результаты изменения среды:

1. Освоенные на районных инструкторских сменах лидеров приёмы и технологии используются инструкторской командой в нашей школе в создании атмосферы единения, поддержки и понимания, активности, творчества, открытия способностей и желания совместной деятельности (Приложение 11).

2. Сотрудничество между школами, дружба детских сообществ (Приложение 15).

3. Формируется общая духовно-нравственная среда для проявления и развития способностей каждого ребёнка, обеспечивающая возможность самореализации учащимися школы (Приложение 12).

4. Формируется умение формировать бесконфликтную среду, социальное закаливание (Приложение 12).

Меняется мир вокруг нас. И в потоках информационного мусора (телевидение, интернет) всё сложнее следовать незыблемым ценностям (семьи, жизни и времени, людей и отношений, самого себя). Именно поэтому мы (педагоги, родители) подбираем адаптивные подходы к воспитанию и формированию духовных ценностей. Искать такие подходы наша святая обязанность, иначе за нас это сделает кто-то другой.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование базовых ценностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности (5-11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения  эффективности воспитательной работы в системе образования. Воспитание как первостепенный  приоритет в образовании должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной  в общий процесс обучения и развития», - отмечено в концепции Модернизации российского образования.

Анализ состояния дел в моей школе  выявил:

• снижение позитивной активности детей и подростков, потеря социальной значимости и связи с обществом.

• бессмысленное потребительство.

• безответственное отношение не только к окружающему миру, но и к своей собственной жизни (к здоровью, внешнему виду, нравственному совершенствованию).

• трудности в самоопределении в группе, в обществе, в деле.

 

Эти  и ряд других проблем приводят к необходимости системного и целевого подхода к воспитанию подрастающего поколения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 340 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 395
    • DOCX 30.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Писарева Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Писарева Ирина Владимировна
    Писарева Ирина Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6197
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 760 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 979 человек

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 126 человек

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 112 человек

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек