Инфоурок Другое Другие методич. материалыФормирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Выступление на педсовете ОРКСЭ.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках  ОРКСЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Назарова С.А.

 

 

Март, 2014г.

 

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Развитие личности школьника неразрывно связано с формированием у него основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание. Важным является воспитание учащихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:

·        патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);

·        гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);

·        активная жизненная позиция;

·        нравственность;

·        творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).

 Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек». Поэтому немало важным считаю заботу об индивидуальном развитии ребёнка, максимальном проявлении личностных особенностей и индивидуальных способностей каждого учащегося  класса.

С   1 сентября 2012  года  во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начнут изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Изучение курса ОРКСЭ способствует формированию у детей социальной и гражданской зрелости. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

Многие уроки ОРКСЭ призваны также формировать активную гражданскую позицию учащихся, особенно когда знания, полученные на уроках, являются результатом их собственной поисково-исследовательской деятельности. Формами проведения таких уроков выступают практические и семинарские занятия, традиционные уроки и викторины. При этом широко использую проблемный метод изучения Этики, который позволяет организовать работу на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, используя анализ обстоятельств и соответствующей информации. Такой метод позволяет формировать способности учащихся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей.

Рассмотрев содержание курса, можно отметить направленность изучения данного предмета на воспитание патриотизма, гражданственности, нравственности, толерантности.

Происходит формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формируется образ мира как единого целостного при разнообразии культур, национальностей, религий воспитывается доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивается самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Так на уроке по теме

 – «Россия - наша Родина» ученикам предлагается назвать синонимы слову Родина (Отчизна, Россия, Российская Федерация и т. д..) и обсудить их смысл, вспомнить какие народы населяют нашу большую страну, их обычаи и традиции.

- «Добро и зло» - привести примеры добрых и плохих поступков в истории (рабство) и современности (войны).

-«Любовь и уважение к отечеству» Почему мы любим свою страну (родина, я тут родился, здесь живёт моя семья и т.д)

Например:  Урок 1. Россия — наша Родина

Цель урока: формирование понимания единства многоликой России

Задачи урока:

Познавательная:

Раскрыть многообразие культур населения России  · Закрепить понимание Родины как многонационального государства. Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России

 2. Развивающая:

Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине,  способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

 3. Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Основная задача– воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.

Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:

- понятия основных социальных ролей - дочери, сына

- преемственность поколений, семейные традиции

- любовь к Родине, гордость

- гражданский долг

- активность жизненной позиции

- соблюдение правил и норм поведения

- верность долгу

- профессиональное самоопределение и польза обществу

- призвание и успех в жизни

- роль коллектива

-уважение других людей

- сопереживание и участие

- лидерская позиция и др.

Совместная творческая деятельности и солидарность с родителями – лучший путь к тому, чтобы каждый ребенок класса приобрел действенный опыт гражданской активности. Обратите внимание на домашнее задание:

·        Прочитать статью членам семьи и ответить на вопросы

·        Рассказать членам семьи о добродетели и  пороке

·        Рассказать членам семьи о понятиях

·        Редактирование, обсуждение с родителями своих творческих работ

·        Рассказать членам семьи, что ты узнал на уроке

Это всё по – тому, что воспитание семьи и школы является взаимодополняемым. Не закрепив знания о моральных нормах в семье, нельзя добиться нужного результата в формировании гражданского, нравственного и этического воспитания детей.

 По завершению изучения курса СВЕТСКАЯ ЭТИКА, дети готовят индивидуальные или групповые проекты. Подобная работа носит исследовательский характер.Все виды работ призваны решать задачи нравственного, морально – этического и патриотического характера.

Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитания Человека Культуры и гражданина своей страны.

 В заключение хотелось бы сказать, что любой даже самый замечательный предмет, самый замечательный урок может только побудить к размышлению, подтолкнуть ученика к духовной работе, дать представление о моральных нормах. Но их превращение в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении, а это требует объединения усилий и школы, и семьи, и социума.  

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ.ppt

Скачать материал "Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках  ОРКСЭ Подгото...

    1 слайд

    Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках ОРКСЭ
    Подготовила учитель ОРКСЭ Назарова С.А.

  • «Мы, учителя, растим и воспитываем будущих  граждан России, и без гражданско...

    2 слайд


    «Мы, учителя, растим и воспитываем будущих граждан России, и без гражданского образования в российской школе не будет поступательного движения вперед. Наша школа должна растить не
    просто законопослушного, а знающего свои права гражданина, человека, которому не все равно, что будет с его Родиной».

  • Гражданские ценности современного мирапатриотизм (любовь к Родине, городу, шк...

    3 слайд

    Гражданские ценности современного мира
    патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
    гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
    активная жизненная позиция;
    нравственность;
    творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).

  • Учебный курс ОРКСЭЕдиная комплексная учебно-воспитательная 
система
Все модул...

    4 слайд

    Учебный курс ОРКСЭ
    Единая комплексная учебно-воспитательная
    система
    Все модули курса
    согласуются
    между собой по
    педагогическим
    целям, задачам и требованиям
    к результатам освоения учебного
    содержания.

  • основы православной культурыосновы исламской культурыосновы буддийской культу...

    5 слайд

    основы православной культуры
    основы исламской культуры
    основы буддийской культуры
    основы иудейской культуры
    Основы светской этики
    основы мировых религиозных культур

  • Учебный курс ОРКСЭ реализует задачу нравственного развития младших шко...

    6 слайд

    Учебный курс ОРКСЭ реализует задачу нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.
    • На страницах учебника говорится о том, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, гордость и гордыня, честь и достоинство, терпение, сострадание, милосердие и многое другое.
    • Каждая тема включает интересный дополнительный материал (рассказы, сказки, былины, фрагменты из детской литературы и др.).
    • Рубрика «Этикет» знакомит с основами этикета и содержит познавательные тексты.
    • Дети узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении в гостях, о поведении в общественном транспорте и на улице, об умении выбирать подарки, дарить цветы и многом другом.
    • Яркий и образный язык учебника доступен для понимания младших школьников. Учебный материал, особенно важный для понимания курса, выделен цветом.

  • Россия –наша Родина

    7 слайд

    Россия –наша Родина

  • Народы России

    8 слайд

    Народы России

  • традиции

    9 слайд

    традиции

  • 10 слайд

  • 11 слайд

  • Развитие понятий, взглядов, компетенций:- понятия основных социальных ролей -...

    12 слайд

    Развитие понятий, взглядов, компетенций:
    - понятия основных социальных ролей - дочери, сына
    - преемственность поколений, семейные традиции
    - любовь к Родине, гордость
    - гражданский долг
    - активность жизненной позиции
    - соблюдение правил и норм поведения
    - верность долгу
    - профессиональное самоопределение и польза обществу
    - призвание и успех в жизни
    - роль коллектива
    -уважение других людей
    - сопереживание и участие
    - лидерская позиция и др.

  • Примеры домашнего заданияРасскажи членам семьи и друзьям об известных тебе лю...

    13 слайд

    Примеры домашнего задания
    Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
    Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
    Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

  •   	Когда закончится учебный 
курс предмета «Основы 
религиозных культур и
 св...

    14 слайд

      Когда закончится учебный
    курс предмета «Основы
    религиозных культур и
    светской этики», хочется
    верить, что наши ученики
    будут знать и понимать, что
    мы живем в стране, где все
    нации равны, уважают друг
    друга и объединены
    культурой.

  • Спасибо за внимание!

    15 слайд

    Спасибо за внимание!

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Выступление на педсовете на тему: Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках  ОРКСЭ 

Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:

·         патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);

·         гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);

·         активная жизненная позиция;

·         нравственность;

·        творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 517 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по МДК ПСО на тему "Государственное пенсионное обеспечение в РФ и проблемы его совершенствования""
  • Учебник: «Право (углублённый уровень)», Боголюбов Л.Н., Абова Т.Е., Матвеев А.И. и др./ Под ред. Лазебниковой А.Ю., Абовой Т.Е., Матвеева А.И.
  • Тема: § 19. Правовые основы социальной защиты и обеспечения
  • 01.10.2020
  • 1267
  • 24
«Право (углублённый уровень)», Боголюбов Л.Н., Абова Т.Е., Матвеев А.И. и др./ Под ред. Лазебниковой А.Ю., Абовой Т.Е., Матвеева А.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 711
    • RAR 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Назарова Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Назарова Светлана Алексеевна
    Назарова Светлана Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 44371
    • Всего материалов: 28

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 11 регионов

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе