Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыФормирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровьесберегающих технологий во внеурочное время.

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровьесберегающих технологий во внеурочное время.

Скачать материал

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат  VIII вида »

 

Формирование  здорового  образа  жизни у  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  через  использование  современных  здоровьесберегающих  технологий во  внеурочное  время.

 

 

 

 

 

                                                        Автор: Назаренко Оксана Ивановна

                                 Учитель  математики

 

 

 

 

 

 

Валуйки

2013

                                  

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в на­стоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множе­ством экономических и социальных причин, а также образом жизни. На фоне сложных экономических условий нашего времени осо­бенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому я учу своих воспи­танников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность выбранной мною темы заключается в общепризнан­ном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни.В коррекционной школе-интернате VIII вида я работаю воспитателем 13 лет. Контингент учащихся моего класса составляют дети с клиническим диаг­нозом «олигофрения» со многими сопутствующими нарушениями здоро­вья. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сде­лать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление ока­зать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Считаю, что результатом моей работы с детьми олигофренами явля­ется осознание ими положительного влияния соблюдения правил личной и общественной гигиены, значения занятия спортом для творческих и жизненных успехов человека, осознание опасности вредных привычек для жизни и здоровья. 

Целью моей деятельности является обеспечение воспитаннику ус­тойчивой мотивации на здоровый образ жизни, развитие поведенческих навыков и ответственного отношения к собственному здоровью и его со­хранению.

Задачи: способствовать развитию у детей умения определять своё состояние здоровья через эмоционально-физические ощущения; пробуждать у детей интерес к физиологии организма и взаимосвязи основных функций некоторых систем, таких, как пищеварение, ды­хание, опорно-двигательный аппарат, зрение и т.д.; способствовать развитию представлений о том, что полезно и вред­но для организма; создавать условия развития осознанного отношения к своему пове­дению и деятельности в аспекте здорового образа жизни, устойчиво­сти здоровых поведенческих навыков и некоторых способов само­помощи, самокоррекции и самосовершенствования.  

Ведущая  педагогическая  идея  опыта

  Ведущая  педагогическая  идея  опыта  заключается  в   изучении   современных  здоровьесберегающих  технологий  используемых  во  внеурочное  время в коррекционной  школе,  как  средство направленное  на  формирование  знаний,  умений  и  навыков  о  здоровом  образе  жизни  у  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья.   

Диапазон опыта

 Диапазон  опыта представлен   авторской  дидактической системой работы воспитателя по   формированию знаний,  умений  и навыков  здорового  образа  жизни   у  младших  школьников  в  результате  использования современных  здоровьесберегающих технологий  во  внеурочное время  в  коррекционной школе.

Новизна  опыта

   Новизна  опыта  состоит  в  создании   системы применения  здоровьесберегающих  технологий  во  внеурочное время в  младших  классах коррекционной  школы   для  повышения  состояния  здоровья у   детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья.

 

 Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности на­шего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в це­лом. Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Программа Г. К. Зайцевой «Уроки здоровья», Е. А. Стребелевой и Е. А. Еюкановой «Технологии, ук­репляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений», образовательная программа «Знай свое тело», разработанная американским фондом здоровья, методическое руководство «Познай себя» М. Л. Лазарева и др. 

Работая  над  данной  проблемой,  я  решила  что  нужно  систематизировать все  методы  и  приемы  по  формированию ЗОЖ  и  разработала рабочую  программу «Я  здоровье  берегу»

 Формирование здорового образа жизни - это целостный процесс, ох­ватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений со своим внутренним миром, с природой и обществом. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социаль­ных, экономических, природных и генетических факторов. В процессе сво­ей работы я учитываю, что здоровье ребенка имеет четыре составляющих:

•  физическое - создает основу для осанки, координации движений, роста, веса, подвижности;

•   соматическое - обосновывает становление, развитие и функ­ционирование всех систем организма, его внутренних органов;

•  духовное - включает в себя нравственный потенциал человека, обеспечивает сущностную составляющую его жизни;

• психическое - обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к самому себе и к окружающим. Сложность решения всех поставленных задач состоит в том, что мои воспитанники - это умственно отсталые дети. У них стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследст­вие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффуз­ный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умст­венной отсталости является нарушение высших психических функций. На­рушение отражения и регуляции поведения и деятельности выражается в нарушении познавательных процессов. Страдают эмоционально - волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают на­выками самообслуживания. Они неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стре­мятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, про­исходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрица­нием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрас­те им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хо­рошо понимают вопросы собеседника. Общение детей с нормально разви­вающимися сверстниками затруднено: их не принимают в игру, так как они не умеют играть. Они становятся отверженными в среде сверстников и вынуждены играть с детьми, которые намного младше их. 

 Основными направлениями моей работы являются:

•  изучение состояния здоровья учащихся;

•  приобщение к здоровому образу жизни;

•  развитие двигательных способностей;

•  расширение кругозора;

• воспитание культуры общения, формирование нравственных и во­левых качеств;

• организация физкультурно-оздоровительных и лечебно - про­филактических мероприятий. Изучение состояния здоровья учащихся состоит в тесном контакте с работой медицинской службы. При поступлении ребенка в школу я изучаю его медицинскую карту, где отражены физические и психические парамет­ры его здоровья. И на протяжении всего нахождения ребенка в школе веду работу по выполнению рекомендаций врачей. Провожу родительские собрания, а так же индивидуальные беседы с родителями. Совместно с социальным педагогом регулярно посещаю се­мьи своих воспитанников с целью обследования их жилищно-бытовых ус­ловий. Организую с детьми разнообразные занятия это: беседа, дидактическая игра, оздоровительные минутки, творческие и деловые игры, игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой, что способст­вует расширению кругозора, воспитанию культуры общения, формирова­нию нравственных и волевых качеств. Моя работа включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. С младшего школьного возраста я учу детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с самим со­бой и миром, будет действительно здоров. Беседы, которые я провожу со своими воспитанниками, включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, свя­занные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.Занятия по подразделу «Питание и здоровье» провожу в столовой. Во время проведения данных занятий учу детей правилам хорошего тона, формирую и закрепляю принципы здорового питания, учу сервировке сто­ла. Теория закрепляется практикой во время дежурства учащихся по сто­ловой. На занятиях воспитанники получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретают навыки самосовершенствования. Учитывая низкий уровень физического развития у данного контин­гента учащихся, я уделяю большое внимание воспитанию потребности в физических упражнениях, освоению отдельных физкультурно-оздорови­тельных технологий, формированию ответственности за свое здоровье, от­работке санитарно-гигиенических навыков до автоматизма и особое вни­мание - употреблению психоактивных веществ. Развитием двигательных способностей детей я занимаюсь с первого класса. Провожу утреннюю зарядку; во время самоподготовок и бесед - физ. минутки; подвижные игры во время прогулок; спортивные часы; дни здоровья и др. В оздоровительные минутки включаю выполнение комплекса физи­ческих упражнений и упражнения на релаксацию, что позволяет дать оп­ределенные знания и сформировать умения и навыки, необходимые каж­дому воспитаннику для укрепления своего здоровья, снятия усталости, об­ретения спокойствия. Акцент делаю на то, чтобы создать условия для формирования пере­носа усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь. Методику работы строю в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Каждое мое занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным и психофизическим особенностям детей с нарушени­ем интеллекта, и сочетается с практическими заданиями (тренингами, оз­доровительными минутками и пр.), необходимыми для развития навыка ребенка. В начальных классах содержание занятий я наполняла игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятие позволяло сохранить специфику младшего школьного возраста. 

 В конечном итоге все занятия приносят детям радость, чувство удов­летворения, понимания значимости изучения данного направления. Невозможно воспитать ребенка без личного примера. Только личный пример рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинте­ресованность. Нельзя говорить о добром отношении к другим и в то же время быть сердитым, раздраженным, нельзя говорить о правильном пита­нии и в то же время вскакивать из-за стола, есть стоя. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов и в то же время употреблять их самому в пищу. Нельзя говорить о пользе занятия спортом, а самому избегать этого. Я занимаюсь фитнесом, посещаю бассейн и участвую во всех спортивных состязаниях, проходящих в стенах нашей школы. 

Подводя итоги моей работы, хочу отметить, что все дети моей груп­пы посещают различные творческие объединения и спортивные секции.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровьесберегающих технологий во внеурочное время."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в на­стоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множе­ством экономических и социальных причин, а также образом жизни. На фоне сложных экономических условий нашего времени осо­бенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому я учу своих воспи­танников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность выбранной мною темы заключается в общепризнан­ном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни.В коррекционной школе-интернате VIII вида я работаю воспитателем 13 лет. Контингент учащихся моего класса составляют дети с клиническим диаг­нозом «олигофрения» со многими сопутствующими нарушениями здоро­вья. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сде­лать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление ока­зать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Считаю, что результатом моей работы с детьми олигофренами явля­ется осознание ими положительного влияния соблюдения правил личной и общественной гигиены, значения занятия спортом для творческих и жизненных успехов человека, осознание опасности вредных привычек для жизни и здоровья. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 146 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 504
    • DOCX 23 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Назаренко Оксана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Назаренко Оксана Ивановна
    Назаренко Оксана Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3951
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 799 человек из 74 регионов

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов