ГБОУ
«Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII
вида »
Формирование
здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья
через использование современных здоровьесберегающих технологий во
внеурочное время.
Автор: Назаренко Оксана Ивановна
Учитель математики
Валуйки
2013
Проблема воспитания
здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение.
Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время
наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики
отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую
агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми.
Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и
социальных причин, а также образом жизни. На фоне сложных экономических
условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому
я учу своих воспитанников осознавать себя как часть природы и понимать
ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность
выбранной мною темы заключается в общепризнанном факте того, что здоровье
является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно
образ жизни.В коррекционной школе-интернате VIII вида
я работаю воспитателем 13 лет. Контингент учащихся моего класса составляют дети
с клиническим диагнозом «олигофрения» со многими сопутствующими нарушениями
здоровья. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать,
чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет
этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Он включает в себя и поддержание
физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и
отсутствие вредных привычек. Считаю, что результатом моей работы с детьми
олигофренами является осознание ими положительного влияния соблюдения правил
личной и общественной гигиены, значения занятия спортом для творческих и
жизненных успехов человека, осознание опасности вредных привычек для жизни и
здоровья.
Целью моей
деятельности является обеспечение воспитаннику устойчивой мотивации на
здоровый образ жизни, развитие поведенческих навыков и ответственного отношения
к собственному здоровью и его сохранению.
Задачи: способствовать
развитию у детей умения определять своё состояние здоровья через
эмоционально-физические ощущения; пробуждать у детей интерес к физиологии
организма и взаимосвязи основных функций некоторых систем, таких, как
пищеварение, дыхание, опорно-двигательный аппарат, зрение и т.д.; способствовать
развитию представлений о том, что полезно и вредно для организма; создавать
условия развития осознанного отношения к своему поведению и деятельности в
аспекте здорового образа жизни, устойчивости здоровых поведенческих навыков и
некоторых способов самопомощи, самокоррекции и самосовершенствования.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая
идея опыта заключается в изучении современных здоровьесберегающих
технологий используемых во внеурочное время в коррекционной школе, как
средство направленное на формирование знаний, умений и навыков о здоровом
образе жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Диапазон
опыта
Диапазон опыта представлен авторской
дидактической системой работы воспитателя по формированию знаний, умений и
навыков здорового образа жизни у младших школьников в результате
использования современных здоровьесберегающих технологий во внеурочное
время в коррекционной школе.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в
создании системы применения здоровьесберегающих технологий во внеурочное
время в младших классах коррекционной школы для повышения состояния
здоровья у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выдающийся
педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя».
От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их
познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и
духовная жизнь в целом. Идея формирования здорового образа жизни находит
отражение во многих современных методических пособиях: Программа Г. К. Зайцевой
«Уроки здоровья», Е. А. Стребелевой и Е. А. Еюкановой «Технологии, укрепляющие
здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных
учреждений», образовательная программа «Знай свое тело», разработанная
американским фондом здоровья, методическое руководство «Познай себя» М. Л.
Лазарева и др.
Работая над данной
проблемой, я решила что нужно систематизировать все методы и приемы
по формированию ЗОЖ и разработала рабочую программу «Я здоровье берегу»
Формирование
здорового образа жизни - это целостный процесс, охватывающий все аспекты
развития ребенка в системе его отношений со своим внутренним миром, с природой
и обществом. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности
социальных, экономических, природных и генетических факторов. В процессе своей
работы я учитываю, что здоровье ребенка имеет четыре составляющих:
• физическое
- создает основу для осанки, координации движений, роста, веса, подвижности;
• соматическое
- обосновывает становление, развитие и функционирование всех систем
организма, его внутренних органов;
• духовное -
включает в себя нравственный потенциал человека, обеспечивает сущностную
составляющую его жизни;
• психическое -
обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность
реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к самому себе и
к окружающим. Сложность решения всех поставленных задач состоит в том, что
мои воспитанники - это умственно отсталые дети. У них стойкое, необратимое
нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие
органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой)
характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является
нарушение высших психических функций. Нарушение отражения и регуляции
поведения и деятельности выражается в нарушении познавательных процессов.
Страдают эмоционально - волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети
отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают
ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания.
Они неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим:
не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к
процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу
дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут
передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно
меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием,
инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно
поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы
собеседника. Общение детей с нормально развивающимися сверстниками затруднено:
их не принимают в игру, так как они не умеют играть. Они становятся
отверженными в среде сверстников и вынуждены играть с детьми, которые намного
младше их.
Основными
направлениями моей работы являются:
• изучение
состояния здоровья учащихся;
• приобщение
к здоровому образу жизни;
• развитие
двигательных способностей;
• расширение
кругозора;
• воспитание культуры
общения, формирование нравственных и волевых качеств;
• организация физкультурно-оздоровительных
и лечебно - профилактических мероприятий. Изучение состояния здоровья учащихся
состоит в тесном контакте с работой медицинской службы. При поступлении ребенка
в школу я изучаю его медицинскую карту, где отражены физические и психические
параметры его здоровья. И на протяжении всего нахождения ребенка в школе веду
работу по выполнению рекомендаций врачей. Провожу родительские собрания, а
так же индивидуальные беседы с родителями. Совместно с социальным педагогом
регулярно посещаю семьи своих воспитанников с целью обследования их
жилищно-бытовых условий. Организую с детьми разнообразные занятия это:
беседа, дидактическая игра, оздоровительные минутки, творческие и деловые игры,
игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой, что способствует
расширению кругозора, воспитанию культуры общения, формированию нравственных и
волевых качеств. Моя работа включает в себя не только вопросы физического,
но и духовного здоровья. С младшего школьного возраста я учу детей любви к
себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с самим собой и
миром, будет действительно здоров. Беседы, которые я провожу со своими
воспитанниками, включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения
человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими
здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько
направлений.Занятия по подразделу «Питание и здоровье» провожу в столовой. Во
время проведения данных занятий учу детей правилам хорошего тона, формирую и закрепляю
принципы здорового питания, учу сервировке стола. Теория закрепляется
практикой во время дежурства учащихся по столовой. На занятиях воспитанники
получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретают навыки
самосовершенствования. Учитывая низкий уровень физического развития у
данного контингента учащихся, я уделяю большое внимание воспитанию потребности
в физических упражнениях, освоению отдельных физкультурно-оздоровительных
технологий, формированию ответственности за свое здоровье, отработке
санитарно-гигиенических навыков до автоматизма и особое внимание -
употреблению психоактивных веществ. Развитием двигательных способностей
детей я занимаюсь с первого класса. Провожу утреннюю зарядку; во время
самоподготовок и бесед - физ. минутки; подвижные игры во время прогулок;
спортивные часы; дни здоровья и др. В оздоровительные минутки включаю
выполнение комплекса физических упражнений и упражнения на релаксацию, что
позволяет дать определенные знания и сформировать умения и навыки, необходимые
каждому воспитаннику для укрепления своего здоровья, снятия усталости, обретения
спокойствия. Акцент делаю на то, чтобы создать условия для формирования
переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из
учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь. Методику работы строю в
направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Каждое мое
занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным и
психофизическим особенностям детей с нарушением интеллекта, и сочетается с
практическими заданиями (тренингами, оздоровительными минутками и пр.),
необходимыми для развития навыка ребенка. В начальных классах содержание
занятий я наполняла игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры
в занятие позволяло сохранить специфику младшего школьного возраста.
В конечном итоге
все занятия приносят детям радость, чувство удовлетворения, понимания
значимости изучения данного направления. Невозможно воспитать ребенка без
личного примера. Только личный пример рождает в детях с нарушением интеллекта
искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добром отношении к другим и в
то же время быть сердитым, раздраженным, нельзя говорить о правильном питании
и в то же время вскакивать из-за стола, есть стоя. Нельзя говорить о вреде тех
или иных продуктов и в то же время употреблять их самому в пищу. Нельзя
говорить о пользе занятия спортом, а самому избегать этого. Я занимаюсь
фитнесом, посещаю бассейн и участвую во всех спортивных состязаниях, проходящих
в стенах нашей школы.
Подводя итоги моей
работы, хочу отметить, что все дети моей группы посещают различные творческие
объединения и спортивные секции.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.