Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыФормирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством дидактической игры в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством дидактической игры в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Скачать материал

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством дидактической игры в ходе реализации образовательной области

«Речевое развитие»

Автор: Осколкина Ольга Владимировна

Актуальность:

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации.

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Особое внимание при развитии звуковой культуры речи уделяется дидактической игре. Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей  действительности, совершенствованию  внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной  для детей дошкольного возраста игровой форме. Работа по развитию звуковой культуры речи состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах. Реализация данной разработки возможна в логопедической группе с детьми, имеющими фонетико – фонематическое недоразвитие речи а также может использоваться в работе с детьми с чистой речью в процессе непосредственно – образовательной деятельности, а также при проведении кружковой  работы.

Цель:

Овладение детьми старшего дошкольного возраста фонетико – фонематической стороной речи, повышение мотивации воспитанников к изучению звукобуквенного состава слова путём использования наглядного дидактического материала.

Задачи:

- обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками;

- развитие слухового восприятия, речевого слуха;

- развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;

- развитие у детей фонематического восприятия  и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка;

- формирование навыков восприятия и различения  звуков речи.

Работа со слайдами.

Слайд№1 «Разложи правильно».

Цель: формирование фонематического анализа открытого и закрытого слогов.

-определение наличия гласного звука.

-определение наличия согласного звука.

Инструкции: детям предлагается определить  первый звук в слове: гласный или согласный, соединить картинку  с соответствующим цветом квадратом.На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный». Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные. Цветовые обозначения звуков в схемах: синий – согласный звук, красный – гласный звук.

Слайд№2 «Выдели звук нужным цветом».

Цель: упражнять детей в выделении первого звука на фоне слова, определение мягкости – твёрдости согласного звука.

Дети усваивают основные характеристики согласных звуков/ твёрдый – мягкий/,цветовые обозначения звуков в схемах: синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный звук.

Инструкция:

-назови картинки, в названии которых первый звук – твёрдый согласный;

-назови картинки, в названии которых первый звук – мягкий согласный.

Слайд№3 «Составь схему слова».

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове.

Инструкция: педагог загадывает детям загадку: В шубе летом, а зимой раздетый? / Лес /. Детям предлагается произвести звуковой анализ слова. Цветовые обозначения звуков в схемах: синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный звук, красный – гласный звук. По щелчку мыши появляются цветные квадраты, которые заполняют схему слова.

Слайд№4 «Работаем со словами».

Цель: развитие навыка определения места звука в слове.

Речевой материал: анализирует звуковую структуру слова.

Инструкция: найди место звука…в слове;

-назови картинку, место звука…в слове;

-назови место каждого звука…в слове;

-обозначь место звука на схеме.

Слайд№5 «Подумай и скажи».

Инструкция: детям предлагается подумать, как зовут весёлую девочку на фотографии слайда: Марина или Наташа? Произведя звуковой анализ слова, дети определяют имя девочки. По щелчку мыши появляется правильный ответ.

Слайд№6 «Найди свой домик».

Инструкция: педагог предлагает рассмотреть картинки, назвать их. Проанализировав представленные модели слов ,к каждой модели подбирается соответствующая модель.

Слайд№7,8 «Решение ребусов».

Цель: упражнять детей в закреплении навыков фонематического анализа.

Инструкция: первый ребус взрослый разбирает подробно: из каких частей состоит отгадываемое слово / стрекоза /. Для этого от слова стрела нужно отнять два последних звука / на что указывает два звука после рисунка /,остаётся часть  стре – вторая часть слова – всё слово со второй картинки – коза. Второй ребус слово – ракета: рак,(ветка) – самостоятельная работа ребёнка.

Ожидаемые результаты.

В результате использования дидактического материала повысится активность детей и желание научиться читать. В результате дети овладевают слоговым чтением, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать короткие тексты, выкладывать из букв разрезной азбуки слова. В результате использования дидактического материала у детей повышается интерес к сложному процессу обучения  чтению и письму.

 

 

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:

1.Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».СПб, 1998г

2.Ковшиков В.А. «Исправление нарушений различения звуков».СПб.1995г.

                                 

 

                  

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством дидактической игры в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации.Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.Особое внимание при развитии звуковой культуры речи уделяется дидактической игре. Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Работа по развитию звуковой культуры речи состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах. Реализация данной разработки возможна в логопедической группе с детьми, имеющими фонетико – фонематическое недоразвитие речи а также может использоваться в работе с детьми с чистой речью в процессе непосредственно – образовательной деятельности, а также при проведении кружковой работы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.08.2020 131
    • DOCX 17.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гаджиева Гюлбес Межмединовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гаджиева Гюлбес Межмединовна
    Гаджиева Гюлбес Межмединовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85112
    • Всего материалов: 199

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек