Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Математика / ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Проблема экономического воспитания подрастающего поколения всегда была предметом изучения ученых различных направлений: психологов, педагогов, математиков, социологов, экономистов и тому подобное. Несмотря на это, внедрение экономического воспитания все еще остается отдельными случаями и не применяется массово на уровне страны. А нужно ли оно вообще? Если нужно, то для чего? В каком возрасте лучше всего начинать экономическое воспитание? Как лучше организовать работу по вопросам экономического воспитания? Какие задачи необходимо связать в процессе формирования жизненной компетенции учащихся? Эти и другие вопросы возникают перед современным педагогом. Исследуя эту проблему, попробуем ответить на некоторые вопросы по проблемам экономического воспитания.

В нашей республике развивается экономика. Она является основой многих сфер общественной жизни. Многие выпускники школ выбирают себе профессию предпринимателя, экономиста, банкира, менеджера, маркетолога, другие экономические профессии, которых сейчас насчитывается более 50. И не только людям таких профессий необходимы знания по экономике.

Каждый человек сталкивается с проблемами экономики и в своей профессиональной деятельности, и в личной жизни. Не проходит эта проблема и мимо детей. Ведь одной из основных задач общеобразовательной школы является воспитание школьника как жизненно и социально компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях.

Современная школа должна воспитывать делового человека, личность с развитым экономическим мышлением, готовую к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

По моему мнению, экономические знания необходимо закладывать уже в начальных классах. Потому что дети не должны оставаться в стороне экономических проблем. Ведь мы часто наблюдаем недостаточность экономических знаний у учащихся. Рассмотрим это на элементарных примерах.

Идя в магазин, часто приходится видеть, как дети требуют от родителей что-то купить (игрушку или сладости и т.д.). Отказ родителей что-то им купить, они воспринимают, как личное оскорбление. Или бывает, что родители просят сына (дочь) купить хлеба. А дети вместо хлеба покупают что-то другое, например, шоколадный батончик.

Это происходит потому, что, как правило, дети не осознают, как трудно зарабатывать деньги, как нужно их тратить, что такое цена и тому подобное. Именно поэтому, необходимо, чтобы ученики изучали это в школе, имели отдельные представления об экономических понятиях. Тогда они смогут понимать истинную причину отказа родителей что-то покупать.

Итак, основная задача современной школы: воспитывать личность с развитым экономическим мышлением, готовую к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рынка.

Учителю начальной школы необходимо формировать у учащихся экономические знания, понятия и термины, элементарные понятия об экономике, знакомить их с основными экономическими законами для того, чтобы ученики имели представление о том, из чего состоит бюджет семьи, что такое деньги, цена товара, от чего она зависит, как использовать деньги и тому подобное.

Полученные детьми знания по основам экономики позволят уже в начальной школе участвовать в экономической жизни своей семьи, а в старшей школе - усвоить сущность рыночной экономики, более сознательно выбрать будущую профессию.

К тому же, всем известно, что именно младший школьный возраст - это период формирования человеческой личности. В это время интенсивно развиваются различные познавательные процессы: восприятие, память, мышление, речь, внимание, воображение. Именно поэтому детям начальных классов будет легче воспринимать и усваивать экономические вопросы.

Экономика как самостоятельный учебный предмет в начальных классах не изучается. Экономическое воспитание осуществляется при раскрытии тем различных учебных дисциплин. Но нельзя, кстати, формировать экономические понятия именно на уроках математики. Ведь экономика применяет математические методы. Математика используется при решении различных экономических вопросов, проблем и задач.

На уроках математики осуществляется как узкопрофессиональное, так и комплексное воспитание. Узкопрофессиональное воспитание обеспечивает развитие специфических качеств математической деятельности (точность, сообразительность, логичность в суждениях), связь с практикой при введении понятий и решении задач.

Комплексное воспитание предполагает формирование не только профессионально математических качеств ученика. Оно соответствует принципу всестороннего и гармоничного развития личности. Ведь воспитательный процесс непрерывен.

На каждом уроке целью учителя является воспитывать и развивать какие-то конкретные качества учеников. Это последовательный и длительный процесс. Потому что мы не можем за один урок достичь желаемого результата. Для этого требуется определенное время. Поэтому учитель из урока в урок должен целенаправленно воспитывать ученика.

Воспитание происходит на каком-либо уроке: чтении, языке, художественного труда, рисовании и тому подобное. Но именно математика более благоприятна для формирования жизненной компетенции учащихся. На математике можно решать множество воспитательных задач. Изучение математики в начальной школе должно обеспечить овладение учащимися математических знаний и умений, определенное развитие детей, необходимое для дальнейшего изучения предмета, а также в жизни. На уроках математики также развиваются: познавательные способности школьников, память, мышление, представление, язык, внимание. Вообще, главная задача начального курса математики - умственное воспитание. Умственное воспитание - это целенаправленная деятельность воспитателя на развитие интеллектуальных сил и мышления учащихся с целью привития культуры умственного труда. Умственное воспитание происходит в процессе приобретения научных знаний, а не сводится к накоплению определенного их объема. Процесс приобретения знаний и качественное их углубление будут фактором умственного воспитания только тогда, когда знания становятся личными убеждениями, духовным богатством человека, что сказывается на национальной гордости и активности жизни гражданина суверенной Украины, его интересах, творческому труду. "Мы должны стремиться к воспитанию гибкой, быстрой мысли, - мысли, отражающей движение самой жизни", - писал известный педагог А. П. Пинкевич. Как без знания азбуки человек не может читать, так и без умственного развития, без гибкой оживленной мысли, невозможно умственное воспитание. В умственном воспитании ведущим звеном являются умственные силы личности. Под термином "умственные силы личности" понимается уровень развития ума, который делает человека способным к накоплению знаний, осуществлению основных мыслительных операций, овладению определенными интеллектуальными умениями, связанными с различными сторонами мышления и характеристикой умственной деятельности.

Математика помогает развить логическое мышление, умение вести себя в различных жизненных ситуациях. На уроках математики используются такие принципы воспитания: систематичность, последовательность и преемственность, гуманизм, демократизм в отношении детей, личный пример учителя, целеустремленность, наглядность, инициативность и активность, связь с жизнью и другие. Обучая детей мыслить, не следует забывать и о воспитании их чувств. Ведь разум и чувства взаимосвязаны. Определенные чувства усиливают умственную активность учащихся, некоторые могут ее тормозить. Учитель должен заботиться о положительном эмоциональном фоне урока, вызывая у учащихся такие чувства, как: удивление, заинтересованность, восторг, радость и удовольствие от нахождения рационального способа решения. Тогда уроки математики, кроме влияния на умственное развитие, будут создавать почву и для формирования эстетических и нравственных чувств учеников.

На уроках математики мы можем осуществлять экономическое воспитание учащихся. Программный материал этого курса помогает нам раскрыть перед учениками маленькие секреты большой экономики. Эти секреты помогут понять детям, что способствует росту уровня благосостояния людей, откуда берутся деньги, почему родители не всегда покупают то, что хотят дети, ресурсы очень ограничены, чем рекламируют товары и еще много интересного и полезного. То есть математика помогает учителю в решении воспитательных задач по экономике. На уроках можно выполнять интересные задания с детьми, упражнения, рассматривать задачи с экономическим содержанием. Не зря же, математика названа царицей наук. Во все века она играет важную роль. В наше время при изучении этого курса можно формировать жизненную компетенцию учащихся.

Главными задачами экономического воспитания, являются:

Углубление экономических знаний детей.

Развитие у учащихся экономического мышления, культуры делового поведения.

Целенаправленная подготовка учащихся начальных классов к жизни в новых экономических условиях. Полученные детьми знания по основам экономики позволяют уже в начальной школе участвовать в экономической жизни своей семьи, а в основной и старшей школе помогают усвоить сущность рыночной экономики с основными понятиями предпринимательской деятельности.

Формирование способности к экономическому мышлению, умение овладевать новыми методами и приемами труда.

Подготовка к профессиональной деятельности.

Воспитание чувства эффективного хозяина.

Формирование навыков поиска школьниками тех сторон непосредственного окружения, которые помогают им приспособиться к условиям, которые постоянно изменяются.

Развитие здоровых материальных потребностей, умений распоряжаться деньгами.

Для успешного решения этих задач возможно предоставить такие рекомендации учителям.

Рекомендации учителю по экономическому воспитанию на уроках

математики:

Подбирая задачи, следуйте связи учебного материала с экономическими проявлениями окружающей среды.

Учитывайте возрастные, психологические особенности и опыт детей.

Создавайте для учеников проблемные ситуации, которые требуют применения экономических знаний;

Широко используйте наглядность и информационно коммуникативные технологии.

Организуйте на уроках ролевые игры для выполнения практических работ с экономическими отношениями.

Разъясняя сущность экономических понятий, следуйте четкости, точности, логической последовательности.

Привлекайте детей к участию в проектах экономико-математического направления и творческих конкурсах.

Привлекайте родителей к реализации задач экономического воспитания.

Итак, в процессе обучения математике можно формировать жизненную компетенцию младших школьников через реализацию задач экономического воспитания. Работа по формированию экономических понятий должна осуществляться систематически, последовательно, различными средствами, среди которых важное место занимают уроки математики и проведение внеклассных мероприятий в обучении и воспитании подрастающих поколений.

Главной целью обучения математике должно быть не только изучение основ математической науки, а общее умственное развитие, то есть формирование в процессе изучения математики основных мыслительных операций и вследствие - качеств мышления, необходимых для полноценной жизни человека в современных условиях. Ведь особенности жизни в современном социуме требуют снижения возрастных границ для начала экономического образования детей, как фундаментальной базы для дальнейшего образования, что является неотъемлемым условием успешной социализации вообще.

Литература

1 .Волкова Н. П. Педагогика: учебное пособие: "Академия", 2007.

2. Гаврилюк Н. В. «Экономическое воспитание на уроках математики в начальных классах» - Курсовая работа, 2006.

3. Дашевская С. М. Интегрированный урок математики с элементами экономики в 4 классе. - Начальное обучение и воспитание, 2010, №6.

4. Дзундза А. Формирование экономического мышления учащихся средствами экономико-математического моделирования. - Родная школа, 2004, № 4.

5. Журнал «Расскажите внуку» №7-8, К.: Киевская правда, 2003г., С. 46 (78).

6. Журналы «Начальная школа», М.: Пресса Украины, 1999-2000 гг. 7.3агривий В. Экономическое воспитание школьников // Рид. школа. - 1999. - №9. - С 34-35.

8.Навчальне издание Маленькие секреты бизнеса. - Донецк, 2011. 9-Остапович А.В. Взаимосвязь математики и экономики. - Начальное обучение и воспитание, 2010, № 5.

9. И О.Шпак, Экономическая подготовка учащихся в современных условиях хозяйствования Советов школа. -1991. т №7. - С 56-60.


















РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В РЕАЛИЗАЦИИ

ЗАДАЧ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Ключевые слова: экономика, экономическое образование, жизненная компетенция, математика.

Особенности жизни в современном социуме требуют снижения возрастных границ для начала экономического образования детей, как фундаментальной базы для формирования жизненной компетенции учащихся. В нашей стране активно развивается экономика. Она касается многих сфер общественной жизни. Многие выпускники школ выбирают себе профессию предпринимателя, экономиста, банкира, менеджера, маркетолога и другие экономические профессии. Но не только людям таких профессий необходимы знания по экономике. Каждый человек сталкивается с экономическими проблемами и в своей профессиональной деятельности, и в личной жизни. Не проходит эта проблема и мимо детей. Ведь очень важно еще в детском возрасте сформировать у ученика начальные знания, умения и навыки, которые впоследствии смогут составить его жизненную компетенцию. По нашему мнению, экономические знания является ее составляющей.

Учителю начальной школы необходимо формировать у учащихся экономические знания, понятия и термины, элементарные понятия об экономике, знакомить их с основными экономическими законами для того, чтобы они имели представление о том, из чего состоит бюджет семьи, что такое деньги, цена товара, от чего она зависит, как использовать деньги и тому подобное.

Полученные детьми знания по основам экономики позволят уже в начальной школе участвовать в экономической жизни своей семьи, а в старшей школе - усвоить сущность рыночной экономики, более осознанно выбирать будущую профессию.

Если ученики начальной школы в повседневной жизни не участвуют в экономической жизни своей семьи, то, как показывает анализ научных источников, результатов наблюдений, бесед с детьми, анкетирование, их представления характеризуются отсутствием глубины, четкости: у детей нет представлений о планировании расходов, экономии средств, их распределении, эффективном использовании. Именно поэтому были определены следующие задачи экономического воспитания младших школьников, которые можно реализовать в процессе обучения математике:

- углубление экономических знаний детей;

- целенаправленная подготовка учащихся начальных классов к жизни в новых экономических условиях;

- развитие у учащихся экономического мышления и культуры делового поведения;

- формирование способности к экономическому мышлению, умение овладевать новыми методами и приемами элементарной экономической деятельности;

- воспитание чувства эффективного хозяина;

- формирование навыков поиска школьниками тех сторон непосредственного окружения, которые помогают им приспособиться к постоянно меняющимся условиям;

- выработка умения отказаться от привычного образа действия, когда оно становится неэффективным, заменив его новым, отвечающим условиям, сложившимся.

Я считаю, что именно на уроках математики мы можем осуществлять экономическое воспитание учащихся. Программный материал этого курса помогает нам раскрыть перед учениками маленькие секреты большой экономики. Эти секреты помогут понять детям, что способствует росту уровня благосостояния людей, откуда берутся деньги, почему родители не всегда покупают то, что хотят дети, ресурсы очень ограничены, чем рекламируют товары и еще много интересного и полезного. То есть математика помогает учителю в решении воспитательных задач по экономике. На уроках можно выполнять интересные задания с детьми, упражнения, рассматривать задачи с экономическим содержанием. Не зря же, математика названа царицей наук. Во все века она играет важную роль в обучении и воспитании подрастающих поколений. Так и в наше время при изучении этого курса можно формировать жизненную компетенцию учащихся. Д. И. Писарев (1840-1868) подчеркнул: «Математика не только подготовит ученика к изучению естественных наук, она еще, кроме того, воспитывает из него бесстрашного работника, для которого труд и скука становятся двумя понятиями, что взаимно исключаются друг другом». [13]

Понятие - это обобщение, систематизация или классификация объектов познания по определенному признаку.

В процессе экономического воспитания младших школьников значительное внимание следует обратить на формирование важных понятий. Начинать необходимо с внедрения более-менее понятных понятий. Поскольку у детей младшего школьного возраста лучше развито наглядно-образное мышление, то необходимо на примерах объяснять им категориальный аппарат экономики. Прежде всего, необходимо познакомить учащихся с такими понятиями, как хозяйство, бюджет и средства, чтобы подвести их к пониманию такого понятия, как семейная экономика. Понятия необходимо объяснять на легком и доступном для детей языке.

Например:

Семейная экономика - это правильное использование предметов хозяйства и бюджетных средств.

При раскрытии этого понятия, необходимо прививать детям бережное отношение к вещам, объяснять им, что когда родителям не нужно будет все время покупать новые вещи, то они смогут сэкономить на что-нибудь вкусненькое или на новую игрушку, книжку. Таким образом, нужно добиться того, чтобы учащиеся осознали, что их ни в коем случае не проходит это понятие.

После этого постепенно можно ввести такое понятие, как семейный бюджет. Например:

Семейный бюджет - это деньги, которые семья тратит по своему усмотрению. Бюджет может состоять из доходов (зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия для студентов, которые хорошо учатся) и расходов (оплата за квартиру, покупка товаров и т. п.).

Затем необходимо ввести такое понятие, как потребность, потому что очень важно научить учащихся отличать слова «хочу» и «надо».

Например:

Потребность - это все то, что нужно человеку для счастливой жизни. Но не все потребности одинаково важны. Есть вещи, без которых не сможет прожить ни один человек. Конечно - это воздух, вода и пища. Также у всех людей есть потребность в безопасности и сохранении здоровья. На определенном этапе жизни, существует также потребность в образовании, общении и т. д. Есть разумные и неразумные потребности.

Особенно важно приучение детей к бережному отношению к деньгам. Чтобы дети не только имели представление о деньгах, но и понимали, что их можно заработать только честным трудом, понимали, как трудно зарабатывать, поэтому нельзя тратить средства на всякий хлам.

Способ формирования экономических понятий состоит из следующих процессов:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, формулировка познавательной задачи как осмысление этой ситуации.

2. Обеспечение необходимой информацией для формулирования понятия (рассказ, описание, пример и тому подобное).

3. Применение эвристической беседы для отделения и осознания существенных признаков (как на практическом, так и на теоретическом уровнях).

4. Формулировка определения понятия и введение срока.

5. Выполнение учащимися упражнений для усвоения нового понятия.

6. Использование усвоенного понятия для познания новых явлений.

Анализ способа формирования экономических понятий, позволяет сделать вывод о возможности использовать метод дедукции, как переход от общего к частному.

Поскольку на уроке математики главное место занимает решение задач, то очень важно, чтобы эти задачи состояли на основе конкретных экономических ситуаций и имели прикладной характер. Еще К. Д. Ушинский писал, что задачи выбирают наиболее практичные, из жизни, с которым дети знакомы, и у хороших преподавателей дело получается так, что арифметическая задача является интересным рассказом, уроком сельского хозяйства или домашней экономии. [10, с. 187]

Хотя в учебниках есть задачи с экономическим содержанием, но, прежде всего, они направлены на закрепление математических понятий. Именно поэтому учителю необходимо не только направить мысль учащихся на решение задачи, но и обратить их внимание на содержание задачи, проанализировать ее, чтобы раскрыть содержание экономических понятий.

Таким образом, на основе анализа научных источников по теме собственных наблюдений, результатов экспериментальной работы мы определили, что на современном этапе развития государства очень важно подготовить подрастающее поколение к жизни, сформировать у детей экономическое мышление, выработать соответствующие навыки и умения обращения в различных жизненных ситуациях и тому подобное. На собственном опыте мы убедились, что начальный курс математики открывает огромные возможности в решении этих задач. Именно на уроках математики мы можем предоставлять детям знания по экономике, знакомить их с экономическими понятиями с помощью решения различных типов задач соответствующего содержания, то есть математика играет немаловажную роль в подготовке подрастающих поколений к взрослой жизни и самостоятельности. Эффективность воспитательного воздействия значительно увеличится, если мы будем неразрывно и последовательно параллельно с уроками математики проводить воспитательные мероприятия, часы общения с экономической тематикой, так как при сочетании различных методов и форм работы, нам будет легче достичь желаемых результатов. Также при этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, потому что это поможет подобрать оптимальные методы и приемы работы. Результаты проведенной нами экспериментальной работы показали, что детей нельзя оставлять в стороне от экономических проблем, потому что им будет трудно приспособиться к жизни в условиях постоянных изменений. Также не обязательно вводить новые учебные дисциплины, потому что интеграция предметов открывает лучшие возможности для воспитания подрастающих поколений. Ведь, раскрывая экономические понятия на уроках математики, мы тем самым показываем детям непрерывную связь обучения с жизнью, предоставляем им возможность убедиться в том, что полученные ими знания пригодятся в повседневной жизни.

Опираясь на это, можно сделать вывод, что учителям начальных классов нужно использовать новаторство в своей деятельности, проявлять творческий подход при подготовке к урокам, быть не только в выполнении учебных планов, но и в получении максимальных результатов в воспитании детей. Также в воспитательных воздействиях важную роль играет сотрудничество с родителями, умение найти с ними общий язык, чтобы воспитывать детей объединенными усилиями.

При этом, предоставляя экономические знания, необходимо доказать ученикам, что деньги - это не главное в жизни. Нужно научить детей воспринимать экономические потребности, как необходимость, но отличать их от истинных ценностей жизни. Именно при таких условиях мы сможем воспитать полноценную личность, полностью готовую к жизни в обществе.

Экономические знания - это составляющая формирования жизненной компетенции, а обучение математике - одно из эффективных средств получения экономических знаний.

Литература

1. Богданович М.В. Математика: учеб. Для 2 кл. / М.В. Богданович. - 4-е изд., Доопрац.- М.: Просвещение, 2010. - с. 67.

2. Волкова Н. П. Педагогика: учебное пособие. - М.: "Академ - выдал", 2007. - с. 23, с. 113-115, с. 170-173.

3. Дашевская С. М. Интегрированный урок математики с элементами экономики в 4 классе // Начальная обучения и воспитания. - 2010. - №6 - с. 9-12.

4. Дзундза А. Формирование экономического мышления учащихся средствами экономико-математического моделирования // Начальная школа. - 2004. - № 4 - с. 39-42

5.3агривий В. Экономическое воспитание школьников // Рид. школа. - 1999. - №9. - С 34-35.

6. Коваль J1.B., Скворцова С.А. Методика обучения математике: теория и практика. - Харьков: ЧП "Принт-Лидер", 2011. - с. 315-340

7. Маленькие секреты бизнеса: тетрадь творческих заданий для детей / заг. ред. Соловьев Ю.И. .. Чернышев А.И. - Донецк: Издательство "Истоки". - 2011, - 80 с.

8.Остапович А.В. Взаимосвязь математики и экономики // Начальное обучение и воспитание. - 2010. - № 5. - 35-37.

9. Петрусенко А. Социально-экономическая игра "Чудопарк / Начальное обучение и воспитание. - 2011, -№ 3, - С.27-29.

10. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк).» /Р.Л.Березина, 3. А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под. ред. А.А. Столяра - М .: Просвещение, 1988., с. 187.

11. Шпак А.Т. Экономическая подготовка учащихся в современных условиях хозяйствования // Сов. школа. - 1991. - №7. - С 56-60.


  • Математика
Описание:

Проблема экономического воспитания подрастающего поколения всегда была предметом изучения ученых различных направлений: психологов, педагогов, математиков, социологов, экономистов и тому подобное. Несмотря на это, внедрение экономического воспитания все еще остается отдельными случаями и не применяется массово на уровне страны.

А нужно ли оно вообще? Если нужно, то для чего? В каком возрасте лучше всего начинать экономическое воспитание? Как лучше организовать работу по вопросам экономического воспитания? Какие задачи необходимо связать в процессе формирования жизненной компетенции учащихся?

Эти и другие вопросы возникают перед современным педагогом. Исследуя эту проблему, попробуем ответить на некоторые вопросы по проблемам экономического воспитания.

Автор Еськова Елена Николаевна
Дата добавления 13.12.2016
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 699
Номер материала MA-069009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»