особую рол в слоном и многофакторном про-
цессе формирования индивидуалности человека
призвано сыграт физическое образование. оно создает фундамент здоровя для
развития других сторон културы человека, обеспечивает внутренние гарантии
продуктивности учебно-познавателной деятелности. Поэтому одной из основных
задач физического воспитания является сформированная потребност школника к занятиям
физической културой и спортом. В этой связи особое значение приобретают
исследования развития мотивационной сферы школников (л. и. Боович, П. к.
дуркин, е. П. илин, е. П. Пилоян и др.). Мотивы занятий физической културой и
спортом включены в общую структуру мотивационнопотребностной сферы, которая, в
свою очеред, является существенной частю мировоззрения личности учащегося.
изучение мотивов занятий физической културой и спортом – ванейшее условие
формирования полноценной учебной деятелности школника и значимая составляющая
управления процессом воспитания личности (а. ц. Пуни, г. Б. горская, Т. е.
лапко, о. В. дашкевич, В. а. Зобков и др.).
Занятия физической културой и спортом – это
полимотивированная деятелност. иерархия мотивов в ней определяется сочетанием и
степеню выраенности потребностей школника, и наиболее ваные моменты становления
его мотивационной сферы связаны со сменой типов ведущей деятелности.
Формирование полоително устойчивой мотивации к занятиям физической културой и
спортом является предпосылкой воспитания личности учащегося. к соалению,
вопросы, связанные с мотивацией
учеников к занятиям физической културой и
спортом, несмотря на попытки практического их решения остаются недостаточно
разработанными с научной точки зрения. обусловлено это в основном двумя
причинами. Во-первых, в современной психологии нет единства в понимании
существа этого явления. Во-вторых, в физической културе и спорте понятие
«мотив» затерялос в тени «истинно спортивных» категорий – воли,
целеустремленности, смелости, решителности и т. п. Меду тем в физической
културе и спорте рол мотивационных, побудителных начал проявляется особенно
ярко.
Таким образом, возникает проблема необходимости изучения
аспектов формирования мотивов у школников к занятиям физической културой и
спортом.
цел исследования – изучит пути
формирова-
ния у школников мотивации к занятиям
физической културой и спортом.
объект исследования – общая
мотивационно-пот-
ребностная сфера личности школников.
Предмет исследования – деятелност учителя по формированию
мотивации к занятиям физической културой и спортом. гипотеза исследования
– предполагалос, что мо-
тивация к занятиям физической културой и
спортом будет сформирована если:
•
учитываются возрастные особенности школников;
•
учебно-воспитателная работа осуществляется в соответствии с
требованиями, предъявляемые к уроку физической културы и спорта;
•
осуществляется индивидуалный подход к ученику.
В ходе исследования необходимо было решит следующие задачи:
1.
изучит структуру мотивационной сферы личности.
2.
исследоват мнение учащихся по вопросу мотивации к уроку
физической културы в школе.
3.
Выявит особенности формирования мотивации у школников к занятиям
физической културой и спортом. для решения поставленных задач были исползо-
ваны следующие методы исследования:
1.
анализ и обобщение литературных данных по вопросу исследования.
2.
Педагогические наблюдения.
3.
анкетирование.
4.
Беседы.
цел и задачи реализовывалис поэтапно.
на первом этапе изучалас
научно-методическая
литература и состояние проблемы на
практике. Проведено теоретическое исследование сущности «мотива» и мотивации.
Выработана гипотеза, определены цел, задачи и методы исследования. итоги этой
работы представлены в и главах.
ïåäàÃîÃè×åñêèå íàóêè
на втором этапе определилис эксперименталные способы
изучения мотивации к занятиям физической културой и спортом, а таке
исследовалос мнение учащихся по вопросам мотивации к урокам физической културы
в школе. С этой целю было проведено анкетирование в колышлейской средней школе
№ 1. Всего было задействовано 86 учащихся 4-х, 8-х, 11-х классов. анкетирование
носило сравнителный характер и проводилос с целю выявления субъективного
отношения учащихся к урокам физической културы в школе, изучения мотивации к
урокам физической културы в школе и исследования мнения учащихся кто и что
играет наиболее ваную рол в формировании интереса к занятиям физической
културой и спортом. Полученные резултаты были отработаны и сведены в таблицы.
на третем этапе определялис особенности формирования
мотивации к занятиям физической културой и спортом у детей младшего школного
возраста, подростков и детей старшего школного возраста.
В резултате проведенного исследования было выявлено,
что по критерию происходения мотивы моно разделит на три устойчивые группы. к
первой группе относятся те мотивы, которые возникают в резултате осознания
инстинктивных потребностей в познании самореализации (стремление к
информированности, к активности, к созидателной деятелности, к самоутвердению,
к повышению уровня своего опыта). Эти мотивы, создавая фундамент мотивационной
сферы, получили название биогенных мотивов. С расширением опыта субъектов
деятелности формируются новые мотивы, которые образуют группу так называемых
социогенных мотивов, к которым относятся: убедения, мировоззрение, идеалы,
отношение к обществу. и, наконец, третя группа мотивов образуется в резултате
педагогического воздействия на обучаемых в виде стимулов. При отраении
стимулирующих воздействий появляются мотивы, которые получили название стимулных
(награда, поощрение, похвала, требования, давление группы и др.).
В настоящее время для эксперименталного изучения мотивации
применяются три группы методов:
1)
проективные тесты, сут которых состоит в том, что участнику
эксперимента предъявляют картинки с различными ситуациями и просят рассказат,
как он их понимает и по ответам судят о его мотивах, интересах, заботах.
2)
Метод анкетирования и беседы. В данном случае участнику
эксперимента предлагается оценит по 10-балной шкале различные факторы,
помогающие ему хорошо учится или тренироватся.
3)способ опосредованной оценки силы побудения. данный
метод успешно исползуется для определения силы моралного мотива через оценку
эффективности действий партнеров.
141
|
В физической културе и спорте под мотивацией принято
понимат процесс, в резултате которого определенная деятелност приобретает для
индивида известный личностный смысл, создает устойчивост его интереса к ней и
превращает внешне заданные цели его деятелности во внутренние потребности
личности.
Среди занимающихся физкултурой в той или иной форме основными
мотивами, по данным многих исследователей, являются: укрепления здоровя,
получение удоволствия от занятий (приятное времяпрепроводение), общение, елание
родителей.
В структуре мотивации к занятиям физической културой и
спортом вано учитыват и общественные, моралные мотивы и мотивы самоутвердения,
самовыраения. успешное формирование полоителной мотивации к занятиям физической
културой возмоны толко при правилном соотношении общественного и индивидуалного
мотивов. Пренебреение одним из них, игнорирование того либо другого мотива
одинаково приводит к негативным резултатам (к мотивации избегания неудач). для
достиения полоителной мотивации к занятиям физической културой и спортом долны
учитыватся следующие полоения:
1)
деятелност долна оставлят после себя осязаемый резултат;
2)
этот резултат долен оцениватся качественно и количественно;
3)
требования к оцениваемой деятелности долны быт не слишком
высокими, не слишком низкими;
4)
для оценки резултатов долна быт определенная шкала и в рамках
этой шкалы – некий нормативный уровен, считающийся обязателным, так что
достиение этого уровня моет вызват гордост или, соответственно, разочарование;
5)
деятелност долна быт еланной для субъекта, и ее резултат долен
быт получен им самим.
При исследовании возрастной динамики мотивации к занятиям
физической културой и спортом отмечено, что содерание и структура мотивации
существенно изменяется по мере взросления ребенка. Поэтому для учителя
физической културы существенное значение имеет изучение мотивации к занятиям
физической културой и спортом на разных возрастных этапах становления личности
по следующим признакам: по срокам поставленных целей; по методам формирования и
поддерания установки на достиение успеха; по видам возмоных поощрений; по видам
совместных мероприятий для развития коллектива; по способам придания
эмоционалности учебным занятиям; по особенностям присущих личности учителя
физической културы.
Мотивы школника, относящиеся к урокам физической културы,
моно представит в виде некоторой последователности, основанной на выделении
главных причин его учебной деятелности, посколку реализация любой деятелности,
в том числе и учебной, соотносится с предварителным появлением потребностей,
целей.
Мотивы занятий физической културой условно делятся на общие
и конкретные. к общим следует отнести елание школника заниматся физическими
упранениями вообще. В данном случае ученику безразлично, чем заниматся
конкретно. к конкретным мотивам моно отнести елание выполнят, какие либо
определенные упранения, предпочтение школника заниматся каким-то видом спорта.
Так, почти все младшие школники отдают предпочтение играм. интересы подростков
уе более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим – легкая атлетика
и т. п.
Мотивы посещения уроков физической културы могут имет
различную основу (причинную обусловленност). Те школники, которые доволны
уроками, посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровя.
учащиеся, неудовлетворенные уроками, вынудены ходит на них ради отметок, чтобы
избеат возмоных неприятностей из-за прогулов.
Мотивы, связанные с процессом деятелности – это
удовлетворение потребности в двигателной активности и удоволствие, вызываемое
получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы
и т. д.).
Мотивы, связанные с резултатом деятелности вызваны
удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыраении и
самоутвердении и ее социалных нуд.
Формирование мотивов связано с воздействием определенных
внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы – это условия (ситуации), в которых
оказывается субъект деятелности.
Внутренние факторы – это елания, влечения, интересы и
убедения, которые выраают потребности, связанные с личностю субъекта
деятелности.
особую рол играют убедения. они характеризу-
ют мировоззрение школника, придают его
поступкам значимост и направленност. личностные убедения связаны с социалными
побудителями активности человека.
Мотивационная сфера школника является основным компонентом
в процессе организации учебной деятелности. она отраает интерес ученика к
занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятелности, т.
е. к учебе, поэтому так вано с началом обучения формироват у учащегося
необходимые для рационализации его учебной деятелности и повышения эффективности
педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степеню интереса к
занятиям физической културой и убеденностю в целесообразности этих занятий.
При этом следует создават соответствующие внешние условия
для деятелности школников.
для того, чтобы понят как правилно осущест-
влят формирование стойкой мотивации у
учащихся к занятиям физической културой и спортом, нам необходимо было выяснит
отношение учеников к урокам физической културы в школе, изучит мотивацию к
урокам физической културы и определит кто и что, по мнению учеников, играет
наиболее ваную рол при формировании интереса к занятиям физической културой и
спортом. для решения этих задач нами проведено анкетиро-
вание учащихся 4-х, 8-х, 11-х классов
колышлейской средней школы №1. В исследовании приняло участие 86 человек.
ученикам предлагалос ответит на вопросы (с предлагаемыми вариантами ответов),
которые соответствуют мнению учеников. на первый вопрос предлагалос дат один
вариант ответа, на последующие – не более трех.
В резултате проведенного исследования было выявлено
следующее:
1.
на вопрос: каково ваше отношение к урокам физической културы в
школе? Подавляющее болшинство опрошенных ответили, что им нравится данные уроки
(соответственно, 96 %, 72 %, 67 %).
2.
на вопрос: «Почему Вы посещаете уроки физической културы в
школе?» болшинство учеников 4-х классов выбрали следующие варианты ответов:
а) удовлетворит свою потребност в двиении
(70 %);
б) отдохнут от занятий в классе (66 %);
в) получит полоителные эмоции (52 %);
Болшинство учеников 8-х классов выбрали следующие варианты
ответов:
а) укрепит здорове (83 %);
б) проверит свои силы, испытат себя (52 %);
в) пообщатся с одноклассниками в условиях
со-
ревнований, игр, эстафет (51 %).
Болшинство учеников 11-х классов выбрали следующие варианты
ответов:
а) укрепит здорове (61 %);
б) уменшит самочувствие, настроение,
получит
полоителные эмоции (57 %);
в) поддерат и скорректироват фигуру (53 %).
на вопрос: «кто и что, на Ваш взгляд моет повлият на
формирование интереса к занятиям физической културой и спортом?» болшинство
учеников 4-х классов ответили:
а) родители (72 %);
б) друзя в школе и вне ее (57 %);
в) спортивные мероприятия, проводимые в школе
и вне ее (63 %)
Болшинство учеников 8-х классов
ответили: а) родители (67 %);
б) выдающиеся спортсмены (47 %);
в) походы, экскурсии (62 %). Болшинство учеников 11-х классов
ответили: а) родители (59 %);
б) учители (62 %);
в) беседы, лекции, диспуты (62 %).
В настоящей работе рассматриваются особенности формирования
мотивации к занятиям физической културой и спортом в кадой возрастной группе.
Так, например: в младшем школном возрасте складываются предпосылки для
формирования мотивации достиения успеха, показано, что с достиением успехов
связаны два различных мотива: мотив достиения успехов и избегания неудач. оба
они как противополоно направленные тенденции формируются в младшем школном
возрасте. Поэтому младший школный возраст — время закрепления мотива достиения
успехов в качестве одного из составляющих полоителной мотивации к занятиям
физической културой и спором. При изучении мотивов у учащихся разного
ïåäàÃîÃè×åñêèå íàóêè
возраста о. В. дашкевич, В. а. Зобков
определили, что для становящейся личности младшего школника характерна
потребност в двигателной, эмоционалной активности, в самовыраении и общении.
Поэтому удовлетворяя данные потребности младшего школника, учител физической
културы, тем самым, формирует полоителную, устойчивую мотивацию к занятиям
физической културой и спортом.
основным средством формирования полоител-
ной мотивации к занятиям физической
културой и спортом является игра.
основные методы, исползуемые при формировании
мотивации к занятиям физической културой и спортом, являются: похвала или
порицание; соревнование с другими; проб л емкост и загадочност, стоящая перед
младшим школником; привлекателност; влияние успеха и неудачи; влияние
общественного внимания (т. е. занятия физической културой и спортом ваны);
наличие перспективы, конкретной цели. главные мотивационные линии подросткового
периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию –
это самопознание, самовыраение и самоутвердение. В подростковом возрасте
появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием
нуных умений и навыков, позволяющих заниматся физической културой и спортом.
Формируется система личностных ценностей, которые определяют содерание
спортивной деятелности подростка. Резервами формирования мотивации к занятиям
физической културой и спортом являются:
-
«потребност во взрослости»;
-
общая активност подростка, его готовност включатся в спортивную
деятелност со взрослыми и сверстниками;
-
стремление подростка к самостоятелности;
-
увеличение интереса, проявляющегося в избирателности заниматся
физической културой и спортом;
-
возрастание определенности и устойчивости интереса к занятиям
физической културой и спортом;
Что е касается угасания мотивации к занятиям
физической културой и спортом, то это бывает в тех случаях, когда мотивы
младшего школника удовлетворены, а на смену им не слоилис более зрелые
мотивационные установки. Поэтому болшое значение имеет уровен сформированности
мотивов подростка к готовности в далнейшем заниматся физической културой и
спортом.
В старшем школном возрасте следует развиват новый
познавателный мотив - самообразование. Формироват социалные позиционные мотивы,
складывающиеся в отношении к физической културе как здоровому образу изни.
усиливат деловую ориентацию школников на приобретение знаний в области
физической културы. кроме того, при формировании убедений прибегат к
убедителной аргументации, обоснованности и доказателности.
143
|
итак, обобщая излоенное, моно констатироват, что
структурные и содерателные изменения в мотивации к занятиям физической културой
и спортом заключаются в следующем:
1.
По мере развития личности ребенка появляются новые
психологические образования, которые услоняют процесс мотивации, расширяя
состав образующих мотивов; это приводит к более обоснованному намерению
заниматся физической културой и спортом.
2.
В разные возрастные периоды ведущую рол в объяснении основания
занятий физической културой и спортом играют различные мотивы.
3.
С возрастом увеличивается осознаваемост структуры мотива как
внутреннее побудение, а не как «реактивное», обусловленное толко внешними
влияниями и обстоятелствами.
4.
укрепление мотивации к занятиям физической културой и спортом
происходит в резултате соотнесения человеком своих потребностей с возмоностями
и особенностями выполняемой деятелности.
5.
основными методами формирования полоителной мотивации к занятиям
физической културой и спортом являются поощрение и соревнование (с учетом
возмоностей учащихся).
6.
основными условиями формирования полоителной мотивации к занятиям
физической културой и спортом являются организация учебно-воспитателного
процесса с учетом педагогических требований (принципы, закономерности,
возрастные особенности и т.д.).
7.
Продолителные наблюдения за учащимися на уроках физической
културы дают основание полагат, что ведущим мотивом в занятиях все болше
становится интеллектуалный интерес, который в болшей мере развивается под
воздействием теоретических знаний.
удк 378. 147: 42/49
список литературы
1.
алексеев В. а.
Физкултура и спорт. М.: Просвещение, 1986.
2.
андронов о. П.
Физическая култура, как средство влияния на формирование личности. М.: Мир,
1992.
3.
асеев В. г.
Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысл, 1976. 158 с.
4.
Балсевич В. к.
Физическая култура для всех и для кадого. М.: Физкултура и спорт, 1988. 208 с.
5.
Белорусова В. В.
Воспитание в спорте. М., 1993.
6.
Боович л. и.
личност и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
7.
Возрастная и
педагогическая психология / под ред.
а. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 288 с.
8.
гончаров С. Т.
Российская система физического воспитания. СПб.: кристалл, 1997.
9.
горбунов г. д.
Психопедагогика спорта. М.: Физкултура и спорт, 1986. 182 с.
10.
доброволский В. к.
Физическая култура и здорове. М.: Медицина, 1967. 75 с.
11.
дуркин П. к.
Формирование у школников устойчивого интереса к занятиям спортом // Теория и
практика физической културы. 1995. № 11. С. 49.
12.
жиляев а. Спорт?
Спорт! М.: Советская Россия, 1986.
13.
Захарова е. л. как
спорт помогает оцениват себя. М., 1988.
14.
илин е. П.
Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 508 с.
«билингвальная
основа» обучения иностранному языку как Фактор углубленного языкового
образования
е. Ю.
ожегоВа
Пензенский
государственный педагогический университет им. В. г. Белинского кафедра
перевода и переводоведения
В
статье раскрывается сущность понятия «билингвальная основа» обучения
иностранному языку, ее роль в формировании коммуникативно-ориентированной
личности, а также рассматриваются основные этапы проекта взаимодействия
родного и иностранного языков, обеспечивающего билингвальную основу обучения.
|
15.
илин е. П.
Психология физического воспитания. СПб.: изд-во РгПу им. а.и. герцена, 2000.
486 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.