Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Музыка / Формирование коммуникативной компетенции учащихся музыкального объединения УДОД средствами технологии обучения в сотрудничестве

Формирование коммуникативной компетенции учащихся музыкального объединения УДОД средствами технологии обучения в сотрудничестве

hello_html_73dfbded.gifhello_html_m42357e9d.gifhello_html_64399d67.gifhello_html_m333210f6.gifhello_html_m78a5629f.gifhello_html_m3de0ff0d.gifhello_html_m415c9d9d.gifhello_html_7ddfc117.gifhello_html_m1698f1fd.gifhello_html_27f9ea79.gifhello_html_me4d4b7e.gifhello_html_4d7364b3.gifhello_html_454938da.gifhello_html_m15467b05.gifhello_html_m2f6b48ab.gifhello_html_2e837ad6.gifhello_html_m53706ca8.gifhello_html_1defb3cb.gifhello_html_2211c824.gifhello_html_m20a7626a.gifhello_html_m44f50dc7.gifhello_html_1ffe6346.gifhello_html_m7d259125.gifhello_html_m33a8d8cc.gifhello_html_56061f4e.gifhello_html_m2573a568.gifhello_html_4f282b5d.gifhello_html_6e53aa19.gifhello_html_m3aa71cb8.gifhello_html_m45c785c2.gifhello_html_5d655ffa.gifhello_html_10d8a9f7.gifhello_html_mdfe4d18.gifhello_html_m1c5237bc.gifhello_html_70858608.gifhello_html_4ca40313.gifhello_html_4c4b6043.gifhello_html_2123f02e.gifhello_html_26748a46.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifhello_html_m91ad64.gifГосударственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области Структурное подразделение «Поиск»













Методическая разработка

на тему:

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся музыкального объединения УДОД средствами технологии обучения в сотрудничестве»











Выполнила: Верещагина Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2 пгт Суходол Сергиевского района Самарской области









Сергиевск, 2017 год

Оглавление:

  1. Ведение

  2. Цели и задачи представляемой инновации

  3. Содержание инновации

  4. Основная идея инновации

  5. Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости

  6. Ожидаемые результаты введения инновации

  7. Основные области и перспективы внедрения данной инновации

  8. Преимущества предлагаемой инновации

  9. Сроки осуществления замысла инновации

  10. Степень проработанности инновации

  11. Библиографический список

  12. Приложения






























Введение

Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения. Одна из задач модернизации образовательной системы заключается в обновлении форм, методов для повышения качества обучения. Современные образовательные институты должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Задача формирования коммуникативной компетенции детей 21 века связана с тем, что современные подростки большей частью не умеют излагать свои мысли, не владеют навыками продуктивного общения, умениями безболезненно выходить из конфликтных ситуаций. Агрессия и отсутствие компромиссов - вот стиль общения поколения "пепси". Хотя именно развитая сфера коммуникации любого человека помогает ему в осуществлении своих профессиональных, и личных планов. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Формирование коммуникативной компетентности подрастающего поколения становится социальной проблемой, от решения которой зависит судьба нашего общества в будущем. Особая роль в решении и реализации этой задачи отводится сфере дополнительного образования детей. Формирование коммуникативной компетенции через совместную деятельность детей в едином творческом коллективе является естественным и весьма продуктивным, так как межличностное общение как со сверстниками, так и с педагогом, происходит в психологически комфортных условиях и непринуждённой обстановке. Возможность самореализации и самоактуализации на занятиях в музыкальном объединении, в том числе, через участие в творческих конкурсах и концертной деятельности является ведущим фактором в формировании потребности общения со сверстниками, позитивного отношения к результатам коллективного творческого взаимодействия. В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения задача формирования коммуникативной компетенции обучающихся, как одной из ключевых компетенций выпускника, направляет педагога на поиск новых методик преподавания, новых способов организации учебных занятий, новых методов оценивания образовательного результата.

Одним из ведущих инструментов инновационного решения поставленных задач, является использование современных образовательных технологий в педагогической деятельности.

Основные задачи, решаемые инновационными технологиями:

- усвоить за минимальный промежуток времени максимальный объем информации;

- повысить творческую активность обучающихся;

- овладеть широким спектром практических навыков и умений.

Технология обучения в сотрудничестве является одной из инновационных технологий, так как выполняет вышеперечисленные задачи, способствуя развитию общей культуры общения подростков через формирование их коммуникативных навыков и умений в процессе совместной деятельности.

Цели и задачи представляемой инновации

Таким образом, целью представляемой инновации является применение технологии обучения в сотрудничестве на занятиях музыкального объединения в качестве средства формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

  1. Обосновать необходимость введения элементов технологии обучения в сотрудничестве в учебно-творческую деятельность детского музыкального объединения.

  2. Раскрыть особенности содержания образовательного процесса в детском объединения с применением технологии обучения в сотрудничестве.

  3. Подобрать диагностический инструментарий для проверки уровня сформированности коммуникативной компетенции воспитанников детского объединения художественной направленности в процессе обучения

  4. Выявить и экспериментально проверить комплекс методов, способствующих развитию коммуникативной компетенции обучающихся через использование в образовательном процессе разнообразных форм учебно-творческой деятельности, организованных в режиме технологии обучения в сотрудничестве.

Гипотеза: успешное развитие коммуникативной компетенции обучающихся возможно, если:  в зависимости от возрастных физиологических и психологических особенностей детей будет подобран комплекс соответствующих форм и методов организации учебной деятельности, организованной в режиме технологии обучения в сотрудничестве.

Содержание и структура инновации

Обучение в сотрудничестве как технология

Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:

  • обучение в коллективе,

  • взаимооценку,

  • обучение в малых группах.

Это было названо одним термином - обучение в сотрудничестве. При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс, стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении. В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка.

При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

  • учащийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;

  • от умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать;

  • в процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.


Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для учащихся (ставит учебную задачу), а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых учащиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом,  в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения - соучеником (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем). На начальных этапах работы в режиме технологии обучения в сотрудничестве преподавателю придется потратить немало времени на разнообразные психолого-педагогические тренинги, направленные на:

  • знакомство учащихся друг с другом;

  • сплочение ученического коллектива в целом, отдельных групп учащихся;

  • освоение азов межперсональной и групповой коммуникации;

  • развитие умений участвовать в диалоге, вести дискуссию;

  • изучение индивидуальных стилей обучения, социально-психологических типов учащихся, работающих в одной группе.


Основные методики технологии обучения в сотрудничестве

I. Обучение в команде.

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

II. Подход с сокращенным названием «пила» (разработан Элиотом Аронсоном). Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания. Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Ф.Славиным разработан метод «Пила-2». Он предусматривает работу учащихся группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

III. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» (Дэвид Джонсон и Роджер Джонсон, 1897г.).

Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала, и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

IV. Исследовательская работа учащихся в группах.

Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

Организация работы по формированию коммуникативной компетенции обучающихся в режиме технологии обучения в сотрудничестве

Возможность применения элементов технологии обучения в сотрудничестве в обучении игре на гитаре необычайно широка. Включение детей в учебно-творческую деятельность осуществляется на основе системно-деятельностного подхода и носит личностно-ориентированный характер, соответствующий специфике музыкального объединения. Процесс обучения игре на гитаре - изначально практико-ориентирован, но в отличие от музыкальных школ (ДМШ) и школ искусств (ДШИ), где в рамках академического часа урок проводят с одни учеником, условия проведения образовательной деятельности в УДОД имеют свои нюансы.

Разновозрастные дети, более талантливые и менее одарённые, сосуществуют в одном творческом коллективе. При нормативе наполняемости групп (15 человек – на учебную группу 1-го года обучения, 12-14 человек на учебную группу 1-го года обучения) и количестве часов, выделяемых (4 часа в неделю - группа 1-го года обучения, 6 часов в неделю - группа 2-го года обучения) в музыкальном классе не всегда удаётся организовать полноценное учебное занятие, включающее все необходимые этапы. Педагогу элементарно не хватает времени, так как за 1,5 академических часа ему необходимо проверить домашнее задание у каждого воспитанника, объяснить новую тему, произвести первичный контроль усвоения новых знаний теоретической и практической направленности. С течением времени процесс обучения приобретает более индивидуализированный характер, в силу того, что в коллектив вливаются новые дети. Учитывая тот факт, что регламент индивидуальных занятий в музыкальном классе составляет всего 2 часа в неделю, очевиден дефицит времени на работу с одарёнными детьми. Совершенствование исполнительской техники гитариста, вокальная подготовка воспитанников, работа над освоением партий в ансамблевом музицировании при подготовке к концертам и разноуровневым творческим конкурсам - всё это кропотливая работа, требующая немало времени и сил. Внедрение в образовательный процесс творческого объединения технологии обучения в сотрудничестве как основной формы организации учебной деятельности позволяет: организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействие, формируя навыки продуктивного взаимодействия детей в творческом коллективе

Применение технологии обучения в сотрудничестве в объединении «Шестиструнная гитара» необходимо и целесообразно:

- при организации учебных занятий разных типов;

- при проведении динамических пауз и физкультминуток;

–в коллективно-групповой музыкально-исполнительской деятельности при подготовке к концертам (разносоставное ансамблевое музицирование);

- при проведении различных тематических воспитательных мероприятий досугового, гражданско-патриотического, социального, нравственно-этического направлений;

- при подготовке учащихся к разноуровневым творческим конкурсам (в рамках индивидуальных занятий);

- в работе с одарёнными детьми.

Проектирование и организация учебного занятия в режим технологии обучения в сотрудничестве

Введение элементов технологии обучения сотрудничестве помогает педагогу в рациональном использовании времени для полноценной организации учебного процесса в рамках урока. Используя основные методики представленной технологии, можно способствовать формированию коммуникативных умений учащихся на каждом из этапов занятия. Ведущим методом диагностики в этом случае будет педагогическое наблюдение. Формирование коммуникативных умений при проведении традиционного занятия с элементами технологии обучения в сотрудничестве

Традиционное занятие в объединении "Шестиструнная гитара", как и школьный урок музыки, включает в себя такие виды музыкальной деятельности учащихся, как - слушание музыки; исполнительскую деятельность; пение; музыкально-познавательную деятельность и имеет следующую структуру:

1.Организационный этап

Форма организации деятельности - коллективная, групповая.

Вид деятельности - исполнительская (игра на музыкальном инструменте, пение). Содержание - исполнение учащимися стихотворения или куплета песни, под гитарный аккомпанемент (Например, из репертуара О. Митяева "Как здорово!"). Формируемые коммуникативные умения - эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

(Проведение можно поручить одному или двум воспитанникам, делегируя свои полномочия).

2.Актуализация знаний

Форма организации деятельности - работа в парах.

Вид деятельности - учебно-познавательная.

Содержание - проверка домашнего задания.

Методы и приёмы: устный опрос, тестирование, взаимопроверка, взаимоконтроль.

Формируемые коммуникативные умения: ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; способность строить понятные для партнёра высказывания; умение с помощью вопросов получать необходимую информацию.

Вне зависимости от типа урока при проверке домашнего задания используется парная форма взаимоконтроля учащихся. Ребята самостоятельно объединяются в пары, составляют письменный перечень вопросов к оппоненту, опираясь на свои знания и записи в рабочих тетрадях. Тестируемый письменно отвечает на вопросы и получает соответствующую оценку. Затем, роли меняются, и тестируемый становится экзаменатором.

3. Объяснение новой темы

Форма организации деятельности - фронтальная (коллективная), в малых группах.

Вид деятельности - музыкально-познавательная.

Содержание - усвоение нового материала.

Методы и приёмы: рассказ, доклад, эвристическая беседа.

Формируемые коммуникативные умения: владение монологической и диалогической формой речи; владение вербальными и невербальными средствами общения; способность строить понятные для партнёра высказывания.

В роли докладчика выступает один или несколько учащихся, подготовивших свои сообщения по теме заранее. Содокладчики могут разделить общую тему на составные части и выступать со своей частью информации.

4. Первичная проверка понимания

Форма организации деятельности - коллективная, работа в парах.

Вид деятельности - учебно-познавательная.

Содержание - проверка усвоения нового материала.

Методы и приёмы: устный опрос, тестирование.

Формируемые коммуникативные умения: умение слушать собеседника; ориентация на партнёра по общению; способность строить понятные для партнёра высказывания; умение с помощью вопросов получать необходимую информацию; умение обосновывать собственное мнение.

Первичная проверка усвоения учащимися новых знаний (в рамках изучения новой темы в теории) проверяется педагогом при устном фронтальном опросе, а также в форме тестовых заданий. Воспитанники отвечают письменно на индивидуальных листах. По результатам теста получают персональный результат. Данная форма контроля используется и при проведении практико-ориентированных занятий (изучение групп аккордов и правильная постановка рук, исполнение определённого вида аккомпанемента по аппликатурной схеме и т.д.). Педагог в данном случае выполняет роль эксперта, оказывая необходимые консультации в процессе выполняемой работы. Обучающиеся делятся на пары и производят взаимопроверку самостоятельно.

5. Практическая работа на закрепление пройденного материала

Форма организации деятельности - коллективная, индивидуальная.

Вид деятельности - исполнительская (игра на музыкальном инструменте, пение). Содержание - отработка исполнительских приёмов различных видов аккомпанемента на инструктивном материале, работа над исполнительским репертуаром в процессе вокальной деятельности.

Методы и приёмы: практические.

Формируемые коммуникативные умения: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества, продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной музыкально-творческой деятельности.

6.Рефлексия (подведение итогов)

Форма организации деятельности - коллективная, индивидуальная.

Вид деятельности - учебно-познавательная.

Содержание - подведение итогов занятия, рефлексия своих действий

Методы и приёмы: эвристическая беседа; рассуждение, самоконтроль; самооценка; приём «смайлик».

Формируемые коммуникативные умения: владение монологической и диалогической речью; умение слушать собеседника; ориентация на партнёра по общению; способность строить понятные для партнёра высказывания; умение обосновывать собственное мнение. Учебное занятие, спроектированное в соответствии с требованиями ФГОС, оформляется в виде технологической карты и представляет собой новый методический продукт, позволяющий обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся. Использование элементов технологии обучения в сотрудничестве в этом случае повышает продуктивность занятия в целом и обеспечивает реализацию основных принципов системно-деятельностного подхода (Приложение 1).

Учебное занятие, организованное в форме обучения в сотрудничестве, имеет иную в сравнении с традиционным уроком методическую структуру и требует основательной подготовки педагога (Приложение 2).


Алгоритм проектирования учебного занятия в режиме технологии обучения в сотрудничестве:

ШАГ 1. Определить учебно-воспитательные задачи 1-го урока.

ШАГ 2. Определить объем материала, который учащиеся смогут выполнить в малых группах за одно занятие, точнее, за отведенное на одном уроке для этого время.

ШАГ 3. Определить, что должно предшествовать работе учащихся в сотрудничестве, что должно следовать за этой работой.

ШАГ 4. Поощрения. Учащиеся должны понимать, какие социально-психологические факторы общения будут отслеживаться учителем.


Организация работы в группах:

Первый этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется безоценочное принятие всего сказанного.

Второй этап: обсуждение высказанных гипотез.

Третий этап: выработка группового решения в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свой выбор.

Четвертый этап: обсуждение итогов работы групп. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.

Пятый этап: обсуждение процесса работы.


Диагностика способов учебного сотрудничества в малых группах производится по итогам анализа Индивидуальных листов контроля за совместной деятельностью:

Имя_____________________________

Я помогал своей группе:____________________

дополняя идеи, ответы других________________

поддерживая, подбадривая своих товарищей____

обобщая различные высказывания, мнения_____

разъясняя, объясняя своим товарищам_________

Чем я буду заниматься в следующий раз?_______

Основная идея инновации - совместить требования ФГОС к развитию коммуникативной компетенций выпускника, как одной из ключевых и приоритетных и возможности дополнительного образования. Через введение в образовательный процесс технологии обучения в сотрудничестве, развивать коммуникационные навыки и культуру общения детей с целью подготовки обучающихся к жизнедеятельности в рамках социума, способствуя дальнейшей социализации воспитанников творческого объединения.


Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости

Актуальность предлагаемой инновации в том, что организуя учебно-воспитательный процесс соответствии с позиций обучения в сотрудничестве, педагог способен:

- реализовать принципы системно-деятельностного подхода в сфере дополнительного образования; - при требованиях к наполняемости учебных групп (12-15 человек) и остром дефиците времени на проведение полноценного учебного занятия с соблюдением всех необходимых этапов, выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого воспитанника с учётом его возрастных и психо-физиологических особенностей; - прогногнозировать новые предметные, метапредметные, личностные образовательные результаты обучающихся при составлении дополнительной образовательной программы (Приложение 3).


Научная новизна

Методика работы по формированию коммуникативных компетентностей учащихся основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков, педагогов-психологов. Изучению роли речевой среды и способов ее формирования у детей посвящены работы известных филологов: Ф.И.Буслаева, И.И. Срезневского. В этом же направлении работали профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПУ: А.Д.Дейкина и Т.М.Пахнова. В основу опыта положены также идеи ученого-методиста Л.С.Выготского (деятельностный подход к обучению) учение об интериоризации П.Я. Гальперина. Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А. Болотовым, Г.В. Селевко. Разработчики программ Т.А. Ладыженская, М.М.Разумовская построили систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений.


Нормативной базой представленной инновации являются следующие документы:

  1. Закон РФ об образовании.

  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

  4. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.


Практическая значимость инновации заключается в том, что её использование в педагогической деятельности соответствует требованиям системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

1. Повышение мотивации к обучению и саморазвитию, критериями продуктивности которой служит:

- увеличение количества детей, желающих заниматься в объединении;

-положительная динамика результативности участия воспитанников в разноуровневых творческих конкурсах (Приложение 4);

-рост активности обучающихся в концертно-исполнительской деятельности коллектива (Приложение 5);

-самообразование воспитанников с использованием Интернет-ресурсов.

2. Активную учебно-познавательная деятельность обучающихся, подтверждением которой могут служить:

- интерес детей к процессу обучения и творческой деятельности, создание песен собственного сочинения;

-самостоятельная работа над дополнительной информацией при изучении новой темы и оформление её в виде сообщения, доклада на учебном занятии в объединении;

-выполнение домашнего задания в полном объёме, включая теоретическую и практическую часть, направленную на формирование исполнительской техники воспитанников;

-хорошие показатели результативности усвоения теоретических знаний, формирования практических умений в овладении инструментом по итогам урока, при проведении самостоятельных и контрольных работ на закрепление и обобщение пройденного материала.

3. Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

- система подбора разноуровневых заданий для обучающихся (Приложение 6);

-формирование групп сотрудничества с учётом индивидуальных психо-физических особенностей детей;

- исполнительская деятельность учащихся, организуемая в соответствии с их музыкальными способностями и возможностями.

4.Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся:

-положительная динамика удовлетворённости жизнью в творческом коллективе в течение всего срока обучения;

-укрепление стойких дружественных связей между членами детского коллектива;

-самоактуализация и социализация воспитанников творческого коллектива.


Ожидаемые результаты введения инновации

1.Сформированность коммуникативной компетенции как:

- общего уровня развития общения;

- интеракции;

- кооперации;

- интериоризации (как присвоения социального опыта)

2.Формирование новых предметных, метапредметных, личностных образовательных результатов обучающихся.

Основные области применения и перспективы внедрения данной инновации Реализация технологии обучения в сотрудничестве актуальна в детских объединениях учреждений дополнительного образования детей художественной направленности, имеющих стандарт наполняемости учебных групп - 12-15 человек и требующих лично-ориентированной направленности образовательного процесса (например, при обучении игре на музыкальном инструменте, при вокальной подготовке учащихся, при организации занятий в театральных студиях, танцевальных коллективах и т.д.). Уместным будет внедрение данной инновации в молодёжные коллективные сообщества творческой, волонтёрской, социальной направленностей. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в школе и в других образовательных учреждениях также может быть организована в режиме сотрудничества с использованием методов группового взаимодействия.

Преимущества предлагаемой инновации в том, что её внедрение в образовательный процесс не требует никаких дополнительных финансовых затрат и обновления материально-технической базы.

Сроки осуществления замысла инновации

Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с сентября 2015 до середины мая 2016 года и включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий (экспериментальный) и контрольный (аналитический). Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента дало возможность определить динамику в развитии коммуникативной компетенции обучающихся. Цель осуществления замысла инновации заключалась в выявлении и практической апробации комплекса методов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся в процессе учебно-творческой деятельности, организованной в режиме технологии обучения в сотрудничестве. Для осуществления этой цели мы ставили следующие задачи:
  1. выбор критериев оценки и уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;

  2. определение исходного уровня развития коммуникативной сферы воспитанников объединения;

  3. опытно-экспериментальная проверка комплекса методов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся в процессе учебно-творческой деятельности, организованной в режиме технологии обучения в сотрудничестве.



Степень (уровень) проработанности инновации

Этапы экспериментальной деятельности:

Подготовительный этап работы включил в себя подбор и систематизацию необходимого диагностического инструментария для осуществления мониторинга. Мониторинг осуществлялся с применением методики В.В. Синявского и В.А. Федорина, методики выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В.Овчаровой, диагностик коммуникативных умений А.Я. Михельсона, опросника КОС (оценка коммуникативных и организаторских склонностей), методики П.Торренса.

Работа, проведённая на первом этапе эксперимента (констатирующем) показала уровень сформированности коммуникативной компетенции у детей, обучающихся в объединении. По результатам тестирования были отобраны две учебные группы - экспериментальная и контрольная. Экспериментальной группой стал коллектив с общим низким показателем развития коммуникативной компетенции, контрольной группой стал коллектив со средними показателями развития коммуникативной компетенции. Второй этап эксперимента, формирующий коммуникативную компетентность у обучающихся, предполагал проведение занятий в двух группах с различием формы проведения урока музыки. Так, в экспериментальной группе учебные занятия и другие виды деятельности были построены в форме обучения в сотрудничестве. Третий этап – контрольный – был проведен после формирующего этапа эксперимента, и обе группы были продиагностированы по тем же методикам. Уровень сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся экспериментальной группы заметно увеличился, что явилось показателем преимущества организации учебно-творческой деятельности в режиме технологии обучения в сотрудничестве.

Констатирующий этап эксперимента проходил в сентябре 2015 года, и в его задачи были следующими:

  1. разработка критериев оценки, для определения уровня развития коммуникативных умений (Приложение 7);
  2. выявление исходного уровня развития сферы коммуникации учащихся (Приложение 8);
  3. анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, определение комплекса методов, направленных на развитие коммуникативной компетенции воспитанников объединения.

Результаты констатирующего этапа эксперимента заносились в специальную таблицу изучения развития коммуникационной компетенции обучающихся.


Таблица изучения развития коммуникационной компетенции обучающихся

Критерии развития коммуникационной компетенции

Показатели сформированности

экспериментальная группа

контрольная группа

Общий уровень развития общения

65%

79%

Коммуникация как общение (интеракция):

52%

63%

Коммуникация как кооперация

42%

51%

Коммуникация как условие интериоризации (присвоение социального опыта)

19%

27%


Формирующий (экспериментальный) этап эксперимента проходил в течение 2016 учебного года (октябрь - май), и его основная задача заключалась в выявлении и внедрении в практику комплекса методов, способствующих активному развитию коммуникативных умений в процессе учебно-творческой деятельности через:
  1. организацию учебных занятий в режиме технологии обучения в сотрудничестве;

  2. организацию воспитательной работы воспитанников с делегированием полномочий самостоятельной подготовки и проведения тематических мероприятий различной направленности;

  3. организацию творческого процесса (концертно-исполнительская деятельность воспитанников) в форме ансамблевого музицирования;

  4. участие детей в разноуровневых конкурсах;

  5. проведение работы по организации авторского творчества детей;

  6. проведение диагностических исследований и фиксации результатов в индивидуальной карте развития коммуникативной сферы воспитанников (Приложение 9).

Использование диагностической карты " Коммуникативно-адаптационные способности обучающихся" (Приложение 10) в рамках текущего мониторинга дало возможность проведения исследования таких параметров, как ценности коммуникативной деятельности (ЦКД) и преобладающий характер стиля общения (ХСО).

Контрольный этап эксперимента проходил в мае 2016 учебного года, и его основная задача заключалась в проведении аналитической работы по систематизации полученных результатов сформированности коммуникативной компетенции обучающихся по итогам мониторинга.

Результаты контрольного этапа эксперимента наглядно демонстрирует:

Таблица изучения развития коммуникационной компетенции обучающихся

Критерии развития коммуникационной компетенции

Показатели сформированности

экспериментальная группа

контрольная группа

Общий уровень развития общения

84%

79%

Коммуникация как общение (интеракция):

67%

63%

Коммуникация как кооперация

59%

51%

Коммуникация как условие интериоризации (присвоение социального опыта)

30%

27%

Вывод: обозначенная нами гипотеза получила своё подтверждение, так как присутствует положительная динамика развития коммуникационной сферы обучающихся по обозначенным критериям (показателям):

  1. общий уровень развития общения экспериментальной группы увеличился на 19%.

  2. коммуникация как общение (интеракция) - на 15%.

  3. коммуникация как кооперация - на 17%.

  4. коммуникация как условие интериоризации (присвоение социального опыта) - на 11%.





























Заключение

В ходе решения основных задач представленной инновации, мы выяснили актуальность формирования коммуникационной культуры современных детей, обосновали необходимость введения элементов технологии обучения в сотрудничестве в учебно-творческую деятельность детского объединения; раскрыли особенности содержания образовательного процесса в музыкальном объединении с применением технологии обучения в сотрудничестве (на примере организации различных видов учебной деятельности). Для проверки уровня сформированности коммуникативной компетенции воспитанников детского объединения художественной направленности был подобран необходимый диагностический инструментарий. Внедрение в образовательный процесс технологии обучения в сотрудничестве предоставляет педагогу дополнительного образования рационально использовать учебное время в рамках занятия и достичь новых образовательных результатов воспитанников УДОД.

Выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение: успешное развитие коммуникативной компетенции обучающихся возможно, если: в зависимости от возрастных физиологических и психологических особенностей детей будет подобран комплекс соответствующих форм и методов организации учебной деятельности, организованной в режиме технологии обучения в сотрудничестве.

Предлагаемая инновация может быть рекомендована к использованию в различных образовательных учреждениях, в молодёжных сообществах.
















Библиографический список

Нормативная база:

  1. Закон РФ об образовании.

  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

  4. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.


Информационные источники:

  1. Бухарова Г.Д., Л.Д. Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика.- М.: Издательский центр Академия, 2009.

  2. Выготский Л.С..Психология развития ребёнка. – М.: Эксмо cерия: Библиотека всемирной психологии, 2005.

  3. И. В. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - Гардарики, 2004.

  4. П. Я. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М: «МПСИМОДЭК», 2003 г. 
    Давыдова М.А. Уроки музыки. М., «ВАКО», 2010.

  5. Затямина Т.А. Современный урок музыки. М., «Глобус», 2010.

  6. Мазыр З.А., Журавлева С.В. Методические рекомендации по организации социального и творческого проектирования в учреждении дополнительного образования детей. - Самара: СДДЮТ, 2007.

  7. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

  9. Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения Школьные технологии.- 2001.- № 1.

  10. Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М.: Владос,1995.

  11. Интегрированные уроки искусства. Алеев В.В., Науменко Т.И.. М., Дрофа, 2009 г.

Эор:

  1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/.

  2. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности [электронный ресурс]. Режим доступа http://lib.rus.ec/b/166285/read дата доступа 12.01.17 г.

  3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

  4. ФГОС ООО [Электронный ресурс] // Минобрнауки. URL: http://минобрнауки.рф/  (Дата обращения: 02.02.2017).

  5. ФГОС Начальное образование [электронный ресурс]. Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959Гфгос дата доступ 12.02.17 г.

















Приложения








Приложение 1

Технологическая карта урока (учебного занятия) с применением новых образовательных технологий, ИКТ и ЭОР по теме «Малые формы ансамблевого музицирования».

Объединение: «Шестиструнная гитара».

Год обучения: второй.

Количество обучающихся: 15.

Возраст обучающихся: 13-17 лет.

Тема: Малые формы ансамблевого музицирования.

Преподаватель: Верещагина М.Е.

Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Вид урока: традиционный, с использованием электронных образовательных ресурсов и ИКТ.

Дидактическая цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения воспитанниками комплекса знаний и способов деятельности.

Цель урока: применить практические знания и освоенные способы вокально-музыкальной деятельности с использованием малых форм ансамблевого музицирования на материале изучаемых произведений Ю. Шевчука. Оптимизировать коллективную музыкально-творческую деятельность с помощью средств ЭОР и ИКТ.

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию;

-развитие мышления, творческой инициативы;

-приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять партии при игре в ансамбле;  передавать ритмический рисунок и эмоциональность при воспроизведении инструментальных и вокальных партий; оценка индивидуальной, групповой и коллективной музыкально-исполнительской деятельности

Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить изученные теоретические знания в области гитарного аккомпанемента и ансамблевого музицирования;  учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения; формировать практические умения в использовании электронно-образовательных ресурсов и средств ИКТ.

Развивающие: развивать вокальные навыки и практические умения в овладении инструментом с использованием групповых форм организации деятельности, развивать познавательную и творческую активность через различные виды музыкальной деятельности; развивать и активизировать музыкально-слуховую сферу учащихся; развивать исполнительскую выдержку в процессе работы над музыкально-исполнительским материалом.

Воспитывающие: формировать устойчивый интерес к современной отечественной музыкальной культуре; воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине; воспитывать навыки коммуникативной культуры; формировать потребность в самостоятельной музыкально - творческой деятельности.

Формируемые универсальные учебные действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения воспринимать на слух и эмоционально исполнять музыкальные произведения; высказываться о музыке; умения находить способы решения проблем творческого характера; умения структурировать полученную информацию в нужной форме.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач; умения осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий; умения осуществлять рефлексию своих действий.

Виды деятельности на уроке:

1. Слушание музыки

2. Рассуждения о музыке

4. Исполнительская деятельность (игра на музыкальном инструменте)

5.Ансамблевое музицирование.

5.Пение

6. Музыкально-познавательная деятельность

Средства обучения:

ТСО: мультимедиа проектор, ноутбук с необходимым программным обеспечением– 4 шт. ЭОР: презентация, аудиозаписи и видеофрагменты песен Ю.Шевчука, тюнер для настройки гитары AP Guitar Tuner v. 1.02, метроном - программа Guitar, электронный справочник по аккордам Accords, электронный справочник для транспозиции аккордов Adaptation. Музыкальные инструменты: (гитара) – 15 шт.; дидактический материал: справочные таблицы «Расположение тоник основных аккордов в пределах семи ладов»; тексты песен Ю. Шевчука с аккордовой системой обозначения - «Не стреляй», «Разговор на войне», «Капитан Колесников»; рабочие тетради учащихся.

Применение новых образовательных технологий:

1. Технология обучения в сотрудничестве.

2.Технология личностно-ориентированного обучения.

3.Технология проблемного обучения.

4. Технология КТД.

План урока:

I. Оргмомент.

II. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.

III. Мотивация. Целеполагание.

IV. Динамическая пауза

V.Самостоятельное применение

знаний в сходных и новых ситуациях.

VI.Самоконтроль и контроль. Коррекция.

VII.Информация о домашнем задании.

VIII.Рефлексия.

Технологическая карта урока.


Этапы учебного занятия

Деятельность педагога


Деятельность ученика

Методы, приёмы,

формы организации деятельности

Средства обучения: информационные источники и ЭОР


1.Организационный

момент- 2 мин.

Настраивает учащихся на работу, создаёт позитивный эмоциональный настрой на предстоящую работу.

Приветствуют друг друга, мобилизуются и настраиваются на работу в классе.

Коллективная

Презентация, слайд №1 (песняЮ. Шевчука «Родина»)

2.Актуализация комплекса знаний и способов деятельности – 5 мин.


Задаёт вопросы, корректирует ответы обучающихся, по пройденному материалу (актуализация ключевых понятий, терминов и способов организации музыкальной деятельности с использованием форм ансамблевого музицирования)


Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения, корректируя и дополняя друг друга.

Опрос, беседа

Презентация, слайд №2-№6

3.Мотивация. Целеполагание – 2 мин.


Подводит обучающихся к самостоятельной формулировке темы и цели занятия. Проводит инструктаж по предстоящей деятельности учащихся на уроке.

Формулируют свои предположения, аргументируя свою точку зрения, дополняя и корректируя друг друга.

Беседа.

Инструктаж.

Презентация, слайд №7-№8

4. Динамическая пауза – 3 мин.

Инструктирует, выполняя вместе с детьми, наглядно показывая, корректируя и помогая учащимся.

Выполняют: упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата; разминочное упражнение «Шагающие пальчики», направленное на развитие гибкости пальцев правой руки; упражнение «Ритм» на развитие чувства ритма и внутреннего слуха.

Всем коллективом. Упражнения- распевки; упражнения:

«Шагающие пальчики», «Ритм».

Презентация, слайд №9-№10

5. Самостоятельное применение

знаний в сходных и новых ситуациях – 25 мин.


Организует работу групп сотрудничества. Роли распределяются соответствии с психо-физическими особенностями и уровнем подготовки учащихся. Объясняет, что задача группы – оптимизировать работу группы и выйти на более высокий уровень исполнительского мастерства. Наблюдает, консультирует, даёт рекомендации, направляет, помогает, корректирует.


Производят деление на группы сотрудничества. Делегируют полномочия, распределяя исполнительские партии в группе (вокал, аккомпанемент, партия баса), выбирают эксперта и консультанта.

Настраивают инструменты, готовят индивидуальные исполнительские партии, с опорой на ЭОР.

Отрабатывают навыки совместного исполнения, синхронизации и согласованности действий вокалиста, аккомпаниатора, бас-гитариста. Консультируются с экспертом группы.


Инструктаж.

Самостоятельная работа в группах сотрудничества











Индивидуальная работа над исполнительскими партиями, с опорой на ЭОР.

Групповая работа с использованием малых форм ансамблевого музицирования.

Тексты песни Ю. Шевчука в аккордовой системе обозначения. Тюнер для настройки гитары AP Guitar Tuner v. 1.0; метроном - программа Guitar; электронный справочник по аккордам Accords, электронный справочник для транспозиции аккордов Adaptation.

6. Контроль и самоконтроль, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 5 мин.


Слушает, наблюдает за слаженностью выступления каждой группы, оценивает.

Выявляет качество и уровень владения вокальными навыками и исполнительскими умениями учащихся при использовании коллективной формы исполнении песни. Выявляет проблемные места, причины затруднений.

Исполняют песни в составе трио, используя накопленные знания и умения, сверяясь с эталоном. Выявляют проблемные места, корректируют. Оценивают индивидуальную работу друг друга и коллективный творческий продукт, руководствуясь памяткой с разработанными критериями.

Исполнение песни в составе трио. Кллективное исполнениеКоллективное обсуждение. Работа по памяткам.


Презентация, слайд № 11. Аудиофрагмент песни Ю. Шевчу

ка

7. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению - 1 мин.


Озвучивает информацию о домашнем задании. Инструктирует, даёт рекомендации к выполнению.

Принимают информацию, записывают задание в тетради, задают уточняющие вопросы.



8.Рефлексия (подведение итогов) - 3 мин.


Подводит итоги. Выясняет, достигли ли учащиеся цели. Задаёт вопросы о впечатлениях от занятия и эмоциональном настрое воспитанников по окончанию урока. Актуализирует применение средств ЭОР на уроке. Создаёт ситуацию успеха для каждого участника общего творческого дела. Мотивирует коллектив на дальнейшую продуктивную совместную деятельность в музыкальном коллективе.

Дают итоговую оценку своей работе на уроке. Рассказывают о своих впечатлениях, используя приём «Смайлики». Делятся мнениями о видах деятельности, которыми занимались на уроке (слушали песню; рассуждали; играли на музыкальных инструментах по партиям и в составе трио; пели; коллективно исполнили песню из репертуара Ю. Шевчука, используя в подготовке к выступлению средства ЭОР; оценивали свою работу)

Коллективное обсуждение. Приём «Смайли

ки»

Видеофрагмент.




























Приложение 2

Технологическая карта организации репетиционного занятия

по теме:

«Технология группового взаимодействия на уроке ансамблевого музицирования в объединении «Шестиструнная гитара» на примере разучиваният композиции «Чужой» из репертуара группы «Мельница».


Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Результаты и оформление результата

1.Организационно-подготовительный

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Обмениваются дружескими приветствиями.


Создать благоприятный эмоционально-психологический настрой на предстоящую работу.

2.Индивидуальная работа

Проверить уровень подготовки каждого исполнителя.

Индивидуальная работа с педагогом: воспроизведение своих индивидуальных музыкальных партий (аккомпанемент, бас, соло).

Актуализация знаний, умений и навыков в воспроизведении своих индивидуальных музыкальных партий.

3.Работа экспертныхгрупп

Объединяет обучающихся в экспертные группы, в которых у каждого учащегося своя функция (лидер, эксперт, редактор). Роли распределяются соответствии с психо-физическими особенностями и уровнем подготовки учащихся. Объясняет, что задача группы – оптимизировать работу группы и выйти на более высокий уровень исполнительского мастерства. Дает консультации.

Распределяют роли внутри группы, оценивают работу друг друга, выявляют проблемные места. Более сильные учащиеся помогают слабым. Консультируют друг друга.






Отработать выразительное и безошибочное исполнение данного произведения в ансамбле.

Развивать коммуникативные и творческие способности каждого учащегося.

3. Работа в команде

Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы
в группах.

Организует, вносит коррективы, помогает,





Учащиеся приспосабливаются друг к другу, внимательно слушают друг друга и регулируют выразительность звука внутренним и опережающим слухом, подключая свое воображение. Работа над артикуляцией, выразительностью и техникой исполнения. Ансамблевое музицирование.

Создание единого образа, взаимное обогащение учащихся в группе.Отработка навыков совместного исполнения, синхронизация и согласованность действий. Целостное осмысление, обобщение полученной информации.

Достижение взаимопонимания, полной синхронизации и согласованности  действий.

5.Рефлексия

Учитель задает вопросы учащимся

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что не получилось? Почему? Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.

Ученик отвечает на вопросы учителя, с помощью педагога разрабатывает индивидуальную траекторию дальнейшего обучения.




Регулятивные ууд : учащийся приобретает навыки самостоятельного анализа своей деятельности, учится планировать и прогнозировать свою деятельность для дальнейшей эффективной организации своего индивидуально-образовательного маршрута.



Система заданий освоения материала в режиме технологии обучения в сотрудничестве для этапа «работа в команде» с применением методики «Обучение в команде».

Задание №1.

Коллективное конструирование дополнительной партии баса для ансамблевого музицирования на композицию «Чужой» с использованием следующих музыкальных интервалов: тоника, терция, квинта.

Дидактический материал: таблица «Тоники основных аккордов в пределах 7-ми ладов»; таблица «Основные музыкальные интервалы».

Количественный состав: группа из 3-х человек.


Задание №2.

Коллективное конструирование дополнительной партии аккомпанемента для ансамблевого музицирования на композицию «Чужой» с использованием аппликатурного приёма «рифф».

Дидактический материал: таблица «Тоники основных аккордов в пределах 7-ми ладов»; таблица «Расположение нот на грифе гитары».

Количественный состав: группа из 2-х, 3-х человек.































Приложение 3

Образовательные результаты программы "Шестиструнная гитара"

Личностные

  • знают и принимают традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • любят свой край и свою Родину, уважают свой народ, его культуру и духовные традиции,

  • умеют выражать свою гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,

  • знают о значении музыкальных занятий в развитии человека, становлении его личности, формировании жизненных ценностей и ориентиров;

  • имеют сформированную мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, импровизация, музыкально-пластическое движение);

  • имеют потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества,

  • имеют навыки бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.


Метапредметные














Познавательные

  • знают где и как можно найти нужную информацию о музыкальном произведении, исполнителе и т.д.;

  • умеют ориентироваться в информационном пространстве, готовы и способны к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,

  • умеют ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • владеют навыками ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • умеют осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей

Коммуникативные

  • знают сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

знают приемы общения с людьми разного возраста и разного социального положения;

  • умеют понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • умеют продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной музыкально-творческой деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • имеют навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми;

  • умеют использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • умеют общаться с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности;

Регулятивные

  • умеют принимать и сохранять учебно-творческие цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческо-музыкальной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • умеют выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

  • умеют прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • имеют опыт мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта индивидуального и коллективного публичного выступления и при подготовке к нему;

  • имеют навыки адекватной оценки своих реальных и потенциальных музыкально-творческих способностей


Предметные

первый год обучения:

  • знают первоначальные сведения об инструменте;

  • знают основы гитарного аккомпанемента;

  • знают элементарную теорию музыки в объеме программного материала 1-го года обучения;

  • знают основы образования голоса;

  • знают основы сценического поведения;

  • умеют аккомпанировать на гитаре изученные песни в изученных тональностях;

  • умеют выразительно и грамотно исполнять песни, применяя на практике изученные музыкально-теоретические сведения (средства музыкальной выразительности);

  • умеют работать в творческом коллективе и имеют навыки музицирования в ансамбле

второй год обучения:

  • знают элементарную теорию музыки в объеме программного материала 2-го года обучения;

  • знают виды гитарного аккомпанемента, изучаемого в рамках курса;

  • знают основы вокального исполнительства;

  • знают основы современной музыкальной культуры;

  • умеют выразительно и грамотно исполнять песни, рационально применяя средства музыкальной выразительности, какой-либо вид гитарного аккомпанемента и приёмы вокальной техники;

  • умеют работать в ансамбле, чисто интонировать свои вокально-музыкальные партии;

  • умеют выступать на сцене, демонстрировать результаты обучения, принимая участие в благотворительных, конкурсных и т.п мероприятиях




Приложение 4


Мониторинг результативности образовательного процесса (по результатам участия в творческих конкурсах)

Год обучения

Кол-во

обучаю-

щихся в

объедин

ении

Уровень

Районный

(призёры)




Окружной

(призёры)


Областной

(призёры)


Всероссийский (призёры)


Международ-ный (призёры)


чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2010-2011

58

11

19









2011-2012

59

15

24









2012-2013

60

13

22

1

2







2013-2014

60

15

25









2014-2015

58

8

14



1

2

1

2



hello_html_m14446c1b.gif

Вывод: Данный вид мониторинга позволяет наглядно проследить положительную динамику развития музыкально-творческих способностей обучающихся в области исполнительской техники, вокального мастерства, авторского творчества и выход учащихся на областной и всероссийский уровень достижений. Показатели мониторинга свидетельствуют о положительной динамике в развитии компетенции личностного самосовершенствования обучающихся. С позиции ФГОС - формирование нового образовательного результата в предметной области, формирование, личностных, коммуникативных УУД.




Приложение 5


Мониторинг результативности образовательного процесса (по результатам участия в концертно-исполнительской деятельности)

Год обучения

Кол-во обучающихся в объединении

Кол-во обучающихся, задействованных в концертно-исполнительской деятельности


Чел.

%

2010-2011

58

9

16

2011-2012

59

13

22

2012-2013

60

19

32

2013-2014

60

20

33

2014-2015

58

21

42

hello_html_17349f76.gif

Вывод: Данный вид мониторинга позволяет наглядно проследить положительную динамику развития музыкально-исполнительских навыков и умений учащихся овладении инструментом, сохранении стойкого интереса к обучению в объединении «Шестиструнная гитара», свидетельством чего служит год от года увеличивающееся количество воспитанников, реализующих свои творческие способности в концертно-исполнительской деятельности. Показатели мониторинга свидетельствуют о положительной динамике в развитии ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций учащихся детского музыкального коллектива. С позиции ФГОС - формирование личностных, коммуникативных УУД.







Приложение 6

Компетентностно-ориентированные задания по музыке для разновозрастного коллектива с использованием технологии обучения в сотрудничестве

Задание №1: к теме «Музыка как вид искусства».

Составьте схему, которая отражает взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Оцените значимость каждого вида искусства в отдельности и во взаимосвязи с музыкой (с указанием общности и различия выразительных средств).

Примерный вариант ответа:

Виды искусства - это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

Музыка – вид искусства, художественные образы которого создаются благодаря звукам. Особенные способности музыкальных звуков определяются их интонационной природой.
В музыке нередко встречаются и «портреты» разных людей, и «картины» или «сцены» из жизни разных слоев общества из той или иной эпохи и страны. Подобно живописи, музыка имеет свой колорит, например, тембровую расцветку разных инструментов, которые композиторы используют для создания «образов» природы: месячного сияния, игры воды или звуков летнего вечера.
Музыка является неотъемлемой частью театрального спектакля и произведения кинематографа. Музыканты и их искусство стали темой многих творений изобразительного искусства. На античных вазах и рельефах можно увидеть изображения музыкантов, которые играют на флейтах и лирах. В эпоху Средневековья художники любили изображать ангелов, которые поют и играют на духовых и струнных инструментах. Позже на картинах появились целые сценки с изображениями музыкальных концертов. Художники также обращались к теме музыки и изображали как музыкальные инструменты, так и портреты известных композиторов и исполнителей.

Выразительные средства музыки: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.

Художественно – выразительные средства живописи: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст.

Выразительные средства театра: во времени - (темп, ритм, нарастания и спады эмоционального напряжения), и в пространстве - (разработка сценической площадки, принцип её использования, мизансцены, декорации, движение и пр.)

Изобразительно-выразительные средства литературы : сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие.

Изобразительные средства кинематографа: кинематографические планы, переходы между планами, кадрами и эпизодами, точки зрения кинокамеры и ее движения. Выразительные функции в фильме выполняют также организация времени, пространства и монтаж.




Формируемые коммуникативные умения:

уметь ориентироваться на партнёра по общению и взаимодействию, уметь слушать собеседника, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, уметь формулировать собственное мнение и позицию, сохранять доброжелательное отношение друг к другу, уметь контролировать действия партнёра, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Задание №2: к теме «Музыкотерапия».

Оцените значимость воздействия музыки на человека и её роль в сохранении и укреплении здоровья человека. Пассивные и активные методы музыкотерапии и их роль в оздоровлении человека.

Примерный вариант ответа:

Научно доказано, что звучание той или иной ноты изменяет цвет и форму клеток крови, сосудистую, дыхательную, мышечную, нервную, эндокринную, кардиоваскулярную системы. Арт-терапевтическое воздействие музыки на человека:  нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой  активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом, развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах, развитие координации  движений под музыку. Пассивные (слушание музыки) и активные (вокалотерапия, метод пластического моделирования, музыкально-ритмические движения, метод Нордофф – Роббинс ) методы музыкотерапии. Вокалотерапия как активный метод, базирующийся на оздоровительных свойствах классического пения и включающий в себя в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов и упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека. В данном методе сочетается использование внутренних (вокалотреннинг) и внешних (рецептивная музыкотерапия) акустических сигналов сложной ангармонической природы частотой от 16 Гц до 20000 Гц.

Метод Нордофф - Роббинс - процесс совместного создания музыки с помощью музыкальных инструментов, что стимулирует межличностную коммуникацию и взаимодействие между терапевтом и пациентом. В данном методе делается акцент на уникальность роли «живой» музыки как средства коммуникации.

Пассивная форма музыкотерапии

Активные формы музыкотерапии.

Вокалотерапия

Метод пластического моделирования

Формируемые коммуникативные умения:

уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в том числе в ситуации столкновения интересов, уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания, владеть монологической и диалогической формами речи, уметь осуществлять коммуникативную рефлексию.

Задание №3: к теме «Современные музыкальные жанры и направления».

Проведите презентацию современных музыкальных жанров и направлений в которых широко представлена акустическая гитара (охарактеризуйте стилистические и ритмообразующие особенности представленного музыкального жанра).

Примерный вариант ответа:

Авторская песня или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского. Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. 

Блюз – один из наиболее популярных жанров гитарной музыки, отличающийся простым ритмом, выразительной мелодией и задушевным текстом. Для ритмического рисунка характерно разделение каждой доли такта не на две части, как обычно, а на три (так называемые триоли).

Джаз - (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг.

Кантри. Стиль возник в США, на основе фолк-музыки, в результате слияния мелодики старинных английских баллад и интонацией негритянского блюза. С английского «country» - сельский. Большое влияние на формирование стиля оказал инструмент банджо с его виртуальными пассажами. Характеризуется подвижностью и развитой басовой мелодической линией.

Рок – целое течение современной музыки, насыщенное социальной тематикой текстов и экспрессивным исполнением, имеющим большое разнообразие ритмов. Характеризуется монотонным тяжёлым звучанием первой доли.

Формируемые коммуникативные умения:

эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания, владеть монологической и диалогической формами речи, уметь осуществлять коммуникативную рефлексию.

Задание №4: к теме «Ансамблевое музицирование».

Предложите новый вариант конструирования дополнительной партии баса для ансамблевого музицирования на композицию «Чужой» (из репертуара фолк-группы «Мельница») с использованием следующих музыкальных интервалов «тоника», «терция», «квинта».

Дидактический материал: таблица «Тоники основных аккордов» в пределах семи ладов», таблица «Основные музыкальные интервалы».

Таблица основных интервалов

Название интервала

Количество тонов

Количество ступеней

Звуковой пример

Чистая прима

0 тонов (одна и та же нота)

1 ступень


Малая секунда

1/2 тона (полутон)

2 ступени


Большая секунда

1 тон

2 ступени


Малая терция

1.5 тона

3 ступени


Большая терция

2 тона

3 ступени


Чистая кварта

2.5 тона

4 ступени


Увеличенная кварта

3 тона

4 ступени


Уменьшенная квинта

Также 3 тона

5 ступеней


Чистая квинта

3.5 тона

5 ступеней


Малая секста

4 тона

6 ступеней


Большая секста

4.5 тона

6 ступеней


Малая септима

5 тонов

7 ступеней


Большая септима

5.5 тонов

7 ступеней


Чистая октава

6 тонов

8 ступеней




Примерный вариант ответа:

Ансамбль - (Ensemble, что в переводе с французского, означает «вместе») - небольшой коллектив исполнителей. Простейшие формы организации ансамбля (дуэт, трио). Специфика партий аккомпанемента, баса и соло. Роль басовой линии в ансамбле - держать уверенный темп и ясную гармонию. Ступеневая (количественная) и тоновая (качественная) величина и особенности звучания следующих интервалов: тоники, терции, квинты.

Формируемые коммуникативные умения:

владеть определёнными вербальными и невербальными средствами общения, уметь ориентироваться на партнёра по общению и взаимодействию, уметь слушать собеседника, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в том числе в ситуации столкновения интересов, уметь формулировать собственное мнение и позицию, сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, уметь использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формами речи, уметь осуществлять коммуникативную рефлексию.

Задание №5: к теме «Длительность нот и пауз».

Постройте классификацию музыкальных пауз по их относительной длительности. Составьте графическую схему соответствия длительностей нот и пауз в виде таблицы, используя справочную таблицу длительностей.

Справочная таблица длительностей

Нота

Пауза

Русское название

Итальянское название

Дробь


















Целая нота

Semibreve




Половинная нота

Minima




Четвертная нота

Semiminima




Восьмая нота

Croma




Шестнадцатая нота

Semicroma

















Примерный вариант ответа:

Целая нота звучит, пока мы считаем: раз-и-два-и-три-и-четыре-и, т.е. на 8 счётных единиц. Столько же длится и целая пауза. Далее, половинная нота (пауза) длится, пока мы считаем: раз-и-два-и, или три-и-четыре-и, т.е. на четыре счётных единицы. Четвёртная нота (пауза) длится 2 счётных единицы. Восьмая – одну. Две шестнадцатые длительности приходятся на одну счётную единицу.

Таблица длительности нот и пауз

Нота

Пауза

Название
(длительность)

Дробь

Пример



Целая
(1)





Половинная
(1/2)





Чертвертная
(1/4)





Восьмая
(1/8)





Шестнадцатая
(1/16)





Тридцать вторая
(1/32)



Формируемые коммуникативные умения:



уметь интегрироваться и работать в группе сверстников, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания, владеть монологической и диалогической формами речи, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёров, уметь осуществлять коммуникативную рефлексию.

























Приложение 7

Критерии сформированности коммуникативных умений:

1.Общий уровень развития общения: потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника)

2. Коммуникация как общение (интеракция): понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное.

3.Коммуникация как кооперация: умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, умение договариваться, находить общее решение; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

4. Коммуникация как условие интериоризации: рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; способность строить понятные для партнера высказывания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.











Приложение 8

Начальная диагностика

Метод диагностики – наблюдение, собеседование

ФИО

Коммуникативные умения

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень






Низкий уровень: ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками.

Средний уровень свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу.

Высокий уровень: инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то.



























Приложение 9



Карточка индивидуального развития коммуникативной сферы ребенка


Фамилия, имя__________________________________

Возраст_______________________________________

Название детского объединения___________________

Педагог_______________________________________

Дата начала наблюдения_________________________



Критерии

Оценка качеств (в баллах) по времени


Исходное состояние

Через три месяца

Через полгода

Через

год


Общий уровень развития общения





Коммуникация как общение (интеракция):





Коммуникация как кооперация





Коммуникация как условие интериоризации (присвоение социального опыта)



































Приложение 10

Диагностическая карта "Коммуникативно-адаптационные способности обучающихся"

ФИО

Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД)


Преобладающий характер стиля общения (ХСО)






Инструкция к заполнению диагностической карты:

1.Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД). Оценивается реальное место и роль обучающегося в коммуникативных отношениях в объединении. Место и роль в коммуникативных отношениях могут быть выражены в качественных характеристиках: лидер (Л), признаваемый (П), отвергаемый (О).
Л -
лидер: имеет высокий авторитет в группе сверстников или в группе. Позиция лидера проявляется во всех видах учебной и внеучебной деятельности, желанный участник всех мероприятий и желанный субъект общения.
П – признаваемый. Авторитетный человек, с чьим мнением считаются в каких-то отношениях (его круг общения в группе уже, чем у лидера).
О – отвергаемый. Постоянного круга общения в объединения нет. Контакты носят случайный характер, в игры его приглашают редко.


2.Преобладающий характер стиля общения (ХСО).
Т -
терпимый. При таком стиле общения человек обладает развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, что позволяет ему с уважением относиться к достоинству других; умеет воспринимать другую, отличную от своей точку зрения; редко вступает в конфликты, стремится к их разрешению мирным путем, самооценка адекватна.
К – конформистский. Размыты представления о нормах общения, часто неадекватная самооценка, легко принимает любой стиль общения, сложившийся в группе, групповые нормы и ценности некритически присваивает, несамостоятелен, в конфликтной ситуации ведет себя так, как принято в его группе.
А – неадекватная самооценка. Нетерпим к другой точке зрения, позиции, сам создает конфликтные ситуации.




  • Музыка
Описание:

Использование технологии обучения в сотрудничестве при организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования позволяет решить задачу формирования коммуникативной компетенции обучающихся как ключевой в соответствии с требованиями ФГОС. Технология обучения в сотрудничестве является одной из инновационных технологий, т. к. позволяет: усвоить детьми максимальный объем информации за минимальный промежуток времени ; повысить творческую активность обучающихся; овладеть широким спектром практических навыков и умений.

Автор Верещагина Марина Евгеньевна
Дата добавления 14.11.2017
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 596
Номер материала MA-072142
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы