Формирование ключевых
компетенций на уроках информатики
Колесникова
Н.Д.,
учитель информатики
МОУ
Щербаковская СОШ
В настоящее время главной
задачей образовательных учреждений России является проведение всех необходимых
организационно-правовых и учебно-методических мероприятий для полного перехода
на новую систему подготовки, обусловленную новыми законодательными нормами и
ФГОС , в которых акценты с содержания образования перенесены на результаты
обучения.
Компетентностный
подход – это подход в обучении, для которого характерны овладение учеником
знаниями и умениями в комплексе и ориентация образования и воспитания на
конечный практический результат. В основе отбора и конструирования методов
обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они
выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень
компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во
всех сферах. Цель школы - формирование ключевых компетенций.
В
настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые
необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной
является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы
компетенций:
·
ценностно-смысловые
компетенции,
·
общекультурные
компетенции,
·
учебно-познавательные
компетенции,
·
информационные
компетенции,
·
коммуникативные
компетенции,
·
социально-трудовые
компетенции,
·
компетенции
личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловые
компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными
ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать
целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурные
компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо
осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это - особенности
национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни
человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных,
социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни
человека, их влияние на мир.
Учебно-познавательные
компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической,
общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда
входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа,
рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационные
компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и
информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ,
Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать
ее.
Коммуникативные
компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими
и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными
социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать
письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовые
компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной
деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя,
представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя,
клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах
экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Каковы
преимущества уроков информатики перед другими учебными предметами при
формировании ключевых компетенций?
Во-первых, в
наличии специальных технических средств, в первую очередь – персонального
компьютера для каждого ученика.
Во-вторых,
компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом:
каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой
– доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на
других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный
контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других
уроках.
В-третьих, именно
на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание
собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом
организованы педагогом.
Уроки
информатики, прежде всего, призваны влиять на формирование и развитие информационных
компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:
• знакомство
с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических
навыков по работе с различными устройствами и приборами
• владение
способами работы с информацией:
• поиск в
каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
• извлечение
информации с различных носителей;
• систематизация,
анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы,
структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
• технически
навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
• преобразование
информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)
• владение
навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные
справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)
Таким образом,
информационные компетенции предполагают умения:
· владеть навыками работы с
различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками,
атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom,
Интернет;
· самостоятельно искать,
извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения
учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и
передавать ее;
· ориентироваться в
информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь
осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
· владеть навыками
использования информационных устройств.
· применять для решения учебных
задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись,
электронную почту, Интернет.
Говоря о коммуникативной
компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого
направления, характерные для уроков информатики:
• Владение
формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, дискуссии, защите
проекта и т.п.)
• Ведение
диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения
интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)
• Умение
представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления
текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по
шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)
• Владение
телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками
• Понимание
факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в
том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования;
владение ими на соответствующем уровне)
• Умение
работать в группе, искать и находить компромиссы
• Толерантность,
умение строить общение с представителями других взглядов (существование в
сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)
Важную роль
необходимо отвести учебно–познавательной компетенции. Так как,
в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной
степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной
компетенции можно выделить:
• Умение
осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности
(планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение
технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием)
• Умение
выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать
начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация,
численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.)
• Владение
навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение
методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего
устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.)
• Умение
работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами
ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.)
• Умение
оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне
(построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций)
• Создание
целостной картины мира на основе собственного опыта.
Общекультурная
компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках
информатики. В деятельностной форме ее можно описать так:
• Владение
элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя,
исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения,
создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной
графики, музыкальных треков)
• Понимание
места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития
(тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники,
адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)
И, в заключении,
рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для
ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности
проявить себя вне школьной учебы:
• Создание
комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности,
адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать
свое рабочее время, распределить силы и т.д.)
• Создание
условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания
- тестирование в режиме on - line , тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых
способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети,
публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.)
• Создание
условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы
(выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за
помощью в сетевые сообщества и т.п.)
• Наличие
способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой
области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в
глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).
Хотя ключевые
компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид
деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой
компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития
данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:
• коммуникативной
(монолог выступления, ответы на вопросы…),
• информационной
(выбор ключевых моментов дл отображения на слайде, систематизация данных,
структурирование доклада…),
• учебно-познавательной
(непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе
предварительного плана, анализа деланного и т.п.),
• общекультурной
(создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).
Таким образом,
можно отметить, что учебный курс информатики может быть реализован с
применением компетентностного подхода. В рамках существующих учебных программ
уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода.
Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели
урока, так как компетентностный подход делает главным участником
образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.
Литература
1. Босова Л.Л. Цели и содержание
подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в
аспекте компетентностного подхода.//Педагогическая информатика, №2, 2005.
2. Скрипкина Ю. В. Уроки
информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал
"Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm
3. Хуторской А.В. Ключевые
компетенции как комплекс личностно ориентированной парадигмы образования. //
Народное образование, №2, 2003.
4. Парфенова О. О. Формирование ключевых
компетенций на уроках информатики и во внеклассной деятельности ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
«ЭЙДОС» http://www.eidos.ru/journal/2011/1023-05.htm
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.