Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Формирование информационного обеспечения профессиональной деятельности педагогов учебных заведений Республики Мордовия

Формирование информационного обеспечения профессиональной деятельности педагогов учебных заведений Республики Мордовия

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС



hello_html_28dfd11d.gif

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

1. Определение и характеристики образовательной среды и ИОС 4

2. Оснащение образовательного процесса 6

В направленных Министерством образования и науки Российской Федерации Рекомендациях по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся описаны общие подходы к формированию материально-технических и информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. В субъекты Российской Федерации направлены дополнительные разъяснения по оснащению образовательных учреждений лабораторным, демонстрационным оборудованием и наглядными пособиями, в том числе и для организации внеурочной деятельности в части нецифровой техники. 6

3. Образовательная среда в Республике Мордовия 10

Заключение 13

Формирование информационного обеспечения профессиональной деятельности педагога играет важную роль в современной системе образования. 13

Само по себе данное понятие имеет множество связей с другими понятиями, а именно с такими, как система образования, ИОС, материально-техническое обеспечение и т.д. 13

Важную роль в решении проблемы реализации межпредметных связей отводится ИОС. Через общую образовательную среду различные гуманитарные и естественнонаучные предметы узнают возможности и потребности друг друга, создают, предлагают или находят источники межпредметной связи и средства ее реализации. 13

Список использованных источников 14

Введение


Информационное обеспечение образовательного процесса направлено на развитие единой информационно-образовательной среды (ИОС) образовательной организации, позволяющей автоматизировать и повысить интенсивность обмена информацией в образовательном, воспитательном и других процессах.

В Федеральном государственном стандарте (ФГОС) среднего (полного) образования в разделе IV «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» сформулированы информационно-методические условия реализации основной образовательной программы. Реализация основной образовательной программы должна обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Развитие современной информационной образовательной среды обусловлено в первую очередь развитием педагогической системы, как и прежде она рассматривается в аспекте симметричных отношений учитель – знание – ученик, их взаимодействия и взаимовоздействия. В основе этого взаимовоздействия лежит психологическое воздействие. Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное, упорядоченное.

Для того, чтобы всесторонне рассмотреть формирование информационного обеспечения профессиональной деятельности педагогов учебных заведений Республики Мордовия, необходимо познакомиться с основными требованиями к ИОС образовательных организаций, определяемыми соответствующими нормативными документами.

1. Определение и характеристики образовательной среды и ИОС


С введением ФГОС и вступлением в действие с 1 сентября 2013 года нового закона «Об образовании в Российской Федерации» актуализировалась значимость образовательной среды, ей стали отводить большую, чем ранее, роль. Понятие образовательной среды подверглось переосмыслению. Ее функционирование рассматривается теперь в новых аспектах.

Изучая различные определения образовательной среды, за основу берется следующее: «Образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой». То есть образовательная среда определяется существенностью воздействия (с прямыми и обратными связями) факторов и условий социальной среды на образование, результаты учебно-образовательных процессов, характер межличностных отношений, интеллектуальное и социокультурное развитие обучающегося.

Новое понимание образовательной среды связано именно с расширением состава и содержания этих факторов и условий. Наше общество стремится стать информационным. В век всеобщей информатизации образовательную среду называют информационной образовательной средой (ИОС). Информационный характер современной образовательной среды – одно из важнейших ее свойств, инвариантное вне зависимости от толкования этого понятия. Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером, который рассматривал информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников.

За основу понятия ИОС мы возьмем ее определение в ФГОС (как ее правовое толкование и выражение): «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

Развитие современной информационной образовательной среды обусловлено в первую очередь развитием педагогической системы, как и прежде она рассматривается в аспекте симметричных отношений учитель – знание – ученик, их взаимодействия и взаимовоздействия. В основе этого взаимовоздействия лежит психологическое воздействие. Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное, упорядоченное. Вследствие этого психологический аспект ИОС выражается в ее информационно-психологическом воздействии и во взаимовоздействии субъектов образования. Физически ИОС является многоуровневой средой – ИОС страны, региона, муниципальная ИОС, ИОС школы, личная ИОС, развивающиеся как открытые системы и подсистемы.

Логически ИОС содержит также три содержательных уровня:

  1. педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС;

  2. система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение;

  3. образовательная медиасреда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний.

2. Оснащение образовательного процесса


В направленных Министерством образования и науки Российской Федерации Рекомендациях по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся описаны общие подходы к формированию материально-технических и информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. В субъекты Российской Федерации направлены дополнительные разъяснения по оснащению образовательных учреждений лабораторным, демонстрационным оборудованием и наглядными пособиями, в том числе и для организации внеурочной деятельности в части нецифровой техники.

Совокупность комплектов оснащения должна обеспечивать возможность:

  • функционирования соответствующей требованиям ФГОС ООО информационно-образовательной среды образовательного учреждения;

  • реализации в полном объеме основных образовательных программ основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся;

  • использования современных образовательных технологий в учебной и внеурочной деятельности;

  • активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий);

  • безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов;

  • в электронной форме:

    1. управлять образовательным процессом;

    2. создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

    3. формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма; - создавать, обрабатывать и редактировать звук;

    4. создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;

    5. индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

    6. работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;

    7. визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);

    8. размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы образовательного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками образовательного учебного процесса информационные ресурсы);

    9. проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования.

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК) является составной частью ИОС ОУ, обеспечивает решение профессиональных задач педагога с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). СПАК должен обеспечивать сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Все технические средства СПАК должны быть скоммутированы между собой.

СПАК включает в себя:

  1. Персональный или мобильный компьютер (ноутбук) с предустановленным ПО;

  2. Интерактивное оборудование (интерактивная доска, интерактивная доска, проектор мультимедийный, визуализатор цифровой);

  3. Оборудование для тестирования качества знаний обучающихся и т.д.

Обучающая традиционная лабораторная учебная техника может быть представлена наборами традиционных лабораторных приборов, используемых обучающимися при постановке экспериментов, наблюдений, опытов по программам учебных предметов и внеурочной деятельности.

Учебная техника для отработки практических действий и навыков, проектирования и конструирования может быть представлена наборами конструкторов, робототехники, тренажерами и пр., предназначенными для моделирования, технического творчества и проектной деятельности.

Наглядные пособия по предметам могут быть представлены учебной техникой, обеспечивающей визуально-звуковое представление объекта изучения.

Наглядные пособия по предметам включают:

  • Электронные образовательные ресурсы (ЭОР);

  • Объемные пособия (макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы);

  • Плоскостные пособия (карты, схемы, чертежи)

Методические материалы для педагогического работника должны содержать руководство пользователя по подключению, наладке компекта или отдельных модулей комплекта, описание технологии работы с оборудованием,примеры практической работы с оборудованием и т.д.

Компьютерные лаборатории (виртуальные и компьютерные лаборатории являются дополнительной возможностью типовых лабораторий).

Дистанционное обучение (возможность проводить занятия с использованием дистанционных технологий для учащихся, организация модели «Класс удаленного присутствия», вебинары для диссимиляции опыта, видеоконференции, организация видеозаписи урока для отсутствующих учащихся).

Дополнительное образование (использование специализированных сред, интернет-технологий для профессионально ориентированного обучения детей, робототехнические курсы).

Внеклассная работа (стажировки, конкурсы, проекты, конференции, сетевые взаимодействия с детьми других ОУ, компьютерные клубы, издательский комплекс, веб-студии, интернет-клуб и т.п.).

Техническая и информационная поддержка (сервер (шлюзовой компьютер), банки заданий, ЭОР, школьная локальная вычислительная сеть и т.п.).

Электронные библиотеки играют важную роль в эффективном функционировании информационной образовательной среды и формируют контентную основу образовательного процесса. В условиях сокращения персональных контактов преподавателя и обучающегося, повышения роли самостоятельной работы учащихся электронные образовательные ресурсы, являющиеся основным содержимым электронных библиотек, становятся незаменимыми инструментами, без которых учебный процесс практически невозможен.




3. Образовательная среда в Республике Мордовия


В системе общего образования Республики Мордовия функционирует 394 общеобразовательных учреждения. Из них 62,3% средних общеобразовательных учреждений, 28,1% – основных общеобразовательных учреждений, 9,6% – начальных общеобразовательных учреждений. Важнейшее условие и одновременно средство формирования новой системы образования – это информационная образовательная среда (ИОС). Предпосылками к созданию ИОС в Российской Федерации стали такие важные события, как принятие:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
    (№ 273-ФЗ от 29.12.2013 г.);

  • Федеральных Государственных Образовательных Стандартов;

  • Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 792-р;

  • Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 61

Также огромную роль суграло взрывное и стихийное развитие информационных ресурсов и сервисов в образовании.

В Республике Мордовия, как и во всей стране, на сегодня сформированы на определенном уровне все компоненты ИОС. В основе ИОС лежат информационно-коммуникационные технологии.

В республике активно формируется программно-техническая составляющая ИОС. Формирование осуществляется двумя способами – централизовано Министерством образования Республики Мордовия и самостоятельно муниципальными образовательными учреждениями. Такой способ комплектации вычислительной техникой учреждения образования имеет положительную сторону, но и создает определенные проблемы с эксплуатацией приобретенной техники. Централизованные закупки позволяют проводить единую образовательную политику, более профессионально подойти к техническому заданию на закупки вычислительной техники, учесть основные потребности образовательных учреждений в связи с внедрением ФГОС.

В образовательных учреждениях республики насчитывается более 8 тысяч единиц компьютерной техники, что составляет менее 8 человек на один ПК. Каждое образовательное учреждение оснащено не менее чем 2 интерактивными досками, мультимедийными рабочими местами. В практику входит использование для мониторинга знаний тестирование с помощью пультов голосования. В образовательных учреждениях практикуется использование в учебном процессе и во внеурочное время документ-камеры, лингафонного кабинета, компьютерных лабораторий и иного оборудования.

Одним из этапов в создании ИОС в Республике Мордовия стала организация корпоративной сети образовательных учреждений для обеспечения школ высокоскоростной системой связи с центром дистанционного обучения, образовательным порталом Мордовии и Интернетом.

Образовательный портал Республики Мордовия располагает значительной библиотекой научно-методических образовательных материалов, выложенных на собственном ресурсе для регулярного использования педагогами как региона, так и страны.

Кроме того, портал предлагает своим пользователям несколько сотен ссылок на:

  • официальные образовательные ресурсы России (образовательные порталы);

  • нормативно-правовую документацию;

  • дидактические материалы;

  • цифровые образовательные ресурсы;

  • бесплатное программное обеспечение по GNU GPL лицензии;

  • сайты передовых педагогов и сайты органов власти

Тем самым портал вносит существенный вклад в становление и обеспечение единого информационно-образовательного пространства региона. Образовательная библиотека ресурсов портала постоянно пополняется новыми ссылками и материалами. Для обеспечения обратной связи функционирует форум портала, на котором все нуждающиеся в консультации педагоги могут получить квалифицированную помощь. Вся информация, содержащаяся на портале, структурирована по соответствующим разделам и подразделам и доступна через навигационное меню на главной странице. Материалы, содержащиеся на портале, четко структурированы.

На территории региона 90% образовательных учреждений подключены к различным средам ведения школьной документации в электронном виде. Муниципальные образовательные учреждения городского округа Саранск ведут электронный журнал и дневник в среде «Электронный журнал», остальные муниципальные образовательные 7 учреждения согласно соглашению между Министерством образования республики и
ООО «Дневник. ру» в среде «Дневник.ру». Все образовательные учреждения имеют школьные сайты.

Наиболее важной составляющей ИОС являются педагогические кадры. На базе Мордовского республиканского института образования организованы курсы повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ с использованием всех современных средств обучения: традиционные очные курсы по различной тематике, дистанционные, дистанционные видеокурсы, вебинары. Вебинары по теме «Требования федеральных государственных образовательных стандартов к структуре, функционированию ИОС ОУ», «Образовательная робототехника» были доступны каждому образовательному учреждению.

Заключение


Формирование информационного обеспечения профессиональной деятельности педагога играет важную роль в современной системе образования.

Само по себе данное понятие имеет множество связей с другими понятиями, а именно с такими, как система образования, ИОС, материально-техническое обеспечение и т.д.

Важную роль в решении проблемы реализации межпредметных связей отводится ИОС. Через общую образовательную среду различные гуманитарные и естественнонаучные предметы узнают возможности и потребности друг друга, создают, предлагают или находят источники межпредметной связи и средства ее реализации.

Список использованных источников


  1. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) Основного Общего Образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся / Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» // Правовая система «Консультант Плюс»

  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Правовая система «Консультант Плюс»

  3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Правовая система «Консультант Плюс»

  4. Цветкова, М.С. Информационная образовательная среда школы. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/nio/files/schoolios.ppt.

  5. Организация и компоненты информационной среды – Режим доступа: http://netschool.roos.ru/prod_about.htm.

  6. Заботнев, М.С., Кузнецов, Ю.М., Кулагин, В.П., Линецкий, Б.Л. Интегрированная информационная среда обучения. – Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/13468.doc.

  7. Сурхаев, М.А. Новые требования к образовательному процессу в условиях становления информационного общества // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - №1. - С. 35-37.



  • Другое
Описание:

чностью, но и опасен для общества своей непредсказуемостью действий. Важную роль в решении проблемы реализации межпредметных связей отводится ИОС. Через общую образовательную среду различные гуманитарные и естественнонаучные предметы узнают возможности и потребности друг друга, создают, предлагают или находят источники межпредметной связи и средства ее реализации.

В данной работе речь идет о формировании информационного обеспечения профессиональной деятельности педагогов учебных заведений Республики Мордовия.


Автор Юртаева Екатерина Андреевна
Дата добавления 21.12.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 402
Номер материала MA-069141
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»
Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»