Формирование
и развитие личности
в
дошкольном и школьном возрасте
Губашева
Д.А.
Губашева
Данагул Аманкелдиевна / Gubasheva Danagul Amankeldikyzy-
магистрант педагогика и психологии Атырауского Государственного университета
имени Халела Досмухамедова, г.Атырау
Аннотация:
в статье рассматриваются основные этапы становления в
дошкольные и школьные годы. Факторы, влияющие на развитие личности. Какого
уровня развития достигает человек за время обучения в школе.
Формирование
личности в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте в
личности закладывается очень многое. Это- характер, воля, отношения и чувства
человека , его интересы и привычки, потребности и мотивы поведения. Больше
всего на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте влияют его общение
со взрослыми, складывающиеся с ними и между ними взаимоотношения .
Факторы,
от которых зависит формирование личности ребенка в дошкольном возрасте,
сочетаются по-разному, и этим определяются значительные индивидуальные различия
людей. Заметными они становятся уже тогда, когда ребенок достигает трехлетнего
возраста. В 6-7-летнем возрасте эти различия уже достаточно велики, настолько,
что все дети становятся как личности непохожими друг на друга, причем многие из
тех индивидуальных личностных различий , которые обнаруживаются к этому
времени, сохраняются в последующей жизни.
Развитие
личности в школьные годы. Из того, о чем говорилось
выше, ясно, что школа имеет дело с личностью, которая уже во многом
сформировалась. Говоря о школе, мы, следовательно, должны ставить вопрос не о
формировании, а о дальнейшем развитии и преобразовании человека ка личности.
Что может сделать школа в этом плане?
Школа
может развить задатки человека и на их основе сформировать полноценные
способности к различным видам деятельности; закрепить заложенные в детстве
волевые, деловые, характерологические. Коммуникативные и другие качества
личности; определить систему профессиональных интересов и потребностей
человека, утвердить его мораль, выявить отношение человека к себе, к окружающим
людям, к обществу, т. е. сформировать его мировоззрение.
Школьник
как личность развивается в сложной системе человеческих отношений, причем
направленность и характер его развития впрямую зависят от того, какое положение
школьник занимает в различных видах отношений, какова его внутренняя позиция. У
тех, кто всегда находится на виду у окружающих, кто играет роль лидера в
системе человеческих отношений, развиваются одни качества личности, а у тех,
кто всегда в тени, незаметен и пассивен,- другие качества. Добрые отношения
порождают в человеке доброе, а недобрые, напротив,- негативное.
Изучение
темпераментов учащихся
Чтобы
выявить черты темперамента, определяемые слабостью нервных процессов,
надо путем обобщения независимых характеристик узнать об особенностях поведения
человека в быту, учебной и общественной работе и сопоставить эти данные с
результатами таких наблюдений за его поведением в условиях профессиональной
деятельности:
способен
ли учащийся к длительному преодолению препятствий для достижения поставленной
цели или боится трудностей, легко пасует перед ними;
проявляется
ли у него застенчивость в различных условиях и как легко он с ней справляется;
насколько
он вынослив: может ли длительно работать без перерывов с хорошими результатами
или не способен к длительному активному напряжению, быстро обнаруживая
утомление;
умеет
ли сосредоточенно умственно работать при действии посторонних раздражителей;
насколько
решителен и как ведет себя в опасных, трудных ситуациях: сохраняет спокойствие
и самообладание и принимает правильное решение или теряется и совершает
нецелесообразные действия.
Черты
темперамента, определяемые неуравновешенностью нервных процессов, могут
быть выявлены путем сопоставления следующих данных об учащемся:
работает
ли он в равном темпе, систематично или склонен работать «рывками»;
часты
ли случаи, когда он начинает дело с увлечением, но затем все ему надоедает, он
бросает это дело, берется за новое, которое тоже не доводит до конца;
какое
у него обычно настроение: ровное, спокойное или отмечаются частые колебания
настроения; в обычной жизни, в быту уравновешен или часто проявляет
раздражительность; если раздражителен, то вспыхивает сразу или раздражение
возникает постепенно (что уже говорит о неуравновешенности);
как
он ведет себя при вынужденном ожидании: спокоен,выражает нетерпение или сильно
раздражается.
Черты
темперамента, определяемые инертностью нервных процессов, выявляется в
следующих наблюдениях:
легко
ли учащийся переходит от одного вида деятельности к другому или переключение на
новый вид деятельности вызывает у него затруднения; в частности, легко или с
трудом освоил он режим училища;
быстро
или медленно «входит» в новою работу; мешают ли ему в новой работе старые
навыки и привычки;
проявляет
ли он в работе инициативу, творчество или стремится работать по готовым,
установленным образцам;
насколько
быстро или медленно ориентируется в новых условиях и в спортивных играх;
склонен
ли к повторению одних и тех же мыслей, шуток; имеет ли привычки, от которых
хочет, но не может избавиться.
Сопоставляя
данные своих наблюдений и полученные от других лиц, нужно быть очень осторожным
в выводах. Здесь возможны не только случайные и неточные сведения, но и более
глубокие трудности. Один и тот же факт, как, например, освоение учащимся с
большим трудом нового для него режима училища, может говорить и о
неуравновешенности с преобладанием возбуждения, и об инертности нервных
процессов.
Но
есть еще большая трудность изучения черт темперамента. Каждая из отмеченных
выше особенностей деятельности, способствующих проявлению типологических
свойств личности, фактически может определяться чертами характера,
сформировавшимися в результате воспитания. Черты характера легко могут маскировать
подлинные черты темперамента. Поэтому, чтобы не впасть в ошибку, все
особенности личности, проявляющиеся в различных видах деятельности и говорящие
о чертах темперамента, необходимо сопоставлять с историей развития личности и
учитывать их повторяемость, выраженность и изменяемость их проявления. Это
общее правило особенно важно для оценки черт темперамента и для различения их с
чертами характера.
Каждый
темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Если у холерика
легче, чем у флегматика, выработать быстроту и силу движений, то у флегматика
легче, чем у холерика, выработать выдержку и хладнокровие.
Литература
Немов
Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл.- М.: Просвещение, 1995.- 239
с.: ил. - ISBN 5-09-006414-8.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.