Главная / История / Формирование гражданско-патриотического самосознания как средство успешной социализации учащихся

Формирование гражданско-патриотического самосознания как средство успешной социализации учащихся

Скачать материал
hello_html_m65af9f2e.gifhello_html_m65af9f2e.gifhello_html_m65af9f2e.gif

Районный методический кабинет

управления образования администрации

Нанайского муниципального района















Формирование гражданско-патриотического самосознания

как средство успешной социализации учащихся






















с.Троицкое

2015


Печатается по решению

методического совета РМК с. Троицкое







Ковалёва С.М. Формирование гражданско-патриотического самосознания как средство успешной социализации учащихся(Соавторы Олейник А.А., Кузовкова О.В., Иванова Н.И., Глушанина О.Ф.) - с. Троицкое: РМК, 2015. – 32 c.






























Районный методический кабинет, 2015

Содержание


Введение. ……………………………………………………………………….….4


Содержание проблемы «Гражданско-патриотического самосознания как средство успешной социализации учащихся»……………………….…….…...5


Этапы патриотического воспитания………………………………………...…...6


Формы работы: урочная и внеурочная………………………………………….11

 
































Введение


Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Основные задачи гражданско-патриотического воспитания в нашей стране решаются в ходе реализации государственной программы.


Государственная программа  
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации

на 2011–2015 годы» (извлечение)


Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (далее – Программа) является продолжением государственных программ  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. В стране в основном создана система патриотического воспитания граждан.

В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания.

Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев.

Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания граждан.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

  • повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;

  • совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;

  • внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;


Содержание проблемы «Гражданско-патриотического самосознания

как средства успешной социализации учащихся» и необходимости

её решения


Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества. Исходя из такого понимания, необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как политической любви к Отечеству, но и морально-нравственной и физической любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы.Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения — сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений страны. Система гражданско-патриотической работы включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание становится плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности.

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи, что глубоко связано с формированием российской гражданской идентичности. Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чтобы почувствовать духовное богатство древней культуры и православия, необходимо взглянуть на них глазами современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. За многие годы атеизма и мучительного реформирования мы растеряли многие  ценности. Стали, как бы стесняться  слов и понятий дорогих для наших предков: Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и обществом в целом, стоит задача формирования многоуровневой идентичности личности, необходимости помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности.

Одной из актуальных проблем патриотического воспитания школьников исследователи называют организационно-методические, связанные с совершенствования патриотического воспитания как процесса на уровне всех его составляющих компонентов — целевого, субъектно-объектного, содержательного, технологического, результативного. Данная проблема делает ключевым вопрос о педагогическом инструментарии деятельности педагога по патриотическому воспитанию школьников. И если раньше ставился вопрос только о совершенствовании методов воспитания вообще и патриотического в частности, то сегодня его принято рассматривать и в технологическом аспекте.

Формы воспитания представляют собой различные способы организации воспитательного процесса. В практике воспитания сложилось многообразие форм, которые применимы и в решении задач патриотического воспитания.

Выделяют несколько этапов патриотического воспитания:

Целью первого этапа — мотивационно-диагностического — является организация изучения школьников для выявления степени понимания ими сущности патриотизма и отношения к Родине (уровня познавательного опыта и опыта эмоционально-ценностных отношений), а также определение и организация патриотически-ориентированного содержания образования школьников, включая содержание уроков, внеурочной деятельности и внеклассной работы. Содержание деятельности на данном этапе составляет идентификация. Сложный процесс идентификации предполагает активное усвоение культурно-исторического опыта служения Отечеству, знаний и способов патриотической деятельности, а также овладение смыслами и ценностями образования как жизненно важными действиями, позволяющими школьнику отождествлять себя с малой и большой Родиной, с другими людьми и активно включаться в отношения с окружающим миром.

Действия педагога на этом этапе направлены на стартовую диагностику уровня патриотической воспитанности школьников (выявление индикаторов опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, хотя в начале воспитательного процесса он может отсутствовать (допороговый уровень). В содержательном плане это означает выявление степени понимания школьниками сущности патриотизма и их отношения к Родине. Кроме того педагогу важно переосмыслить содержание деятельности и сделать его патриотически-ориентированным, направленным на формирование патриотического сознания, чувств и ценностей и подобрать необходимый инструментарий. Для решения таких сложных задач недостаточно только традиционных форм (беседа на классном часе, объяснение на уроке). Необходим непосредственный диалог педагога и школьников, атмосфера доверия, сотрудничества при постановке и обсуждении проблем, тренинговые формы, которые помогают идентификации личности через проигрывание преднамеренных патриотически-ориентированных ситуаций.

Важную роль на этом этапе играет рефлексия, осуществляемая и школьниками (с целью определения своих мировоззренческих установок и переосмысления собственной жизнедеятельности), что является одной из задач этапа, и самим педагогом.

Целью второго этапа технологий патриотического воспитания школьников — мотивационно-ценностного является усиление мотивации школьников по развитию у них готовности к реализации опыта служения Отечеству; выявление его ценностно-смысловых параметров и особенностей опыта. Содержание деятельности на данном этапе составляет индивидуализация.

Индивидуализация означает самоопределенне и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. В свою очередь индивидуальность — целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый, уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным, единственным в своѐм роде, а не ещѐ одним человеком среди множества других людей.

Действия педагога на втором этапе подчинены задачам вовлечения школьников в освоение понятийно-категориального аппарата патриотизма, развития мотивации школьников к патриотически-ориентированной деятельности; включения их в деятельность по овладению действенно-практическим опытом. Педагог направляет действия школьников на формирование мотивационно-ценностного отношения к патриотизму, Родине, овладению школьниками действенно-практическим опытом и формирования умений самостоятельно его реализовывать. Действия школьников связаны с овладением действенно-практическим опытом: формируются умения самостоятельного участия в деятельности, осуществляется рефлексия собственных возможностей овладения опытом служения Отечеству. Формы взаимодействия педагога и школьников на этом этапе обеспечивает смыслоценностный уровень общения. Решение этой задачи также как и на первом этапе предполагает определенных по форме (диалог, сотрудничество) типов взаимодействия и разнообразных совокупностей форм, методов и средств патриотического воспитания.

Целью третьего этапа — деятельностно-творческого — является развитие мотивационно-деятельностной готовности школьника к реализации опыта служения Отечеству с проявлением творческой индивидуальности. Содержание деятельности на данном этапе составляет актуализация.

Актуализация — кульминационный этап в становлении личности-патриота. Его характеризует творческое воспроизведение и целенаправленное использование разнообразных форм и разновидностей накопленного опыта служения Отечеству, обеспечивающее формирование собственного индивидуального опыта и создание новых индивидуальных образцов и ценностей культуры патриотизма, связанной с гармонией личностных, коллективно-корпоративных, общественных и государственных интересов. Действия педагога на третьем этапе связаны организаций условий для актуализации школьником собственного выбора, способствующего реализации его ценностных ориентаций; вовлечением школьников в освоение опыта актуализации собственных возможностей в организации патриотической деятельности.

Действия школьников предполагают большую осознанность, мотивированность на патриотически-ориентированную деятельность, самостоятельность. Актуализация как абсолютизация принципа деятельности проявляется на данном этапе в отождествлении реальности российской действительности с активностью субъекта, который делает собственный выбора способов реализации идей и ценностных ориентаций.

Целью четвертого этапа — контрольно-диагностического — является диагностика результата патриотического воспитания школьников.


Мониторинг уровня познавательной активности обучающихся, мотивации к изучению отечественной истории в 7-11классах показал следующее:учащиеся недостаточно глубоко знают о малой родине, родном крае, его прошлом и настоящем.

Для проведения мониторинга использовалась «Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности у подростков» .Результатам диагностики стал показатель: низкий уровень. При низком уровне сформированности патриотизма и гражданственности ученики только иногда проявляют интерес к краеведческой деятельности, и только под влиянием учителя, или совсем не занимаются краеведением. Они мало интересуются историей Родины, историко-патриотическую работу выполняют только изредка при побуждении и под контролем учителя. Исторические и краеведческие знания занимают у них одно из последних мест в общем объеме знаний, воспринимаются как необязательные. Измерителем первого критерия является наблюдение учителя и анкетирование учащихся.

Измерителем второго критерия является тестирование учащихся по изученной тематике.

 Измерителем третьего критерия является наблюдение учителя и анкетирование учащихся.

 Педагогическое наблюдение показывает, что учащиеся 7-11 классов положительно относятся к краеведческой деятельности, с интересом изучают историю родного края, индивидуально и коллективно работают над созданием исследовательских проектов, особенно если проект носит практико– ориентированный характер.

 I. Сформированность мотивационно-потребностного критерия Эмоциональный отклик учащихся на изучение истории родного края (анкетирование учащихся).

  Анализ анкет, проведенных в 6-11 классах школы, показал, что более 70% опрошенных учащихся проявляют интерес к краеведческим знаниям, охотно посещают с классом или семьей исторические места и музеи края, проявляют уважение к культуре и традициям других народов.

   Потребность в дальнейшем совершенствовании своих краеведческих знаний видят более 50% учащихся, заниматься исследовательской работой хотят лишь 10% опрошенных. Это объясняется возрастными особенностями подростков, которые еще не совсем готовы к самостоятельной исследовательской деятельности.

«Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности у подростков» содержит компоненты, уровни и показатели гражданственности: высокий,средний, низкий, крайне низкий.

Основными критериями являются следующие направления:

1. Гражданское самосознание. Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда добросовестен в делах, умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей

2. Гражданский долг. Охотно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности, проявляет убеждённую готовность и способность защищать Родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями.

3. Гражданская ответственность. Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознаёт ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относится к поручениям, к учёбе, проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность.

4. Правовая культура. Осознаёт себя гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни

5.Соблюдение законов государства. Примерно ведёт себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения, проявляет нетерпимость к злу и аморальности

6. Личная свобода. Свободен в выборе решений и путей достижения цели, но чувствует ответственность за этот выбор. Имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и общественные интересы, поступает в соответствии с этими убеждениями

7. Гражданское достоинство. Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя, встаёт на защиту слабых

8. Гражданская активность. Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой

9. Политическая культура. Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, с интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их.активно пропагандирует политические знания среди товарищей, участвует в доступных общественно-политических акциях. Умеет организовать ребят, повести их за собой.

10. Патриотизм и интернациональность. Интересуется историей и культурой родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре, участвует в историко-патриотической работе. Выступает организатором акций интернациональной дружбы. Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности

Основной целью данного направления является формирование у обучающихся личностного качества гражданина, воспитание бережного отношение к историческому и культурному наследию Отечества, расширение представления об истории малой родины, России.

Несомненно, система воспитания должна охватывать все звенья образовательного процесса: урочную и внеурочную деятельность.

Формы работы: урочная

Большими  возможностями в плане гражданского воспитания  обладает учебный предмет - история, так как именно эта учебная дисциплина, привлекает внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания.

Формирование гражданской идентичности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи в основекоторой концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо уделить внимание тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, тем самым способствовало их гибели.   Формирование национальной гражданской идентичности продолжается при изучении истории средних веков. Материал курса дает возможность закрепления понятий и представлений о идентичности, сформированных при изучении истории древнего мира и дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи.

Интересный материал для формирования гражданской идентичности дает курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Так, рассматривая расселение славянских племен, учитель подчеркивает, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.          

При изучении темы «Образование государства Киевская Русь»   педагог, говоря о призвании варягов, указывает на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство.    Для формирования толерантного сознания учитель использует и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся произведет рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву. В то же время дальнейшие события показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали как раз в рамках компромисса. Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений  с крестьянами-общинниками и племенной верхушкой. Вопрос о «монголо-татарском иге» подводит преподавателя и учащихся к формированию гражданской идентичности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого. Так, в Поволжье это выразилось в распространении культуры земледелия среди чувашей и мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества. Историческое наследие последнего столетия России, которое рассматривается подробно в 11 классе, богато самыми разнообразными событиями - трагическими катастрофами, и в то же время великими достижениями, героическими подвигами. Многие события еще живы в памяти бабушек и дедушек учеников, а также их родителей. Именно поэтому, перед изучением любого раздела истории XX века целесообразно ставить перед учащимися личностно значимую проблему. Например, при рассмотрении обществоведческой темы «Демографическая ситуация в России» в 11 классе частью урока становится вопрос о демографической ситуации в Нанайском районе.

Творческие работы учащихся, например, эссе в 10 классе на тему: «На распутьях сказочных дорог Ты сторожила Запад и Восток» (М.Волошин) показавают, что учащиеся по-разному относятся к данной проблеме, формулируют свою позицию. Тема затрагивает проблему цивилизационного развития России, спора русских представителей философской мысли-западников и славянофилов о путях ее развития. По мнению учащихся, эта тема актуальна и сегодня. Такой вид работы не только направлен на гражданское воспитание подрастающего поколения, но и вызывает живой интерес учащихся, содействует развитию познавательной активности, поскольку затрагивает личностно значимые для старшеклассников вопросы.


Внеурочная деятельность

1.Краеведение

Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях учителя истории уделяют  большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – «ведать о крае», знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях. Анализ работы учащихся на уроках показал, что учащиеся недостаточно глубоко знают о малой родине, родном крае, его прошлом и настоящем. Основной целью данного направления является формирование у обучающихся личностного качества гражданина, воспитание бережного отношение к историческому и культурному наследию Отечества, расширение представления об истории малой родины, России. Так, например данную программу используют учителя-историки нашего района.

Образовательная программа: Модифицированная на основе авторской программы «Историко – краеведческий кружок «Истоки»

Цель программы:

  • приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;

  • развивать навыки учебно-исследовательской работы;

  • воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о крае, районе и селе;

  • формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;

  • активизация поисковой деятельности учащихся;

Тематика работы исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь собирательской и учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории родного края, быта, уклада жизни прошлых поколений.

Занятия в историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, края; сохранению и приумножению

исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.

Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.

Формы проведения занятий:

  • экскурсия

  • работа с документами

  • исследовательская деятельность

  • создание исследовательских проектов, презентаций по теме.

hello_html_17cb3000.png

2.Социальное партнерство.

  • Ведущая педагогическая идея:Создание системы гражданско-патриотического воспитания школьников для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и готовности к его защите. Требования сегодняшнего дня таковы, что система образовательного и воспитательного процесса становления гражданина и патриота будет эффективной только при развитии сотрудничества с различными учреждениями местного социума, семьи, общественными организациями.


1.Индивидуальный подход к каждому ребёнку основанный на принципах педагогики сотрудничества и личностно – ориентированного взаимодействия с детьми.

2. Привлечение всех ресурсов социума: административного, образовательного, культурного , правоохранительного.

3.Практико-ориентированная деятельность социальной направленности.

Данная модель социального взаимодействия
направлена на:
формирование потребности быть деятельным соучастником общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни «малой Родины».

hello_html_3c3ffcaa.png

Школа традиционно связана с жизнью села, с его традициями и на протяжении многих лет является центром возрождения и переплетения национальных культур народов, проживающих на территории нашего района. Переход к качественно новому типу образовательной деятельности неизбежно начинался с изменения содержания учебно-воспитательного процесса. А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Очень интересная и душевная, ставшая традиционной, форма работы учащихся и ветеранов труда, пенсионеров, почетных граждан села, района - «Встреча поколений»

Сценарий встречи с ветеранами «Это наша с тобой биография», посвященная 70-летию Великой Победы.

Ведущий. 1 Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в нашем зале тепло от дружеской обстановки и тесно от близости эпох и поколений. К нам в гости пришли люди, которые прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Вам, дорогие ветераны, мы посвящаем нашу встречу.


Ведущий.2. По всей огромной нашей стране 8 марта чествуют женщину. Цветут на лицах улыбки, сияет в них радость любви и материнского счастья. Но мы сегодня хотим поговорить о другом. Сколько существует человечество, столько оно ведет войны за земли, ресурсы, рынки, деньги, власть. Суровый воин - это мужчина, который испокон веков молится грозным богам войны. Суровый, страшный вид у этих богов, всегда они в мужском обличии.


Ведущий.1. Но рядом с воинами всегда женщина: мать, жена, подруга, та, что провожает воина в дорогу, не спит ночами, кормит, утешает, помогает, а часто и провожает в последний путь. Без женщины мужчина не может обойтись даже на войне. Но ни у одного народа нет богов войны с женским лицом. У войны не женское лицо. Именно об этом мы и хотим сегодня напомнить, так и сейчас идет война, воюют и погибают чьи-то сыновья. Этого не должно быть. Мы протестуем от имени всех матерей!


Ведущий.2.Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта правда - наша совесть,
Она, как воздух, нам нужна.


Ведущий.1:.Мы здесь собрались и не станем молчать —

Хотим мы о женщине слово сказать!

Женщина — сказка, женщина — песня,

Женщина! Нет тебя в мире прелестней!

Все наши чувства идут от души,

Женщина, кто же ты, кто ты, скажи?


Ведущий.2: Война… В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины.

Ведущий.1: Женщина и война… Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую.… Эти понятия не совместимы…


Ведущий 2:. Женщина на войне не перестала быть женщиной. Конечно, научилась ненавидеть, но не разучилась любить. Любовь и верность были необходимы для солдат на войне. Знать, что тебя очень любят и ждут. Это помогало выжить.

Символом веры, надежды, любви стало стихотворение поэта- фронтовика Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь».

(ролик «Жди меня»)

Ведущий 1: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей...

Ведущий 2: Прошли годы... А женщины вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг - растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими, работают во благо своей страны.


Ведущий.1:

В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.





3.Социальное проектирование.

Социальное проектирование- есть способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению.

Составляющие любого проекта:

Проблема-конкретное описание неудовлетворяющего аспекта современной жизни.

Цель - это мечта, которая должна осуществиться к точно определённому сроку

Методы выполнения проекта:

-Сбор информации

-Выявление проблемы

-Что будет сделано

-Практическая деятельность (как, когда и в какой последовательности)

- Используемые ресурсы

- Презентация

Развитие компетентностей - позволяет формировать социальные компетентности учащихся (способность принимать ответственность, разрешать конфликты, улучшать социальное положение общества)

Результат- конкретный предмет, направленный на улучшение социального общества.


Из опыта работы

«День Героев»


Вид проекта. Социально-исследовательский

Педагогические цели.Привлечение внимания школьников к актуальной социальной проблеме.

Тип проекта. Парный

Актуальность проекта. В России учрежден праздник «День Героев, День георгиевских кавалеров», но многие школьники об этом не знают.

Сроки и этапы реализации проекта. 2013 – 2014 уч. год.

Форма проекта. Страничка календаря, открытка.

Участники проекта. Ученики 5 класса

Форма представления проекта. Краевой конкурс, школьная конференция.


Этапы проекта.

Организационный.

Тема.«День Героев, День георгиевских кавалеров».

Проблема. В России учрежден праздник«День Героев, День георгиевских кавалеров», но многие школьники об этом не знают.

Цель.

  • Участие в Краевом конкурсе макетов социальной рекламной продукции

образовательных организаций Хабаровского края, посвященный Дню

Героев Отечества.

  • Познакомить учеников нашей школы с историей возникновения праздника.

  • Создать страничку календаря, открытку посвященную празднику.


Задачи.

  • Провести опрос среди учеников нашей школы

  • Собрать информацию об истории праздника

  • Подготовить и выпустить листок календаря « 9 декабря 2013 года»,

открытку посвященную празднику.


Технологический

Нами был проведен опрос среди учеников нашей школы, опрошено 17 учащихся нашей школы.

Вопрос. Какой праздник отмечают в нашей стране 9 декабря?


Результаты опроса.

hello_html_52bdbcfc.png

Подготовка информации для выступления на школьной конференции.

Никита. В декабре мы (Ахтынкан Никита и Донкан Данил) участвовали в краевом конкурсе макетов социальной рекламной продукции образовательных организаций Хабаровского края, посвященный Дню Героев Отечества.

Для нас это было неизвестное дело. Мы нечего не знали, о том, что такое социальная реклама, как её создают. Нам очень помог Интернет.

С результатами нашей работы мы хотим вас познакомить.

Данил. А вы знаете когда был учреждён День Героев Отечества и что это за праздник? (ответы ребят), а мы теперь знаем.


История возникновения праздника.

Никита. Законопроект об учреждении этой памятной даты был рассмотрен Государственной думой РФ в конце января 2007 года. Непосредственно перед рассмотрением этого законопроекта, Борис Грызлов разъяснил журналистам, что в основе вопроса стоит восстановление праздника, который уже существовал в дореволюционной России и назывался Днем георгиевских кавалеров. Тогда этот день отмечали 9 декабря, потому и решили за новым памятным днем – Днем героев Отечества закрепить ту же дату.

Таким образом, установление Государственной Думой РФ памятной даты «День Героев Отечества» произошло 26 января 2007 года, так как именно тогда российскими парламентариями был принят в первом чтении соответствующий законопроект. К данному документу прилагается пояснительная записка о том, что в этот день следует не только отдавать дань памяти нашим героическим предкам, но также чествовать и живущих ныне Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, кавалеров ордена Славы и ордена Святого Георгия. Кроме того, авторами данного законопроекта высказывалась надежда на то, что вновь созданная в нашей стране памятная дата будет способствовать тому, что в обществе продолжат формироваться идеалы бескорыстного и самоотверженного служения Отечеству.

До октябрьской революции, которая произошла в 1917 году, в Российской империи 9 декабря отмечался День георгиевских кавалеров, так как именно 9 декабря 1769 года российской императрицей Екатериной II Великой был учрежден Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, как высшая награда империи.

Данил. К сожалению, позже этот праздник был отменен большевиками, а также упразднен и орден, который перестал признаваться как государственная награда. Восстановление статуса этого ордена произошло только в 2000 году. Так в 2008 году первым георгиевским кавалером в Российской Федерации стал Сергей Макаров генерал-полковник.

Впервые в нашей стране День Героев Отечества был отмечен в декабре 2007 года. Тогда к празднованию новой памятной даты приурочили открытие первогов России Музея Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Орденов Славы.

Современная Россия в своей ратной летописи (начиная с 1992 года) насчитывает около 600 человек, удостоенных званий Героев Российской Федерации. Среди этих людей есть и те, кто до сегодняшнего дня продолжают служить в рядах Вооруженных Сил России, и наш земляк Максим Пассар16 февраля 2010 года Указом Президента РФ № 199 удостоен звания Героя Российской Федерации.

Праздник 9 декабря - День Героев Отечества в России.

День Героев Отечества или День Георгиевского кавалера иногда называют просто – Днем Героев. Эта памятная дата в России отмечается каждый год 9 декабря. И, несмотря на то, что выходным этот день не является, 9 декабря наряду с героями России и Советского Союза заслуженно чествуют граждан, проявивших храбрость на поле брани и гражданское мужество

 Мероприятия внеурочной, внеклассной деятельности. (из опыта работы)

Тема мероприятия

Форма проведения

Ожидаемый результат


«105 лет российскому парламентаризму»

Конференция учащихся

(10-11кл.)

Знаниеистории формирования политического плюрализма в России.

Год российской истории

Неделя истории:

-викторина для уч-ся 5-8кл.

-открытое мероприятие «Нет фашизму и неофашизму!»

9-11кл.

-всероссийская викторина, посвященная памятным датам истории Отечества

Приобщение к историческим традициям российского общества, выявление из закономерностей и уникальности. Формирование российской идентичности.

П.А.Столыпин:

реформатор и гражданин.

Классный час

Роли личности в истории государства, её движущая сила в преобразовании общественных отношений. На примерах деятельности исторической личности показать цивилизационное развитие Российского государства.

Конституции

РФ-20лет»

Семинар

Формирование правовой культуры законопослушного гражданина. Роль верховенства закона в правовом государстве.

Историческая летопись становления демократических основ государства.

Музейная педагогика


Музейная педагогика

Экскурсия по теме:«Российско-китайские культурные связи»

Роль России в международном сотрудничестве на современном этапе развития. Диалог культур.

Выступление учащихся по теме: «Почетные люди нашего района»

Совместное проведение беседы

Навыки и отработка исследовательской деятельности при подготовке доклада, сообщения. Знание истории нашего села, района, людей, которые благоустраивали и трудились на его развитие.


Встреча с ветераном войны в Афганистане, воином-интернационалистом

Рассказы очевидцев и непосредственных участников боевых событий-один из продуктивных методов воспитания патриотических чувств.

Беседа «Быт, занятия и ремесла жителей Приамурья»

Краеведение. Поликультурное общество и его история.

Урок в музее «Дальневосточные рубежи второй мировой войны».

Урок совместно с сотрудниками краевого музея имени Гродекова

Районная библиотека

Познавательная деятельность. Участие в литературно-исторической композиции «К.В.Арсеньев: писатель, исследователь, краевед»

Литературно-историческое наследие.

Районный совет ветеранов.

ОВД.

«Встреча поколений»


Преемственность поколений. Уважение к односельчанам:людям трудовых будней села, боевых подвигов как в мирное время, так и в локальных вооруженных конфликтах, писателей, мастериц, учащихся –активных участников олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, социальных акций.

Трудовой десант

Помощь ветерану труда.

Уважение к людям пенсионного возраста.

Отдел администрации района по делам молодежи. Центр внешкольной работы.

Муниципальный конкурс «Лидер».

Проведение дискуссии на тему: «Проблемы молодежи-дело самой молодежи или взрослых?

Проблема выбора. Умение видеть проблему, анализировать ситуацию, находить пути решения проблемы, отстаивать свое мнение, позицию. Быть ответственным за свой выбор.

Администрация сельского поселения

Социальный проект «Чистый пляж»

Осознание того, что чистота и порядок в наших руках. Воспитание культуры совместного труда, практическая направленность экологической культуры

Система гражданско-патриотической работы в нашей школе включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся, является одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Основной целью данного направления является формирование у обучающихся личностного качества гражданина, воспитание бережного отношение к историческому и культурному наследию Отечества, расширение представления об истории малой родины, России.


Методика диагностики уровня сформированности толерантности

Опросный лист

Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или несогласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:

++  сильное согласие (конечно, да)

+  слабое согласие (скорее да, чем нет)

0    ни да, ни нет

- слабое несогласие (скорее нет, чем да)

--   сильное несогласие (конечно, нет)

Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!

Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.


Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.


Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.


Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.


Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.


Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.


Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.


Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.


Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.


Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.


Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.


Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.


Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.


Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.


Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.


Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.


Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.


Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.


Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.


Все чеченцы по своей натуре одинаковы.


Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.


Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.


Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.


Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.


То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.


Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.


Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.


Истинной религией может быть только одна религия.


Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.


То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.


Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.


Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.


Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.


Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.


Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.


Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.


Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.


Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.


Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.


Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.


Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.


Большинство преступлений в нашем городе, селе совершают приезжие.


Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.


Идти на уступки - это значит проявлять слабость.


Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности


Обработка и интерпретация результатов

За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1 балл. Если «--», то -2 балла.

 

Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы:

3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; 

1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.

 

Подсчитав баллы, можно подвести итоги. Баллы:

от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;

от -45 до 0 - отражают невысокий уровень интолерантности;

от 0 до 45 -  отражают невысокий уровень толерантности;

от 45 до 90   - отражают высокий уровень толерантности.








«Отечество моё - Россия»

(анкета)

Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической службой школы (педагог-психолог, социальный работник). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.

Цели анкетирования:

определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;

определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;

определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.

I. Считаете ли вы себя патриотом?

1. Да;

2. Нет;

3. Частично;

4. Не знаю.

II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

1. Школа;

2. Родители;

3. Окружающие люди, друзья;

4. СМИ;

5. Органы власти;

6. Другое _____________.

III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________

IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;

2. Непримиримость к представителям других наций и народов;

3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;

4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;

5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;

7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;

8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;

9. Другое __________________.

IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

1. Нет желания;

2. Нет возможности;

3. Считаю это не актуальным.

V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.

1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).

2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.

активная деятельная жизнь __________

жизненная мудрость __________

здоровье (физическое и психическое) __________

интересная работа __________

красота природы и искусства __________

любовь (духовная и физическая) __________

материальное обеспечение жизни __________

наличие хороших и верных друзей __________

общественное признание __________

познание (образование, кругозор) __________

продуктивная жизнь __________

развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________

развлечения __________

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___

счастливая семейная жизнь __________

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________

творчество (возможность творческой деятельности) ________

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________

аккуратность (чистоплотность) __________

воспитанность (хорошие манеры) __________

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___

жизнерадостность __________

исполнительность __________

независимость __________

непримиримость к недостаткам в себе и других __________

образованность __________

ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________

честность (правдивость, искренность) __________

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________

чуткость (заботливость) __________.

VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

1. Умение ценить настоящую дружбу;

2. Готовность помочь другу в трудную минуту;

3. Взаимопонимание;

4. Честность, порядочность, принципиальность;

5. Приятная внешность;

6. Хорошие манеры;

7. Умение модно одеваться;

8. Сила воли;

9. Смелость;

10. Решительность;

11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;

12. Интерес к политике;

13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;

14. Наличие денег на всякие расходы;

15. Способности.

VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:

1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.

2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VIII. Закончите предложения.

1. Каждый из нас верит…

2. Каждый из нас имеет…

3. Каждый из нас готов…

4. Подвиги героев заставили нас задуматься…

5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…

6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…

7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…



Анализ этого материала может стать хорошей темой для классного часа. Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств.


Патриотизм и как я его понимаю

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.

Ход эксперимента: Учащимся предлагается написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».

Обработка полученных данных

Письменные ответы учащихся анализируются по следующим сторонам патриотизма:

1) любовь к Родине,

2) осознание трудностей, недостатков в обществе,

3) готовность к самоотдаче,

4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов,

5) чувство национальной гордости,

6) отсутствие национализма  и космополитизма,

7) интернациональный характер  патриотизма.

Каждый из перечисленных семи показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со следующей шкалой:

1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;

4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.

Аналогичным образом могут быть предложены темы для сочинений, позволяющие определить понимание и отношение школьников к таким категориям, как интернационализм, гражданское мужество, активная жизненная позиция и т. д.




35


Формирование гражданско-патриотического самосознания как средство успешной социализации учащихся Скачать материал
  • История
Описание:

Опыт работы по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Формы воспитания представляют собой различные способы организации воспитательного процесса. В практике воспитания сложилось многообразие форм, которые применимы и в решении задач патриотического воспитания.Исходя из такого понимания, необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как политической любви к Отечеству, но и морально-нравственной любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы.

Автор Ковалёва Светлана Максимовна
Дата добавления 03.07.2017
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 104
Номер материала MA-071491
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓