«Формирование
фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку»
Плешакова
Ирина Владимировна
МБОУ
СОШ №15 г Кузнецк
Аннотация
Данная
статья рассматривает необходимые условия для формирования фонетических навыков
учащихся. Особое внимание уделено роли и месту фонетической зарядки на уроке
английского языка, которая играет огромную роль как средство развития речи
учащихся и ее компонентов, укрепляет не только выразительность речи, но и
способствует улучшению качества произношения.
Фонетические
навыки занимают особое место в обучении английскому языку и являются
немаловажным условием для правильного понимания речи. Согласно современным
исследованиям, грамотная речь невозможна без соответствующих фонетических
знаний и навыков. Учащимся должны понимать, как звуки формируют слова, а затем
как эти слова формируют предложения. Научиться этому можно либо в естественной
языковой среде (в стране изучаемого языка), либо на уроках английского языка в
школе или гимназии, где преподаватель создает условия неязыковой среды.
Практическая
деятельность показывает, что проще научиться правильно артикулировать звуки,
чем правильно интонировать предложения, а уже с помощью интонации, ударения и
расстановки пауз можно изменять смысл всего высказывания.
Сформированность
фонетических навыков и точность выражения мысли необходимы для того, чтобы
понять речевое сообщение.
Несмотря на
многоаспектный характер обучения иностранному языку, не стоит забывать о
смыслоразличительном значении фонетических навыков: вследствие неправильного
произнесения одного звука в слове, оно может потерять и даже изменить смысл.
Неправильное
произношение звуков и неправильное интонационное оформление речи приводит к
недопониманию со стороны слушающего. Правильное произношение подразумевает не
только сформированность навыков артикуляции, владение интонацией, но и умение
расставлять ударения, соответствующее нормам изучаемого языка.
Исходя
из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что значение фонетических навыков
для речевой деятельности в её основных разновидностях неоспоримо. Фонетический
навык является автоматизированным компонентом во всех речевых умениях.
Формирование фонетических навыков происходит в условиях, когда
учащиеся уже владеют автоматизированными фонетическими навыками в родном
языке.
В
связи с этим, формирование фонетических навыков учащихся начинается на первых
уроках английского языка и распространяется на весь период обучения.
Формирование
фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку – необходимое
условие развития навыков и умений всех видов речевой деятельности.
Итогом
обучения фонетическому аспекту английского языка в начальной школе становится
сформированность таких навыков и умений как:
• идентификация
и правильное произношение английских звуков;
• правильная
постановка ударения в отдельных словах и во фразах;
• умение
различать типы предложений по интонации;
• умение
произносить предложения, учитывая их ритмико-интонационные особенности;
Для формирования фонетических навыков у учащихся начальных классов
необходим обязательный комплекс упражнений, проводимых на каждом уроке. Этот
комплекс предусматривает несколько этапов:
1.
ориентировка (учащийся
изучает, осознает, определяет форму и положение речевого аппарата) Учитель
показывает у себя, просит дотронуться языком у себя во рту, посмотреть на
соседа, в зеркало, на схему и т.д.
2.
планирование (учащийся сначала
под руководством учителя, а затем мысленно проговаривает все намеченные
операции)
3.
артикулирование (сначала
беззвучное, потом шепотом и, наконец, громко вслух); Учитель произносит звуки,
ученики только артикулируют, затем меняются ролями.
4.
фиксирование (учащийся
закрепляет артикуляционные движения в течение 3-5 секунд.);
5.
контроль (результаты
артикуляционного действия сравниваются с заданным ранее образцом.Для контроля
применяются зеркала, карандаш, пальцы, технические средства).
На начальном этапе все этапы обязательны, в последующем учащиеся
переходят к артикулированию без ориентирования.
Таким образом
одним из главных этапов урока при изучении иностранного языка является
фонетическая зарядка.
Говоря о фонетической зарядке, как о способе формирования и
совершенствования фонетических навыков, стоит подробнее рассмотреть, какое
место занимает фонетическая зарядка на уроке английского языка.
Чаще всего она выполняется в начале урока, это позволяет не только
компенсировать воздействие звуковой среды родного языка, и настроить учащихся
на общение на английском языке, но и избежать интерференции. Кроме того,
фонетическая зарядка также может быть введена и перед упражнениями в устной
речи. Это помогает акцентировать внимание учащихся на произношение лексических
единиц, которые позже будут задействованы в речи.
Более того, фонетическую зарядку можно проводить и перед чтением,
тогда она будет строиться на материале текста для чтения, из которого учитель
отбирает слова, вызывающие фонетические трудности, группирует их надлежащим
образом, а затем предлагают учащимся для осознанной имитации.
Процесс совершенствования фонетических навыков может проводиться
как во время изучения нового грамматического, так и нового лексического
материала.
Следовательно, работа над фонетической стороной речи проходит в
тесном взаимодействии с лексикой, грамматикой и чтением. Также фонетическая
зарядка играет немаловажную роль при формировании дикции, четкого произношения
звуков, слов и фраз в целом.
Фонетическая
зарядка в свою очередь представляет собой специальные упражнения для тренировки
правильного произношения, которые препятствуют забыванию фонетического
материала и деавтоматизации навыков.
Содержание
фонетической зарядки может быть разнообразным. Приведем несколько примеров:
• чтение
слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок;
• аудирование
с целью выявления ошибок;
• распознавание
отношения говорящего по интонации;
• синхронное
повторение за диктором/ учителем;
• распознавание
слов на слух, их усвоение и последующее воспроизведение.
Фонетический
материал для фонетической зарядки должен подбираться в соответствии с
возрастными особенностями учащихся и содержать упражнения, направленные на
формирование, совершенствование и поддержание фонетических навыков. Материалом
могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие
тексты, песни, клипы и даже фрагменты фильмов, которые содержат фонетические
явления, требующие отработки.
Традиционно
фонетическая зарядка начинается от небольших единиц к более крупным, где они
предстают в различных сочетаниях.
Например,
[w] –дуетветерw-w-w-w-w,
what, water, wind, why, why do you cry, Willy; why, Willy, why?
Поскольку
обучение английскому языку начинается во втором классе, первое знакомство
учащихся с языком происходит на звуковом уровне, поэтому формирование
фонетических навыков на начальном этапе является одной из основных задач.
Упражнения,
направленные на формирование и совершенствование фонетических навыков,
подразделяются на две большие группы:
а) упражнения в
слушании. Упражнений этого вида немного, поскольку совершенствование
слуховых навыков осуществляется во время заданий на аудирование, и они, в
основном, направлены на развитие фонетического слуха.
Упражнения
проводятся как на слух, но могут также использоваться графические опоры
(печатный текст, слайды презентации).
Предлагаем
следующие задания для иллюстрации этого вида упражнений:
• внимательно
послушайте ряд звуков/слов и хлопните в ладоши, повернитесь к соседу по парте,
когда услышите звук [...];
• внимательно
послушайте предложения и хлопните в ладоши, когда услышите вопросительное
(повествовательное, повелительное и т. д.) предложение;
б)
упражнения в воспроизведении. Главной составляющей этих упражнений
являются отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения. Они
организовываются по принципу аналогий (примеры содержат один и тот же признак),
по принципу оппозиции (в примерах какие-либо признаки противопоставляется друг
другу), либо даны в случайной последовательности. Упражнения в первых двух
случаях носят тренировочный характер, в последнем – контрольную (в котором
отсутствует образец для предварительного прослушивания).
Примеры
заданий на воспроизведение, которые выполняются на слух (без опоры на текст):
• произнесите
звуки (слоги/слова/сочетания), обращая внимание на ... (указывается признак)
вслед за учителем/диктором;
• вспомните
слова, в которых есть звук [...];
Отметим,
что эти же упражнения могут выполняться и со зрительной опорой.
В
основе каждой фонетической зарядки лежит универсальная модель, следование
которой ведет к успешному выполнению упражнений, направленных на формирование и
совершенствование фонетических навыков.
Во
время проведения фонетической зарядки учитель должен:
•
говорить достаточно громко и четко, соблюдая правильную постановку ударений,
интонацию и постановку пауз.
• проводить
и контролировать проговаривание образца (хоровое, парное, индивидуальное);
• проводить
парное проговаривание образца (хорошо говорящий ученик и плохоговорящий и
т.д.);
•
определять и устранять все произносительные ошибки учащихся;
• исправляя
неправильное произношение звука в слове или фразе, следует обязательно
отработать этот звук в другом слове или фразе;
Если
ученик ошибается, его необходимо исправить:
• оценить
и дать установку «ты сказал не правильно; повтори еще раз»;
• дать
образец правильного произношения звука/слова/словосочетания;
Фонетическая зарядка представляет собой уникальное средство,
которое позволяет поддерживать и совершенствовать фонетические навыки на всех
ступенях обучения иностранному языку.
Фонетическая зарядка, прежде всего, должна соответствовать не только
возрастным, но и психологическим особенностям учащихся.
Использование фонетических зарядок имеет
множество преимуществ:
- улучшает артикуляционные навыки
учащихся;
- способствует различению долготы и
краткости звуков;
- развивает слухо-произносительные навыки;
Приведенные фонетические зарядки
необходимо использовать в процессе обучения английскому языку на начальной
ступени.
Список использованной литературы
1.
Лебедева Е. В. Использование эффективных
методов и приемов обучения произношению в средней школе, Городец, 2005.
2.
Любимова
Н.А., Егорова И.П., Федотова Н.Л. Фонетика в практическом курсе русского языка
как иностранного/. СПб. 1993.
3.
Сафонова В.В., Соловова Е.С.
«Концепция 12-летней школы поИЯ» //Иностранные языки в школе 2003, №3. С.3-6.
4.
Хлынова
Л. А. Формирование у детей основ коммуникативной компетентности с опорой на
ведущую игровую деятельность на занятиях английского языка / Л. А. Хлынова, С.
Ю. Крупина, И. И. Тимошенко // Педагогическое мастерство: материалы V междунар.
науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С.
195-197.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.