Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку»

Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку»

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


«Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку»

Плешакова Ирина Владимировна

МБОУ СОШ №15 г Кузнецк


Аннотация


Данная статья рассматривает необходимые условия для формирования фонетических навыков учащихся. Особое внимание уделено роли и месту фонетической зарядки на уроке английского языка, которая играет огромную роль как средство развития речи учащихся и ее компонентов, укрепляет не только выразительность речи, но и способствует улучшению качества произношения.



Фонетические навыки занимают особое место в обучении английскому языку и являются немаловажным условием для правильного понимания речи. Согласно современным исследованиям, грамотная речь невозможна без соответствующих фонетических знаний и навыков. Учащимся должны понимать, как звуки формируют слова, а затем как эти слова формируют предложения. Научиться этому можно либо в естественной языковой среде (в стране изучаемого языка), либо на уроках английского языка в школе или гимназии, где преподаватель создает условия неязыковой среды.

Практическая деятельность показывает, что проще научиться правильно артикулировать звуки, чем правильно интонировать предложения, а уже с помощью интонации, ударения и расстановки пауз можно изменять смысл всего высказывания.

Сформированность фонетических навыков и точность выражения мысли необходимы для того, чтобы понять речевое сообщение.

Несмотря на многоаспектный характер обучения иностранному языку, не стоит забывать о смыслоразличительном значении фонетических навыков: вследствие неправильного произнесения одного звука в слове, оно может потерять и даже изменить смысл.

Неправильное произношение звуков и неправильное интонационное оформление речи приводит к недопониманию со стороны слушающего. Правильное произношение подразумевает не только сформированность навыков артикуляции, владение интонацией, но и умение расставлять ударения, соответствующее нормам изучаемого языка.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что значение фонетических навыков для речевой деятельности в её основных разновидностях неоспоримо. Фонетический навык является автоматизированным компонентом во всех речевых умениях.

Формирование фонетических навыков происходит в условиях, когда учащиеся уже владеют автоматизированными фонетическими навыками в родном языке.

В связи с этим, формирование фонетических навыков учащихся начинается на первых уроках английского языка и распространяется на весь период обучения.

Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку – необходимое условие развития навыков и умений всех видов речевой деятельности.

Итогом обучения фонетическому аспекту английского языка в начальной школе становится сформированность таких навыков и умений как:

идентификация и правильное произношение английских звуков;

правильная постановка ударения в отдельных словах и во фразах;

умение различать типы предложений по интонации;

умение произносить предложения, учитывая их ритмико-интонационные особенности;



Для формирования фонетических навыков у учащихся начальных классов необходим обязательный комплекс упражнений, проводимых на каждом уроке. Этот комплекс предусматривает несколько этапов:

  1. ориентировка (учащийся изучает, осознает, определяет форму и положение речевого аппарата) Учитель показывает у себя, просит дотронуться языком у себя во рту, посмотреть на соседа, в зеркало, на схему и т.д.

  2. планирование (учащийся сначала под руководством учителя, а затем мысленно проговаривает все намеченные операции)

  3. артикулирование (сначала беззвучное, потом шепотом и, наконец, громко вслух); Учитель произносит звуки, ученики только артикулируют, затем меняются ролями.

  4. фиксирование (учащийся закрепляет артикуляционные движения в течение 3-5 секунд.);

  5. контроль (результаты артикуляционного действия сравниваются с заданным ранее образцом.Для контроля применяются зеркала, карандаш, пальцы, технические средства).

На начальном этапе все этапы обязательны, в последующем учащиеся переходят к артикулированию без ориентирования.

Таким образом одним из главных этапов урока при изучении иностранного языка является фонетическая зарядка.

Говоря о фонетической зарядке, как о способе формирования и совершенствования фонетических навыков, стоит подробнее рассмотреть, какое место занимает фонетическая зарядка на уроке английского языка.

Чаще всего она выполняется в начале урока, это позволяет не только компенсировать воздействие звуковой среды родного языка, и настроить учащихся на общение на английском языке, но и избежать интерференции. Кроме того, фонетическая зарядка также может быть введена и перед упражнениями в устной речи. Это помогает акцентировать внимание учащихся на произношение лексических единиц, которые позже будут задействованы в речи.

Более того, фонетическую зарядку можно проводить и перед чтением, тогда она будет строиться на материале текста для чтения, из которого учитель отбирает слова, вызывающие фонетические трудности, группирует их надлежащим образом, а затем предлагают учащимся для осознанной имитации.

Процесс совершенствования фонетических навыков может проводиться как во время изучения нового грамматического, так и нового лексического материала.

Следовательно, работа над фонетической стороной речи проходит в тесном взаимодействии с лексикой, грамматикой и чтением. Также фонетическая зарядка играет немаловажную роль при формировании дикции, четкого произношения звуков, слов и фраз в целом.

Фонетическая зарядка в свою очередь представляет собой специальные упражнения для тренировки правильного произношения, которые препятствуют забыванию фонетического материала и деавтоматизации навыков.

Содержание фонетической зарядки может быть разнообразным. Приведем несколько примеров:

чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок;

аудирование с целью выявления ошибок;

распознавание отношения говорящего по интонации;

синхронное повторение за диктором/ учителем;

распознавание слов на слух, их усвоение и последующее воспроизведение.

Фонетический материал для фонетической зарядки должен подбираться в соответствии с возрастными особенностями учащихся и содержать упражнения, направленные на формирование, совершенствование и поддержание фонетических навыков. Материалом могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, песни, клипы и даже фрагменты фильмов, которые содержат фонетические явления, требующие отработки.

Традиционно фонетическая зарядка начинается от небольших единиц к более крупным, где они предстают в различных сочетаниях.

Например, [w] –дуетветерw-w-w-w-w, what, water, wind, why, why do you cry, Willy; why, Willy, why?

Поскольку обучение английскому языку начинается во втором классе, первое знакомство учащихся с языком происходит на звуковом уровне, поэтому формирование фонетических навыков на начальном этапе является одной из основных задач.

Упражнения, направленные на формирование и совершенствование фонетических навыков, подразделяются на две большие группы:

а) упражнения в слушании. Упражнений этого вида немного, поскольку совершенствование слуховых навыков осуществляется во время заданий на аудирование, и они, в основном, направлены на развитие фонетического слуха.

Упражнения проводятся как на слух, но могут также использоваться графические опоры (печатный текст, слайды презентации).

Предлагаем следующие задания для иллюстрации этого вида упражнений:

внимательно послушайте ряд звуков/слов и хлопните в ладоши, повернитесь к соседу по парте, когда услышите звук [...];

внимательно послушайте предложения и хлопните в ладоши, когда услышите вопросительное (повествовательное, повелительное и т. д.) предложение;

б) упражнения в воспроизведении. Главной составляющей этих упражнений являются отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения. Они организовываются по принципу аналогий (примеры содержат один и тот же признак), по принципу оппозиции (в примерах какие-либо признаки противопоставляется друг другу), либо даны в случайной последовательности. Упражнения в первых двух случаях носят тренировочный характер, в последнем – контрольную (в котором отсутствует образец для предварительного прослушивания).

Примеры заданий на воспроизведение, которые выполняются на слух (без опоры на текст):

произнесите звуки (слоги/слова/сочетания), обращая внимание на ... (указывается признак) вслед за учителем/диктором;

вспомните слова, в которых есть звук [...];

Отметим, что эти же упражнения могут выполняться и со зрительной опорой.

В основе каждой фонетической зарядки лежит универсальная модель, следование которой ведет к успешному выполнению упражнений, направленных на формирование и совершенствование фонетических навыков.

Во время проведения фонетической зарядки учитель должен:

говорить достаточно громко и четко, соблюдая правильную постановку ударений, интонацию и постановку пауз.

проводить и контролировать проговаривание образца (хоровое, парное, индивидуальное);

проводить парное проговаривание образца (хорошо говорящий ученик и плохоговорящий и т.д.);

определять и устранять все произносительные ошибки учащихся;

исправляя неправильное произношение звука в слове или фразе, следует обязательно отработать этот звук в другом слове или фразе;

Если ученик ошибается, его необходимо исправить:

оценить и дать установку «ты сказал не правильно; повтори еще раз»;

дать образец правильного произношения звука/слова/словосочетания;



Фонетическая зарядка представляет собой уникальное средство, которое позволяет поддерживать и совершенствовать фонетические навыки на всех ступенях обучения иностранному языку. Фонетическая зарядка, прежде всего, должна соответствовать не только возрастным, но и психологическим особенностям учащихся.

Использование фонетических зарядок имеет множество преимуществ:

-  улучшает артикуляционные навыки учащихся;

- способствует различению долготы и краткости звуков;

- развивает слухо-произносительные навыки;

Приведенные  фонетические зарядки необходимо использовать в процессе обучения английскому языку на начальной ступени.











Список использованной литературы

  1. Лебедева Е. В. Использование эффективных методов и приемов обучения произношению в средней школе, Городец, 2005.

  2. Любимова Н.А., Егорова И.П., Федотова Н.Л. Фонетика в практическом курсе русского языка как иностранного/. СПб. 1993.

  3. Сафонова В.В., Соловова Е.С. «Концепция 12-летней школы поИЯ» //Иностранные языки в школе 2003, №3. С.3-6.

  4. Хлынова Л. А. Формирование у детей основ коммуникативной компетентности с опорой на ведущую игровую деятельность на занятиях английского языка / Л. А. Хлынова, С. Ю. Крупина, И. И. Тимошенко // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).  — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 195-197.



  • Другое
Автор Плешакова Ирина Владимировна
Дата добавления 10.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 333
Номер материала MA-073332
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»