Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку»

Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку»

«Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку»

Плешакова Ирина Владимировна

МБОУ СОШ №15 г Кузнецк


Аннотация


Данная статья рассматривает необходимые условия для формирования фонетических навыков учащихся. Особое внимание уделено роли и месту фонетической зарядки на уроке английского языка, которая играет огромную роль как средство развития речи учащихся и ее компонентов, укрепляет не только выразительность речи, но и способствует улучшению качества произношения.



Фонетические навыки занимают особое место в обучении английскому языку и являются немаловажным условием для правильного понимания речи. Согласно современным исследованиям, грамотная речь невозможна без соответствующих фонетических знаний и навыков. Учащимся должны понимать, как звуки формируют слова, а затем как эти слова формируют предложения. Научиться этому можно либо в естественной языковой среде (в стране изучаемого языка), либо на уроках английского языка в школе или гимназии, где преподаватель создает условия неязыковой среды.

Практическая деятельность показывает, что проще научиться правильно артикулировать звуки, чем правильно интонировать предложения, а уже с помощью интонации, ударения и расстановки пауз можно изменять смысл всего высказывания.

Сформированность фонетических навыков и точность выражения мысли необходимы для того, чтобы понять речевое сообщение.

Несмотря на многоаспектный характер обучения иностранному языку, не стоит забывать о смыслоразличительном значении фонетических навыков: вследствие неправильного произнесения одного звука в слове, оно может потерять и даже изменить смысл.

Неправильное произношение звуков и неправильное интонационное оформление речи приводит к недопониманию со стороны слушающего. Правильное произношение подразумевает не только сформированность навыков артикуляции, владение интонацией, но и умение расставлять ударения, соответствующее нормам изучаемого языка.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что значение фонетических навыков для речевой деятельности в её основных разновидностях неоспоримо. Фонетический навык является автоматизированным компонентом во всех речевых умениях.

Формирование фонетических навыков происходит в условиях, когда учащиеся уже владеют автоматизированными фонетическими навыками в родном языке.

В связи с этим, формирование фонетических навыков учащихся начинается на первых уроках английского языка и распространяется на весь период обучения.

Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку – необходимое условие развития навыков и умений всех видов речевой деятельности.

Итогом обучения фонетическому аспекту английского языка в начальной школе становится сформированность таких навыков и умений как:

идентификация и правильное произношение английских звуков;

правильная постановка ударения в отдельных словах и во фразах;

умение различать типы предложений по интонации;

умение произносить предложения, учитывая их ритмико-интонационные особенности;



Для формирования фонетических навыков у учащихся начальных классов необходим обязательный комплекс упражнений, проводимых на каждом уроке. Этот комплекс предусматривает несколько этапов:

  1. ориентировка (учащийся изучает, осознает, определяет форму и положение речевого аппарата) Учитель показывает у себя, просит дотронуться языком у себя во рту, посмотреть на соседа, в зеркало, на схему и т.д.

  2. планирование (учащийся сначала под руководством учителя, а затем мысленно проговаривает все намеченные операции)

  3. артикулирование (сначала беззвучное, потом шепотом и, наконец, громко вслух); Учитель произносит звуки, ученики только артикулируют, затем меняются ролями.

  4. фиксирование (учащийся закрепляет артикуляционные движения в течение 3-5 секунд.);

  5. контроль (результаты артикуляционного действия сравниваются с заданным ранее образцом.Для контроля применяются зеркала, карандаш, пальцы, технические средства).

На начальном этапе все этапы обязательны, в последующем учащиеся переходят к артикулированию без ориентирования.

Таким образом одним из главных этапов урока при изучении иностранного языка является фонетическая зарядка.

Говоря о фонетической зарядке, как о способе формирования и совершенствования фонетических навыков, стоит подробнее рассмотреть, какое место занимает фонетическая зарядка на уроке английского языка.

Чаще всего она выполняется в начале урока, это позволяет не только компенсировать воздействие звуковой среды родного языка, и настроить учащихся на общение на английском языке, но и избежать интерференции. Кроме того, фонетическая зарядка также может быть введена и перед упражнениями в устной речи. Это помогает акцентировать внимание учащихся на произношение лексических единиц, которые позже будут задействованы в речи.

Более того, фонетическую зарядку можно проводить и перед чтением, тогда она будет строиться на материале текста для чтения, из которого учитель отбирает слова, вызывающие фонетические трудности, группирует их надлежащим образом, а затем предлагают учащимся для осознанной имитации.

Процесс совершенствования фонетических навыков может проводиться как во время изучения нового грамматического, так и нового лексического материала.

Следовательно, работа над фонетической стороной речи проходит в тесном взаимодействии с лексикой, грамматикой и чтением. Также фонетическая зарядка играет немаловажную роль при формировании дикции, четкого произношения звуков, слов и фраз в целом.

Фонетическая зарядка в свою очередь представляет собой специальные упражнения для тренировки правильного произношения, которые препятствуют забыванию фонетического материала и деавтоматизации навыков.

Содержание фонетической зарядки может быть разнообразным. Приведем несколько примеров:

чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок;

аудирование с целью выявления ошибок;

распознавание отношения говорящего по интонации;

синхронное повторение за диктором/ учителем;

распознавание слов на слух, их усвоение и последующее воспроизведение.

Фонетический материал для фонетической зарядки должен подбираться в соответствии с возрастными особенностями учащихся и содержать упражнения, направленные на формирование, совершенствование и поддержание фонетических навыков. Материалом могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, песни, клипы и даже фрагменты фильмов, которые содержат фонетические явления, требующие отработки.

Традиционно фонетическая зарядка начинается от небольших единиц к более крупным, где они предстают в различных сочетаниях.

Например, [w] –дуетветерw-w-w-w-w, what, water, wind, why, why do you cry, Willy; why, Willy, why?

Поскольку обучение английскому языку начинается во втором классе, первое знакомство учащихся с языком происходит на звуковом уровне, поэтому формирование фонетических навыков на начальном этапе является одной из основных задач.

Упражнения, направленные на формирование и совершенствование фонетических навыков, подразделяются на две большие группы:

а) упражнения в слушании. Упражнений этого вида немного, поскольку совершенствование слуховых навыков осуществляется во время заданий на аудирование, и они, в основном, направлены на развитие фонетического слуха.

Упражнения проводятся как на слух, но могут также использоваться графические опоры (печатный текст, слайды презентации).

Предлагаем следующие задания для иллюстрации этого вида упражнений:

внимательно послушайте ряд звуков/слов и хлопните в ладоши, повернитесь к соседу по парте, когда услышите звук [...];

внимательно послушайте предложения и хлопните в ладоши, когда услышите вопросительное (повествовательное, повелительное и т. д.) предложение;

б) упражнения в воспроизведении. Главной составляющей этих упражнений являются отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения. Они организовываются по принципу аналогий (примеры содержат один и тот же признак), по принципу оппозиции (в примерах какие-либо признаки противопоставляется друг другу), либо даны в случайной последовательности. Упражнения в первых двух случаях носят тренировочный характер, в последнем – контрольную (в котором отсутствует образец для предварительного прослушивания).

Примеры заданий на воспроизведение, которые выполняются на слух (без опоры на текст):

произнесите звуки (слоги/слова/сочетания), обращая внимание на ... (указывается признак) вслед за учителем/диктором;

вспомните слова, в которых есть звук [...];

Отметим, что эти же упражнения могут выполняться и со зрительной опорой.

В основе каждой фонетической зарядки лежит универсальная модель, следование которой ведет к успешному выполнению упражнений, направленных на формирование и совершенствование фонетических навыков.

Во время проведения фонетической зарядки учитель должен:

говорить достаточно громко и четко, соблюдая правильную постановку ударений, интонацию и постановку пауз.

проводить и контролировать проговаривание образца (хоровое, парное, индивидуальное);

проводить парное проговаривание образца (хорошо говорящий ученик и плохоговорящий и т.д.);

определять и устранять все произносительные ошибки учащихся;

исправляя неправильное произношение звука в слове или фразе, следует обязательно отработать этот звук в другом слове или фразе;

Если ученик ошибается, его необходимо исправить:

оценить и дать установку «ты сказал не правильно; повтори еще раз»;

дать образец правильного произношения звука/слова/словосочетания;



Фонетическая зарядка представляет собой уникальное средство, которое позволяет поддерживать и совершенствовать фонетические навыки на всех ступенях обучения иностранному языку. Фонетическая зарядка, прежде всего, должна соответствовать не только возрастным, но и психологическим особенностям учащихся.

Использование фонетических зарядок имеет множество преимуществ:

-  улучшает артикуляционные навыки учащихся;

- способствует различению долготы и краткости звуков;

- развивает слухо-произносительные навыки;

Приведенные  фонетические зарядки необходимо использовать в процессе обучения английскому языку на начальной ступени.











Список использованной литературы

  1. Лебедева Е. В. Использование эффективных методов и приемов обучения произношению в средней школе, Городец, 2005.

  2. Любимова Н.А., Егорова И.П., Федотова Н.Л. Фонетика в практическом курсе русского языка как иностранного/. СПб. 1993.

  3. Сафонова В.В., Соловова Е.С. «Концепция 12-летней школы поИЯ» //Иностранные языки в школе 2003, №3. С.3-6.

  4. Хлынова Л. А. Формирование у детей основ коммуникативной компетентности с опорой на ведущую игровую деятельность на занятиях английского языка / Л. А. Хлынова, С. Ю. Крупина, И. И. Тимошенко // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).  — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 195-197.



  • Другое
Автор Плешакова Ирина Владимировна
Дата добавления 10.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 416
Номер материала MA-073332
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»