ФОРМЫ
РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Поведение
«трудного» подростка подчиняется той же главной педагогической закономерности,
но по разным причинам им выбираются социально неприемлемые пути утверждения
своей личности. Семья, положение в коллективе сверстников, отношение учителей,
невозможность проявить себя в учебе, отсутствие навыков общения и т.д. могут
быть источниками трудностей формирования отношения к себе как к самостоятельной
личности и вызывать отклонения в поведении. Педагогу важно понять, какие из
этих причин сработали в каждом конкретном случае, и помочь подростку преодолеть
их или найти новый вариант утверждения себя.
Поэтому
индивидуальный подход в воспитании подростков должен основываться на знании
общего для всех детей этого возраста - необходимости формирования отношения к
себе как к отдельной самостоятельной личности - учете различий в поле,
темпераменте, интеллекте, общей культуре, способностях и характере. Педагог
должен оказывать помощь подросткам в выборе индивидуальных и в тоже время социально-приемлемых
путей выражения, утверждения себя и своего самосознания.
Трудного подростка мы так называем потому, что с ним
трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать
или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении всё будет
гораздо сложнее, ещё и потому, что в основе его трудности целый комплекс
проблем. Это могут быть:
¾
Проблемы в семье: неполная семья; алкоголизм
родителей; эмоциональная отчужденность; низкая культура родителей; чрезмерная
занятость родителей работой или своими проблемами; установившееся отношения
конкуренции между близкими (эдипов комплекс сына к отцу, дочери к матери;
соперничество между братьями и сёстрами за внимание родителей) и т.д. и т.п..
¾
Проблемы со здоровьем ребёнка: хронические
заболевания снижающие или влияющие на умственную работоспособность; хронические
заболевания затрудняющие социальные контакты (энурез; болезни пищеварительной
системы; простудные заболевания) инвалидность и т.п..
¾
Взросление в социальной среде с низкой культурой и
неблагоприятной криминогенной ситуацией: жильё ребёнка находится в «плохом»
районе; социальное окружение ребёнка- сверстники ничем полезным не интересуются
не занимаются и сами зачастую являются «трудными».
Работа с трудными подростками часто воспринимается нами как нечто
непосильное, неблагодарное, обязательное, но обречённое на неуспех. И часто
получается так, что она развивается по следующим сценариям:
¾
Педагог берётся за задачу «исправить прогульщика» с
пониманием того, что за прогулами стоит нечто большее. Изначально формируется
не мотив, а установка: «…я обязана это сделать, но если занятия в школе ему-
прогульщику не нужны и его семье тоже, то у меня ничего не получится…». Очень
часто, кстати, такая или подобная ей установка формируется у большинства людей,
когда они собираются сделать что-либо. То есть, они предвосхищают неудачу,
программируют себя на провал справедливо полагая, что задача непростая.
¾
На следующем этапе педагог обходит, обзванивает,
обращается, приглашает, беседует, назидает и в конце концов убеждаясь в том,
что всё же продолжаются «машет рукой».
Можно очень эффективно применять следующие формы работы с трудными
подростками, сочетая их с проведением классных часов или игровых практикумов:
Дискуссионный клуб, где обсуждаются
реальные, часто происходящие в школе, негативные события. Всё происходит,
конечно, отстранённо, т.е. реальные персонажи заменяются вымышленными, место и
время действия слегка изменяются.
Задачи преподавателя сводятся к :
¾
Организации обсуждения ситуации. Необходимо вызвать
интерес к обсуждаемой теме, ситуации, проблеме.
¾
Дирежированию процессом обсуждения, направляя его
ход вопросами.
¾
Закончить процесс обсуждения и перейти к другой
теме в кульминационной- горячей точке дискуссии, когда мнений очень много, они
активно высказываются, прозвучали самые разные мнения- это делается для того,
чтобы по окончании занятия продолжалась мыслительная деятельность- осмысление,
закреплялся бы опыт полученный в ходе работы группы.
Требования и правила ведения дискуссии:
¾
Ведущий как бы находится в стороне от
происходящего, в позиции наблюдателя и аналитика, лишь изредка вмешиваясь для
оживления дискуссии новым вопросом- раскрывающим новую сторону ситуации (это
право ведущего оговаривается в начале, иначе просто не услашат…). Аналогом
такого поведения является подбрасывание дров в костёр.
¾
Вопросы ведущего не должны носить провокационный и
оценочный характеры типа: «а мне кажется Вова правильно сказал?» или «А кто
прав в этой ситуации?». Всегда ошибочно выяснять в конфликте правую сторону.
¾
Категорически нельзя оценивать работу участников
дискуссии их активность или правоту, даже если они допускают полное внешнее
безучастие или наоборот (вмешательство уместно в случи назревания потасовки)
позволяют себе ошибочные (с точки зрения ведущего) высказывания.
¾
Категорически нельзя подводить итоги обсуждению,
резюмировать его. Заканчивать беседу можно только поблагодарив за участие,
работу или началом новой беседы, на новую тему.
Такая форма занятий подходит для классного часа. С участием в
дискуссионном клубе справятся учащиеся, начиная с 7 класса. Помимо проблем, для
обсуждения могут подниматься и абсолютно любые другие темы интересующие подростков,
ведь часто отсутствие информированности и попытки самостоятельно найти
недостающие знания могут привести к неприятному опыту.
Беседа- игра «Незавершённое предложение», «Что было бы, если бы…?»,
«Потому- что….»- аналог дискуссионного клуба для младших школьников. Здесь,
учащимся можно предложить беседу в форме игры в «Незавершённые предложения»,
где по сути, одноимённая психологическая методика превращается в увлекательную
игру и ненавязчивый диагностический инструмент для классного руководителя, который
по ответам учащихся может понять степень внутренней агрессии детей и её
причины, наиболее интересующие их темы и т.д..
Предложения может заготовить сам классный руководитель, или с помощью
школьного психолога. Список предложений должен отвечать следующим требованиям:
¾
Первая группа: предложения фантастические (в
зависимости от общей тематики настраивающие на весёлую или деловую нотку)
Например: «С первого апреля в школах разрешили….» (весёлая нотка) или «с
первого сентября во всех школах России….» (деловая); «Учёные вывели новую
породу кошек и собак, которые….» (весёлая) или «Ученики нашего лицея
изобрели….» (деловая)
¾
Вторая группа: предложения реальные, проблемные,
частично описывающие типичные ситуации: «Рома очень торопился, но всё равно…»
или «Петя побежал по лестнице вниз и ….» или «Аня проснулась с плохим
настроением и решила….» или «Света не подготовила домашнее задание и ….» или
«Федя повернулся к соседу по парте и ….»
Правила проведения игры- беседы сродни правилам дискуссионного клуба,
но отстранённость здесь выходит на первый план, т.е. предложения продолжаются
не от первого лица («я проснулся в плохом настроении….» или «я не хочу идти в
школу….»), а обязательно все манипуляции совершаются с вымышленными персонажами.
Желательно, чтобы имена, встречающиеся в предложениях, не совпадали с именами
учащихся.
Принципы
организации игр- бесед «Что было бы, если бы…?» и «Потому- что» совпадают с
описанными выше. Для ведущего подобных мероприятий предъявляются те же
требования:
¾
Не оценивать высказывания учащихся
¾
Не провоцировать и не подсказывать ответы
¾
Не резюмировать высказываний, услышанного в ходе
игры
В заключении можно сказать, что главным в работе с трудными подросткам,
является наличие соответствующей заинтересованности. Необходимо запрограммировать
себя на успех. Мотивами могут быть: желание получить новый опыт в разрешении
проблемных ситуаций, так как в подобных случаях повторений не бывает; желание
профессионально вырасти, находя новые формы работы с детьми этой категории; желание
понять и помочь маленькому человеку, которого большинство окружающих
воспринимает не иначе как пугало, и этот мотив должен стоять на первом месте.
Источники
1.
http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2012/10/28/formy-raboty-s-trudnymi-podrostkami
2.
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3416
3.
http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/problem_children_ru.htm
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.