Формы и виды внеучебной деятельности.
Под
внеучебной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми,
направленное на достижение определенных воспитательных целей.
В
процессе организации внеучебной деятельности у учащихся формируются
предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе
их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка
сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания
и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных
отношений.
Для того чтобы
выполнить эти задачи, внеучебное мероприятие должно быть осуществлено не
"для галочки", что еще имеет место в практике школы. Оно должно
реализовываться как целенаправленное взаимодействие учителя (классного руководителя)
с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение
поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как
форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации,
сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. Все они
организуют различные виды деятельности, как отдельных учащихся, так и
жизнедеятельность детского коллектива.
В процессе этой
деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в
жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным
проявлением, воздействуют на личность учащегося и тем самым способствуют
решению воспитательных задач. Роль учителя (классного руководителя,
воспитателя) — правильно, научно обоснованно управлять этим процессом,
целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как
составные клеточки внеучебной деятельности.
При
организации внеучебной деятельности педагог решает вполне определенные
воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности,
интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его
качества и умения, все они строятся на основе уважения личности школьника,
признания его индивидуальности, прав и свобод, опираются на потенциальные
личностные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его
формирования. Психологическая структура деятельности состоит из следующих
основных элементов: цели – результата, на достижение которого направлена эта
деятельность; мотива, побуждающего школьника осуществлять эту деятельность;
способ – с помощью которого внеучебная деятельность осуществляется; результат.
Формы
внеучебной работы условно можно подразделить на такие группы: словесные формы
(лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.):
практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые
дела и т.п.); наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и
т.п.)
Эти
классификации носят условный характер и не отражают всего богатства форм
организации воспитательного процесса. За последнее время появилось, много новых
организационных форм. Например, организации познавательно-развивающей
деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион
знаний, "Что? Где? Когда?", заседание клуба любознательных, конкурс
проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный конкурс, деловые игры, смотр
знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров,
турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и
др.), устный журнал, практические занятия "НОТ школьника",
"Учись учиться" и др.
При осуществлении
задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы:
круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и
ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по
различным проблемам, издательские конференции, литературно-музыкальные
композиции, практические занятия типа — "Культура общения",
"Единство прав и обязанностей", тёлемост, заочные путешествия, акции
милосердия, поисковая деятельность и др.
Практика
свидетельствует, что деятельности, связанной с профориентацией учащихся более
всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий,
"В мире профессий", "Как выбирать профессию?", экскурсии на
производство, игра-конкурс "Чья профессия лучше?" и др. -
При организации
эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера
и утренники, "Час поэзии", экскурсии в музеи и на выставки, прогулки
на природу, беседы о музыке и живописи, "Учить постигать красоту родной
природы", классный дисковечер, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск
рукописных журналов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.